Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
|
Утверждаю зав.кафедрой
| Проректор по учебной работе
| _______________________
| МГГУ им. М.А. Шолохова
| (к.ф.н., доц. Ерофеева Е.А.)
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № 1
от сентября 2013 г
| Учебно-методический комплекс по модулю Б3.КВ5 Ономастика Факультет филологический
Направление: 050100 Педагогическое образование
Профиль 050110 Филологическое образование
Кафедра русского языка
Составитель: к.ф.н., доц. Давыдова О.А.
Москва-2013
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой
_______________________
(к.ф.н., доц. Ерофеева Е.А.) Решение заседания
кафедры Протокол № 1
сентября 2013 г..
Программа модуля «Ономастика»
Направление: 050100 Педагогическое образование
Профиль: 050110 Филологическое образование
Составитель: к.ф.н., доц. Давыдова О.А.
Москва-2013 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса
Цель: формирование системы теоретических и практических знаний об ономастике – особом разделе языкознания, изучающем имена собственные.
Задачи:
- дать теоретические знания об особом разделе лексикологии – ономастике;
- познакомить с разнообразными видами онимов;
- углубить знания о современной системе русских антропонимов;
- познакомить с системой московских топонимов, этапами ее исторического формирования и перестройки.
Объем в ЗЕ: 4 Время изучения: курс 4
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Современный русский язык, Основы языкознания
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
Современный русский язык, Этнолигвистика, Этнолигвокультурология, Язык писателя
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
СК-1 Владеть основными понятиями и терминами филологической науки.
СК-2Иметь представление о современных проблемах и перспективах развития филологии и ономастики как ее части. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
ЗАДАЧА Ф03ПедБ-10/02
- знать типологию онимов. Формы освоения ОМ:
использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения
Формы контрольных и учебных заданий:
1 уровень сложности: Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование
2 уровень сложности: конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
3 уровень сложности: эссе, проект Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
70/30 % - мировоззренческий кластер Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия *
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
|
СК-1 СК-2
| Тема 1
Предмет ономастики. Становление науки
| Предмет ономастики. Становление науки
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
|
конспект
|
Устный и письменный
|
СК-1 СК-2
| Тема 2
Методы ономастич. исследований
|
Методы ономастич. исследований
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
|
Рабочая тетрадь
|
Устный и письменный
|
СК-1 СК-2
| Тема 3
Антропонимы как особый вид онимов
| Антропонимы как особый вид онимов
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
|
Рабочая тетрадь
|
Устный и письменный
| СК-1 СК-2
|
| Становление современной русской антропонимической системы.
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный
| СК-1 СК-2
| Тема 4
Топонимы как разновидность онимов
Тема5
Другие разновидности онимов
| Топонимы как разновидность онимов
Урбонимы как особая разновидность топонимов.
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;
Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
| Рабочая тетрадь
Рабочая тетрадь
| Устный и письменный
Устный и письменный
|
2. Объем модуля и виды учебной работы
Форма обучения очная
год набора 2013
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| филологический
| ономастика
| Лекции
| 14
| 30
| 8
| Практические/семинарские
| 20
| 44
| 8
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
Экзамен
|
+
|
|
8
| Общий объем часов по дисциплине
| 34
| 74
| 108
|
Краткое содержание курса
Общие сведения. Имя собственное как языковая категория. Онимы и апеллятивы. История изучения имени собственного. Становление науки ономастики. Методы ономастических исследований.
Антропонимика как часть ономастики. Антропонимика как раздел ономастики, изучающий личные имена. Историческое формирование современного русского антропонимического трехчлена. Особенности именования представителей разных профессий в современной практике. Другие виды антропонимов, широко использующиеся в современной языковой практике: псевдонимы, прозвища, клички.
Топонимика как часть ономастики. Топонимика как особый раздел ономастики. Топонимика Москвы как система. Изменения в системе, ведущие к ее разрушению. Забота о сохранении уникальной топонимической системы. Основные способы образования московских топонимов. Особенности топонимии разных объектов Москвы: именования московских храмов; именование станций метро, именование мостов и др. Москвоведение как региональный компонент школьной программы.
Другие виды онимов. Теонимы, зоонимы, астронимы, планетонимы, фитонимы, идеонимы и др. 3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий
Очная форма обучения
год набора 2012
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практические занятия
| Семинары
| Самостоятельная работа
| 1.
| Общие сведения
| 4
|
|
| 4
| 2.
| Антропонимика как часть ономастики
| 4
| 10
|
| 30
| 3.
| Топонимика как часть ономастики.
| 4
| 6
|
| 20
| 4.
| Другие виды онимов.
| 2
| 4
|
| 20
| 3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
Очное отделение
год набора 2013
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план лекционных занятий
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Общие сведения
| Имя собственное как языковая категория. Онимы и апеллятивы. История изучения имени собственного. Становление науки ономастики. Методы ономастических исследований.
| Лекция 1.
Имя собственное как языковая категория.
Онимы и апеллятивы. История изучения имени собственного. Становление науки ономастики.
Лекция 2.
Методы ономастических исследований.
| Занятие 1. Онимы и апеллятивы. Взаимный переход. Способы образования онимов.Трансонимизация.
| 2.
| Антропонимика как часть ономастики
| Антропонимика как раздел ономастики, изучающий личные имена.
| Лекция 3.
Виды антропонимов.
Разные виды антропонимов в антропонимической системе языков мира Лекция 4.
Русский антропонимический трехчлен. Его историческое формирование.
| Занятие 2. Имя как один из компонентов трехчлена.
Мода на имена
Отчество как русский компонент антропоним. трехчлена.
Занятие3.
Фамилия как главный компонент соврем. антропоним. трехчлена. История становления.
Занятие 4. Прозвища и клички как особый вид антропонимов. Способы их создания.
Занятие 5.
Псевдонимы – особый вид антропонимов. Способы создания. Псевдонимы писателей.
Занятие 6.
Особенности именования представителей разных профессий в современной практике.
| 3.
| Топонимика как часть ономастики.
| Топонимика как раздел ономастики, изучающий имена географических объектов
| Лекция 4.
Топонимика как особый раздел ономастики. Виды топонимов. Пути создания топонимов.
Лекция 5. Топонимика Москвы как система. Особенности именования разных объектов Москвы: храмов; станций метро, мостов и др.
| Занятие 7. Топонимика как особый раздел ономастики. Виды топонимов. Пути создания топонимов.
Занятие 8. Теории происхождения топонима Москва.
Занятие 9.. Топонимика Москвы как система.
Принципы называния городских объектов.
| 4.
| Другие виды онимов.
| Теонимы, зоонимы, астронимы, планетонимы, фитонимы, идеонимы и др.
|
| Занятие 10. Классификация онимов астронимы, планетонимы, фитонимы, идеонимы и др
| 3.
| Топонимика как часть ономастики.
| Топонимика как раздел ономастики, изучающий имена географических объектов
|
| Занятие 2. Топонимика как особый раздел ономастики. Виды топонимов. Пути создания топонимов.
Теории происхождения топонима Москва.
Топонимика Москвы как система.
Принципы называния городских объектов.
Улицы Москвы, отражающие историю поселения. Москвоведение как региональный компонент школьной программы.
|
| |