Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений





НазваниеПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений
страница1/8
Дата публикации07.12.2014
Размер0.97 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2007 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2010г.).
На изучение курса отводится 98 часов из расчета 3 часа в неделю.

 

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы , формирование умения оценивать и анализировать художественные произведения.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

В ходе изучения литературы в 9 классе учащиеся знакомятся с литературой и ее ролью в духовной жизни человека, шедеврами родной и зарубежной литературы. Знакомятся с творчеством следующих писателей и поэтов: М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова А.Т.Твардовского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.А.Булгакова, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Н.А.Заболоцкого, М.А.Шолохова.

 

В ходе уроков учащимся даются следующие сведения из теории литературы:

  • Слово как жанр древнерусской литературы

  • Ода как жанр лирической поэзии

  • Жанр путешествия

  • Начальные представления о сентиментализме

  • Развивается представление о балладе

  • Начальное представление о романе в стихах

  • Развивается понятие реализм

  • Развивается понятие о трагедии как жанре драмы

  • Начальное представление о психологизме художественной литературы

  • Начальное представление о психологическом романе

  • Понятие о герое и антигерое

  • Понятие о литературном типе

  • Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме

  • Развивается представление о жанровых особенностях рассказа

  • Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения

  • Углубляются знания о рифме и способах рифмовки.

 

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.


Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

  • познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности. 


В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений; 

  • основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

УМЕТЬ:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух;

  • определять род и жанр произведения;

  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

  • писать развернутый ответ на вопрос;

  • письменно составлять план сочинения;

  • писать рассказ-характеристику;

  • свободно владеть письменной речью.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Содержание тем учебного курса.

  • Введение

  • Литература и ее роль в духовной жизни человека.

  • Шедевры родной литературы. Формирование потребно сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

  • Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

  •  ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  • Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

  • «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве дения. Значение «Слова...» для русской литературы после дующих веков.

  • Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

  • ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

  • Характеристика русской литературы XVIII века.

  • Гражданский пафос русского классицизма.

  • Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

  •  «Вечернее размышление о Божием величестве при слу чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

  • Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

  • Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

  • «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

  • «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

  • Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».    (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

  • Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

  • Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

  • Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

  • ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

  • Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

  • Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

  • «Море». Романтический образ моря.

  • «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

  • «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

  • Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

  • Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

  • «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

  • Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

  • Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

  • Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

  • Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

  • «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

  • Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

  • «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

  • Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

  • Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

  • «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

  • Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

  • Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

  • Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

  • Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

  • Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

  • «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

  • Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

  • Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

  • Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

  • «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

  • Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

  • Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

  • «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

  • Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

  • Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

  • «Юность». Обзор содержания автобиографической три логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

  • Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

  • «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

  • «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

  • Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

  •  Из поэзии XIX века

  • Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

  • Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

  • ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

  • Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

  • Из  русской  прозы   XX века

  • Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

  • Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

  • Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

  • Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

  • Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

  • Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

  • Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

  • Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

  • Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

  • Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

  • Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

  • Из русской  поэзии XX века

  • Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

  • Штрихи  к портретам

  • Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

  • «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

  • Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

  • «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

  • Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

  • «Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

  • Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

  • Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

  • «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

  • Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

  • Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

  • Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

  • «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

  • Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

  • «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

  • Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

  • Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

  • Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сологуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

  • ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  • Античная лирика

  • Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

  • «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

  • Гораций. Слово о поэте.

  • «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

  • Данте Алигьери. Слово о поэте.

  • «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело веком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

  • Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

  • «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

  •  (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

  • Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

  • Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

  • «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

  • «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

  • Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

  • Теория литературы. Философско-драматическая поэма.


Календарно-тематическое планирование




Дата

Количество часов

Тема урока

Основные виды деятельности

Вид контроля

Материально-техническое обеспечение

1

2.09

1

Введение

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

Построение монологического высказывания, выбор необходимого материала







2

4.09

1

Из древнерусской литературы

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

Изучить жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Вступление наизусть.


Презентация

Гравюры А. В. Фаворского. Иллюстрации к «Слову…» Н. Рерих «Поход князя Игоря». В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами».

3-4

7.09

9.09

2

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».


Жанр и композиция произведения, худож. средства выразительности

Домашнее сочинение. Темы "Чем интересно "Слово" современному читателю"; "Образ Русской Земли на страницах "Слова" ".

Музыка. А. Бородин «Князь Игорь».

5

11.09

1

Из русской литературы XVIII века

Литература XVIII века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве.

Построение связного монологического высказывания на определенную тему.




Презентация

6

14.09

1

М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

Умение

анализировать стихотворение.


выразит. чтение

Презентация Портрет М. Ломоносова , портрет Елизаветы Петр.

работы Вишнякова, Державина.


7

16.09

1

Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Биография М.В. Ломоносова, теория 3 штилей, теория стихосложения, особенности жанра оды.



Наизусть отрывок из "Вечернего размышления о Державине ".

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010


8

18.09

1

Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика)




Презентация

9

21.09

1

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

Жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.



Наизусть на выбор "Властителям и судьям" или "Памятник"

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010


10

23.09

1

Подвиг А. Н. Радищева.

"Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

Черты сентиментализма в произведении







11

25.09

1

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.










12

28.09

1

Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.

Развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры.




Портреты Карамзина.

13

30.09

1

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

Характеристика персонажа




Презентация

14

2.10

1

Литература XVIII века в восприятии современного читателя. Обзор.

Особенности литературы 18 века.








15

5.10

1


Из русской литературы XIХ века
Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.

Общая характеристика русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.





Презентация

16

7.10

1

Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.

Темы и мотивы лирики

анализ поэтического текста




Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010


17

9.10

1

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.

Жанровые особенности баллады, сюжет произведения.





Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010


18

12.10

1

А. С. Грибоедов: личность и судьба.

Драматические произведения, ремарка как выражение авторского взгляда




Вальсы Грибоедова.
Портреты Грибоедова работы И. Крамского (1873), В. Машкова (1827)

Иллюстрации к комедии

Авторы: И. Кузьмин, П. Соколов, Д. Кардовский и др.


19

14.10

1

Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

Основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.



Выразительное чтение II действия




20

16.10

1

2 действие комедии. Обучение анализу монолога.

Особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.









21

19.10

1

3 действие комедии. Анализ сцены бала.




наизусть монолог (по выбору)




22

21.10

1

4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.


Выразительное чтение монологов и комментирование







23

23.10

1

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей










24

26.10

1

И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию.

Основные положения статьи,

понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.






Презентация

25

28.10

1

Р/р Сочинение-рассуждение по комедии "Горе от ума".

1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»;

2) «Молчалин и Скалозуб»;

3) «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума».

Сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

Сочинение



  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
«Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 8 классов общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной»
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПрограмма по литературе Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством...
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных...
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом...
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 10 классе...
Рабочая программа составлена на основе федерального образовательного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений по
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008г.). Программа реализуется в соответствии с учебником «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия»...
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа села Росташи
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
Рабочая программа по литературе составлена на основе требований образовательных стандартов второго поколения и программы под ред....
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе...
И. Н. Сухих (М.: Издательский центр «Академия», 2010) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
«Письмо Минобразования России от 12. 08. 2002 г. №13-51-98/14»., программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11...
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для...
Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов под редакцией И. Н. Сухих. – М.,...
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе примерной...
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ, автор В. Я. Коровина, Москва, «Просвещение»,...
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2010 г.) и учебника «Литература 9...
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе для...
Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература...
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ (Рабочая программа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск