Рабочая программа по черкесской литературе 5-9 класс





НазваниеРабочая программа по черкесской литературе 5-9 класс
страница1/5
Дата публикации28.05.2015
Размер0.5 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании МО Зам. директора по МР: Директор школы:

_______Арова К.М. _________Фоменко А.У.

Протокол № ____ « » ___________2014г « » __________2014г

« » _________2014г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по черкесской литературе

5-9 класс.

Срок реализации 2014 – 2015учебный года

Учитель Хамукова Аминат Маликовна








МКОУ «СОШ п. Эркен - Шахар »

2014 г

Рабочая программа.

по черкесской литературе в

5-9 классах.
Кому адресована программа:
Рабочая программа предназначена для общеобразовательной школы, 5-9 класс, базовый уровень.

Настоящая программа по литературе для 5-9 класса создана на основе следующих документов:

  1. На основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Региональном государственном стандарте общего образования второго поколения.

Примерная программа основного общего образования по родной литературе.

  1. Программа общеобразовательных учреждений « Родная литература». «Родная литература» относится к числу обязательных региональных общеобразовательных учебных предметов, т. е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения учебного предмета «Родная литература»: на этапе основного общего образования:5-9 классах по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, в соответствии с целями и задачами образовательной программы школы и программы развития школы на 2012-2013 учебный год.


Концепция программы
заключается в систематическом и планомерном ознакомлении учащихся с черкесской литературой от преданий, фольклора , к литературе XX века.

Программа четко ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю.
Обоснованность:

Использование новых современных технологий требуют повышения коммуникативных компетенций школ.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами, эстетическими, национальными потребностями имеет художественная литература. Содержание курса литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историка- культурных сведений народа, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами черкесского литературного языка.

Известно, что школьники среднего звена отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием, которым характеризуется «наивный реализм», свойственный этому возрасту. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но еще не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Здесь важно открыть им «секреты» автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей. Вводимые на этом этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризовать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания, причем при характеристике текста или комментария произведения равно значимы как эстетические, так и нравственные и национальные аспекты изучаемого литературного источника.

Образовательная область

Изучение литературы тесно связано с изучением предметов филологического цикла, а именно с изучением курса карачаевского языка. Черкесский язык и литература входят в образовательную область «Филология», которая состоит из двух компонентов: языкового и литературного образования.

Цели учебного предмета:

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение черкесской литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим,

мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного, национального развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами и мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные и интернациональные чувства у человека читающего.

Основные задачи курса литературы в 5-9 классах:

В 5-9 классах для реализации основных целей выдвигаются следующие задачи, они представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной:

  1. формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст;

  2. формирование речевых умений;

  3. формирование умения видеть писателя в контексте общей культуры, истории;

  4. совершенствование речи учащихся;

  5. воспитание гармонично развитой личности

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения (внеклассного) учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего чтения предлагаются произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объем чтения остается за учащимися. В данной программе предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, на которых необходимо активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому и национальному восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной литературы. Следовательно, цель национального литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с национальной словесной культурой, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственныечувства у человека читающего.

Место и роль курса в обучении:
Региональный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родной литературы на этапе основного общего образования в объеме 272 ч. В том числе: в 5 классе – 68 ч, в 6 классе – 68 ч, в 7 классе – 68 ч, в 8 классе – 68 ч, в 9 классе – 68 ч.

В системе школьного образования учебный предмет «Родная литература» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Содержание обучения отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая и культуроведческая компетенции.

Курс родной литературы для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями о богатстве литературного языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения, сохранять культуру, традиции, обычаи своего народа. Происходит формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Сроки реализации программы: 5 лет.

Принцип отбора материала и построение структуры программы:

Главное направление программы

  • Специфика учебного предмета «Родная литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

  • Курс литературы в 5—9 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

В примерной программе представлены следующие разделы:

  1. Устное народное творчество.
    2.Черкесская литература XVIII в.
    3.Черкесская литература XIX в.
    4..Черкесская литература XX в. 5. Литература народов КЧР
    6. Русская литература.
    7. Обзоры.
    8.Сведения по теории и истории литературы.
    9. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения черкесской литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни читателя и писателя и т.д.)

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе – внимание к книге; в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы).

Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы.

5-6 классы

На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса).

Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру

произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.

7-8 классы

На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, притча, проповедь, новелла, стихотворение в прозе,

послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и другие

9 класс

В 9 классе изучение родной литературы идет на принципиально новой основе - подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Основные принципы отбора содержания:

Принцип реализации компетентностного подхода. Такой подход к отбору и предъявлению содержания обучения позволяет представить его в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование разных видов компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой.

Принцип реализации коммуникативно-деятельностного подхода. Такой подход предполагает предъявление материала не только в познавательной, но и в деятельностной форме.

Принцип коммуникативной наглядности в условиях школьного обучения может быть реализован через созданные автором учебника или учителем мотивы речевой деятельности и необходимые искусственные или естественные ситуации в классе и во внеклассной работе (встреча с носителями языка). С помощью наглядности создаются учебные ситуации, которые помогают развивать речевую активность, подготавливая учащихся к практической деятельности в реальных жизненных ситуациях. Принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов знакомыми словами, подбор синонимов и антонимов; речь учителя) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, мимика, жесты, движения, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности). Средства наглядности используются для развития навыков и умений речевой действительности: для создания или иллюстрации речевого образца; для ограничения круга тех предметов и явлений, вербальное обозначение которых известно говорящему; для создания опоры в процессе высказывания; для создания ситуации общения.

Общая характеристика учебного процесса:

Черкесская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков.

Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Специфика учебного предмета « Родная литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Родная литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту карачаевского народа, нашедшему отражение в фольклоре и родной литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной .
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок-путешествие, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос; опрос с помощью тестирования;

- выборочное чтение; взаимопроверка; самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; написание сочинений.

Виды деятельности учащихся на уроке

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико - стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства; работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по черкесской литературе 5-9 класс iconРабочая программа по литературе (базовый уровень) 9 аб класс
Данная рабочая программа по литературе для 9 а и б классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по черкесской литературе 5-9 класс iconПрограмма по Пояснительная записка рабочая программа по литературе 7-9 класс
Рабочая программа по литературе (7-9 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Рабочая программа по черкесской литературе 5-9 класс iconРабочая программа по литературе 5 класс
В данном пособии представлена рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику-хрестоматии: Коровина В. Я., Журавлёв В. П.,...
Рабочая программа по черкесской литературе 5-9 класс iconРоссийсская федерация правительство карачаево-черкесской республики постановление
Об утверждении государственной программы «Противодействие коррупции и профилактика правонарушений в Карачаево-Черкесской Республике...
Рабочая программа по черкесской литературе 5-9 класс iconПравительство карачаево-черкесской республики
Управление охраны окружающей среды и водных ресурсов карачаево-черкесской республики
Рабочая программа по черкесской литературе 5-9 класс iconПравительство карачаево-черкесской республики
Управление охраны окружающей среды и водных ресурсов карачаево-черкесской республики
Рабочая программа по черкесской литературе 5-9 класс iconРабочая программа по литературе 10 класс
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина;...
Рабочая программа по черкесской литературе 5-9 класс iconРабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н
...
Рабочая программа по черкесской литературе 5-9 класс iconРабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных...
Рабочая программа по черкесской литературе 5-9 класс iconРабочая программа по литературе 9 класс
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра­зования (2004) по примерной программе основного образования...
Рабочая программа по черкесской литературе 5-9 класс iconРабочая учебная программа по литературе Класс 5-9 Разработчики: Войтекайтене...
Примерной программы по литературе, обеспечивает выполнение требований федерального ком­понента Государственного стандарта основного...
Рабочая программа по черкесской литературе 5-9 класс iconПояснительная записка Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ (Рабочая программа...
Рабочая программа по черкесской литературе 5-9 класс iconРабочая программа по литературе. 6 Класс «Б»
Рабочая программа по литературе для 6 клас­са к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина 1 составлена...
Рабочая программа по черкесской литературе 5-9 класс iconРабочая программа по литературе 5 класс
Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т. Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература...
Рабочая программа по черкесской литературе 5-9 класс iconРабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе...
Рабочая программа по черкесской литературе 5-9 класс iconРабочая программа по литературе 8 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск