Учебно-методический комплекс по модулю 2 Старославянский язык Факультет филологический





НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю 2 Старославянский язык Факультет филологический
страница1/29
Дата публикации06.01.2015
Размер1.82 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Ерофеева Е.А.

Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1

10 сентября 2012 г

Учебно-методический комплекс
по модулю Б3.В2.2 Старославянский язык
Факультет филологический

Направление: 050100 Педагогическое образование

Профиль 050110 Филологическое образование

Кафедра русского языка

Составитель: д.ф.н., доц. Чапаева Л.Г.
2 курс (очного обучения)

Москва-2012

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Утверждаю

зав.кафедрой

_______________________

(к.ф.н., доц. Ерофеева Е.А.)
Решение заседания

кафедры Протокол № 1

10 сентября 2012г.



  1. Программа модуля «Старославянский язык»


Направление: 050100 Педагогическое образование

Профиль: 050110 Филологическое образование

Составитель: д.ф.н., доц. Чапаева Л.Г.


Москва-2012

1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса
Цель: освоение студентами теоретических принципов и овладение практическими навыками сравнительно-исторического анализа языкового материала. Для достижения этой цели необходимо усвоить принципы лингвистического анализа древних текстов, уметь применять теоретические знания в конкретных реконструкциях праславянских форм, применять полученные знания при анализе фактов современного русского языка и других славянских языков.

Задачи:

 - синхронное изучение языковой системы старославянского языка во всей совокупности ее уровней

- усвоение навыков чтения и перевода старославянского текста

- реконструкция звуков, форм и слов русского – старославянского – праславянского языков.

Объем в ЗЕ: 2
Время изучения: курс 2 семестр 3 (о/о, год набора 2011)
Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

Основы языкознания, Современный русский язык Фонетика)

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

История русского языка, Современный русский язык

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ:

мировоззренческий ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
ПК ПедБ-10-М03

- Способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

ЗАДАЧА Ф03ПедБ-10/02

- Объяснить существующие чередования гласных и согласных в русском языке, пользуясь методикой исторической реконструкции; определить старославянизмы в составе русского языка и сопоставить их лексические значения с русскими коррелятами

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

2 уровень сложности: конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

3 уровень сложности: эссе, проект
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер
Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль


Компетенция

ПК ПедБ-10-М03



Тема 1

Происхождение старослав. языка и азбуки.

Памятни-ки


Конспекты, презентации

Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект


Рабочая тетрадь


Устный и письменный


Компетенция

ПК ПедБ-10-М03



Тема 2

Фонетика. Позиции редуцированных


Конспекты, презентации

Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект


Рабочая тетрадь


Устный и письменный


Компетенция

ПК ПедБ-10-М03


Тема 3

Праславянские процессы


Конспекты, презентации

Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект


Рабочая тетрадь


Устный и письменный

Компетенция

ПК ПедБ-10-М03


Тема 4

Праславянские процессы




Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный

Компетенция

ПК ПедБ-10-М03


Тема 5

Имя существительное




Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный

Компетенция

ПК ПедБ-10-М03


Тема 6

Мест-я и прилагательные




Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный

Компетенция

ПК ПедБ-10-М03


Тема 7

Глагол




Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный

Компетенция

ПК ПедБ-10-М03


Тема 8

Причастия




Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный


2. Объем модуля и виды учебной работы

Форма обучения очная

год набора 2011

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа







Лекции

16

16

3

Практические/семинарские

20

20

3

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен


+





3

Общий объем часов по дисциплине

36

36

72


3. Содержание модуля/ дисциплины

Краткое содержание курса

Общие сведения. Введение. Предмет, задачи, источники. Происхождение старослав. языка Славянские азбуки. Важнейшие памятники старославянского языка. Деятельность Кирилла и Мефодия. Жития.

Источники старославянской азбуки. Кириллические памятники старославянского языка. Палеографические особенности.

Фонетика. Система гласных и согласных, отраженная в старосл. текстах. Структура слога. Дифференциальные признаки фонем.

Сильные и слабые позиции редуцированных. Транскрипция.

Праславянские процессы. Происхождение славянских гласных и I ряд чередований.

Монофтонгизация дифтонгов.

Происхождение носовых гласных.

Преобразования сочетаний гласных с плавными.

Происхождение исконномягких согласных.

Морфология. Морфологическая система старосл. языка. Категории и части речи. Имя существительное. Основные категории, типы склонения. Местоимение: Формы личных и неличных местоимений. Варианты словоизменения. Имя прилагательное: разряды, именные и членные формы, их склонение; образование и словоизменение форм сравнительной степени. Глагол: основные категории, классы глаголов. Спрягаемые формы глаголов в трех временах. Именные формы глагола, их образование и склонение
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий

Очная форма обучения
год набора 2011

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары



Самостоятельная работа

1.

Общие сведения

2

-







4

2.

Фонетика

2

4







6

3.

Праславянские процессы

4

6







10

4.

Морфология

8

10







16


3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
Очное отделение

год набора 2011

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Общие сведения

Старославянский язык как первый книжно-письменный язык славян, его историко-культурное и научно-лингвистическое значение. Характер дошедших текстов на старославянском языке и проблема его реконструкции. Характер дошедших текстов на старославянском языке и проблема его реконструкции. Вопрос о диалектной основе старославянского языка и его отношение к восточнославянским диалектам IX в.
Цель и задачи курса в подготовке учителя-словесника. Роль старославянского в истории русского литературного языка и его следы в современном русском языке. Старославянизмы.


Лекция 1. Введение.

1.Предмет, задачи, источники. 2.Происхождение старослав. языка 3.Славянские азбуки.

4.Важнейшие памятники старославянского языка.

5.Буквы и числа. Диакритики.




2.

Фонетика

Фонетика старославянского языка, отражающая черты одного из южнославянских диалектов. Строение и законы слога. Система гласных. Дифференциальные признаки гласных фонем.

Система согласных. Дифференциальные признаки согласных. Особенности старославянской системы: исконномягкие и полумягкие согласные, слогообразующие плавные.

Редуцированные гласные, их сильные и слабые позиции. Напряженные редуцированные.

Лекция 2. Система гласных и согласных, отраженная в старосл. текстах. Структура слога. Дифференциальные признаки фонем.

Сильные и слабые позиции редуцированных.

Занятие 1. Гласные и согласные старославянского языка: буквы и звуки. Правила чтения.

Занятие 2. Редуцированные гласные, их сильные и слабые позиции. Напряженные редуцированные. Транскрипция.

3.

Праславянские процессы

Понятие о праславянском языке. Относительность хронологии фонетических процессов. Характеристика исходной фонетической системы к моменту выделения праславянской группы. Качественная дифференциация долгих и кратких гласных.

Монофтонгизация дифтонгов и возникновение II ряда чередований гласных дифтонгического происхождения и сочетаний гласных с [в] и [j].

Образование славянских носовых гласных и III ряда чередований на месте дифтонгических сочетаний гласных с носовыми согласными.

Преобразование внутрислоговых сочетаний гласных с плавными согласными. Различия в их судьбе в разных группах славянских языков.

Преобразование заднеязычных согласных перед (и после) гласных переднего ряда: I, II, III палатализации заднеязычных. Преобразование сочетаний согласных с *j.

Лекция 3. Происхождение славянских гласных и I ряд чередований.

Монофтонгизация дифтонгов.

Происхождение носовых гласных.

Лекция 4. Преобразования сочетаний гласных с плавными.

Происхождение исконномягких согласных.

Занятие 3. Преобразование древних количественных отношений в качественные и возникновение I ряда чередований гласных.

Монофтонгизация дифтонгов.

Образование славянских носовых гласных.

Занятие 4. Преобразование внутрислоговых сочетаний гласных с плавными согласными. Преобразование заднеязычных согласных перед (и после) гласных переднего ряда: I, II, III палатализации заднеязычных. Преобразование сочетаний согласных с *j.

Занятие 5. Контрольная работа по праславянским процессам. Восстановление корней.

4.

Морфология

Морфологическая система старосл. языка. Категории и части речи.

Имя существительное.

Местоимение.

Имя прилагательное.

Глагол.

Лекция 5. Имя существительное. Основные категории, типы склонения.

Лекция 6. Местоимение: Формы личных и неличных местоимений. Варианты словоизменения. Имя прилагательное: разряды, именные и членные формы, их склонение; образование и словоизменение форм сравнительной степени Лекция 7. Глагол: основные категории, классы глаголов. Спрягаемые формы глаголов в трех временах. Лекция 8. Именные формы глагола, их образование и склонение.

Занятие 6. Имена существительные. Типы склонения.

Занятие 7. Имя прилагательное: краткие и полные формы.

Имя прилагательное: степени сравнения.

Занятие 8. Глагол. Спрягаемые формы.

Занятие 9. Глагол. Причастия и другие именные формы глагола.

Занятие 10. Обобщающее занятие: систематический и комплексный анализ старославянского текста.



Основные понятия (глоссарий)

Раздел Введение

Прародина индоевропейцев, этнос, славяне, индоевропейская семья языков, праязык, старославянский язык, региональные редакции (изводы) старославянского языка, протославянский диалект праиндоевропейского языка, праславянский язык, балто-славянская языковая общность, церковнославянский язык, древнерусский (общевосточно-славянский) язык;

Сравнительно-исторический метод, методы внешней и внутренней реконструкции, метод относительной хронологии, метод структурного анализа, сопоставительно-типологический метод.

Графика, письмо, типы письма, графема, буква, алфавит, азбука, фонетический тип письма (буквенно-звуковой), консонантный тип письма, греческое письмо (западная и восточная системы), латиница, славянские азбуки (глаголица, кириллица), звуковое и числовое значение букв славянских азбук, диакритические знаки, титло, памятники письма.

Раздел Фонетика

Фонема, позиционный вариант фонемы, звук, буква гласного, буква согласного, фонетическая позиция, законы восходящей звучности (*ЗВЗ) и внутрислогового сингармонизма (*ЗСС), структура слога, система гласных фонем, дифференциальные признаки гласных, редуцированные гласные (РГ), сильные и слабые позиции (РГ) напряженные редуцированные, слогообразующие согласные (слоговые сонанты);

Система согласных фонем, сложные согласные, позиция нейтрализации, полумягкие согласные, исконномягкие согласные.

Раздел История праславянской фонологической системы

Монофтонг (*М), дифтонг (*Д), качественный и количественный признак как дифференциальный, дифтонгическое сочетание (*ДС).

Неслоговые сонанты, неслоговые согласные плавные, носовые сонанты.

Дефонологизация качественного признака гласных, внутрислоговой сингармонизм, монофтонгизация дифтонгов (*МД); монофтонгизация дифтонгических сочетаний (*МДС), палатализации, «йотовая палатализация».

Раздел Морфология старославянского языка

Флексия, грамматические категории, грамматические значения, способы выражения грамматических значений, показатели грамматических значений.

Имена, грамматические категории имени существительного, именное склонение, типы склонения, показатели типов склонения (древняя именная основа), парадигма, именные (краткие) формы прилагательных, местоименные (полные) формы прилагательных.

Глагольные грамматические категории, спряжение, спрягаемые формы глагола, неспрягаемые формы глагола, причастие, супин, инфинитив, простые (синтетические формы пошедшего времени (аорист, имперфект), сложные (аналитические) формы пошедшего времени (перфект, плюсквамперфект).


  1. Календарно-тематический план

Факультет филологический

Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю «Старославянский язык»

Форма обучения очная

Курс 2, семестр 3

год набора 2011


направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

Педагогическое образование Профиль Филологическое образование


Общие сведения

6

2

-




4

сентябрь

Фонетика

12

2

4




6

октябрь

Праславянские процессы

20

4

6




10

ноябрь

Морфология

34

8

10




16

декабрь




  1. Организация самостоятельной работы студентов

График самостоятельной работы студентов очной формы обучения

Факультет филологический

Специальность/ направление: Педагогическое образование Профиль Филологическое образование

Курс 2, семестр 3

год набора 2011


направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

март

апрель

май

июнь

Педагогическое образование

Происхождение старославянского языка

доклад

*






















Славянская книжность на Руси

реферат




*



















Роль старославянского языка в становлении письменности славян.

эссе







*
















Деятельность Кирилла и Мефодия

доклад







*
















Старославянский - церковнославянский язык

проект










*
















  1. Тематика рефератов




  1. Роль старославянского языка в становлении письменности славян.

  2. Кириллические памятники старославянского языка. Палеографические особенности.

  3. Старославянский – церковнославянский как язык средневековой культуры.

  4. Солунские братья – кто они?

  5. Деятельность Кирилла и Мефодия.

  6. Славянская книжность на Руси.

  7. Важнейшие старославянские памятники Руси.

  8. «За» и «против» первого алфавита: глаголица или кириллица?

  9. Кириллица как основа современных алфавитов.

  10. Трансформация кириллических букв с XI по XX в.

  11. Реформы кириллической азбуки в России.

  12. Оригинальные и заимствованные буквы в кириллице.

  13. О чем говорят нам названия букв?

  14. Диакритические знаки и их функции.

  15. Обозначение чисел с помощью букв кириллицы.




  1. Тематика курсовых проектов (работ) - не предусмотрены

  2. Тематика ВКР – не предусмотрены

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины
а) основная литература

Климовская Г.И.Старославянский язык. Учебник - Москва: Флинта, 2011

Чапаева Л.Г. Старославянский язык: Рабочая тетрадь – М., 2012 / Электронная версия/ Режим доступа:сайт электронной библиотеки МГГУ им. М.А.Шолохова

б) дополнительная литература

Войлова К.А. Старославянский язык. М., 2003.

Хабургаев Г.А. Старославянский язык. М., изд-во Альянс, 2012.

Хабургаев Г.А. Старославянский язык. М., 1972 или 1986.

Дементьев А.А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку. М., 1975.

Кондрашов Н.А., Кузнецова Л.К., Войлова К.А. Сборник упражнений по старославянскому языку и методические указания к их выполнению. М., 1988.

Бернштейн С.Б. Константин-Философ и Мефодий: Начальные главы из истории славянской письменности. – М., 1984.

Бондалетов В.Д. Старославянский язык: Таблицы. Тексты. Учебный словарь / В.Д.Бондалетов, Н.Г.Самсонов, Л.Н.Самсонова. – М., 2005.

Сказания о начале славянской письменности. – М., 1981.

Толстой Н.И. История и структура славянских литературных языков. – М., 1988.

Турбин Г.А. Старославянский язык: Учебное пособие / Г.А.Турбин, С.Г.Шулежкова. – 4-е изд. – М., 2002.

Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры: Истоки древнерусской книжности. – М., 1994.

Словари:

Старославянский словарь (по рукописям X-XI веков) / Под ред. Р.М.Цейтлин, Р.Вечерки и Э. Благовой. – М., 1999.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / Пер. с нем. и доп. О.Н.Трубачева: В 4-х т. – М., 1964-1973.

Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка: В 2-х т. – М., 1993.
в) информационное обеспечение (Интернет- ресурсы, программные средства, мультимедиа технологии)

Интернет- ресурсы

Иванова Т.А. Старославянский язык / учебник [электронный ресурс]. Режим доступа:

https://rapidshare.com/files/74187151/Ivanova_Staroslavianskiy_yazyk.rar

Хабургаев Г.А. Старославянский язык / учебник [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.booksshare.net

Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры: истоки древнерусской книжности [Электронный ресурс] / Г.А.Хабургаев. Режим доступа: http://ksana-k.narod.ru
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю 2 Старославянский язык Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю б в4 «Филологический анализ...
...
Учебно-методический комплекс по модулю 2 Старославянский язык Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю культура делового общения Факультет филологический
Цель: приобретение студентами теоретических системных знаний в области современной деловой речи
Учебно-методический комплекс по модулю 2 Старославянский язык Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю 2 Старославянский язык Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю 2 Старославянский язык Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю 2 Старославянский язык Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю Философия художественного...
...
Учебно-методический комплекс по модулю 2 Старославянский язык Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык Шолохова Факультет филологический
Цель: приобретение студентами углубленных знаний о жизни и творчестве М. А. Шолохова одного из классиков русской литературы ХХ века....
Учебно-методический комплекс по модулю 2 Старославянский язык Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв15 «Поэтика прозы М. М....
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный...
Учебно-методический комплекс по модулю 2 Старославянский язык Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю 2 Старославянский язык Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв5 Ономастика Факультет филологический
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю 2 Старославянский язык Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю «Мастерство А. П. Чехова-прозаика»...
...
Учебно-методический комплекс по модулю 2 Старославянский язык Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю Техника выразительного чтения...
...
Учебно-методический комплекс по модулю 2 Старославянский язык Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык писателя Факультет филологический
Цель: формирование понятия «идиостиль писателя»; приобретение студентами углубленных знаний о жизни и творчестве М. А. Шолохова одного...
Учебно-методический комплекс по модулю 2 Старославянский язык Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» составная часть ооп впо по направлению 032700. 62 «Филология»...
Учебно-методический комплекс по модулю 2 Старославянский язык Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю б б. 3 Специальная педагогика Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю 2 Старославянский язык Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск