Скачать 0.53 Mb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе, 11 класс предмет, класс муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан учителя Горбуновой С.П., 1 кв. категория ФИО, категория
2011-2012 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа. Данная программа по литературе для 11 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего полного общего образования по литературе (базовый уровень); программа по литературе для 5-11 общеобразовательных учреждений. школы (базовый уровень). / Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. В процессе изучения литературы необходимо учитывать историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающее содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты. Одна из важнейших задач модернизации российского образования - воспитание самостоятельно, творчески мыслящей личности. Эта задача может быть решена при условии уяснения учеником специфики литературы как вида искусства, понимания особенностей развития литературного процесса (как мирового, в самых общих чертах, так и отечественного более определённо и обстоятельно), представления о сущности основных литературных течений, направлений, школ, о писательском труде, художественном мире произведения, его поэтике и стилистике. Ц е л и литературного образования в средней(полной) школе определены образовательным стандартом: • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей; • сравнение, сопоставление, классификация; • самостоятельное выполнение различных творческих работ; • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; • составление плана, тезисов, конспекта; • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико- литературных понятий:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетом для учебного предмета «литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
Предполагаемые результаты обучения. Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико – ориентированного и личностно – ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельностью; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире; значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. В связи с особенностями преподавания литературы в старших классах и подготовкой к ЕГЭ основными формами обучения выбраны лекция, беседа, практикум, семинар. Основным видом контроля являются работа по форме ЕГЭ, сочинение, задание с развёрнутым ответом на вопрос. Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных работ, тестовых заданий, сочинений, развёрнутых ответов на вопрос, рефератов, докладов, устных ответов учащихся. Требования к уровню подготовки обучающихся. На начало учебного года знать/понимать образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию; выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. В результате изучения литературы ученик должен знать/ понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей и поэтов; изучение теоретико – литературных понятий; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы, план к прочитанному; определять жанр и род литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею. Проблематику изученного произведения; давать характеристику героям; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать героев; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному; выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведения, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; писать отзывы по самостоятельно прочитанным произведениям, сочинения; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка; определение своего круга чтения и оценки литературных произведений; поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе ( справочная литература, периодика, телевидение, Ресурсы Интернета). Приложение. Основные теоретико- литературные понятия:
Учебно-тематическое планирование по литературе предмет Классы 11 А класс Учитель Горбунова С.П. Количество часов Всего 105 час; в неделю 3 час. Плановых контрольных уроков_________, зачетов________, тестов________ч. и др.; Административных контрольных уроков_____________________________ч. Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2011г. программа Учебник В.А.Чалмаев, С.А.Зинин. Русская литература 20 века для 11 класс в двух частях. -М.: Русское слово, 2010г. название, автор, издательство, год издания Дополнительная литература 1.Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. 11 класс: Тематическое планирование к учебнику В.А. Чалмаева и С.А.Зинина с учётом национально – регионального компонента. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. 2. Егоров Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе 20 века. 11 класс. В 2 частях. – М.: «ВАКО», 2007. 3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2002 4.Стандарт среднего (полного) образования по литературе.2004г. 5.Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11классы. –п/р В.Я.Коровиной.-М., Просвещение, 2008. 6.Литература. Развёрнутое тематическое планирование. 9-11 классы. О.А.Арисова и др.- Волгоград, 2009. 7. ЕГЭ-2012: Литература: реальные задания/ С.А.Зинин, О.Б. Марьина, Н.А.Попова.- М.: АСТ: Астрель, 2011. (ФИПИ) название, автор, издательство, год издания |