Пояснительная записка.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы. Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников, содержание курса; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 68 часов. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией В.Я.Коровиной. На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 7 классе реализуется программа продвинутого уровня. С учётом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи.
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Нормативные правовые документы. Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29.12.12 года №273 - ФЗ).
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений.
Приказ Министерства РФ от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год.
Примерная программа основного (полного ) общего образования по литературе 2004.
Программа по литературе для 7 кл., под ред. В. Я. Коровиной, М. , 2013г.
Методические рекомендации «О преподавании литературы в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Липецкой области»
Приказ от 16.05.13 №451 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области реализующих программы основного общего образования на 2013-2014 г.»
Учебный план МБОУ СОШ №3 г.Усмани на 2013-2014 учебный год
Локальный акт школы «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №3 г. Усмани»
Сведения о программе. Настоящая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (V-IX классы) создана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)… Обоснование выбора программы.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Информация о внесенных изменениях.
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса русского языка учащимися 7 класса в течение 105 часов (3часа в неделю). Данная рабочая программа призвана обеспечить знания учащихся основной (полной) школы на базовом уровне.
Школьный учебный план предусматривает изучение литературы 2 часа в неделю (70 ч.), поэтому некоторые произведения не вошли в программу.
Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари. Главной задачей изучения литературы в 7 классе является расширение читательского кругозора учащихся, ознакомление учащихся с наиболее значительными произведениями для их возраста, подведение учащихся к определенному уровню начитанности, развитие их читательской самостоятельности. Особенное внимание уделяется на актуализацию патриотических чувств школьников.
В результате изучения литературы ученик должен
знать
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью. Информация о количестве учебных часов.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В V, VI, VII, VIII классах выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю )
Школьный учебный план предусматривает изучение литературы: 2 часа в неделю в 7 классе - всего по 70 часов …в том числе: 7 кл. развитие речи – 5 ч., внеклассное чтение – 9 ч. Формы организации образовательного процесса.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
практикумы, исследования, творческие работы, дискуссии, комментированное чтение. Технологии обучения. Г лавным на уроке является развитие художественно-творческих способностей учащихся (литературных, изобразительных, музыкальных, актерских и др.) через следующие технологии.:
уровневая дифференциация
проблемное обучение
информационно-коммуникационные технологии
здоровьесберегающие технологии
коллективный способ обучения
развитие навыков самостоятельной работы
активизация мыслительной деятельности учащихся
использование наглядности и технических средств обучения технология модульно-развивающего обучения
технология интерактивного обучения
технология индивидуализации
диалог
современное прочтение классики
технологии использования опорных конспектов и схем
технология игрового обучения (викторины, конкурсы,; «мозговой штурм», деловая игра, «ролевая игра»
технология взаимодействия искусств (живописи, музыки, архитектуры, нар. творчества)
предметно-ориентированные технологии технологии личностно-ориентированного образования компьютерные технологи
технология концентрированного обучения Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
– выделение характерных причинно-следственных связей;
– сравнение и сопоставление;
– умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
– самостоятельное выполнение различных творческих работ;
– способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
– осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
– владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
– составление плана, тезиса, конспекта;
– подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
– самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Виды и формы контроля
Комплексный анализ текста.
Реферат.
Проект.
Проверочная работа с выборочным ответом.
Зачёт.
Устное высказывание на заданную тему.
Ответ на проблемный вопрос.
Сочинение.
Информация об используемом учебнике.
Литература. Начальный курс.7 класс.
Учебник- хрестоматия Л 7 для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Под редакцией В. Я. Коровиной – М. «Просвещение» 2013г.
Содержание рабочей программы
по литературе в 7 классе
Введение (1 ч.)
Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.
I «Минувшее проходит предо мною…» (6ч.)
(Писатели о прошлом нашей Родины)
Литература 18-говека. (2ч.)
М.В. Ломоносов, Г. Р. Державин.
Зарождение гражданской поэзии в русской литературе 18-го столетия.
Русская литература 19-го века.
А. С. Пушкин (4ч.)
Образ Петра Первого в лирике поэта. Тема маленького человека в повести «Станционный смотритель».
Контроль: сочинение
М. Ю. Лермонтов (5ч.) Историческая тема в творчестве поэта
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческого достоинства против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Кирибеевича.
Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиции народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык.
Конроль: сочинение
Н.В. Гоголь (5ч.) Интерес писателя к прошлому Родины.
«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувства писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.
Понятие о литературном характере.
Контроль: сочинение
Контроль: вн.чт.
Для самостоятельного чтения ( к разделу 1)
Н.В. Гоголь. «Миргород»; А.С. Пушкин. «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого», «Жених», «Вурдалак»; Н.С. Лесков. «Левша», «Тупейный художник»; Д.Б. Кедрин. «Зодчие»; А.К. Толстой. «Князь серебряный».
И.С. Тургенев (2ч.) Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».
Для чтения и изучения
«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.
Для чтения и бесед
«Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «»Щи», «Как хороши, как свежи были розы…», «Памяти Ю.П. Вревской».
Н.А. Некрасов (3ч. )Картины народной жизни в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
Поэма «Русские женщины». Воля к борьбе, исполнение своего гражданского долга, героизм русской женщины, утверждение человеческой личности в поэме.
Стихотворение «Размышление у парадного подъезда». Новые черты реалистического художественного метода. Жизнь, страдания, подневольный труд главного героя поэмы – крестьянина. Угнетение народа и его ненависть к власти предержащих.
М.Е. Салтыков-Щедрин (2ч.) Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск как художественная форма повествования.
Внекл. чтение «Дикий помещик».
Л. Н. Толстой (2ч.) Сведения о жизни писателя.
Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя в повести «Детство».
Русская литература конца 19-го начала 20-го века.
А.П. Чехов (1ч) Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.
Для чтения и изучения
«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.
Вн. чтение «Злоумышленник».
Для самостоятельного чтения ( к разделу II )
И.С. Тургенев. «Записки охотника»; Н.А. Некрасов. «С работы», «Калистрат», «Дедушка», «Русские женщины»; М.Е. Салтыков-Щедрин. «Коняга»; А.П. Чехов. «Предложение» (шутка в одном действии), «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей» (пьеса-шутка); Т.Г. Шевченко. «Завещание» и другие стихотворения.
Русская литература 20-го века.
И. Бунин (1ч.) Сложность взаимоотношений взрослых и детей. Обретение доброты и гармонии в рассказе «Цифры».
М. Горький (5ч.) Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое , здоровое, творческое в русской жизни» в изображении писателя. Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера горького в творческие силы народа.
Героический подвиг смельчака Данко, романтический пафос произведения «Старуха Изергиль».
Контроль: сочинение.
Л. Андреев (1ч).
Доброта и зло, тёмное и светлое – основа рассказа «Кусака». «Необременительная доброта» людей и беззащитность, беспомощность собаки, преданной людьми.
В. В. Маяковский (2ч.)
Представление Маяковского о роли поэзии в жизни человека и общества. Особенность формы стихотворений поэта. Жанр произведения.
Живой отклик поэта на страдание загнанной лошади. Жестокость, равнодушие, чёрствость людей в стихотворении»Хорошее отношение к лошадям».
А Платонов (1ч.)
«Слепое сердце» людей в рассказе «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости. Дети – прямые подражатели поведения взрослых.
Вн. чтение «В прекрасном и яростном мире».
Б. Пастернак (1ч.)
Поэзия Б. Пастернака о природе самой жизни, мирного бытия, вере вжизнь. Которые составляют нравственную основу. Метафористичность в лирике поэта. Индивидуальные черты пейзажной лирики
Лирика Великой Отечественной войны (2ч.)
Тема мужества, любовь к родине, страшное лицо войны, чувство гнева и сострадания в лирике поэтов
Ф. Абрамов, Е. И. Носов. Ю. П. Казаков, Д. С. Лихачёв (6ч.)
Нравственные истоки человека, отношение к родной земле, взосление героев, нравственно – эстетический опыт народа в произведениях писателей.
Котроль: изложение, вн. чтение.
М. М. Зощенко (1ч.)
Вера писателя в будущее своего народа, в его ум, трудолюбие и способность расстаться с тем, что мешает его иторическому движению. Гоголевское направление в литературе. Смех сквозь слезы в рассказе «Беда».
Стихотворения о родной природе (1ч.)
Любовь к природе не бездеятельна и созерцательна. Атмосфера сказки, грёзы, нереального, зыбкого, полупризрачного мира в лирике В. Брюсова. Неброская красота родного края, единение человека и природы в стихах С. Есенина, Н. Заболоцкого, Ф. Сологуба.
Р. Гамзатов (1ч.)
Своеобразие лирики. Любовь к родному краю.
Зарубежная литература (9ч.)
Знакомство с классикой зарубежной литературы.
Вн. чтение
Заключительный урок (1ч.)
Учебно-тематический план.
№
| Кол-во часов
| Разделы и темы
|
Контроль
| 1
| 2
| Введение. Путешествие без расстояний. Пространство и время в литературе
|
| 2
| 6
| «Минувшее проходит предо мною…»
| Сочинение(2ч.), внеклассное чтение( 4ч.)
| 3
| 2
| Русская литература 18 века.
| Вн.чт.(2 ч.), чтение наизусть (0,25 ч.)
| 4
| 24
| Литература 19 века
| Чтение наизусть
| 5
| 22
| Литература 20 века
| Сочинение (2 ч.), вн.чт. (2 ч.)
| 6
| 9
| Зарубежная литература
| Вн.чт.(1 ч.)
| 7
|
|
|
| Требования к уровню подготовки учащихся 7-го класса по литературе
В результате изучения литературы ученик должен знать:
образную природу словесного искусства; содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев; выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Литература и средства обучения:
Основная литература
Аюпов С.М. Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв. - Сыктывкар: Знание, 2004.
В.Я. Корвина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Литература. Начальный курс 7 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: «Просвещение», 2013.
Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 7 кл. – М.: Мнемозина, 2008.
Беляева Н.М. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского языка в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. – Москва: Владос, 2001.
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2001.
Ольшевская Л.А. Литература Древней Руси и 18 века.- Москва: Новая школа, 2006.
Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. - Москва: Дрофа, 2007.
Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
Фогельсон. И.А. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск.- М.: Материк – Альфа, 2006.
Дополнительная учебная литература
Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
Егорова Н.В. Поурочные разработки 7 класс. - М.: Вако, 2007.
Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
|