Скачать 128.82 Kb.
|
Администрация города Вологды Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Муниципальная детская художественная школа» г. Вологды ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ«ЖИВОПИСЬ»дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство» 1 года обучения (5 класс) г. Вологда 2010 год СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Направленность программы – художественно- эстетическая.Живопись – наиболее распространенный вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок (акварель, гуашь, масло, акрил), наносимых на какую-либо поверхность (бумага, картон, холст). В художественных произведениях, создаваемых живописцами, используют рисунок, цвет, светотени, выразительность мазков, фактура и композиции. Это позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объемность предметов, пространственную глубину и световоздушную среду. Содержание предмета ориентированно на органичное единство учения и творчества, учебные задачи не отделяются от творческих задач. Создание ребенком художественного образа является целью, а знания, умения, навыки средством для достижения цели. Данная программа по рисунку опирается не только на опыт предыдущих десятилетий, но и на достижения всей русской реалистической школы в области методики обучения рисунку, учитывает приемы и методы работы педагогического коллектива художественной школы в современной социально-экономической и культурно-исторической ситуации.Цель и задачи. Цель - сформировать профессиональные навыки ведения работы над рисунком для поступления в профильные специальные и высшие учебные заведения. Реализация данной цели возможна через решение следующих задач: Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Новизна. Данная программа разработана для обучающтхся, закончивших основное отделение ДХШ и желающих поступить в ВУЗ на специальности – архитектура, дизайн, преподавание изобразительного искусства или в средние специальный учебные заведения. Актуальность. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетом новых тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной аудитории. В нее включены задания, необходимые для поступления в специальные учебные заведения. Одновременно содержание программы строится с учетом формирования индивидуальных предпочтений материалов обучающихся, что предполагает вариативность выполнения некоторых заданий. Программные задания располагаются в методической последовательности от простого к сложному. Учебные задания постепенно усложняются, повышаются требования, предъявляемые к качеству работы. Таким образом, осуществляется систематическое накопление обучающимися профессиональных знаний и навыков. Педагогическая целесообразность. При определении педагогической целесообразности в основу программы были положены следующие компоненты:
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы. Данная программа предназначена для выпускников школы в возрасте от 15 до 17 лет. Срок реализации программы – 1 год. На предмет «Живопись» отведено 102 учебных часов в год. Нагрузка в неделю – 3 учебных часа, 34 учебные недели в год, согласно учебным планам.Формы и режим занятий. Занятия проводятся в группах по 10 - 15 человек. Урок является основной формой в учебной деятельности, продолжительность каждого урока 40 минут с перерывом 10 минут. Сопутствующими формами являются беседа, рассказ, выход на натурные зарисовки, посещение выставок, мастерских художников, мастер-классы. Обучающимся для занятий предлагается мольберт, рассчитанный на рост ребенка, табурет для художественных принадлежностей и стул. Для проведения занятий по рисунку имеется натурный фонд (натурная утварь, чучела птиц и мелких животных, драпировки, гипсовые геометрические тела и розетки), натюрмортные столики, лампы для направленного освещения постановки. Ожидаемые результаты:
Способами проверки являются:
Критерии результативности обучения. Прямые критерии оценки. Количественный анализ:
Оценка «5» ставится при наличии 1-11 и 14 пунктов критериев. Оценка «4» ставится при наличии 1-11 пунктов критериев. Оценка «3» ставится при наличии любых 9-ти пунктов критериев. Оценка «2» ставится при невыполнении 9-10-и пунктов критериев или невыполнении работы без уважительной причины. Формы подведения итогов по предмету «Живопись» включают в себя:
Возможности для продолжения образования. Обучающиеся, получившие образование по данной программе, могут продолжить образование в средних специальных и высших учебных заведениях по профилю. 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Задача: передача освещенности, тональности, материальности предметов. Материал: гуашь, акварель, масло, акрил. Формат: А 2 Время: 16 часов
Задача: передача освещенности, тональности, материальности предметов, свето-воздушной среды. Материал: гуашь, акварель, масло, акрил. Формат: А 2 Время: 16 часов
Задача: передача освещенности, тональности, материальности предметов, свето-воздушной среды. Материал: гуашь, акварель, масло, акрил. Формат: А 2 Время: 16 часов
Задача: стилизация композиции, колористическое решение. Материал: гуашь, акварель, масло, акрил. Формат: А 2 Время: 18 часов
Задача: передача освещенности, тональности, материальности предметов, свето-воздушной среды. Материал: гуашь, акварель, масло, акрил. Формат: А 2 Время: 18 часов
Задача: передача освещенности, тональности, материальности предметов, свето-воздушной среды. Материал: гуашь, акварель, масло, акрил. Формат: А 2 Время: 18 часов 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Формы занятий Программа предполагает индивидуальные, фронтальные формы обучения в группе. Урок является основной формой организации учебной деятельности. В течение урока происходит самоанализ деятельности с целью представления промежуточных и конечных результатов своей работы, для самокоррекции и коррекции деятельности. В конце урока проводиться коллективный анализ и самоанализ созданной работы (просмотр работ). Занятия по живописи состоят из теоретической части и практических заданий. Теоретическая часть состоит из вводной беседы, проводимой в начале каждого года обучения и бесед, предваряющих выполнение каждого задания, в ходе которых преподаватель разъясняет обучающимся содержание задания и указывает методы его выполнения. Беседы сопровождаться показом иллюстративного материала. Практическая часть состоит из самостоятельной работы обучающихся. Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы являются внеклассные экскурсии и мастер-классы. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунком. Мастер-класс – это демонстрация преподавателем (художником), имеющим высокие достижения в определенной области, уникальных, самобытных, присущих только ему способом и форм взаимодействия с обучающимися. Приемы и методы организации учебного процесса (по характеру познавательной деятельности). Методическое обеспечение осуществляется по основным, традиционным для системы образования методикам, а также опирается на новые образовательные технологии (метод проблемного обучения). Объяснительно-иллюстрированный метод. Проведение практических занятий по рисунку требует наглядного показа методов выполнения работы. Изобразительное искусство связано со зрительными ощущениями и восприятием, поэтому занятия рисунком требуют наглядности обучения. В распоряжении педагога имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, таблицы, рисунки, плакаты и педагогические рисунки. Средства обучения применяются по усмотрению преподавателя в зависимости от темы и задач урока. Наглядность на уроке играет первостепенную роль, является одним из главных средств информации о предмете. Опираясь на зрительное впечатление, обучающиеся получают более полное представление об изучаемом материале. Объяснительно-иллюстрированный метод включает в себя следующие приемы: рассматривание, наблюдение, педагогический рисунок, беседа, рассказ. Педагогический рисунок производится попутно с устным объяснением, что позволяет ускорить восприятие обучающимися нового материала и усилит педагогический эффект. Функции педагогических рисунков:
Репродуктивный метод - обучающийся выполняет действия по образцу учителя. Здесь используется индивидуальный подход. Преподаватель на детском рисунке показывает технические приемы работы живописными материалами. Правка ученических работ проводится с целью понимания обучающимися принципов и методов выполнения заданий, а не для внешнего улучшения качества рисунков. Проблемное изложение наиболее уместно, когда обучающиеся не обладают достаточным объемом знаний, впервые сталкиваются с тем или иным явлением. Преподаватель демонстрирует обучающимся путь исследования, открытия и поиска новых знаний, готовя тем самым к аналогичной самостоятельной работе в дальнейшем. Информационным средством обучения является использование на уроках компьютерных технологий, с показом на уроках мастер-классов ведущих российских преподавателей, художников, творческих и учебных работ обучающихся УДОД, экскурсий по музеям мира и др. Техническое оснащение занятий. Обучающимся предлагается для занятий мольберт, рассчитанный на рост ребенка, табурет для живописных материалов и стул. Для проведения занятий по живописи имеется натурный фонд (натурная утварь, чучела птиц и мелких животных, драпировки, гипсовые геометрические тела и розетки), натюрмортные столики, лампы для направленного освещения постановки. ТСО: телевизор, музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, слайдпроектор. Формы подведения итогов по предмету «Живопись» включают в себя:
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.
|
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 «А», «Б», «В», «Г» классы Рабочая программа «Изобразительное искусство» 6 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный... | Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» В основе программы обучения изобразительное искусство в 8 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство... | ||
Рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство... | Рабочая программа по учебному предмету «изобразительное искусство»... Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2011г. Она соответствует требованиям федерального государственного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана для 5 класса общеобразовательной школы №32 ст. Новоминской... | Рабочая программа по предмету «изобразительное искусство» «Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» | Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»... «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова, Л. А. Неменской и др. 1-4 классы: пособие для учителей... | ||
Рабочая программа по предмету «Искусству (изо)» 6 класс В основе программы обучения изобразительное искусство в 6 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство... | Рабочая программа по предмету «Искусству (изо)» 7 класс В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство... | ||
Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное... | Рабочая программа педагога уховой Елены Валентиновны и Титовой Алевтины... Министерством образования и науки РФ /М.: Просвещение, 2008г., авторской программы по изобразительному искусству В. С. Кузина, «Изобразительное... | ||
Рабочая программа по предмету «искусство» (музыка и изо) изобразительное искусство Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской... | Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе... «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип.... |