Русская литература ХХ века





НазваниеРусская литература ХХ века
страница1/9
Дата публикации03.12.2014
Размер0.89 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА


Программа и методические рекомендации в помощь самостоятельной работе студентов

М О С К В А - 1999
Печатается по решению кафедры

русской и зарубежной литературы

Московского городского

педагогического университета

Русская литература ХХ века (после 1917 года). Программа

и методические рекомендации. М.:1999. - 65 с.

В пособии даны программа, справочный материал и рекомендации по изучению литературного процесса и творчества отдельных писателей, а также библиография. Они помогут сориентироваться в обширной художественной, научной и учебно-методической литературе. Пособие адресовано студентам - филологам и учителям словесности средних и высших учебных заведений.

Редактор-составитель - д.ф.н., проф. Л.П.Кременцов
Рецензент - д.ф.н., проф. С.А.Джанумов


© Московский городской

педагогический университет, 1999
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Программа - пособие состоит из трех разделов.

В первом - в хронологической последовательности представлен в его основных моментах историко-литературный процесс с 1917 года по настоящее время.

Во втором - рекомендации по изучению творчества отдельных писателей. Программа помогает выявить основные моменты в творческой эволюции художника, главные особенности его творческой индивидуальности.

В третьем - собрана библиография. Здесь устанавливается круг чтения, указываются пособия по основным проблемам изучения как литературного процесса, так и отдельных писателей и произведений.

Изучение русской литературы двадцатого века (после 1917 года) продолжается в течение трех семестров. Материал может быть распределен по семестрам таким образом: 1917-1940, 40-60-е годы, 70-90-е. В зависимости от конкретного учебного плана в это распределение могут быть внесены коррективы.

Программа предусматривает выполнение студентом трех самостоятельных письменных работ в каждом семестре: подготовка литературного портрета писателя или фрагментов к нему; реферат по книге или статье, посвященным той или иной изучаемой проблеме; обзоры новых литературных журналов, включающие рецензирование как художественных произведений, так и литературоведческих материалов. На проверку каждой из этих работ устанавливается по 0,33 часа.

Программа предоставляет необходимую для начала работы информацию: сведения о жизни и творчестве писателей, даты основных событий в литературной жизни, сведения о литературно-художественных журналах и альманахах, необходимый источниковедческий материал и т.п.

В В Е Д Е Н И Е

Методологические проблемы изучения и преподавания русской литературы двадцатого века.

Двадцатый век как особая художественная эпоха в развитии мирового искусства. Основные литературные направления, течения, школы, группы. Модернистские и постмодернистские тенденции.

Литература и мифология. Интерпретация мифа в литературе двадцатого века, ее своеобразие.

Антиутопия в мировом литературном процессе двадцатого века.

Русская литература в контексте мирового литературного процесса.

Основные этапы и своеобразие исторического развития России в двадцатом веке. Традиции и новаторство в литературном процессе периода. Противостояние гуманистического и технократического сознаний.

Русская философия и русская литература в двадцатом веке.

Проблема художественного метода в русской литературе двадцатого века. Социалистический реализм и его место в литературном процессе.

Трагическое разъединение русской литературы после 1917 года: русская советская литература (преимущественно социалистического реализма) - М.Горький, В.Маяковский, М.Шолохов и другие; русская литература, в СССР официально не признанная и не печатавшаяся - А.Ахматова, М.Булгаков, А.Платонов и другие; литература русского зарубежья - И.Бунин, В.Набоков, В.Ходасевич и другие.

Основные этапы развития русской литературы после 1917 года. Дискуссии о периодизации русской литературы двадцатого века.

80 - 90-е годы - время воссоединения русской литературы как эстетического целого. Отмена идеологических, цензурных ограничений, возвращение к читателю недоступных ранее писателей и произведений. Восстановление приоритета общечеловеческих ценностей и статуса художественной литературы как одного из видов искусства.

Проблема восприятия художественной литературы в двадцатом веке. Разновидности литературы и особенности психологии чтения художественного текста.

Основные библиографические источники: книги Н.Мацуева "Советская художественная литература и критика"; справочники, подготовленные библиотекой им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге: "Русские советские писатели-прозаики", "Русские советские поэты"; ежемесячный библиографический указатель "Литературоведение" ИНИОН РАН, газета "Книжное обозрение", "Литературная энциклопедия русского зарубежья", "Лексикон русской литературы двадцатого века" В.Казака и другие.

РАЗДЕЛ 1.ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС.
1. Литература 1917 - 1940 годов
Движение истории. Первая мировая война. Революции 1917 года. Декреты о земле и мире. Гражданская война. Военный коммунизм и установление советской власти. Деятельность Пролеткульта . Новая экономическая политика. План создания "строя цивилизованных кооператоров". Возникновение СССР. Болезнь и смерть В.И.Ленина. Политическая борьба во второй половине двадцатых годов: Л.Троцкий - Н.Бухарин - И.Сталин.

Год великого перелома: коллективизация сельского хозяйства, решение об индустриализации страны. Пятилетние планы развития социалистического хозяйства.

Возникновение и укрепление тоталитарного, командно-административного государственного устройства. Политические процессы и массовые репрессии тридцатых годов.

Развитие науки и техники, строительство фабрик, заводов, железных дорог, электростанций - с одной стороны; использование принудительного труда, аресты в среде ученых, военных, политиков, деятелей литературы и искусства, ограничение свободы творчества, некомпетентное вмешательство в проблемы искусства ("Сумбур вместо музыки") - с другой.

Международное положение СССР. Пакт о ненападении с гитлеровской Германией. "Незнаменитая" война с Финляндией.
Основные тенденции в развитии литературного процесса. События первых лет революции в оценке А.Блока ("Интеллигенция и революция"), М.Горького ("Несвоевременные мысли"), В.Короленко (письма к А.Луначарскому), И.Бунина ("Окаянные дни"), В.Розанова ("Апокалипсис нашего времени"), а также В.Маяковского, И.Шмелева, З.Гиппиус и других.

Размежевание писателей в отношении к революции и советской власти. Эмиграция и депортация русской интеллигенции, в том числе литераторов - И.Бунина, Л.Андреева, А.Куприна, Д.Мережковского, В.Набокова, В.Ходасевича, И.Шмелева, Б.Зайцева и многих других. Отъезд в 1921 году за границу М.Горького.

Преимущественное развитие поэзии как одна из главных особенностей литературы начала периода. Очерк и рассказ ведущие жанры прозы этого времени. Своеобразие драматургии и театра.

Футуризм и имажинизм в искусстве первых лет революции. Литературная политика Пролеткульта. Содержание и форма пролеткультовских поэзии и прозы.

Активизация литературной жизни в начале двадцатых годов. Появление новых писательских имен, новых литературно-художественных журналов: "Красная новь", 21*), "Печать и революция", 21, "Молодая гвардия", 22, "На посту", 23, "Новый мир", 25 и других.

Возникновение и активное противостояние многочисленных литературных группировок - "Серапионовых братьев", РАППа, "Перевала", ЛЕФа, имажинистов, экспрессионистов, биокосмистов, ничевоков и т.п. Споры о путях развития новой литературы, ее месте в общественной жизни, особенностях содержания и формы ее произведений. Проблемы традиций и новаторства в литературных дискуссиях двадцатых годов. Позиции и творчество так называемых попутчиков. Резолюция ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы", 25.

Особенности литературного процесса двадцатых годов. Художественные искания и эксперименты: богатство и разнообразие тенденций - от натурализма (И.Бабель, Л.Сейфуллина и другие) до гротеска и фантастики (М.Булгаков, Е.Замятин и другие). Активизация модернистской литературы - от футуристов до обэриутов.

Многообразие жанрового репертуара новой литературы. Оригинальность ее стилевого облика: "рубленая проза", "сказ", "поток сознания", новаторство в стихосложении и т.п.

Проблема массы-множеств-народа и личности как одна из центральных в литературе двадцатых годов. Трактовка стихийного и сознательного начал в изображении недавних событий революции и гражданской войны.

Новые тенденции в русском искусстве двадцатых годов: живописи (К.Малевич, В.Кандинский и другие), музыки (С.Прокофьев, Д.Шостакович и другие), театра (Е.Вахтангов, Вс.Мейерхольд и другие), кино (С.Эйзенщтейн, В.Пудовкин и другие).

От многоцветия и разнообразия искусства к единой, обязательной для всех системе художественных принципов, от безудержной фантазии, полной свободы творчества к жестким идеологическим ограничениям - основное направление движения русской советской литературы от середины двадцатых к сороковым годам. Гонения на лирико-романтическое начало в литературе конца двадцатых - начала тридцатых годов (А.Фадеев. "Долой Шиллера!", 29)

Особенности литературной жизни тридцатых годов. Создание вместо самораспустившихся и разогнанных литературных группировок единого Союза советских писателей. Открытие новых журналов - "Наши достижения", 29, "Знамя", 31, "Интернациональная литература", 33 и других.

_____________________

*) Здесь и ниже цифры указывают на дату появления книги, документа, периодического издания и т.п. В случае, если между временем окончания работы и временем его публикации большая дистанция, то через запятую указываются обе

даты.


Дискуссии о языке, о формализме, об исторических жанрах..

Первый съезд Союза советских писателей, 34. Принятие устава Союза. Утверждение социалистического реализма в качестве основного, а фактически - единственного метода советской художественной литературы и литературной критики. Усиление идеологического давления на искусство, введение жестких цензурных ограничений. Существование в России внутренней писательской эмиграции - О.Мандельштам, А.Платонов, А.Ахматова, М.Булгаков и другие.

Особенности литературного процесса тридцатых годов: начало широкого активного внедрения принципов социалистического реализма, преобладание эпического начала во всех видах творчества, создание широких полотен, многотомных романов - М.Горький, М.Шолохов, А.Толстой, В.Шишков, С.Сергеев-Ценский и другие; активизация публицистики, очерковой литературы, массовой песни; появление т.н. "производственных" жанров. Программа и деятельность журналов "Литературный критик" и "Литературная учеба".

Феномен литературы русского зарубежья, ее тематическое и жанровое богатство, споры о путях ее развития (И.Бунин - Г.Адамович).

Главные центры русской эмигрантской литературы: Харбин - (А.Несмелов, В.Н.Иванов, Н.Федорова и другие), Берлин, 21-23 (А.Толстой, И.Соколов-Микитов, В.Ходасевич и другие) и Париж, 21-40 ( М.Алданов, К.Бальмонт, И.Бунин, А.Куприн, М.Осоргин, А.Ремизов, Н.Тэффи и многие другие). Эмигрантские журналы ("Рубеж", "Беседа", "Современные записки", "Возрождение" и другие) и издательства (З.И.Гржебина, "Слово", "ИМКА-пресс" и другие).

Ностальгические воспоминания и размышления о будущем в духовной жизни и творчестве писателей русского зарубежья.

Присуждение И.Бунину Нобелевской премии по литературе за 1933 г.
П Р О З А. Преобладание малых жанров в послереволюционной прозе начального периода. Цикл очерков А.Серафимовича - "Революция. Фронт и тыл", 21. Публицистика и очерки Д.Фурманова.

Деревенская и военная тематика в рассказах А.Неверова "Красноармеец Терехин", 19, "Марья-большевичка", 21; П.Романова - "Обетованная земля", 18; в повести Вс.В.Иванова "Партизаны", 21.

Пролеткультовская проза: сборники рассказов И.Садофьева "Окровавленная лестница",20; А.Крайского "То, что было" , 21 - мотивы жертвенности и аскетизма, отсутствие психологизма, описательность.

Первые романы: В.Зазубрин "Два мира", 21; Б.Пильняк "Голый год", 21, - воссоздавшие панораму революции и гражданской войны. Поэтизация в них стихийного начала, схематизм характеров - "кожаные куртки".

Основные тенденции в эволюции прозы двадцатых годов, ее проблемно-тематическое и жанрово-стилевое богатство.

Документально-художественная проза о революции и гражданской войне: А.Серафимович "Железный поток", 24; Д.Фурманов "Чапаев", 23, "Мятеж",25.

Рассказы-очерки, рассказы-новеллы, циклы рассказов в прозе двадцатых годов, их проблематика и художественное своеобразие: М.Горький - "Рассказы 1922-1924 годов", В.Шишков - "Шутейные рассказы", 21-24; циклы И.Бабеля - "Конармия", 23-25 и "Одесские рассказы", 21-24; сборники рассказов М.Шолохова - "Донские рассказы" и "Лазоревая степь", оба - 26; сатирические рассказы М.Зощенко и П.Романова, рассказы А.Толстого - "Голубые города", 25 , "Гадюка", 26 и другие. Типология русского советского рассказа двадцатых годов.

Своеобразие остросоциального конфликта и герой времени в повестях Ю.Либединского "Неделя", 22; Л.Сейфуллиной "Перегной", 22, "Виринея",24;

Вс.Иванова "Бронепоезд 14-69", 22; К.Федина "Анна Тимофеевна", 23; В.Зазубрина "Щепка", 24,89 и других.

Особенности жанра социального и социально-психологического романов в прозе двадцатых годов. Художественное исследование современной действительности и разнообразных человеческих характеров в книгах М.Булгакова "Белая гвардия",24, В.Вересаева "В тупике", 22, Ф.Гладкова "Цемент", 25, Л.Леонова "Барсуки", 24, "Вор", 27, А.Фадеева "Разгром", 26, К.Федина "Города и годы", 24; а также М.Осоргина "Сивцев Вражек", 28, А.Ремизова "Взвихренная Русь", 27 и других. Типологические сближения и неповторимость творческих индивидуальностей мастеров этого жанра.

Историческая тематика в прозе двадцатых годов: Ю.Тынянов - "Кюхля",25, "Смерть Вазир-Мухтара", 28, "Подпоручик Киже", 28;.О.Форш - "Одеты камнем", 25, "Современники", 26, А.Чапыгин - "Разин Степан", 26, а также М.Алданов - "Мыслитель", 23-27, "Заговор", 26 и другие.

Проблемы воспитания в прозе двадцатых - тридцатых годов: Л.Сейфуллина - "Правонарушители", 22, А.Неверов - "Ташкент - город хлебный", 23, Л.Пантелеев, Г.Белых - "Республика ШКИД",27, Н.Огнев - "Дневник Кости Рябцева", 27, А.Макаренко - "Педагогическая поэма", 36.

Романтические тенденции в прозе двадцатых. Условно-символический характер изображения событий и героев революции и гражданской войны в произведениях А.Малышкина "Падение Даира",23, А.Неверова "Андрон Непутёвый", 23, Б.Лавренёва "Ветер", 24, Артема Весёлого "Реки огненные", 23, Россия, кровью умытая", 24.

Мир романтической фантазии в прозе А.Грина - "Алые паруса", 23, "Бегущая по волнам",28.

Особенности научно-фантастической прозы: "Аэлита", 23 и "Гиперболоид инженера Гарина", 27 А.Толстого; "Голова профессора Доуэля", 25 и "Человек-амфибия", 28 А.Беляева; "Плутония",24 и "Земля Санникова", 26 В.Обручева и другие.

Социальная обусловленность возникновения в прозе двадцатых годов жанра антиутопии: Е.Замятин - "Мы", 20,88; А.Платонов - "Котлован", 30,87 и "Чевенгур", 28,88; А.Чаянов (Ив.Кремнев) - "Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии", 29,88. Традиции русской антиутопии в зарубежной литературе: О.Хаксли - "О, дивный новый мир", 32, Д.Оруэлл "1984", 48.

Многообразие сатирических жанров. Гротеск и гипербола, ирония и сарказм, фантастика и юмор в рассказах М.Зощенко и Е.Замятина, в повести М.Булгакова "Собачье сердце", 25,87, в романах И.Ильфа и Е.Петрова "Двенадцать стульев", 28 и "Золотой теленок", 31, Ю.Олеши "Зависть", 27, А.Платонова "Город Градов", 27; а также в произведениях писателей-сатириков русского зарубежья: А,Аверченко - "Дюжина ножей в спину революции", 21, А.Черного (Саши Черного) - "Несерьезные рассказы", 28, Дон-Аминадо - "Накинув плащ", 28.
х х х
Проза тридцатых годов: тяготение к крупным эпическим полотнам, расцвет "производственных" жанров, активизация очерковой публицистической литературы.

Картины строительства в книгах Л.Леонова - "Соть",30, М.Шагинян - "Гидроцентраль", 31, В.Катаева - "Время, вперед", 32, К.Паустовского - "Колхида", 34, И.Эренбурга - "День второй", 34 и других.

Судьбы современников в изображении А.Платонова - "Ювенильное море", 34,86, Ю.Крымова - "Танкер "Дербент", 38, А.Малышкина - "Люди из захолустья", 38, в повестях и рассказах Ивана Катаева и других.

Процессы коллективизации в интерпретации М.Шолохова в "Поднятой целине", кн.1, 32, Ф.Панферова в "Брусках", 28-37. А.Платонова в "Котловане", 30 и других.

Революция и гражданская война в книгах А.Фадеева, М.Шолохова, А.Толстого. Жизнь и творчество Николая Островского. Картины гражданской войны в романе "Как закалялась сталь", 32-34.

Особенности эволюции исторических жанров в тридцатые годы. Интерес к переломным моментам отечественной истории в книгах : "Петр Первый", 29-45 А.Толстого, "Цусима",35 А.Новикова-Прибоя, "Севастопольская страда", 39 С.Сергеева-Ценского и других. Процесс переоценки прошлого в исторических произведениях этого времени. Типологические особенности исторического романа.

Историко-биографический жанр в прозе тридцатых годов: О.Форш - "Радищев", 32, Ю.Тынянов - "Пушкин", 35-43, Г.Шторм - "Повесть о Болотникове", 30 и другие.

Писатели - А.Антоновская, К.Паустовский, А.Чапыгин, В.Шишков, В.Ян - в работе над исторической тематикой.

Создание М.Булгаковым "Театрального романа", 36-37, 65 и "Мастера и Маргариты", 27-40, 67.

Судьба и проза Л.Добычина.

Повесть Л.Чуковской "Софья Петровна", 39-40, 88 - одно из первых произведений русской литературы о трагической судьбе человека в условиях

тоталитарного режима.

Феномен научно-художественной литературы. Расцвет науки и техники - деятельность выдающихся ученых В.Вернадского, Н.Вавилова, К.Циолковского, И.Павлова, П.Капицы, С.Королева, А.Туполева и других - как стимул возрождения и эволюции научно-художественной литературы. Своеобразие ее содержания и формы. Книги К.Паустовского - "Кара-Бугаз", 32, "Черное море", 36, "Мещорская сторона", 39; В.Бианки - "Лесная газета", 28, М.Пришвина - "Жень-Шень", 33, Б.Житкова - "Пароход", 35, М.Ильина - "Рассказ о великом плане", 30 и другие.

Проблематика и художественное своеобразие русской прозы за рубежом: И.Бунин - "Жизнь Арсеньева", 27-33, "Темные аллеи", 43; А.Куприн - "Юнкера", 28-33; И.Шмелев - "Солнце мертвых", 23, "Лето Господне", 33; Б.Зайцев - "Дом в Пасси", 35, "Путешествие Глеба", 37; В.Набоков - "Приглашение на казнь", 35-36, "Дар", 37; Н.Тэффи - "Городок", 28, "Ведьма",36, "О нежности", 38 ; Б.Поплавский - "Аполлон Безобразов", 34, 92; М.Алданов в тридцатые годы - "Ключ",30, "Бегство",32, "Пещера", 36 и другие.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Русская литература ХХ века iconРеспублика Карелия Администрация Петрозаводского городского округа...
«Русская литература 19 века» в 2-х частях и В. П. Журавлева «Русская литература 20 века» в 2-х частях. Содержание курса на историко-литературной...
Русская литература ХХ века iconТема урока час
Россия в 1 и 2 половина 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века
Русская литература ХХ века iconПояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована...
Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа
Русская литература ХХ века iconПояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована...
Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа
Русская литература ХХ века iconУтверждена
Методические рекомендации по использованию учебников «Русская литература XIX века» под редакцией А. Н. Архангельского и «Русская...
Русская литература ХХ века iconРусская литература 18 века методические материалы для студентов фж темы рефератов
Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы. М.,...
Русская литература ХХ века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету литература 10 класса составлена на основе авторской программы. «Русская литература» (базовый уровень),...
Русская литература ХХ века iconТематическое планирование 11 класс. Дата Тема. Основное содержание
Введение. Русская литература 20 века. Литературный процесс рубежа веков- конца 19 века. Новаторство литературы начала 20 века
Русская литература ХХ века iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура
«Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»...
Русская литература ХХ века iconПриказ №129 от 14. 08. 2012 г. Рассмотрено руководитель Методического совета
Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Программой для общеобразовательных учреждений 10-11...
Русская литература ХХ века iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература...
«Русская литература XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература». Основой...
Русская литература ХХ века iconТема урока. Основное содержание
Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;...
Русская литература ХХ века iconЛитература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина»
Базовый учебник – «Русская литература 20 века в 2-х частях» /Под ред. В. П. Журавлёва
Русская литература ХХ века iconЛитература 10 класс. «Русская литература 19 века» Ю. В. Лебедев часть 2
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г
Русская литература ХХ века iconЛитература 10 класс. «Русская литература 19 века» Ю. В. Лебедев часть...
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г
Русская литература ХХ века iconПрограмма дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск