Скачать 0.81 Mb.
|
Департамент образования Администрации города Ноябрьска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск «Рассмотрено» «Согласовано»: «Утверждаю» на заседании методического заместитель директора по ___________директор МОУ СОШ № 2 объединения учителей УВР__________________ И.Л. Гребнева русского языка и литературы. ______________________ «____» _____________ 20_ г. Протокол № 1 «___»______________20_ г. от «31» августа 20 г. Руководитель методического объединения: ____________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 6 класса 2 часа в неделю (всего 70 часов) Составитель: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Швецова Елена Анатольевна 2013-2014 учебный год Пояснительная записка к рабочей программе Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и на основе авторской программы, разработанной В.Я.Коровиной, В.П.Журавлевым, В.И.Коровиным (Москва, «Просвещение», 2008). Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение: контрольных работ - 1, развития речи – 13 (из них – 4 творческих работ: 1 домашнее и 3 классных сочинений), практических работ – 11, внеклассного чтения – 15. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения литературы на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по русскому языку. Изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей: - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; - развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; - освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; - овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Цели литературного образования определяют характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы: -формировать представление о специфике литературы как искусстве слова; -развивать умения осознанного, правильного и выразительного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей; -развивать восприятие литературного текста; -осваивать теоретические понятия, связанные с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции; -формировать умения читательской деятельности; -осознавать своеобразие и богатство литературы как искусства; -воспитывать интерес к чтению и книге, потребность в общении с миром художественной литературы; -использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: -осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; -выразительное чтение художественного текста; -различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный); -ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; -заучивание наизусть стихотворных текстов; -составление планов и написание отзывов о произведениях; -написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; -целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними; В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: -выделение характерных причинно-следственных связей; -сравнение и сопоставление; -умение различать: факт, мнение, доказательство; -1- -самостоятельное выполнение различных творческих работ; -способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; -осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения; -владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей; -составление плана, тезиса; -подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; -использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари; -самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение своих интересов и возможностей; Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья; Рубрика « Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять. Выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Новизна данной рабочей программы: 1. Затронута проблема – внимание к книге. 2.Расширены представления о биографии писателя, истоках его творчества, жизненной основе его произведений. 3. Включены произведения: - «Муха» И.И.Дмитриева; - «Старосветские помещики» Н.В.Гоголя; - «Дедушка» Н.А.Некравсова; - «Человек на часах» Н.С.Лескова; - «Последние холода» А.Н.Лиханова; Особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы. Внимание учащихся обращено к другим видам искусства, к традициям внутри определенной школы, направления. Художественные тексты сопровождаются рисунками лучших художников – иллюстраторов. В процессе обучения у учащихся накапливается опыт работы с иллюстрациями, сведения о выдающихся русских художниках, композиторах, литературоведах, философах. Особенности организации учебного процесса: 1. Преподавание на коммуникативной основе. 2. На уроке формируется не только практическая грамотность, но и любовь к интеллектуальной деятельности и нравственно – эстетическая культура. 3. Реализация принципов урока: - востребованность литературной темы учениками, интерес к уроку, понимание, зачем, где, когда она пригодится; - урок должен учитывать возрастные и психологические особенности ребенка, стать уроком сотрудничества, уроком диалога; - сочетание четырех факторов: обучения, развития, воспитания, творчества – с приоритетом развивающих форм обучения; -2- - разнообразие жанров урока; - центр урока – текст; чтение, развитие и укрепление стремления к чтению художественной литературы; - исследовательский пафос урока, эвристическая доминанта; - разнообразие форм опроса; - работа над выразительным чтением, хорошей артикуляцией; - яркая, образная речь учителя; Предпочтительные формы организации учебного процесса: Использование двух форм проведения уроков: традиционной и нестандартной; При выборе той или иной формы учитывать тему, цели урока, уровень подготовки учащихся. Любая форма проведения урока требует реализации принципов урока, перечисленных выше. Предусмотрены формы контроля: - текущий; - тематический; - рубежный; Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях. Рабочая программа ориентирована на использование учебника в 2-х частях: авторы- составители: В.А.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин; 16-е издание, М: «Просвещение» 2009. методических пособий: - поурочное планирование по литературе к учебнику-хрестоматии В.А.Полухиной «Литература»: 6 класс/ О.Е.Ерёмина. – 2-е издание.- М.: Издательство «Экзамен», 2008. - универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс/ Н.В.Егорова, 2- е издание.- М.: ВАКО, 2007. дополнительной литературы: 1. Дидактические материалы по литературе: 6 класс/ В.П.Полухина, 6-е издание, М.: Просвещение, 2002. MULTIMEDIA – 2. Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы); 3. Экранно-звуковые пособия (слайды, диафильмы, видеофильмы); - 3 - Требования к уровню достижений обучающихся В результате изучения литературы ученик 6-го класса должен: знать/понимать: - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творческого пути поэтов и писателей-классиков XVIII – XX вв.; зарубежных писателей: Гомер, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Н.С.Лесков, А.П.Чехов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, С.А.Есенин, А.П.Платонов, В.П.Астафьев, Н.М.Рубцов, В.М.Шукшин, Ф.А.Искандер, В.Г.Распутин, А.А.Блок; - изученные теоретико-литературные понятия: художественное произведении,; автор, образ автора, авторская позиция, эпос, повествователь эпического произведения, миф, мифология; героический эпос, обрядовый фольклор, пословицы, поговорки; летопись; басня, мораль в басне, аллегория, иносказание; антитеза, двусложные размеры стих (ямб, хорей), роман, сюжет, композиция, эпитет, метафора, стихотворное послание; сравнение, трехсложные размеры стиха (амфибрахий, анапест), поэтическая интонация, аллитерация; фантастика, юмор; портрет, лирика, пейзажная лирик, лирическое произведение; сказ, ирония; художественная деталь; символическое содержание пейзажных образов; рассказ, герой-повествователь; общечеловеческое и национальное в литературе разных народов; притча. уметь: - воспринимать и анализировать художественный текст; - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; - определять род и жанр литературного произведения; -выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; - выявлять авторскую позицию; - выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; - владеть различными видами пересказа; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе; - 4 – Учебно-тематический план
|
Рабочая программа по литературе для 9 класса Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии... Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной программы... | Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных... | ||
Рабочая программа по литературе (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) Программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | Рабочая программа по литературе. 5-6 классы. Пояснительная записка... Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования... | ||
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе... Кулаковой Натальи Александровны по учебнику «Литература 7 класс» под редакцией В. Я. Коровин | Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии... Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В. Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012)... | ||
Рабочая учебная программа по литературе Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы... | Рабочая программа по литературе в 8 классе разработана на основе... Мо и нрт №4154/12 от 09. 07. 2012 года «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений рт, реализующих... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного... | Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 5 класса... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных... | ||
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии... Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Программы по литературе... | Рабочая программа по литературе (наименование учебного предмета) Составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования... | ||
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе... Федерального государственного стандарта образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы для... | Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе... Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературе и авторской... |