Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования,





Скачать 313.51 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования,
страница1/2
Дата публикации20.05.2015
Размер313.51 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №35 города Смоленска



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_______________ Р. Д. Дивакова

Протокол №1 от 27 августа 2014г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель МС МБОУ СОШ №35

____________________А. В. Харчук

Протокол №1 от 28 августа 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №35

________________Д. М. Иванникова

Приказ №239-О от 29 августа 2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

среднего общего образования

по предмету «Литература» для 11 класса


Автор-составитель: Дивакова Р.Д., учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования, на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (авторы: Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, С.А.Леонов и другие) – М.: Дрофа,2009,

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (34 учебные недели) 3 часа в неделю.

Общая характеристика учебного предмета.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Методы и формы обучения
Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.

В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы.


  1. Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.

  2. Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей

  3. Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям

  4. Уроки внеклассного чтения.


УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображенному, давать обоснованную интерпретацию и личностную оценку произведению;

  • определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений; привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста;

  • соотносить изученное произведение со временем его написания; с различными литературными направлениями; с основными фактами жизненного и творческого пути писателей;

- выразительно читать произведения или фрагменты из них, в том числе наизусть; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

- писать классные и домашние сочинения по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы;

  • рецензировать прочитанные произведения;

  • самостоятельно и творчески выполнять различные виды устных и письменных работ.

Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

Знать \ понимать:

  1. Образную природу словесного искусства.

  2. Содержание изученных литературных произведений.

  3. Основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века.

  4. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.

  5. Основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  1. Воспроизводить содержание литературного произведения.

  2. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

  3. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.

  4. Определять род и жанр произведения.

  5. Сопоставлять литературные произведения.

  6. Выявлять авторскую позицию.

  7. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

  8. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

  9. Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1ч)

История XX в. и судьбы искусства. Русская литера­тура XX в. в контексте мировой культуры. Острота пос­тановки вопроса о роли искусства в начале XX в. Слож­ности периодизации русской литературы XX в. Пути развития русской литературы после 1917 г.: советская литература, литература, «возвращенная» читателю, и литература русского зарубежья и их объединение. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и ли­тературы других народов России, отражение в них «вечных проблем» бытия. Поиски путей формирования общего взгляда на сложный литературный процесс в современном литературоведении.

Теория. Литературный процесс, сложности и противоречия.

Зарубежная литература первой половины XX века (3ч)

Общий обзор европейской литературы первой поло­вины XX в. Основные направления. Проблемы само­познания, нравственного выбора в творчестве прогрес­сивных писателей. Реализм и модернизм.

Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Название произведения и его герой, который не сдается.

Б. Шоу. «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г. Аполлинер. Лирика («Мост Мирабо» и др.). Экспериментальная направленность лирики.

Теория. Модернизм.

Методика. Общий обзор литературы, возможно обращение к одной из тем, как теме монографической.

Русская литература рубежа XIX—XX веков (14ч)

Развитие гуманистических традиций русской клас­сической литературы в конце XIX — начале XX в. Бо­гатство и разнообразие литературных направлений. Дальнейшее развитие реализма. Обогащение реализма достижениями других литературных направлений. Мо­дернизм как одно из новых направлений. Символизм, акмеизм и футуризм.

Теория. Литературное направление. Литератур­ные направления начала XX в.

Реализм

Развитие критического реализма. Традиции и поис­ки нового в творчестве писателей-реалистов. Роль пи­сателей-реалистов в литературном процессе рубежа XIX — XX вв.

Т е о р и я. Традиции и новаторство.

И. А. Бунин. «Вечер», «Крещенская ночь», «Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья...»), «Не устану воспевать вас, звезды!..», «По­следний шмель», «Одиночество», «П е с н я» (по выбору учителя и учащихся). Традиции XIX в. в ли­рике Бунина. Кровная связь с природой: богатство «кра­сочных и слуховых ощущений» (А. Блок). Чувство все­общности жизни, ее вечного круговорота. Элегическое восприятие действительности. Живописность и лако­низм бунинского поэтического слова.

«Господин из Сан-Франциско». Толстов­ские и чеховские традиции в прозе Бунина. Осуждение бездуховности существования. Изображение мирового зла в рассказе. Тесная связь мира человека и того, что его окружает: городского пейзажа и картин природы.

«Чистый понедельник» — любимый рассказ Бунина. Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои и их романтическое и трагическое чувство. Литературные реминисценции и их роль в рассказе. Неожидан­ность финала.

«Темные аллеи». Трагизм сюжетов. Образы героинь рассказов.

Концентрированность повествования как характер­ная черта рассказов Бунина. Их эстетическое совер­шенство.

Теория. Психологизм.

A. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Богатство типажей в рассказах Куприна. Динамичность сюжетов. «Гранатовый браслет». Романтическое изображение любви героя к Вере Николаевне. Сопоставление чувств героя с представлениями о любви других персонажей повести. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Мастерство Куприна-реалиста.

Теория. Критический реализм.

B. Г. Короленко. «Без языка», «Река играет» и др. Гуманистический пафос произведений писателя. Защита человеческого достоинства.

М. Горький. «Н а дне», литературные портреты («Лев Толстой», «А. П. Чехов»), публицистика. Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество. Суровая правда рассказов и роман­тический пафос революционных песен («Песнь о Соко­ле», «Песнь о Буревестнике»). Соотношение романти­ческого идеала и реалистической картины жизни в фи­лософской концепции Горького.

Горький-драматург. Популярность его пьес. Особая судьба пьесы «На дне». «На дне» как социально-фило­софская драма. Спор о назначении человека. Три или две правды в пьесе? Трагическое столкновение правды фак­та (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука) и правды веры в человека (Сатин). Герои пьесы. Авторская пози­ция и способы ее выражения. Композиция пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга.

Литературный портрет как жанр. Проблема изобра­жения исторической личности. Своеобразие литератур­ных портретов, созданных Горьким. Лев Толстой в вос­приятии писателя: самобытность и противоречивость великого старца. Образ Чехова в восприятии и изобра­жении писателя.

Публицистика. Памфлеты периода первой русской революции («Мои интервью», «Заметки о мещанстве», «Разрушение личности» и др.). Публицистика первых лет революции («Несвоевременные мысли»). Публицис­тика последних лет («О том, как я учился писать» и др.).

Роль Горького в судьбах русской культуры.

Теория. Социально-философская драма. Литера­турный портрет.

Поэзия конца XIX — начала XX века (25ч)

Серебряный век как своеобразный «русский Ренес­санс». Модернизм как одно из направлений в искусстве начала XX в. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Пред­посылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе (романтическая поэзия В. А. Жу­ковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, теория «чистого искусства», импрессионистическая лирика А. А. Фета). Сущность модернизма и его просчеты. Мо­дернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками» (Э. Золя). Отличие мо­дернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания. Символизм, акмеизм и фу­туризм как основные направления модернизма.

Символизм.

Истоки. Эстетические взгляды символис­тов. Пафос трагического миропонимания. Интерес к про­блемам культурных традиций разных народов. «Стар­шие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Соло­губ, 3. Гиппиус. «Младосимволисты»: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок, С. Соловьев. Неоромантизм «младосимволистов». Кризис символизма (с 1910 г.).

В.Я.Брюсов. «Творчество», «Юному поэ­ту», «К портрету М. Ю. Л е р м о н т о в а», «Конь блед», «Памятник», «Юношам» (по выбору учителя и учащихся). Брюсов как теоретик сим­волизма. Рационализм, нарочитая отточенность стиля. Культ формы в лирике Брюсова. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений.

К.Д.Бальмонт. «Я мечтою ловил ухо­дящие тени...», «Б е з г л а г о л ь н о с т ь», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...» (по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мо­тивы лирики Бальмонта. Музыкальность стиха.

А. Белый. «Раздумье», «Русь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбы России. Вос­приятие революционных событий как пришествия но­вого Мессии.

А. А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В рес­торане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Кулико­вом»), «На железной дороге», «Скифы» (по выбору учителя и учащихся). Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Поиски эстети­ческого идеала. Влияние философии Владимира Со­ловьева на Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Эволю­ция творчества. Тема России и основной пафос патрио­тических стихотворений. Трагедия поэта в «страшном мире». Лирический герой поэзии Блока.

«Двенадцать» — первая попытка осмыслить со­циальную революцию в поэтическом произведении. Со­четание конкретно-исторического и условно-символи­ческого планов в романе. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные образы» в поэме. Философская проб­лематика.

Теория. Символ в поэтике символизма.

Акмеизм.

Истоки акмеизма. Акмеизм как нацио­нальная форма неоромантизма. Связь поэтики симво­лизма и акмеизма (статья Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»). Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Поэзия Н. С. Гумилева, О. Э. Ман­дельштама, А. А. Ахматовой, С. М. Городецкого, Г. И. Иванова, В. Н. Нарбута и др.

Н. С. Гумилев. «Ж и р а ф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны», «Андрей Рублев» и др. (по выбору учителя и учащихся). Героический и жизнеут­верждающий пафос поэзии Гумилева. Яркость, празд­ничность восприятия мира. Россия и Африка. Трагиче­ская судьба поэта.

Футуризм.

Возникновение футуризма. Русский фу­туризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблема­тика. Отказ футуризма от старой культуры. Поиски но­вой формы выразительности: звукоподражание, сло­вотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского). Абсолютная новизна как установка футуристов. И. Северянин (эгофутурист),

В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Камен­ский (кубофутуристы). Конец футуризма.

И. Северянин. «Интродукция», «Эпилог» («Я гений, Игорь Северянин...»), «Двусмыслен­ная слава» и др. Эмоциональная яркость стиха. Оригинальность словотворчества.

B. В. Хлебников. «Заклятие смехом», «Б о бэоби пелись губы...», «Еще р а з...» и др. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

В.В.Маяковский. «А вы могли бы?», «На­те!», «Вам!», «Скрипка и немножко нерв­но», «Юбилейное», «Письмо Татьяне Яковлевой». Жизнь и творчество. Дух бунтарства в ранней лирике. Словотворчество поэта.

«Облако в штанах». Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в стро­ках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматур­гия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведе­ния. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.

Теория. Тоническое стихосложение.

Крестьянская поэзия.

Продолжение традиций рус­ской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев. «О с и н у ш к а», «Я люблю ц ы ганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Изображение труда и быта де­ревни, тема родины, особое восприятие городской ци­вилизации. Религиозные мотивы. Выражение наци­онального самосознания.

C. А. Есенин. «Г о й ты, Русь, моя р о д н а я!..», «Не бродить, не мять в кустахбагряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты м о я, Ш а г а н э!..», «Русь советская», «Русь уходящая», «Несказанное, синее, нежное...». Жизнь и творчество. Трагическая судьба поэта. Глубокое чувство родной природы. Любовь и сострадание «ко всему живому». Народно-песенная основа лирики поэта. Ли­ричность и исповедальность поэзии Есенина.

«А н н а Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.

Лирика Есенина в музыке. Теория. Имажинизм.

Русская литература 20—40-х годов (обзор) (32ч)

Общая характеристика развития страны после Ок­тябрьской революции. Сложность периодизации рус­ской литературы послереволюционных лет. «Серапионовы братья». Советская литература и социалистиче­ский реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).

Тема России и революции в творчестве писателей но­вого поколения: «Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Разгром» А. Фадеева и др.

Поиски нового героя эпохи: «Чапаев» Д. Фурма­нова, «Ветер» Б. Лавренева, «Как закалялась сталь» Н. Островского и др.

Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в стихотворениях молодых поэтов (Н. Тихонов, М. Свет­лов, В. Луговской и др.).

Сатирическое изображение эпохи: рассказы М. Зо­щенко, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова.

Развитие жанра антиутопии как свидетельство тре­воги за будущее (А. Платонов. «Чевенгур»).

А. Н. Толстой. «Петр Первый». Советский ис­торический роман. Судьбы русского исторического ро­мана в XX в. (А. Толстой, М. Алданов). Картины Руси XVII в. в романе «Петр Первый». Образ Петра (ста­новление личности в эпохе). Изображение народа. Ху­дожественное своеобразие романа (особенности компо­зиции и стиля).

Теория. Исторический роман.

А.А.Фадеев. «Разгром». Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в рево­люции. Современная полемика о романе.

И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стуль­ев» и «Золотой теленок». Дилогия двух авто­ров. Сатирическая картина 20-х гг. Герои и их сверше­ния. Остап Бендер как герой своего времени. Дилогия как новый тип романа фе лье тона.

М. И. Цветаева. «М оим стихам, напи­санным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы боль­ны не м н о й...» и др. Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Са­мобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

О. Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Бес­сонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. Яркость поэтической палитры поэта. Острое ощущение связи времен. Философич­ность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. А. Ахматова. «Сжала руки под тем­ной вуалью...», «Мне ни к чему одиче­ские рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патри­отизм и гражданственность поэзии. Разговорность ин­тонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.

«Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мо­тивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

Б. Л. Пастернак. «Про эти стихи», «Фев­раль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «Зимняя ночь». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Про­никновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пас­тернака. Стремление «поймать живое». Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе ис­кусства. Живописность и музыкальность поэзии, дина­мичность и порывистость стиха, раскованность синтак­сиса. Яркость формы и философская насыщенность ли­рики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соедине­ние патетической интонации и разговорного языка.

«Доктор Живаго» (обзор). Жанровое своеоб­разие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений ге­роя. Его связь с проблематикой романа.

М.А.Булгаков. «Белая гвардия», «Мас­тер, и Маргарита» (по выбору учителя и учащих­ся). Жизнь, творчество, личность.

«Белая гвардия». Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. «Дни Турбиных» — пьеса по роману «Белая гвардия». Проза и драматургия в твор­честве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.

«Мастер и Маргарита». Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Че­ловеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совес­ти. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его сви­ты. Булгаковская «дьяволиада» в свете мировой куль­турной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Бул­гакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в ро­мане. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Теория. Разнообразие типов романа в русской ли­тературе XX в.

А. П. Платонов. «Котлован», «Сокровен­ный человек», «Ш а р м а н к а», «Впрок» и др. (по выбору учителя и учащихся). Трудная судьба писа­теля. «Непростые» простые герои Платонова. Необыч­ность стилистики писателя. Пафос и сатира в его про­изведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности ком­позиции произведений Платонова.

М. А. Шолохов. «Тихий Дон». Жизнь и творче­ство писателя. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всена­родной трагедии. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизнен­ных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: че­ловек и история, война и мир, личность и масса. Специ­фика художественного строя романа. Роль картин при­роды в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении мас­штабных событий в жизни народа.

Методика. Споры по поводу авторства романа-эпопеи «Тихий Дон» предполагают особую тщатель­ность его текстуального анализа.

Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы (3ч)

Русская литература в изгнании. Берлин, Париж, Прага, Белград, Варшава, София, Харбин и Шанхай — центры зарубежной русской литературы. «Золотое де­сятилетие» русской литературы за рубежом (1925— 1935). Поэзия русской эмиграции (М. Цветаева, В. Хо­дасевич, Г. Иванов и др.). Проза русской эмиграции (И. Бунин, И. Шмелев, А. Ремизов, Б. Зайцев, В. Набо­ков, Г. Газданов, М. Алданов и др.). Споры о литерату­ре и ее роли. Судьбы молодого поколения писателей эмиграции.

И. С. Шмелев. «Солнце мертвых». Творче­ский путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глуби­на нравственного чувства произведений писателя. Тон­кость и точность описаний природы. Острое чувство ро­дины.

М. А. Алданов. «Ч ертов мост». Исторические романы и повести, портреты -и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».

В. В. Набоков. «З а щ и т а Л у ж и н а»

Раннее признание таланта Набокова, его изобрази­тельной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, соч­ности и красочности описаний, обилия формально-сти­листических и психологических находок.

Набоков как русский писатель. Рассказы («Гро­за», «Сказка» и др.). Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность ре­минисценциями. Романы «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Дар» и другие произведе­ния. Романы на английском языке («Лолита», «Пнин», «Бледный огонь», и др.).

«Защита Лужина» как роман о трагической судьбе талантливого человека.

Необычность и мастерство автора и переводчика: На­боков как переводчик своих романов на русский язык.

Теория. Автор двух литератур.

Великая Отечественная война в литературе (4ч)

Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н. Тихонов, М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, О. Берггольц и др.). Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Повести В. Кондратьева «Сашка», В. Некрасова «В окопах Сталинграда»

Теория. Жанровое богатство произведений лите­ратуры на тему войны.

Русская литература 50—90-х годов XX века (обзор) (15ч)

Литература 50-х — начала 60-х гг. Отражение тра­гических конфликтов истории в судьбах героев: А. Сол­женицын. «Один день Ивана Денисовича»; В. Шаламов. «Колымские рассказы».

Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепе­ли» (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др.).

«Городская» проза: нравственная про­блематика и художественные особенности произведе­ний. Ю. Трифонов «О б м е н»

«Деревенская» проза. Изображение жизни кресть­янства: глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в рассказах В. Шукшина.

Драматургия. Нравственная острота проблематики пьес.

Литература народов России. М. Джалиль, Ю. Рытхэу, К. Хетагуров.

Литература русского зарубежья. «Вторая волна» русской литературной эмиграции: И. Бродский, А. Солженицын.

«Третья волна» литературной эмиграции: Г. Владимов, С. Довлатов.

Осмысление истории русской литературы как едино­го процесса.

Авторская песня в развитии литературного процесса и музыкальной культуры народа. Песенное творчество В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора.

Литературные журналы. Их позиция и роль в куль­турной жизни страны: «Новый мир», «Октябрь» и др.

Возрастание роли публицистики, публицистиче­ская направленность многих художественных произве­дений конца 80—90-х гг.

Теория. Новые тенденции в развитии русской ли­тературы.

Методика. При изучении обзорной темы особен­но важен отбор авторов и произведений, поскольку еще не устоялись оценки и творчество ряда писателей нахо­дится в процессе становления. Некоторые имена могут быть исключены, могут возникнуть новые, что естест­венно, так как в этом разделе программа обращается практически к сегодняшнему дню литературы.

А. Т. Твардовский. «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти мате­ри», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персо­ны...» и др. Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Ут­верждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судь­бы любой»).

«За далью — даль» — поэтическое и философ­ское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Твардовский — редактор журнала «Новый мир».

Теория. Проблемы традиций и новаторства в ли­тературе.

И. А. Бродский. Стихотворения из сборников «Конец прекрасной эпохи», «Части ре­чи» (по выбору учителя и учащихся). Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.

A. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы). Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

Ф. А. Абрамов. «Поездка в прошлое». Тема русской деревни, ее сложной судьбы. Трагические стра­ницы в истории колхозов. Радость труда и трагедия жизни тружеников под бездарным и жестоким руко­водством в колхозах. Семья Пряслиных как носитель­ница лучших народных традиций. Колхозная деревня в годы Великой Отечественной войны. «Поездка в про­шлое» как повесть-воспоминание и как материал для наблюдения за процессом творчества писателя.

B. П. Астафьев. «Печальный детектив»

Потеря нравственных ориентиров во всех слоях об­щества, понижение уровня интеллигентности город­ского населения, стремление главного героя помочь этому обществу.

В. Г. Распутин. «Последний срок» Трагическое решение проблемы отцов и детей.

Зарубежная литература второй половины XX века (2ч)

Основные тенденции в развитии зарубежной литера­туры второй половины XX в. Развитие реалистических традиций. Литература постмодернизма.

Э. Хемингуэй. «Старик и море». Раздумья пи­сателя о человеке и его жизненном пути. Роль художест­венной детали и реалистической символики в повести.

Теория. Постмодернизм.

Литература на современном этапе (3ч)

Общий обзор произведений последних лет. Поиски новых жанров. Произведения, утверждающие положительные идеалы. Авторы, активно отстаивающие бережное отношение к человеку, природе, талантливым и трудолюбивым людям, обустраивающим родную землю. Постмодернизм. Обзор последних публикаций, получивших общественный резонанс.

Итоги

Судьбы русской литературы в драматическом про­цессе движения культуры и литературы конца тысяче­летия. Связи и зависимости литератур и культур наро­дов мира в XX в. Многообразие направлений, обилие форм и неожиданность эстетических и этических реше­ний. Литература XX в. как форма отражения сложнос­ти окружающего нас мира

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной программы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В. Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012)...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии...
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по литературе
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии...
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по литературе
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования, iconРабочая учебная программа для 7 класса по литературе составлена в...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
Составлена на основе авторской программы Т. Н. Трунцевой к умк в. Я. Коровиной и др
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по литературе. 5-6 классы. Пояснительная записка...
Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования, iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 5 класса...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по литературе (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
Программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе...
Кулаковой Натальи Александровны по учебнику «Литература 7 класс» под редакцией В. Я. Коровин
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск