Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами (бакалаврами/магистрантами) содержания дисциплины,





Скачать 158.69 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс (умк) дисциплины структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами (бакалаврами/магистрантами) содержания дисциплины,
Дата публикации06.12.2014
Размер158.69 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
УТВЕРЖДЕНО

Ректор БФУ им.И. Канта

А.П.Клемешев

__________________
ПОЛОЖЕНИЕ

о разработке учебно-методических комплексов (УМК) в БФУим. И.Канта


  1. Общие положения

    1. Настоящее Положение составлено на основании Положения «О порядке формирования и реализации основной образовательной программы в БФУ им.И. Канта», письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 апреля 2006 г. N 02-55-77ин/ак.

    2. Положение об учебно-методическом комплексе (УМК) дисциплины предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебные планы, реализуемых на всех факультетах/институтах БФУ им. И. Канта по всем формам обучения.

    3. Предусмотренный настоящим Положением уровень учебно-методической обеспеченности учебной дисциплины является одним из условий, позволяющих достичь необходимого качества подготовки по очной, очно-заочной и заочной формам обучения.

    4. Настоящее Положение регулирует процесс подготовки учебных материалов с точки зрения содержания и формы в целях создания условий, позволяющих эффективно организовать и поддерживать самостоятельную работу студента, а также сохранить преемственность в преподавании учебных дисциплин.

    5. Требования Положения едины и обязательны для всех структурных подразделений БФУ им.И. Канта.

  2. Цели создания учебно-методических комплексов

    1. Обеспечение учебного процесса комплексом учебно-методических, справочных и других материалов для повышения качества профессиональной подготовки специалистов.

    2. Получение учебно-методических материалов (УММ), необходимых для подготовки учебных электронных ресурсов.

    3. Обеспечение открытости и доступности образовательных ресурсов путем размещения электронных версий УМК в локальной сети университета.

    4. Выявление наиболее востребованных и часто используемых студентами электронных версий УМК, размещенных на сайте, для формирования списка на опубликование.



  1. Требования к структуре УМК



    1. Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины – структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами (бакалаврами/магистрантами) содержания дисциплины, позволяющий эффективно формировать профессионально значимые компетенции. Состав УМК дисциплины определяется содержанием утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине. Все утвержденные до момента вступления в силу данного положения рабочие программы считаются действующими. Подготовка на их основе УМК ведется согласно правилам настоящего положения, с внесением необходимых изменений в структуру и содержание УМК.

    2. Основными элементами УМК являются: программно-планирующий блок (рабочая программа), учебно-методический блок, диагностико-контролирующий блок и блок наглядно-дидактического материала. Каждый блок имеет свои особенности и структуру, отражающие компоненты учебной дисциплины.

    3. Программно-планирующий блок - рабочая программа учебной дисциплины, которая должна быть утверждена на заседании кафедры, Ученого совета или методического совета факультета, согласована с менеджером ООП и деканом факультета/института, и утверждена Управлением образовательных программ. В соответствии с выполняемыми функциями рабочая программа должна содержать следующие обязательные компоненты:

      1. Пояснительная записка – аннотация курса с указанием статуса дисциплины в основной образовательной программе (федеральный или региональный компонент, входящая в базовую или вариативную часть, обязательная или элективная, общепрофессиональная или специальная и пр.), с указанием места дисциплины в системе обучения по определенной специальности/направлению, требований к начальной подготовке, необходимых для успешного изучения дисциплины, целей и задач ее изучения, перечня профессиональных компетенций, которые должен получить студент в результате обучения.

      2. Тематический план - распределение учебного материала с указанием объема общей трудоемкости, аудиторной (лекции, практические и лабораторные занятия) и самостоятельной работы с учетом формы обучения (для каждой формы обучения отдельный тематический план) и уровня образования. Содержание дисциплины обязательно должна соответствовать требованиям ГОС ВПО/ФГОС ВПО. При распределении трудоемкости необходимо учитывать, что количество часов(ЗЕ) на лекционные и практические занятия должно быть четным (см. Форма 1).

      3. Содержание дисциплины:

        1. Изложение содержания основных разделов и тем курса в строгом соответствии с тематическим планом, отражающее реализацию всех дидактических единиц дисциплины согласно требованиям ГОС ВПО или формирование компетенций согласно ФГОС ВПО. В случае необходимости содержание дисциплины может быть дополнено тематикой, отражающей региональные особенности указанного курса.

        2. Тематика практических занятий и лабораторных работ.

      4. Тематика самостоятельных, контрольных, курсовых работ и рефератов. Данный блок включает перечень работ, согласно содержанию дисциплины, при успешном выполнении которых формируются профессионально значимые компетенции.

      5. Вопросы для промежуточного и итогового контроля представляют собой комплекс открытых заданий, направленный на контроль знаний, приобретенных студентами в процессе изучения основных разделов дисциплины.

      6. Критерии оценки знаний включают в себя развернутое описание этапов, форм, методов и видов контроля.

      7. Список основной и дополнительной литературы, нормативных документов. К основной литературе относятся учебники, учебные пособия и монографии. Дополнительная литература включает в себя издания, рекомендуемые для углубленного изучения материала. К нормативным документам относятся: законы, другие нормативные и нормативно-правовые акты и прочее. При этом следует руководствоваться тем, что основная литература на 100 % должна быть в наличии в библиотеке БФУ им.И. Канта, дополнительная - на 50 %.

    4. Учебно-методический блок УМК: теоретическая часть, практикум, методические рекомендации по изучению дисциплины, глоссарий.

      1. Теоретическая часть представляет собой системное изложение материалов по дисциплине / конспекты лекций / рекомендации по изучению каждой темы в объеме не более 5 стр., разработанное и структурированное в соответствии с тематическим планом утвержденной рабочей программы.

Наиболее приемлемыми представляются следующие варианты составления теоретической части УМК. 1 вариант – компиляция содержания базовых учебников по данной дисциплине, переработанная с возможными дополнениями на усмотрение преподавателя. 2 вариант – в случае отсутствия базового учебника, теоретическая часть формируется на основе сжатого авторского лекционного материала содержания курса.

Расширенное и апробированное содержание учебно-методического блока является обязательным условием рассмотрения вопроса об опубликовании учебного или учебно-методического пособия автора.

Типовая структура теоретической части:

        1. Наименование темы, план.

        2. Информация по теме согласно требованиям абзацев 1 и 3 настоящего пункта.

      1. Практикум – система учебных материалов, обеспечивающих проведение практических, семинарских занятий и лабораторных работ в соответствии с учебным планом и РПУД.

Типовая структура практикума:

        1. Наименование темы, план проведения занятия.

3.4.2.2. Вопросы и задания, составленные согласно содержанию теоретического материала, дополненные алгоритмами, опорными схемами, задачами и т.п.

        1. Указания к выполнению различных видов работ.

      1. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины.

Методические рекомендации по преподаванию (преподавателям) содержат следующие компоненты:

- Наиболее эффективные технологии обучения, учитывающие специфику курса (например, модульная технология, технология деловых игр, программированные технологии обучения и т.п.).

- Формы организации работы со студентами с учетом наиболее полного использования материально-технической базы университета.

Методические рекомендации по изучению (студентам) включают:

- Поэтапные действия студента в процессе работы над темами в ходе индивидуального изучения дисциплины.

- Рекомендации по самостоятельному изучению теоретического материала и выполнения практических работ. В данном разделе четко в кратком изложении характеризуются наиболее эффективные формы организации и проведения самостоятельной работы студентов. Формы самостоятельной работы студента выбираются преподавателем в соответствии с целями, определенными в рабочей программе, и спецификой данного курса. Рекомендуемые формы организации самостоятельной работы (анализ и изучение первоисточников, составление и разработка презентаций, применение кейс-технологий, разработка рефератов, составление заданий, задач, тестов, опросных листов, анкет, разработка научных и практических проектов, оформление дневников наблюдений, выдвижение и доказательство гипотез, их экспериментальная проверка, получение и математическая обработка статистических данных, моделирование процессов, систем, макетов и схем и пр.).

- Указания по оформлению практических и лабораторных работ (в случае необходимости).

- Рекомендации по подготовке курсовых работ, рефератов и контрольных работ.

      1. Глоссарий – перечень основных определений, терминов и понятий, отражающий основное содержание курса и помогающий более быстро ориентироваться в учебном материале. Глоссарий должен быть составлен в алфавитном порядке.

    1. Диагностико-контролирующий блок – сборник дидактических материалов, позволяющих повышать уровень изучения дисциплины и контролировать степень усвоения студентами учебного материала. Структура диагностико-контролирующего блока следующая:

      1. Комплекс тестовых заданий, составленный согласно утвержденным Ученым советом методическим указаниям по внедрению тестовой технологии в БФУ им.И.Канта.

      2. Сборник заданий, задач, примеров, упражнений и др., не включенных в содержание п. 3.4.2.

      3. Диагностико-контролирующий блок УМК может быть дополнен другими материалами по усмотрению преподавателя.

    2. Блок наглядно-дидактического материала, в который включены:

      1. Демонстрационные материалы (структурно-логические схемы, опорные плакаты, таблицы, макеты).

      2. Презентации, слайды.

      3. Обучающие фильмы (список).

      4. Обучающие программы (CD-источники) (список).




  1. Порядок разработки УМК


4.1. УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, за которой закреплена дисциплина, в соответствии с рабочими учебными планами специальностей (направлений) для всех форм обучения. Кафедра-разработчик УМК является ответственной за качественную подготовку  УМК, за соответствие содержания УМК требованиям ГОС ВПО/ФГОС ВПО по специальности (направлению).

4.2. Учебно-методические материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и формировать профессионально значимые компетенции.

4.3. Разработка УМК включает в себя следующие основные этапы:

4.3.1. Разработка рабочей программы  учебной дисциплины, входящей в рабочий учебный план  специальности (направления) (Приложение № 2).

4.3.2. Разработка конспекта лекций, опорного конспекта, методики проведения практических занятий и лабораторных работ, самостоятельной работы студентов, подготовки контрольных, курсовых и выпускных работ.

4.3.3. Оформление УМК согласно приложению № 1.

4.3.4. Апробация материалов УМК в учебном процессе путем размещения электронной версии УМК.

4.3.5. Корректировка материалов УМК по результатам апробации (в случае необходимости).

4.4 Учебно-методические материалы лекционного курса, проведения практических занятий, семинаров, лабораторных работ, выполнения курсовых работ или проектов, подготовки выпускных работ разрабатываются в соответствии с утвержденной рабочей программой  дисциплины и рабочим учебным планом.

    1. Учебно-методический комплекс дисциплины должен быть разработан не позднее семестра, предшествующего семестру, в котором изучается указанная дисциплина. Подготовка блоков УМК включается в индивидуальный план  работы преподавателя (раздел учебно-методическая работа).

    2. Апробация материалов УМК  проводится в учебном процессе. Основная задача апробации – оценка усвоения учебного материала студентами, соответствия плана проведения всех учебных занятий их фактическим срокам, качеству подготовки и логической последовательности изложения учебного материала. Решение об апробации УМК принимается методическим советом факультета при наличии нескольких вариантов УМК, подготовленных преподавателями кафедры по одной дисциплине.

    3. В последующем преподаватели вносят изменения в УМК с целью устранения выявленных недостатков и улучшения уровня содержания и организации структуры УМК.



  1. Организация контроля качества разработки УМК

и принятия решения об опубликовании

    1. Контроль проводится в несколько этапов.

    2. 1 этап. Кафедра-разработчик определяет двух рецензентов из числа сотрудников БФУ им.И.Канта для оценки соответствия содержания УМК требованиям данного курса. К рассмотрению на заседании кафедры УМК допускается после получения двух положительных рецензий. На заседании кафедры принимается решение о рекомендации УМК к рассмотрению на методическом совете факультета.

    3. 2 этап. Проверка менеджером ООП УМК на соответствие требованиям, определенным настоящим положением. При принятии положительного решения менеджер ООП визирует лист согласования УМК.

    4. 3 этап. Рассмотрение УМК на методическом совете факультета: вынесение решения, оформление выписки о рекомендации к использованию в учебном процессе, учитывающей критерии и требования разработки УМК.

    5. 4 этап. Принятие решения об опубликовании УМК осуществляется экспертным советом, созданным из числа сотрудников УОП и при необходимости из специалистов в конкретной области знаний. На Совет предоставляются следующие документы: оригинал УМК, выписка из протокола заседания кафедры, выписка из протокола заседания методического совета факультета, 2 рецензии. Совет возглавляется первым проректором-проректором по учебной работе.

    6. Критерии принятия решения об опубликовании УМК.

      1. Отсутствие в библиотечном фонде БФУ им.И.Канта базового учебника по определенной дисциплине (на основании данных библиотеки).

      2. Необходимость постоянного обновления содержания курса в связи с быстрым устареванием учебной информации (на основании аналитической рецензии, составленной деканом факультета и выписки из протокола заседания методического совета факультета).

      3. Наличие электронной версии УМК.

      4. Активное использование студентами электронной версии УМК, размещенной на сайте БФУ им. И. Канта.


Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. КАНТА

ФАКУЛЬТЕТ/ИНСТИТУТ _________________________
Учебно-методический комплекс
по дисциплине «_________________________»
для студентов специальности (код) _____________________
курс ____

Калининград 2012

Лист согласования
Составитель: должность, ученая степень, ученое звание, кафедра, ФИО.

УМК обсужден и утвержден на заседании кафедры - разработчика

Протокол №____от «____»__________ 20__ г.

Зав.кафедрой: ___________/ФИО/

Менеджер ООП _________________ (ФИО)
УМК одобрен методическим советом факультета, реализующего ООП по указанной специальности (направлению)

Протокол №_____от «____»_______________20__ г.

Председатель методического совета _________________ (ФИО)
«Утверждаю»

Декан факультета, реализующего ООП по указанной специальности направлению)

_________________ (ФИО)
«Утверждаю»

Начальник

Управления образовательных программ _________________ (ФИО)
Рекомендован к открытой печати

Председатель экспертного совета _________________ (ФИО)


Программно-планирующий блок

Пояснительная записка

Тематический план

Содержание дисциплины

Тематика самостоятельных, контрольных и курсовых работ и рефератов.

Вопросы для промежуточного и итогового контроля

Критерии оценки знаний

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Список основной и дополнительной литературы, нормативных документов

Учебно-методический блок

Теоретическая часть:

- Наименование темы, план.

- Учебная информация по теме

- Вопросы для самоконтроля

Практикум

- Наименование темы, план проведения занятия.

- Вопросы и задания

- Указания к выполнению различных видов работ.

Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины.

- Методические рекомендации преподавателям

- Методические рекомендации студентам

Глоссарий

Диагностико-контролирующий блок

Комплекс тестовых заданий

Сборник заданий, задач, примеров, упражнения и т.д.

Блок наглядно-дидактического материала

- Демонстрационные материалы

- Презентации, слайды.

- Обучающие фильмы.

- Обучающие программы (CD-источники)

Приложение 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. КАНТА

ФАКУЛЬТЕТ _______________________


«Согласовано» «Утверждаю»

Декан факультета Начальник УОП

_______________________ _________________________

«_____»_____________ 20\__ г. «_____»_____________ 20\__ г.
Рабочая программа учебной дисциплины «________________________»

для студентов ___ курса

форма обучения __________

специальность (код) _____________


Калининград 2012


Лист согласования
Составители: должность, ученая степень, ученое звание, кафедра, ФИО.
УМК обсужден и утвержден на заседании кафедры - разработчика

Протокол №____от «____»__________ 20__ г.

Зав.кафедрой: ___________/ФИО/
УМК одобрен методическим советом факультета, реализующим ООП по указанной специальности (направлению)

Протокол №_____от «____»_______________20__ г.

Председатель методического совета _________________ (ФИО)
Программа пересмотрена на заседании кафедры /_______________

Внесены следующие изменения (или изменений не внесено):_______________________

___________________________________________________________________________

Протокол №____от «____»__________ 20__ г.

Зав.кафедрой: _________________

Менеджер ООП _________________ (ФИО)

Форма 1

Примерный тематический план

Темы

Количество часов

Аудиторные занятия

Самос-тоят. работа

Всего аудитор

ных

в том числе

Лекции

Практ. занятия

Лаборат. занятия

1
















Введение
















Тема 1. (наименование)
















Тема 2. (наименование)
















Тема 3. (наименование)
















Итого часов
















Итого по дисциплине









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами (бакалаврами/магистрантами) содержания дисциплины, iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ»
Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие документы и материалы
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами (бакалаврами/магистрантами) содержания дисциплины, iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: Технический перевод для специальности
Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации...
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами (бакалаврами/магистрантами) содержания дисциплины, iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Технология конструкционных материалов»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Материаловедение. Технология конструкционных материалов» разработан для студентов 1 курса...
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами (бакалаврами/магистрантами) содержания дисциплины, iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 3 курса очной формы обучения по специальности 030700 (050601....
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами (бакалаврами/магистрантами) содержания дисциплины, iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура...
Литературный язык. Литературным языком называют исторически сложившуюся высшую (образцовую) форму национального языка, обладающую...
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами (бакалаврами/магистрантами) содержания дисциплины, iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1-3 курсов очной формы обучения по направлению подготовки 050100....
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами (бакалаврами/магистрантами) содержания дисциплины, iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами (бакалаврами/магистрантами) содержания дисциплины, iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Системный анализ эффективности...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами (бакалаврами/магистрантами) содержания дисциплины, iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами (бакалаврами/магистрантами) содержания дисциплины, iconУчебно-методический комплекс Направление подготовки 030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр»
Банковское право: комплекс учебно-методических материалов для студентов заочного обучения – Калининград: 2013. 37с
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами (бакалаврами/магистрантами) содержания дисциплины, iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 4 курса очной формы обучения по направлению: 071300. 62 Народная...
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами (бакалаврами/магистрантами) содержания дисциплины, iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами (бакалаврами/магистрантами) содержания дисциплины, iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 2 курса очной формы обучения по направлению подготовки: 071500....
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами (бакалаврами/магистрантами) содержания дисциплины, iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1 курса очной формы обучения по направлению подготовки: 071500....
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами (бакалаврами/магистрантами) содержания дисциплины, iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1 курса очной формы обучения по направлению подготовки: 071500....
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами (бакалаврами/магистрантами) содержания дисциплины, iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Целью изучения дисциплины является освоение студентами теоретических оснований педагогической деонтологии как части педагогической...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск