Скачать 0.78 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г.ТАЙШЕТА
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) составлена на основе следующих нормативных документов: - Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089; - Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2012 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Учебный план МБОУ СОШ №5 г. Тайшета на 2014-2015 учебный год; - Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-0541/11; - Программа общеобразовательных учреждений «Литература», авторы-составители С.А.Зинин, В.А. Чалмаев, 6-е издание, исправленное и дополненное, Москва «Русское слово», 2010. Структура рабочей программы Рабочая программа включает 9 разделов: титульный лист, пояснительную записку; основное содержание разделов и тем учебного курса; учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, критерии и нормы оценивания, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование, список литературы. Общая характеристика учебного предмета Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Цели и задачи изучения предмета Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей:
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. В 10-11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 10-11 классах – линейный курс на историко-литературной основе. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 11класс. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются: -выделение характерных причинно-следственных связей; -сравнение и сопоставление; -умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома; -самостоятельное выполнение различных творческих работ; -способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; -осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); -владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; -составление плана, тезиса, конспекта; -подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; -использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; -самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Результаты обучения Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 10-11классаов которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по литературе, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни. Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система Формы обучения: урок изучения новой темы; уроки - закрепления; урок-обобщения; урок внеклассного чтения; урок развития речи; комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок-семинар. Методы и приёмы обучения: обобщающая беседа по изученному материалу, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос, виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой; составление учащимися авторского текста в различных жанрах; наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; написание сочинений. Виды деятельности учащихся на уроке по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: -осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, выразительное чтение, различные виды пересказа, заучивание наизусть стихотворных текстов, определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента, подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. Основные формы и виды контроля знаний, умений, навыков: уровень достигнутых результатов определяется через внутреннюю (сочинение, анализ текста, устные ответы на уроках, тестовые задания, зачеты) и внешнюю экспертизу (мониторинговые исследования уровня учебных достижений, проводимых Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области). Рекомендуемое число контрольных работ по литературе:
Сочинения по литературе в 10-11 классах проводятся после изучения каждой монографической темы. Объем сочинений должен быть примерно таким:
Место предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 10 классе – 102 часов (3 часа в неделю), в 11 классе -102 часов (3 часа в неделю). Настоящая рабочая программа предусматривает обязательное изучение литературы в объеме: в 10 классе — 102 часа, в 11 классе — 102 часа, что соответствует учебному плану. |
Рабочая программа по литературе для 11 класса (базовый уровень) разработана... Рабочая программа предназначена для работы в 11 а физико-математическом классе (базовый уровень) | Рабочая программа по литературе ( 10-11 классы) Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы по литературе для общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по литературе для 7 б, 8 б, 9 а, в классов (уровень... Примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература 5-9 классы», В. Я. Коровина, Журавлев... | Литература 11 класса составлена на основе авторской программы по... Рабочая программа по предмету литература 11 класса составлена на основе авторской программы по литературе для 11 класса. «Русская... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» основного (общего)... Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П.... | Учебному предмету «Литература» основного (общего) образования (базовый уровень) для 8 класса Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П.... | ||
Приказ № от августа 2014 г рабочая программа по литературе для 8 2 класса (базовый уровень) Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и авторской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная программа по литературе для 11 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования и примерной программы... | ||
Рабочая программа по литературе для 7 класса, 68 часов, базовый уровень Пояснительная записка Коровиной В. Я. (Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Базовый уровень)10-11 (профильный). В. Я. Коровина,... | Пояснительная записка Рабочая учебная программа курса «Литература... Коровиной В. Я. (Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Базовый уровень)10-11 (профильный). В. Я. Коровина,... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 11 класса... Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы... | Рабочая программа по литературе. 5-6 классы. Пояснительная записка... Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования... | ||
Рабочая программа по литературе для 8 класса Разработчики программы Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе... | Рабочая программа по литературе для 11 класса (базовый уровень) Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской... | ||
Рабочая учебная программа по литературе для 7 класса на 2013 -2014 учебный год Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»... | Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса на 2012 -2013... Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы по литературе... |