Дата
| Тема. Основное содержание.
| Кол-во часов
| Вид занятий Оборудование.
| Виды контроля
| Теория литературы
| Требования к уровню подготовки учащихся
|
| Введение. Русская литература 20 века. Литературный процесс рубежа веков- конца 19 века. Новаторство литературы начала 20 века.
| 2
| Лекция, беседа. Презентация.
| Фронтальный опрос
| Символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, декаданс, модернизм.
| Знать основные темы и проблемы русской литературы 20 века.
|
| И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина, его философичность, лаконизм. Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Образ «закатной» цивилизации. Тема любви и духовной красоты человека: «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник».
| 4ч.
| Презентация, беседа, работа с текстом, проблемные задания.
| Самостоятельная работа, тест, анализ эпизодов.
| Символы в рассказах.
| Знать биографию писателя, основные мотивы лирики. Составлять развёрнутую характеристику героя, определять роль художественной детали; анализировать эпизод.
|
| Жизнь и творчество А.И.Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет». Повесть «Олеся». Мир армейских отношений в повести «Поединок».
| 4ч.
| Лекция, проблемные задания, презентация. Заочное путешествие в Наровчат (Пензенская губерния).
| Анализ страниц, вопросы, тест. Комментированное чтение. Индивидуальное сообщение.
| Пейзаж, нравственность. Роль детали в рассказе.
| Знать биографию писателя ; смысл названия произведения, главные образы, проблематику.
|
| Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна.
| 2ч
| Уроки развития речи.
| Сочинение.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| С.Т.Аверченко. Рассказы (по выбору учащихся). Журнал «Сатирикон». Традиции Гоголя и Чехова в прозе Аверченко.
| 1ч
| Беседа. Презентация.
| Индивидуальное сообщение.
| Сатира. Юмор.
| Знать о своеобразии юмора Аркадия Аверченко.
|
| М.Горький. Судьба и творчество. Романтические рассказы: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне». Суровая , Беспощадная правда о жизни «низов». Три правды в пьесе. Подготовка к сочинению.
| 5ч
| Лекция, презентация. Работа с текстом.
Р\р
| Самостоятельная работа, чтение по ролям. Наизусть монолог. Выступление с устным сообщением.
| Пьеса, монолог, конфликт.
| Знать биографию писателя; историю создания произведения, жанровое своеобразие.
|
| Серебряный век русской литературы. Символизм. В.Я.Брюсов как основоположник символизма. Лирика поэтов-символистов. К.Бальмонт, Андрей Белый. Акмеизм. Жизненный и творческий путь Н.Гумилёва. Футуризм. Игорь Северянин.
| 8ч
| Лекция, беседа, презентация, Работа с текстом.
| Чтение наизусть.
Ученический проект по поэзии Серебряного века.
| «Русский ренессанс». Символизм, акмеизм, футуризм.
| Уметь анализировать стихотворный текст, определять художественные особенности лирического произведения. Знать основные положения символизма , акмеизма как литературного направления. Уметь выделять изобразительно-выразительные средства.
|
| Сочинение по поэзии Серебряного века.
| 2ч
| Развитие речи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А.А.Блок. Жизненные и творческие искания поэта. «Стихи о прекрасной Даме». Тема страшного мира в лирике А.Блока: »Незнакомка», «Ночь», «Фабрика», «Ночь, улица, аптека…». Тема Родины. Поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и её герои.
| 5ч
| Лекция, беседа, презентация, работа с текстом, проблемные задания.
| Чтение наизусть. Индивидуальное сообщение. Тест.
| Лироэпическая поэма как жанр поэзии. Образ-символ.
| Уметь выступать с устным сообщением. Передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении. Знать наизусть программные стихотворения.
|
| Новокрестьянские поэты. Н.Клюев, С.Клычков, П.Орешин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией.
| 2ч
| Беседа. Выразительное чтение .
| Реферат.
| Фольклоризм поэзии.
| Знать поэтические истоки новокрестьянской поэзии.
|
| С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Имажинизм. Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина. Тема революции в поэзии. Трагизм восприятия гибели русской деревни. Поэма «Анна Снегина».
| 4ч
| Презентация, беседа. Работа с текстом, проблемные задания.Р\р
| Чтение наизусть, вопросы, тест. Ученический проект.
| Имажинизм. Цветопись в поэзии.
| Знать биографию поэта. Знать эволюцию темы Родины в лирике Есенина.
|
| Сочинение по творчеству С.Есенина.
| 2ч
| Развитие речи.
|
|
|
|
| Литература 20-х годов. Общая характеристика литературного процесса. Литературные группировки. Тема России и революции. Тема революции и гражданской войны. Публицистика.
| 2ч
| Лекция, беседа, презентация.
| Выступление с устным сообщением.
| Орнаментальная проза. Антиутопия.
| Уметь соотносить произведение с исторической ситуацией.
|
| В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Поэтическое новаторство. Сатирические мотивы. Любовная лирика. Тема поэта и поэзии.
| 3ч
| Презентация, выразительное чтение. Беседа, проблемные задания.
| Чтение наизусть.
| Тоническое стихосложение. Гротеск, буффонада.
| Понимать, в чём состоит новаторский характер поэзии Маяковского.
|
| А.А.Ахматова. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.Ахматовой. Судьба России. Поэма «Реквием». Особенности жанра и композиции.Мини-сочинение.
| 2ч
| Презентация, работа с текстом. Р/р
| Чтение наизусть. Мини-сочинение. Проект: А.Ахматова и О.Мандельштам
|
| Знать основные мотивы лирики А.Ахматовой.
|
| М Цветаева. Поэзия М.Цветаевой как лирический дневник эпохи. Тема Родины. Поэт и мир.
| 2ч
| Презентация, проблемные задания. Р\р
| Чтение наизусть. Анализ стихотворения. Письменный ответ на проблемный вопрос.
| Дискретность стиха.
| Уметь делать письменный анализ стиха.
|
| Литературный процесс 30-40-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб. Обзор творчества Н.Островского, М.Шолохова, И.Шмелёва, Б.Зайцева. Лирика 30-х годов. О Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи.
| 3ч
| Лекция, беседа, презентация.
| Конспект, устное выступление.
|
| Знать тематику творчества писателей 30-х годов.
|
| А.Н.Толстой. «Петровская» тема в творчестве А.Толстого. Роман «Пётр Первый». Анализ глав. Противники и соратники Петра в романе. Собирательный образ эпохи.
| 3ч
| Лекция, беседа, презентация.
| Анализ глав романа, устное выступление.
| Роман.
| Знать основные этапы становления исторической личности Петра Первого.
|
| М.А.Шолохов: Судьба и творчество писателя. «Донские рассказы» как пролог к роману –эпопеи «Тихий дон». «Тихий Дон»- роман-эпопея о всенародной трагедии. Замысел, история создания. Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон». Идея Дома и святости семейного очага . Трагедия народа и судьба Григория Мелехова. Женские судьбы в романе «Тихий Дон». Подготовка к домашнему сочинению по роману.
| 8ч
| Лекция, беседа. Презентация. Работа с текстом.
Р\р
| Экранизация романа.
Контрольный тест
| Роман-эпопея.
| Уметь делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев; грамотно излагать материал. Знать содержание романа.
|
| М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Театр. Обзор романа «Белая гвардия». История создания романа «Мастер и Маргарита». Развитие любовной линии сюжета в романе. Анализ- исследование. Проблема милосердия, всепрощения, справедливости.
| 4ч
| Лекция. Презентация. Работа с текстом. Проблемные задания.
| Анализ глав романа, комментированное чтение. Экранизация романа.
|
| Уметь составлять развёрнутую характеристику героев; определять роль художественной детали.
|
| Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»
| 2ч
| Развитие речи
|
|
|
|
| Б.Л.Пастернак. Основные темы и мотивы поэзии .Роман «Доктор Живаго».Интеллигенция и революция в романе. Нравственные искания героя.
| 4ч
| Лекция, презентация, ответы на проблемные вопросы.
| Чтение и анализ глав романа. Самостоятельная работа. Тест.
|
| Знать основные этапы жизни и творчества Пастернака.
|
| А.Платонов. Самобытность художественного мира Платонова. «Сокровенный человек». Тип платоновского героя-мечтателя, романтика, правдоискателя. Повесть «Котлован».
| 3ч
| Лекция, беседа. Презентация.
| ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.
| Закрепление понятий «антиутопия», «фантасмагория».
| Знать смысл произведения, центральные образы, проблематику. Уметь вести диалог.
|
| В.Набоков.»Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев. Словесная пластика прозы Набокова. Ответ на проблемный вопрос.
| 2ч
| Лекция, беседа. Презентация.
| Беседа по произведению.
| Элитарная проза.
| Уметь вести диалог, выступать с устным сообщением.
|
| Литература периода Великой Отечественной войны..Поэзия и публицистика военных лет. Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Ю.Бондарев, В.Некрасов, В.Быков, Б.Васильев. Подготовка к домашнему сочинению «Осмысление Великой Победы 1945 года».
| 5ч
| Лекция, беседа. Презентация.Семинар.Р\р
| Беседа. Индивидуальное сообщение. Проекты.
|
| Уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и культурой; полно раскрывать литературный материал, грамотно излагать.
|