Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень).





Скачать 236.15 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень).
страница1/2
Дата публикации01.12.2014
Размер236.15 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
c:\documents and settings\владелец\мои документы\по новому сайту\миг\раб прог по лит для 11 кл.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень).

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

В 11 классе обобщаются сведения об основных тенденциях в развитии русской литературы, доминантах литературного процесса (реализме, модернизме), о роли традиций и новаторства в литературе, особое внимание уделяется интертекстуальным связям литературного произведения. На завершающем этапе литературного образования изучается русская литература XX века, анализируются художественные открытия самых значительных ее представителей: А. А. Блока, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Ахматовой, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, М. А. Булгакова, А. П. Платонова, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, В. М. Шукшина, И. А. Бродского. Кроме того, учащиеся знакомятся (преимущественно обзорно) с произведениями других писателей, в том числе и с современной литературой. Особое значение при этом приобретает повторение и обобщение изученного, установление преемственных связей в развитии литературы, анализ «вечных» тем и «вечных» образов, обращение к гуманистической традиции русской литературы, а также индивидуализация учебных заданий, содержания и форм текущего контроля с учетом профиля обучения и избранной будущим выпускником сферы деятельности. Основные виды деятельности — сочинения литературоведческого и публицистического характера, посвященные разным аспектам анализа идейно-эмоционального содержания и художественной формы, актуальности литературного произведения, с использованием литературно-критических статей, рефераты и исследовательские проекты, рецензии на литературные произведения, их научные и художественные интерпретации, а также на литературно-критические статьи.

Помимо традиционных (монографических) тем, составляющих ядро программы и реализующих задачи изучения литературы на базовом и профильном уровнях, для каждого класса выделены специальные уроки-обзоры. Эти уроки предоставляют учителю и учащимся свободу выбора произведений для чтения и анализа, предполагают знакомство школьников с произведениями определенного жанра, сходными по тематике, проблематике, образной системе, времени создания и т. д. Особенно важна роль таких уроков в старших классах. Если в основной школе уроки-обзоры направлены прежде всего на расширение круга чтения школьников, их знакомство с памятниками мировой и отечественной литературы, то в старших классах цель этих уроков — систематизировать представления учащихся о литературном процессе. Для уроков-обзоров отбирались, как правило, небольшие по объему произведения, способные вызвать у школьников интерес близкой им тематикой, острыми проблемами, динамичным сюжетом, необычной художественной формой. Обращение к таким произведениям поможет осуществлять углубленный филологический анализ помещенных в программе художественных текстов, в том числе исследовать интертекстуальные связи произведения, проводить сопоставительный анализ произведений на завершающем этапе литературного образования.

Особое место в учебном курсе отводится урокам-практикумам, включенным в программу в системной последовательности и посвященным освоению и закреплению наиболее важных читательских умений и навыков: выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста, филологического анализа литературного произведения (целостного и в заданном аспекте), построения самостоятельных устных и письменных высказываний, работы со справочной и критической литературой, применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения. Указанные уроки обладают относительной самостоятельностью, не связаны жестко с изучением конкретных литературных произведений, поэтому привлекаемый для них материал может варьироваться.

Предлагаемая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по литературе для V-XI классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель: Меркин Г С.)

В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в учебной деятельности и в различных сферах коммуникации и ситуациях общения. При этом сохраняется достаточно традиционный перечень литературных произведений, без изучения которых невозможно приобщение школьников к подлинным ценностям отечественной и зарубежной литературы, духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Основная цель предлагаемого курса литературы — постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, т. е. их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование у учащихся комплекса читательских умений и навыков филологического анализа, учитывающего уровень развития современного отечественного и зарубежного литературоведения, но при этом соответствующего возрастным особенностям школьников и задачам средней общеобразовательной школы.

На каждом этапе школьного курса литературы, помимо круга детально и разносторонне изучаемых литературных произведений, определяется также перечень основных видов деятельности, связанных с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, развитием устной и письменной речи учащихся, и необходимых теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий. В центре внимания при этом оказывается не столько овладение учащимися современным филологическим метаязыком (что, безусловно, может быть полезным для старшеклассников, уже избравших для себя гуманитарную сферу деятельности), сколько выработка умений и навыков практического анализа литературного произведения и их

использование в разных сферах деятельности.

Отбор литературного материала и определение приемов работы с ним осуществлялись в соответствии с требованиями нормативных документов, направляющих и регламентирующих деятельность учителя, а также с учетом возрастных особенностей и читательских предпочтений учащихся. Особо важной задачей изучения литературы авторы программы считают формирование у учащихся устойчивого интереса и мотивации не только к чтению и непосредственному восприятию литературных произведений (задача сама по себе весьма актуальная в настоящее время), но и к постижению их художественной специфики на основе филологического анализа (целостного или в заданном аспекте), а также к высказыванию собственных оценок и суждений по поводу прочитанного, представлению интерпретации литературного произведения. Одним из непременных условий успешного осуществления самых разнообразных видов учебной деятельности является осознание учащимися осваиваемых ими на уроках литературы знаний и умений как личностно и общественно значимых и практически применимых в повседневной жизни.

Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой освоения литературного материала и последовательностью формирования читательских умений и навыков анализа литературного произведения.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Программа рассчитана на 102 часа.

Раздел II. Структура изучаемого курса

Содержание

Кол-во часов

Введение. Русская литература в контексте мировой литературы.

1

Творчество И.А.Бунина

4

Творчество А.И.Куприна

4

Обзор русской поэзии к.19-н.20вв. Основные течения и представители модернизма.

10

Творчество Горького

6+2

Творчество А.А.Блока

4

Творчество С.А.Есенина

4

Литература 20-х годов

4

Творчество В.В.Маяковского

5+2

Творчество А.А.Ахматовой

2

Творчество М.И.Цветаевой

2

Творчество Б.Л.Пастернака

2

Творчество Н.А.Заболоцкого

2

Творчество М.А.Булгакова

5

Творчество А.П.Платонова

3

Творчество М.А.Шолохова

5+2

Литература 40-50-х годов

3

Обзор литературы 60-70 годов

4

Творчество А.И.Солженицына

4

Творчество А.Т.Твардовского

3

Литература последних десятилетий 20 века

12+2

Уроков развития речи

12

Уроков повторения и систематизации знаний

4

Всего

102
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа по литературе предназначена для использования в...
...
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа по литературе предназначена для использования в...
...
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа по литературе 11класс
...
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н
...
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа по литературе для 11 класса (базовый уровень) разработана...
Рабочая программа предназначена для работы в 11 а физико-математическом классе (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа по литературе для 5-9 классов г. Иваново
Рабочая программа предназначена для общеобразовательной школы, 5-9 класс, базовый уровень
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа предназначена для обучения в 8 классе общеобразовательного...
Рабочая программа предназначена для обучения в 8 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» исоставлена на...
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного...
Рабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» исоставлена на...
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа по черкесской литературе 5-9 класс
Рабочая программа предназначена для общеобразовательной школы, 5-9 класс, базовый уровень
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconПротокол №
Рабочая программа предназначена для обучающихся 6 класса общеобразовательной школы, базовый уровень
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа (базовый уровень) по биологии для 7 а,б классов на 2014 2015 учебный год
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В. В. Латюшин, В....
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа предназначена для обучения в 10 классе общеобразовательного...
Рабочая программа предназначена для обучения в 10 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» исоставлена на...
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа предназначена для обучения в 11 классе общеобразовательного...
Рабочая программа предназначена для обучения в 11 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» исоставлена на...
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconРабочая программа по литературе для 10 б класса (уровень освоения программы: базовый)
Примерной государственной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы- составители: Г. С. Меркин,...
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературе, базовый уровень, (далее – Рабочая программа) составлена разработана на основе авторской программы...
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень). iconМуниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение Константиновская...
Рабочая программа предназначена для использования в 10 классе средней общеобразовательной школы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск