Сроки проведения
по неделям
| Разделы и темы уроков
| Форма проведения
| Форма контроля
|
1 неделя сентября
| I четверть
1. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.
| Беседа.
|
|
| 2. Литература древней Руси (с повторением ранее изученного). «Слово о полку Игореве» -- величайший памятник древнерусской литературы. Русская история в «Слове…». Чтение текста (фрагменты). Беседа по выявлению первичного восприятия.
| Лекция. Беседа.
|
|
| 3. Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.
| Практикум.
| Подготовка к домашнему сочинению.
|
2 неделя сентября
| 4. Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма (обучение конспектированию).
| Лекция.
|
|
| 5. М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.
| Лекция.
|
|
| 6. М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова.
| Беседа.
|
|
3 неделя сентября
| 7. Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».
| Урок внеклассного чтения.
|
|
| 8. Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества.
| Практикум.
|
|
| 9. Подвиг А. Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Обличительный пафос произведения.
| Беседа.
|
|
4 неделя сентября
| 10. Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
| Практикум.
|
|
| 11. Н. М. Карамзин – писатель и историк. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. «Осень» как произведение сентиментализма.
| Лекция.
|
|
| 12. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
| Практикум.
|
|
1 неделя октября
| 13.
| Урок развития речи.
| Р.р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений).
|
| 14. Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме (обучение конспектированию).
| Лекция.
|
|
| 15. Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Обучение анализу лирического стихотворения.
| Практикум.
|
|
2 неделя октября
| 16. В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады.
| Беседа.
|
|
| 17. А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.
| Лекция.
|
|
| 18. А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы.
| Беседа.
|
|
3 неделя октября
| 19. Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».
| Беседа.
|
|
| 20. Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».
| Беседа.
|
|
| 21. Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.
| Беседа.
|
|
4 неделя октября
| 22. Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.
| Беседа.
|
|
| 23. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Обучение анализу эпизода драматического произведения ( по комедии «Горе от ума»).
| Урок развития речи.
|
|
| 24. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».
| Урок развития речи.
| Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».
|
1 неделя ноября
| 25. А.С. Пушкин: жизнь и судьба. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя ( «Мой Пушкин»).
| Лекция. Беседа.
|
|
| 26. Лирика петербуржского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти.
| Беседа.
|
|
| 27. Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта.
| Семинар.
|
|
2 неделя ноября
| II четверть
28. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Обучение анализу одного стихотворения.
| Практикум.
|
|
| 29.
| Урок развития речи.
| Р.Р. Сочинение «Мое любимое сочинение А.С. Пушкина: восприятие, истолкование, оценка».
|
| 30. А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герой поэмы.
| Урок внеклассного чтения.
|
|
3 неделя ноября
| 31. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» как факт биографии поэта. История создания романа. Восприятие романа современниками: литературная полемика. Замысел и композиция романа.
| Лекция.
|
|
| 32. Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. Роман А.С. Пушкина и опера П.И. Чайковского.
| Беседа.
|
|
| 33. Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
| Беседа.
|
|
4 неделя ноября
| 34. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.
| Практикум.
|
|
| 35. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.
| Беседа.
|
|
| 36. Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
| Семинар.
|
|
1 неделя декабря
| 37. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев и др.
| Урок развития речи.
| Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин».
|
| 38. А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».
| Урок внеклассного чтения.
|
|
| 39. М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха.
| Лекция.
|
|
2 неделя декабря
| 40. Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.
| Практикум.
|
|
| 41. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним.
| Практикум.
|
|
| 42. Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова.
| Семинар.
|
|
3 неделя декабря
| 43. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю. Лермонтова в романе.
| Лекция.
|
|
| 44. Печорин как представитель «портрета поколения».
| Беседа.
|
|
| 45. «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
| Беседа.
|
|
4 неделя декабря
| 46. «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
| Беседа.
|
|
| 47. Печорин в системе мужской образов романа. Дружба в жизни Печорина
| Практикум.
|
|
| 48. Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.
| Практикум.
|
|
2 неделя января
| 49. Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».
| Семинар.
| Подготовка к домашнему сочинению «Мои любимые страницы романа «Герой нашего времени» (опыт анализа эпизода).
|
| 50.
| Урок контроля.
| Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени».
|
| III четверть.
51. Н.В. Гоголь: страницы жизни и
творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя.
| Лекция.
|
|
3 неделя января
| 52. Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.
| Беседа.
|
|
| 53. . Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.
| Практикум.
|
|
| 54. Образ города в поэме «Мертвые души».
| Беседа.
|
|
4 неделя января
| 55. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.
| Беседа.
|
|
| 56. «Мертвые души»-поэма о величии России. Мертвые и живые души.
| Семинар.
|
|
| 57. Поэма в оценках В.Г. Белинского.
| Семинар.
| Подготовка к сочинению.
|
1 неделя февраля
| 58. А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.
| Лекция. Беседа.
|
|
| 59. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.
| Беседа.
|
|
| 60. Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.
| Лекция.
|
|
2 неделя февраля
| 61. Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.
| Беседа.
|
|
| 62. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятие о повести.
| Беседа.
|
|
| 63. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.
| Урок внеклассного чтения.
|
|
3 неделя февраля
| 64. А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.
| Лекция.
|
|
| 65. А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
| Беседа.
|
|
| 66.
| Урок развития речи.
| Р.р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова)».
|
4 неделя февраля
| 67. Беседа о стихах Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений.
| Урок внеклассного чтения.
|
|
| 68. Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.
| Лекция.
|
|
| 69. И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
| Практикум.
|
|
1 неделя марта
| 70. Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.
| Лекция. Беседа.
|
|
| 71. М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров.
| Практикум.
|
|
| 72. Поэтика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика сатира, гротеск и их художественная роль в повести.
| Беседа.
|
|
2 неделя марта
| 73. М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.
| Беседа.
|
|
| 74. Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.
| Практикум.
|
|
| 75. А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.
| Беседа.
|
|
3 неделя марта
| 76. Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.
| Беседа.
|
|
| 77.
| Урок контроля.
| Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX века.
|
| IV четверть.
78. Русская поэзия Серебряного века.
| Лекция. Урок-концерт.
|
|
1 неделя апреля
| 79. А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
| Беседа. Практикум.
|
|
| 80. С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А. Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…».
| Беседа.
|
|
| 81. Размышления о жизни, любви, природе, предназначение человека в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А. Есенина.
| Практикум.
|
|
2 неделя апреля
| 82. В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.
| Беседа.
|
|
| 83. В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.
| Практикум.
|
|
| 84. М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой.
| Лекция.
|
|
3 неделя апреля
| 85. «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
| Практикум.
|
|
| 86. Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого.
| Беседа.
|
|
| 87. А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.
| Беседа.
|
|
4 неделя апреля
| 88. Стихи А.А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.
| Практикум.
|
|
| 89. Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знамениты некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака.
| Беседа.
|
|
| 90. А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».
| Беседа.
|
|
1 неделя мая
| 91. А.Т. Твардовский. «Я убит под Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.
| Беседа.
|
|
| 92. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков.
| Урок внеклассного чтения.
|
|
| 93. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков.
| Урок внеклассного чтения.
|
|
2 неделя мая
| 94.
| Урок контроля.
| Зачетное занятие по русской лирике XX века.
|
| 95. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не найдется приязнь заслужить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.
| Урок внеклассного чтения.
|
|
| 96. Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.
| Лекция.
|
|
3 неделя мая
| 97. У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».
| Лекция.
|
|
| 98. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
| Урок внеклассного чтения.
|
|
| 99. И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.
| Лекция.
|
|
4 неделя мая
| 100. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.
| Урок внеклассного чтения.
|
|
| 101. Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения.
| Беседа. Тестирование.
|
|
| 102. Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения.
|
|
|
| Всего 102 часа.
|
| Всего уроков: внеклассного чтения – 10,
урок контроля – 3, Кл. соч. - 4 ,
дом. соч. – 2.
|