Скачать 0.69 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс по модулю Б3.КВ7 Именные части речи Факультет филологический Направление: 050100 Педагогическое образование Профиль 050110 Филологическое образование Кафедра русского языка Составитель: к.ф.н., доц. Семенова Н. А. Москва-2013 Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ ___________(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «_30__» _____08______2013г.
Направление: 050100 Педагогическое образование Профиль: 050110 Филологическое образование Составитель: к.ф.н., доц. Семенова Н.А. Москва-2013 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Цель: исследование актуальных проблем морфологии (на материале именных частей речи). Задачи: - углубление знаний, полученных в основном курсе современного русского языка об именных частях речи; - формирование умений выявлять различия между лексическим и грамматическим значением слова; - приобретение навыков работы с учебной и научной литературой, посвященной изучению грамматических категорий именного слова в современном русском языке; - овладение нормами устной и письменной речи, изучение особенностей формообразования именных частей речи. Объем в ЗЕ: 3 Время изучения: курс III семестр 7 Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Основы языкознания, Современный русский язык Фонетика) Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Современный русский язык, Типология членов предложения в современном русском языке, Структура и семантика многочленного сложного предложения. Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): - Имеет представление об истории, современном состоянии и тенденциях развития русского языка, его родственных связей и типологических особенностей Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование 2 уровень сложности: конспектирование, реферат, анализ различных типов данных 3 уровень сложности: эссе, проект Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер Технологическая карта образовательного модуля
2. Объем модуля и виды учебной работы Форма обучения заочная
3. Содержание модуля/ дисциплины Краткое содержание курса Общие сведения. Оппозиции внутри самостоятельных частей речи. Противопоставление имен и глаголов. Противопоставление местоименных и неместоименных слов. Противопоставление имени существительного как имени предмета и всех остальных признаковых частей речи. Синкретичные явления в системе частей речи. Причины синкретизма. Теория полевой структуры частей речи. Теория поля в грамматике (В.Г. Адмони). Ядро и периферия именных частей речи. Теория трех рангов Отто Есперсена. Объем именных частей речи. Морфологические разряды и их отношение к частям речи. Имя существительное. Продуктивные тенденции в развитии категории рода. Продуктивные тенденции в развитии категории числа. Синтаксические (грамматические) и семантические падежи (Е. Курилович), восполняющие падежи (Н.Ю. Шведова). Имя прилагательное. Отличие грамматических категорий имени прилагательного от имени существительного. Имя числительное. Своеобразие значения имени числительного. Специфика морфологического оформления числительного. Вопрос о неопределенно-количественных словах русского языка в современной грамматике. Местоимение. Традиционный и современный подход к словарному составу местоимения как части речи. Склонение именных частей речи. Теория русского именного словоизменения А.А. Зализняка. Классификация по типам склонения в зависимости от набора падежных флексий. Основные типы парадигм. Нестандартные и вариантные окончания. Современные тенденции в области склонения существительных. Дефектные парадигмы. Современные тенденции в области склонения числительных. Несклоняемые именные части речи. Продуктивные типы образования аналитических признаковых наименований. 3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий Заочная форма обучения
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
Основные понятия Грамматическое значение, грамматическая форма, часть речи, грамматическая категория, морфологическая парадигма, падеж, типы падежей, число, род, склонение, лексико-грамматический разряд, теория поля, аналитические тенденции в морфологии.
Факультет филологический Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю « Именные части речи» Форма обучения очная Курс III
График самостоятельной работы студентов заочной формы обучения Факультет филологический Специальность/ направление: Педагогическое образование Профиль Филологическое образование Курс 3
|