Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Горноправдинск »
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР:
___________ ______________
(подпись) (расшифровка)
_______________ 20______ г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе
Класс 7
Учитель Кулакова Наталья Александровна
Количество часов:
всего 70 часов;
в неделю 2 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Кулаковой Натальи Александровны по учебнику «Литература 7 класс» под редакцией В.Я. Коровин ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы для общеобразовательных учреждений В.Я. Коровиной (М.: «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в двух частях. Автор-составитель – В.Я. Коровина, В.И. Коровин и др. – М.: «Просвещение», 2009..
Рабочая программа рассчитана на реализацию за 70 часов в год, 2 часа в неделю.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, календарно-тематический план, учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развития эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Задача курса литературы:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Содержание
Введение (1ч.) Читайте не торопясь Устное народное творчество (5 ч.)
Предания как поэтическая автобиография народа.
Понятие о былине. Собирание былин.Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович» Нравственные идеалы русского народа. Прославление мирного труда.
| Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Новгородский цикл былин «Садко». Своеобразие былины «Песнь о Роланде»- карело-финский мифологический эпос
| Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц.
|
|
|
Древнерусская литература (3 часа)
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. Из русской литературы 18 века (2 часа)
М.В.Ломоносв. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на престол…Елисаветы». Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды
| Г.Р.Державин – поэт и гражданин, его философские размышления о смысле жизни и свободе творчества
|
Из русской литературы 19 века (29 часов)
А.С.Пушкин «Медный всадник» (отрывок) Выражение чувства любви к Родине, Прославление деяний Петра.
|
| А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Понятие о балладе. Особенности композиции
А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка» - произведение из цикла «Повести Белкина».
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.
| Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства нравственных идеалов
| М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…» Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов.
| Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли
| Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести
| Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
| И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.
| С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра
| Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины Величие духа русской женщины
| Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины
| А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.
| М.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста» «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.
|
| Л.Н.Толстой. Слово о писателе «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений взрослых и детей
| Главный герой повести Л.Толстого. Его чувства и поступки, духовный мир.
Литература ХХ века (26 часов)
М. Горький.
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения
| Обучение анализу эпизода « Пожар» из повести М.Горького «Детство» Портрет как средство речевой характеристики
| М.Горький. «Легенда о Данко». Романтический характер легенды
|
|
|
| Л.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека Гуманистический пафос произведения.
В.Маяковский. Слово о поэте «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения
| В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому
| А.Платонов. Слово о писателе. «Юшка» Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку
| А.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности.
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте «Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…»Философские проблемы в лирике. Развитие понятия о лирическом герое.
Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.
Е.Н.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа «Не дать погаснуть живому огню…» (по рассказу «Живое пламя» Е.Носова)
Ю.П.Казаков Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.
| Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанр литературы.
Смех М.Зощенко. Слово о писателе «Беда». Смешное и грустное в рассказах.
Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б.Ш.Окуджава »По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности поэта.
Р. Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни.
Зарубежная литература (4 часа)
Р.Бернс «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.
Японские хокку (хайку) Особенности жанра.
| Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературы О. Генри «Дары волхвов».
| Р. Д.Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение.
|
|
|
|
|