Скачать 1.82 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс по модулю Б3.В2.2 Старославянский язык Факультет филологический Направление: 050100 Педагогическое образование Профиль 050110 Филологическое образование Кафедра русского языка Составитель: д.ф.н., доц. Чапаева Л.Г. 2 курс (очного обучения) Москва-2012 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ (к.ф.н., доц. Ерофеева Е.А.) Решение заседания кафедры Протокол № 1 10 сентября 2012г.
Направление: 050100 Педагогическое образование Профиль: 050110 Филологическое образование Составитель: д.ф.н., доц. Чапаева Л.Г. Москва-2012 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Цель: освоение студентами теоретических принципов и овладение практическими навыками сравнительно-исторического анализа языкового материала. Для достижения этой цели необходимо усвоить принципы лингвистического анализа древних текстов, уметь применять теоретические знания в конкретных реконструкциях праславянских форм, применять полученные знания при анализе фактов современного русского языка и других славянских языков. Задачи: - синхронное изучение языковой системы старославянского языка во всей совокупности ее уровней - усвоение навыков чтения и перевода старославянского текста - реконструкция звуков, форм и слов русского – старославянского – праславянского языков. Объем в ЗЕ: 2 Время изучения: курс 2 семестр 3 (о/о, год набора 2011) Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Основы языкознания, Современный русский язык Фонетика) Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: История русского языка, Современный русский язык Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): ПК ПедБ-10-М03 - Способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: ЗАДАЧА Ф03ПедБ-10/02 - Объяснить существующие чередования гласных и согласных в русском языке, пользуясь методикой исторической реконструкции; определить старославянизмы в составе русского языка и сопоставить их лексические значения с русскими коррелятами Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование 2 уровень сложности: конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ 3 уровень сложности: эссе, проект Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер Технологическая карта образовательного модуля
2. Объем модуля и виды учебной работы Форма обучения очная год набора 2011
3. Содержание модуля/ дисциплины Краткое содержание курса Общие сведения. Введение. Предмет, задачи, источники. Происхождение старослав. языка Славянские азбуки. Важнейшие памятники старославянского языка. Деятельность Кирилла и Мефодия. Жития. Источники старославянской азбуки. Кириллические памятники старославянского языка. Палеографические особенности. Фонетика. Система гласных и согласных, отраженная в старосл. текстах. Структура слога. Дифференциальные признаки фонем. Сильные и слабые позиции редуцированных. Транскрипция. Праславянские процессы. Происхождение славянских гласных и I ряд чередований. Монофтонгизация дифтонгов. Происхождение носовых гласных. Преобразования сочетаний гласных с плавными. Происхождение исконномягких согласных. Морфология. Морфологическая система старосл. языка. Категории и части речи. Имя существительное. Основные категории, типы склонения. Местоимение: Формы личных и неличных местоимений. Варианты словоизменения. Имя прилагательное: разряды, именные и членные формы, их склонение; образование и словоизменение форм сравнительной степени. Глагол: основные категории, классы глаголов. Спрягаемые формы глаголов в трех временах. Именные формы глагола, их образование и склонение 3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий Очная форма обучения год набора 2011
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД Очное отделение год набора 2011
Основные понятия (глоссарий) Раздел Введение Прародина индоевропейцев, этнос, славяне, индоевропейская семья языков, праязык, старославянский язык, региональные редакции (изводы) старославянского языка, протославянский диалект праиндоевропейского языка, праславянский язык, балто-славянская языковая общность, церковнославянский язык, древнерусский (общевосточно-славянский) язык; Сравнительно-исторический метод, методы внешней и внутренней реконструкции, метод относительной хронологии, метод структурного анализа, сопоставительно-типологический метод. Графика, письмо, типы письма, графема, буква, алфавит, азбука, фонетический тип письма (буквенно-звуковой), консонантный тип письма, греческое письмо (западная и восточная системы), латиница, славянские азбуки (глаголица, кириллица), звуковое и числовое значение букв славянских азбук, диакритические знаки, титло, памятники письма. Раздел Фонетика Фонема, позиционный вариант фонемы, звук, буква гласного, буква согласного, фонетическая позиция, законы восходящей звучности (*ЗВЗ) и внутрислогового сингармонизма (*ЗСС), структура слога, система гласных фонем, дифференциальные признаки гласных, редуцированные гласные (РГ), сильные и слабые позиции (РГ) напряженные редуцированные, слогообразующие согласные (слоговые сонанты); Система согласных фонем, сложные согласные, позиция нейтрализации, полумягкие согласные, исконномягкие согласные. Раздел История праславянской фонологической системы Монофтонг (*М), дифтонг (*Д), качественный и количественный признак как дифференциальный, дифтонгическое сочетание (*ДС). Неслоговые сонанты, неслоговые согласные плавные, носовые сонанты. Дефонологизация качественного признака гласных, внутрислоговой сингармонизм, монофтонгизация дифтонгов (*МД); монофтонгизация дифтонгических сочетаний (*МДС), палатализации, «йотовая палатализация». Раздел Морфология старославянского языка Флексия, грамматические категории, грамматические значения, способы выражения грамматических значений, показатели грамматических значений. Имена, грамматические категории имени существительного, именное склонение, типы склонения, показатели типов склонения (древняя именная основа), парадигма, именные (краткие) формы прилагательных, местоименные (полные) формы прилагательных. Глагольные грамматические категории, спряжение, спрягаемые формы глагола, неспрягаемые формы глагола, причастие, супин, инфинитив, простые (синтетические формы пошедшего времени (аорист, имперфект), сложные (аналитические) формы пошедшего времени (перфект, плюсквамперфект).
Факультет филологический Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю «Старославянский язык» Форма обучения очная Курс 2, семестр 3 год набора 2011
График самостоятельной работы студентов очной формы обучения Факультет филологический Специальность/ направление: Педагогическое образование Профиль Филологическое образование Курс 2, семестр 3 год набора 2011
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины а) основная литература Климовская Г.И.Старославянский язык. Учебник - Москва: Флинта, 2011 Чапаева Л.Г. Старославянский язык: Рабочая тетрадь – М., 2012 / Электронная версия/ Режим доступа:сайт электронной библиотеки МГГУ им. М.А.Шолохова б) дополнительная литература Войлова К.А. Старославянский язык. М., 2003. Хабургаев Г.А. Старославянский язык. М., изд-во Альянс, 2012. Хабургаев Г.А. Старославянский язык. М., 1972 или 1986. Дементьев А.А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку. М., 1975. Кондрашов Н.А., Кузнецова Л.К., Войлова К.А. Сборник упражнений по старославянскому языку и методические указания к их выполнению. М., 1988. Бернштейн С.Б. Константин-Философ и Мефодий: Начальные главы из истории славянской письменности. – М., 1984. Бондалетов В.Д. Старославянский язык: Таблицы. Тексты. Учебный словарь / В.Д.Бондалетов, Н.Г.Самсонов, Л.Н.Самсонова. – М., 2005. Сказания о начале славянской письменности. – М., 1981. Толстой Н.И. История и структура славянских литературных языков. – М., 1988. Турбин Г.А. Старославянский язык: Учебное пособие / Г.А.Турбин, С.Г.Шулежкова. – 4-е изд. – М., 2002. Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры: Истоки древнерусской книжности. – М., 1994. Словари: Старославянский словарь (по рукописям X-XI веков) / Под ред. Р.М.Цейтлин, Р.Вечерки и Э. Благовой. – М., 1999. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / Пер. с нем. и доп. О.Н.Трубачева: В 4-х т. – М., 1964-1973. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка: В 2-х т. – М., 1993. в) информационное обеспечение (Интернет- ресурсы, программные средства, мультимедиа технологии) Интернет- ресурсы Иванова Т.А. Старославянский язык / учебник [электронный ресурс]. Режим доступа: https://rapidshare.com/files/74187151/Ivanova_Staroslavianskiy_yazyk.rar Хабургаев Г.А. Старославянский язык / учебник [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.booksshare.net Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры: истоки древнерусской книжности [Электронный ресурс] / Г.А.Хабургаев. Режим доступа: http://ksana-k.narod.ru |