Скачать 1.1 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г.ТАЙШЕТА
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) составлена на основе следующих нормативных документов: - Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089; - Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2012 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Учебный план МБОУ СОШ №5 г. Тайшета на 2013-2014 учебный год; - Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-0541/11; -Программа общеобразовательных учреждений «Литература 5-9 классы», В.Я. Коровина, Журавлев В.П.. Коровин В.И. и др., «Просвещение», 2011 Данная учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов литературы в 5-9 классах с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Структура рабочей программы Рабочая программа включает 9 разделов: титульный лист, пояснительную записку; основное содержание разделов и тем учебного курса; учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, критерии и нормы оценивания, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование, список литературы. Общая характеристика учебного предмета Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: -осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; -выразительное чтение художественного текста; -различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); -ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; -заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; -анализ и интерпретация произведения; -составление планов и написание отзывов о произведениях; -написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; -целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Цели и задачи изучения предмета Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Литература на этапе основного общего образования являются: - сравнение и сопоставление; - самостоятельное выполнение различных творческих работ; - способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; - осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); - владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта; - формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы; - самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений: - владение техникой грамотного и осмысленного чтения; - владение умениями выразительного чтения; - восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства; - умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю; - умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения; - умение определять жанрово-родовую природу произведения; - умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки; - умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее. Результаты обучения Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система Формы обучения: урок изучения новой темы; уроки - закрепления; урок-обобщения; урок внеклассного чтения; урок развития речи; комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок-семинар. Методы и приёмы обучения: обобщающая беседа по изученному материалу, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос, виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой; составление учащимися авторского текста в различных жанрах; наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; написание сочинений. Виды деятельности учащихся на уроке по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: -осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, выразительное чтение, различные виды пересказа, заучивание наизусть стихотворных текстов, определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента, подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. Основные формы и виды контроля знаний, умений, навыков: уровень достигнутых результатов определяется через внутреннюю (сочинение, анализ текста, устные ответы на уроках, тестовые задания, зачеты) и внешнюю экспертизу (мониторинговые исследования уровня учебных достижений, проводимых Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области). Рекомендуемое число контрольных работ по литературе:
Сочинения по литературе в 10-11 классах проводятся после изучения каждой монографической темы. Объем сочинений должен быть примерно таким:
Место предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в V классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе -68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе -68 часа(2 часа в неделю), в 9 классе - 102 часа (3 часа в неделю). Настоящая рабочая программа предусматривает обязательное изучение литературы в объеме: в 5 классе — 68 часов, в 6 классе — 68 часов, в 7 классе — 68 часов, в 8 классе — 68 часов, в 9 классе — 102 часа, что соответствует учебному плану. Содержание разделов и тем учебного курса 5 класс Введение.(1) Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Славянские мифы (1) Миф «Сотворение земли». Языческие представления о земле и ее создании. Устное народное творчество (7). Устное народное творчество. Жанры фольклора. Детский фольклор. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик Василисы Премудрой. Художественный мир сказки. Народная мораль в сказке. Эстетика волшебной сказки. Сказочные формулы. Сказка и миф. «Иван - крестьянский сын и Чудо – юдо» - волшебная сказка героического содержания. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора – народа. |
Рабочая программа по литературе для 10 б класса (уровень освоения программы: базовый) Примерной государственной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы- составители: Г. С. Меркин,... | Рабочая программа по литературе для учащихся 10-11 классов составлена... Рабочая программа по литературе для учащихся 10-11 классов составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования... | ||
Рабочая программа по литературе ( 10-11 классы) Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы по литературе для общеобразовательных... | Рабочая программа по учебному предмету «Литература» основного (общего)... Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П.... | ||
Учебному предмету «Литература» основного (общего) образования (базовый уровень) для 8 класса Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П.... | Рабочая программа по литературе для 11 класса (базовый уровень) разработана... Рабочая программа предназначена для работы в 11 а физико-математическом классе (базовый уровень) | ||
Согласовано утверждено Рабочая программа по литературе для 10-11 классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования... | Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 7 класс на 2013-14 учебный год Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной | ||
Рабочая программа по литературе в 8 классе 2013 Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта, Примерной программы по литературе для 5-11 классов... | Рабочая программа по литературе в 10 классе Переславль-Залесский «Примерной программы основного общего образования» (Базовый уровень), «Программы по литературе для 10-11 классов» (авторы-составители... | ||
Рабочая программа по литературе. 5-6 классы. Пояснительная записка... Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования... | Рабочая программа по экономике для 10А, 10Б классов (базовый уровень)... Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования,... | ||
Рабочая программа по литературе для 8 класса Разработчики программы Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе... | Рабочая программа по литературе для 11 класса (базовый уровень) Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской... | ||
Рабочая программа по литературе в 8 классе Ступень обучения (класс) Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П.... | Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса на 2012 -2013... Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы по литературе... |