Скачать 460.19 Kb.
|
1. Пояснительная записка Статус документа Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной , 11-е издание, М., «Просвещение», 2009 . Структура документа Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий в себя следующие разделы: пояснительная записка, требования к уровню подготовки выпускников, содержание, календарно-тематический план, способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся, перечень учебно-методических средств обучения. Общая характеристика учебного предмета Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Цели и задачи изучения предмета Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: *воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважение к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта ; *развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; *освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; *овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Концепция, заложенная в содержании учебного материала Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс. Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй – активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идёт на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая и справочная литература. В 10-11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Главной идеей данной программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XYIII , XIX и XX веков. Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.). В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе – внимание к книге ; в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы). В 10 и 11 классах – линейный курс на историко-литературной основе (русская литература XIX и XX веков). Отличительные особенности рабочей программы В авторской программе на изучение литературы в 10 классе отведено 102 часа, а в рабочей программе – 105 часов, т.к. 35 учебных недель. Эти 3 часа запланированы как резервные. Учебно-методический комплект Программы образовательных учреждений по литературе 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной 10-е издание М.: «Просвещение», 2009. Учебник для общеобразовательных учреждений «Литература» 10 класс. Под редакцией Ю.В.Лебедева, М.: Просвещение, 2008; Учебник для общеобразовательных учреждений «Литература» 11 класс. Под редакцией В.П.Журавлёва М.: «Просвещение» 2009. Данный УМК имеет ряд достоинств: во-первых, в учебниках и учебниках-хрестоматиях даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу с произведением и его автором. Например, «Советуем прочитать». Кроме того, в учебнике даны темы сочинений и рефератов; во-вторых, в программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и пр.). В сборнике программ даны примерные списки произведений для заучивания наизусть, списки произведений, рекомендованных для самостоятельного чтения. Выбор программы обусловлен следующими мотивами: *рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов; *соответствует стандарту общего образования по литературе 2004 года; *построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности; *включает базовые знания и умения, которыми должны владеть все учащиеся общеобразовательной школы; *обеспечивает условия для реализации практической направленности; *учитывает возрастную психологию учащихся. Программа рассчитана на 3 часа в неделю для 10 класса и 3 часа в неделю для 11 класса. 10 класс
Сроки реализации рабочей учебной программы Данная рабочая программа по литературе разработана в 2013 году с целью её реализации на практике в 2013/2014учебном году. Формы организации учебного процесса Серьёзным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы выражается в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, биографической справки и пр.). В рабочей программе представлены разнообразные формы уроков (заочные экскурсии, монологи, литературно-музыкальные композиции, путешествия, ролевые игры). Разнообразны методы работы при изучении литературы: *объяснительно-иллюстративный; *проблемное изложение; *частично-поисковый; *исследовательский. При работе с учащимися чаще всего используются индивидуальная и дифференцированная технологии обучения. 2. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения литературы ученик должен - знать/понимать: *образную природу словесного искусства; *содержание изученных литературных произведений; *основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.; *основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; *основные теоретико-литературные понятия. *понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения. - уметь: *воспроизводить содержание литературного произведения; *анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; *соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; *соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения; *определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; *выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; *выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; *аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению; *составлять планы и тезисы статей на литературные темы; *писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы. - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: *создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка. *участия в диалоге или дискуссии; *определения своего круга чтения и оценки литературных произведений. 3. Содержание курса 10 класс Литература XIX века. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала), Введение Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, ,Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа: (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова. Литература первой половины XIX века Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», "Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность — основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник». Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта. Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии. Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое: («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическая («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское). «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. |
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 9 класса... Рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | Пояснительная записка. Статус документа Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | ||
Пояснительная записка. Статус документа Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | ||
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального... Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31 марта 2014 г. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых... | Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 5 класса... Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,... | ||
Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса... Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,... | Пояснительная записка Статус документа Настоящая программа по литературе... Цель рабочей программы – совершенствование технологии и методики преподавания литературы с целью повышения качества образования и... | ||
Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального... Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся (критерии оценивания уровня подготовки учащихся) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по русской литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии... Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Программы по литературе... | ||
Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для V класса... «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет... | Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для VIII... «Литература» под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет... | ||
Программа по литературе для 7 класса создана на основе Федерального... В. Я. Коровиной, 7-е издание, М: «Просвещение», 2008 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую... | Программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального... В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... |