Починковский муниципальный район
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Наруксовская средняя общеобразовательная школа
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО»
на заседании педагогического совета приказом директора
МБ ОУ Наруксовской СОШ МБ ОУ Наруксовской СОШ
протокол № 9 от 30.08.2013 от 31.08.2013 № 236
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК
ДЛЯ 9 КЛАССА
Составитель: учитель первой квалифицированной
категории Г. И. Бабушкина
2013 г
Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программ общеобразовательных учреждений «Русский язык». 5-9 классы» под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. – М.: «Просвещение», 2010. Данные программы рекомендованы Министерством образования и науки РФ и соответствуют Стандарту образования по русскому языку для средней школы. Преподавание ведется по учебнику « Русский язык»- учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова – М.: « Просвещение», 2011г
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), что соответствует учебному плану школы на 2013 - 2014 учебный год.
.Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса.
Программа определяется базовыми умениями и знаниями, которыми должны овладеть девятиклассники.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Ц е л и обучения русскому языку
Преподавание русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Задачи организации учебной деятельности
Развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
· роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
· смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
· основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
· особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
· признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
· основные единицы языка, их признаки;
· основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
· различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
· определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
· опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
· объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
· адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
· читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
· извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
· воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
· создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
· осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
· владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
· свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
· соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
· соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
· соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
· развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
· удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
· использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования
Содержательные линии программы
В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Каждая тема завершается обобщением и повторением пройденного, что должно обеспечивать необходимый уровень прочных знаний и умений. В программе специально выделены часы на развитие связной (устной и письменной) речи учащихся.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Учебно-тематический план
| Тема
| Количество часов
|
| Практическая часть
|
|
|
| Изучение материала
| Развитие речи
| Контр работы
| Творческие работы
| 1
| Международное значение русского языка
| 1
|
|
|
| 2
| Повторение пройденного в 5-8 классах
| 7
| 2
| 1
| 1
| 3
| Сложное предложение
| 2
| 1
|
|
| 4
| Союзные сложные предложения.
Сложносочиненные предложения
| 5
| 1
| 1
| 1
| 5
| Сложноподчиненные предложения
| 28
| 5
| 2
| 3
| 6
| Бессоюзные сложные предложения
| 9
| 3
| 1
| 1
| 7
| Сложные предложения с различными видами связи
| 7
| 2
|
| 1
| 8
| Общие сведения о языке
| 3
|
| 1
|
| 9
| Повторение
| 6
| 2
| 1
| 1
|
| Резервное время
|
|
|
|
|
| Итого: 68 часов
| 68 ч
| 16 ч
| 7 работ
| 8 работ
|
Виды и формы контроля:
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверь себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный); - комплексный анализ текста; - сочинение
- изложение с элементами сочинения; - тест - устное высказывание на лингвистическую тему.
Учебно-методическая литература
Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / (С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др.) – М.: «Просвещение», 2011г
«Программы общеобразовательных учреждений: « Русский язык». 5-9 классы / Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: «Просвещение», 2010 г.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001г.
ГИА 2014. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс – М.: 2013
Б.З. Букчина . Библиотека словарей русского языка.- М.: «Дрофа»,2006 г.
Раман Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 9 класс. – М.: « Экзамен» 2006г.
Русский язык 9 класс .Материалы для подготовки к итоговой аттестации- М.: « Просвещение» , 2007 г..
Контрольные и проверочные работы по русскому языку 8-9 классы- М.: «Дрофа»,1997 г.
Русский язык и литература. 5-11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи / сост. О.А. Хорт, Г.С. Шамшина. – Волгоград: Учитель, 2008
Диктанты по русскому языку для средней и старшей школы (5-11 классы): Учебное пособие. – М.: «Издательство «Астрель», «Издательство АСТ», 2000г.
Тренировочные диктанты по русскому языку. Учебно-методическое пособие. –М .: «Экзамен» ,2007 г.
Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку- М.:, Материк-Альфа,2006г.
Календарно-тематическое планирование. Приложение 1
№ п./п
| Тема урока
| Дата
| 1.
| Международное значение русского языка
|
|
| Повторение изученного в 5-8 классах ( 5ч+2чр.р. )
|
| 2.
| Фонетика. Лексика и фразеология.
|
| 3.
| Морфемика и словообразование.
|
| 4.
| Морфология.
|
| 5.
| Синтаксис словосочетания и простого предложения.
|
| 6.
| Развитие речи. Текст.
|
| 7.
| Развитие речи.
Изложение по упр.50
|
| 8.
| Контрольный диктант по повторению . .
|
|
| Сложное предложение. Культура речи. ( 1 ч+1ч р.р.)
|
| 9.
| Сложное предложение Основные виды сложных предложений.
|
| 10.
| Развитие речи. Способы сжатого изложения содержания текста.
|
|
| Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения. (4ч. +1 ч.р.р.).
|
| 11.
| Основные группы по ССП по значению и союзам.
|
| 12.
| Знаки препинания в ССП.
|
| 13.
| Развитие речи .Контрольное сочинение. Рецензия на литературное произведение.
|
| 14.
| Повторение материала по теме « ССП».
|
| 15.
| Контрольный диктант по теме «ССП».
|
|
| Сложноподчиненные предложения. ( 23 ч+ 5 ч.р.р. )
|
| 16.
| Строение СПП.
|
| – 18.
| Знаки препинания в СПП.
|
| 19-20
| СПП с придаточными определительными.
|
| 21 – 22.
| Развитие речи. Контрольное изложение.
|
| 23 - 24
| СПП с придаточными изъяснительными.
|
| 25
| Повторение изученного по теме « СПП с придаточными определительными и изъяснительными.
|
| 26.
| Проверочное тестирование по теме « СПП с придаточными определительными и изъяснительными.
|
| 27.
| СПП с придаточными обстоятельственными.
|
| 28.
| Придаточные предложения образа действия и степени.
|
| 29.
| Придаточные предложения места.
|
| 30.
| Придаточные предложения времени.
|
| 31.
| Развитие речи. Контрольное сочинение –рассуждение о родном крае.
|
| 32
| Придаточные предложения условные и причины.
|
| 33
| Придаточные предложения цели.
|
| 34.
| Придаточные предложения сравнительные.
|
| 35
| Придаточные предложения уступительные.
|
| 36
| Придаточные предложения следствия.
|
| 37 -38.
| СПП с придаточными присоединительными.
|
| 39
| Развитие речи. Устное сообщение на лингвистическую тему.
|
| 40 – 41.
| СПП с несколькими придаточными.
|
| 42
| Развитие речи. Деловые бумаги.
|
| 43.
| Повторение материала по теме»СПП»
|
| 44.
| Контрольный диктант по теме «СПП»
|
|
| Бессоюзные сложные предложения. (6ч+3ч).
|
| 45..
| Понятие о бессоюзном сложном предложении.
|
| 46.
47.
| Запятая и точка с запятой в БСП.
Двоеточие.
|
| 48
| Тире в БСП.
|
| 49 – 50.
| Развитие речи. Контрольное изложение.
|
| 51.
| Повторение материала по теме «БСП»
|
| 52.
| Контрольный диктант по теме «БСП».
|
| 53.
| Развитие речи. Реферат на лингвистическую тему.
|
|
| Сложные предложения с различными видами связи. ( 5ч +2 ч. р.р.).
|
| 54 -56.
| Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.
|
| 57-58.
| Развитие речи. Сочинение на тему « Моя будущая профессия»
|
| 59
| Авторские знаки препинания.
|
|
| Общие сведения о языке (3 ч).
|
| 60.
| Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.
|
| 61.
| Русский литературный язык и его стили.
|
| 62.
| Контрольное тестирование по теме « Сложное предложение.
Виды сложных предложений.
|
|
| Систематизация изученного ( 4ч. +2 ч. р. р. )
|
| 63
| Фонетика. Графика. Лексика. Фразеология. Морфемика. Словообразование.
|
| 64.
| Морфология. Орфография.
|
| 65.
| Синтаксис. Пунктуация. Употребление знаков препинания.
|
| 66 – 67.
| Развитие речи. Сочинение про упр. 395.
|
| 68
| Итоговый контрольный диктант.
|
| |