Скачать 1.18 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс по модулю Б 3.В4 «Филологический анализ текста» Факультет филологический Направление: 050100.62 Педагогическое образование Профиль: Русский язык и литература Кафедра русского языка Составитель: к.ф.н., доц. Ерофеева Е.А. Москва-2013 Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Решение заседания кафедры Протокол № __ « 30» _августа_2013_г. Утверждаю зав. кафедрой ____Ерофеева Е.А
«Филологический анализ текста» Направление: 050100.62 Педагогическое образование Профиль: Русский язык и литература Квалификация: бакалавр/магистр Составители: к.ф.н., доцент Ерофеева Е.А Москва-2013 1. Пояснительная записка «Филологический анализ текста» был введен в программу педагогических университетов вместо преподаваемого ранее курса «Лингвистический анализ текста». Это связано с качественно новым пониманием подхода к тексту, прежде всего художественному тексту. Призванный объединить лингвистический и литературоведческий аспекты анализа текста новый курс позволяет рассматривать текст как многомерное явление. «Необходимость комплексного изучения текста не есть методическое требование, оно есть выражение существа самого объекта», - писал известный ученый Г.В.Колшанский (Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. М., 1984, с.15). Текст в современной научной парадигме является значимым компонентом в постижении духовной сущности человеческого бытия. Дисциплина «Филологический анализ текста» изучается на старших курсах, т.е. на завершающем этапе образования, синтезируя знания студентов из предваряющих или параллельных курсов: «Теория литературы», «Теория языка», «Современный русский язык», «Стилистика», «История русской литературы». Материалом для анализа служат прежде всего классические и современные тексты русской художественной литературы, относящиеся к разным родам и жанрам. Курс «Филологический анализ текста» носит прежде всего практический характер, связанный с обращением сначала к поаспектному, а затем и к комплексному анализу текстов, что способствует формированию необходимых умений и навыков. Практические занятия и самостоятельная работа студентов направлены на усвоение и закрепление этих навыков, а также способствуют расширению исторических, филологических и общекультурных знаний студентов. На практических занятиях главное место отводится лингвистическому комментированию и интерпретации текстов, а также расширению и углублению общекультурной и профессиональной эрудиции студентов. Основные цели и задачи курса Филологический анализ текста изучается в двух аспектах, литературоведческом и лингвистическом, и является интеграционным курсом филологического образования. Цель курса – освоение студентами теоретических принципов и овладение практическими навыками филологического анализа языкового материала. Для достижения этой цели необходимо усвоить принципы лингвистического анализа текстов, специфика которого состоит в том, что он реализует эстетическую функцию языка и представляет собой динамическую систему речевых средств. Основными задачами учебной дисциплины "Филологический анализ текста" являются следующие: 1.Изучение теоретических основ филологического анализа текста как одного из современных направлений исследования языка в функциональном аспекте. 2.Выделение и описание основных особенностей художественного текста; характеристика его языкового и экстралингвистического своеобразия. 3.Знакомство с основными жанрами в рамках художественного стиля. 4.Рассмотрение основных языковых ресурсов фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии синтаксиса современного русского литературного языка. 5. Подготовка студентов к преподаванию курса "Филологический анализ текста" в школе. В результате освоения дисциплины студенты должны
- Уметь: свободно владеть специальной терминологией, анализировать текст с точки зрения функционирования языковых единиц, устанавливать закономерное соотношение между планом выражения и планом содержания в рамках текста как речевого произведения, уметь анализировать текстовые фрагменты любой стилистической принадлежности на предмет наличия в них категорий когезии, континуума, проспекции, ретроспекции, модальности, автосемантии, членимости, информативности.
Таким образом, изучение методики анализа текста дает знания в области теоретической и практической подготовки квалифицированного специалиста-филолога. Отбор материала основан на принципе системности. Исходя из особенностей такого сложного образования, как художественный текст, преподавателем курса предлагается концепция психолингвистического анализа художественного текста с учетом его семантической, структурной, эмотивной и коммуникативной организации. Понятия, используемые в курсе, отбираются таким образом, чтобы студенты получили возможность познакомиться не только с основными категориями и свойствами текста, но и с инновационными подходами к его интерпретации. Содержание курса направлено на формирование у студентов научного мировоззрения и систематизацию знаний в области русского языка и литературоведения. Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – экзамен. Программа включает тематику лекций, практических занятий, темы докладов, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы. Объем в ЗЕ: ____________3____________________________ Время изучения: курс_____5_____семестр_______9_________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Современный русский язык, История русской литературы, Введение в литературоведение Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Курсы по выбору Групповая принадлежность ОМ: профессиональный Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): ПКПедБ10И06 Способен анализировать на основе существующих научных концепций различные типы и виды текстов ПКПедБ10И04 Способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: - Овладеть методами и приемами анализа художественных текстов разных жанров. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 2 уровень сложности: реферат, структурирование проблемы, комплексный анализ текста Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 30/70 % - инструментальный кластер Технологическая карта образовательного модуля
2. Объем модуля и виды учебной работы (по очной форме обучения)
3. Содержание модуля/ дисциплины Текст как объект филологического анализа. Филология как комплексная гуманитарная наука. Лингвистический анализ текста – начальный этап филологического анализа. Основные лингвистические тенденции XX в. и анализ текста. Виды лингвистического анализа текста: лингвистическое комментирование, частичный и полный поуровневый лингвистический анализ, лингвопоэтический разбор. Стилистический анализ текста как вторая ступень филологического анализа. Цель и специфика литературоведческого анализа текста. Текст как структурно-семантическое образование. Основные признаки текста. Понятие текста. Вопрос об определении текста. Текст в широком и узком понимании. Основные признаки текста. Членимость текста. Объемно-прагматическое членение текста. Автосемантия отрезков текста. Контекстно-вариативное членение текста. Сверхфразовое единство и абзац. Границы СФЕ и абзаца. Два речевых потока текста – речь автора и речь персонажа. Связность и цельность текста. Средства связи в тексте. Текстовые категории. Определение текстовой категории. Дискуссионность вопроса о категориях текста. Информативность текста. Содержательно-фактуальная информация. Содержательно-концептуальная информация. Содержательно-подтекстовая информация. Модальность текста. Объективная и субъективная модальность художественного текста. Категория времени и пространства в тексте. Время реальное, концептуальное, художественное. Типологии художественного времени. Языковые средства выражения текстовой категории времени: лексические, морфологические, синтаксические. Пространственный континуум и средства его реализации в тексте. Объективное (диктумное) и субъективное (модусное) пространство. Художественное пространство. Типы текстового пространства. Понятие хронотопа. Типы хронотопа. Категория интертекстуальности. Понятие интертекстуальности. Работы Ю.Кристевой и Р.Барта об интертекстуальности. Теоретическая модель интертекстуальности М.Риффатерра. Истоки изучения интертекстуальности в работах М.Бахтина, Ю.Тынянова. Интертекстуальность и ее функции в художественном тексте. Типология интертекстуальных элементов в художественных текстах. Прецедентные тексты. Языковая личность автора и образ автора. Понятие языковой личности в лингвистической литературе. Образ автора как категория художественного текста. Концепция образа автора В.В.Виноградова. Понятие авторской точки зрения. Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней. Уровни текста. Проблема выделения и описания единиц текста: функционально-лингвистический подход, текстовой подход, функционально-коммуникативный подход. Языковые средства актуализации содержания текста на разных уровнях языка. Типологии текстов. Традиционные типологии текстов: литературоведческая и лингвистическая. Классификация текстов В.Г.Адмони: сакральные, утилитарные, художественные тексты, тексты звуковой массовой коммуникации. Функционально-текстовая классификация Э.Гроссе: нормативные, контактные, групповые, поэтические, тексты с доминантным самовыражением, тексты с доминантным побуждением, переходные, тексты с доминантой специальной информации. Психолингвистическая типология текстов В.П.Белянина. Художественные – нехудожественные тексты. Дифференциальные признаки художественного текста. Методы и приемы анализа текстов разных жанров. Проблема методологии филологического исследования. Роль Л.В.Щербы, Б.А.Ларина, А.М.Пешковского, Г.О.Винокура, В.В.Виноградова, М.М.Бахтина, Ю.М.лотмана в разработке методов анализа художественного произведения. Диалектический метод познания и его реализация в принципах ФАТ: историзма, взаимосвязи формы и содержания, соотношения общего и частного, системного подхода. Общенаучные (наблюдение, количественно-статистический анализ, эксперимент, сравнительно-сопоставительный анализ), общефилологический (контекстологический, компонентный, концептуальный, дистрибутивный и др.) и частные (интертекстуальный, семантико-стилистический, мотивный анализ, сопоставительно-стилистический и др.) методы исследования. Специфика анализа художественного текста. Основные подходы к изучению художественного текста: лингвоцентрический, текстоцентрический и антропоцентрический. Психолингвистическое направление изучения текста. Деривационное направление изучения текста. Прагматическое и когнитивное направления изучения текста. Комплексный филологический анализ текста. Денотативное пространство текста и его анализ. Понятие денотативного пространства текста. Понятие ситуации. Понятие денотата. Компоненты денотативного пространства текста. Метод семантической интерпретации пропозициональных денотатов Ван Дейка. Концептуальное пространство текста и его анализ. Понятие концепта. Понятие концептуального пространства, или концептосферы. Эмотивное пространство текста и его анализ. Понятие эмотивного пространства текста. Эмоциональность текста. Эмотивная лексика. Текстовые функции эмотивной лексики. Разновидности эмотивных смыслов текста. 3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий (по очной форме обучения)
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
Основные понятия Абзац, декодирование, диалог, дискурс, завершенность текста, интертекстуальность, информативность, информация, картина мира языковая, категории текстовые, когезия, кодирование, композиция, компоненты текста, контекст, концепт, лингвистика текста, макротекст, микротекст, модальность текста, образ автора, общефилологические методы анализа, описание, повествование, порождение текста, прагматика текста, пресуппозиция, признаки текста, проспекция, пространственный континуум, рассуждение, рема, ретроспекция, свертывание текста, сверхфразовое единство, связность текста, структура текста, текст, текстема, тема, типология текстов, уровни текста, функции текста, хронотоп, целостность текста, цельность текста, частные методы анализа, членение текста, языковая личность.
(по очной форме обучения) Факультет филологический Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю______ «Филологический анализ текста»________________________________________________ Форма обучения очная Курс 5
График самостоятельной работы студентов очной формы обучения Факультет филологический Специальность/ направление: Педагогическое образование Курс ___5__
3. Формы текущего и рубежного контроля Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме защиты проектов, творческих работ, проведения мастер-классов; рубежный контроль в форме зачета. Формы творческих проектов:
Темы докладов
|