Программа по учебному предмету «живопись» дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство»





Скачать 128.82 Kb.
НазваниеПрограмма по учебному предмету «живопись» дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство»
Дата публикации23.07.2013
Размер128.82 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Администрация города Вологды

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Муниципальная детская художественная школа» г. Вологды

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ЖИВОПИСЬ»



дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство»
1 года обучения (5 класс)

г. Вологда

2010 год

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

    1. Пояснительная записка ………………..…3




    1. Учебно - тематический план …………..…6




    1. Содержание программы ………….……....7




    1. Методическое обеспечение ……………...8




    1. Список литературы для обучающихся…10




    1. Список литературы для преподавателей.10




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Направленность программы – художественно- эстетическая.


Живопись – наиболее распространенный вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок (акварель, гуашь, масло, акрил), наносимых на какую-либо поверхность (бумага, картон, холст). В художественных произведениях, создаваемых живописцами, используют рисунок, цвет, светотени, выразительность мазков, фактура и композиции. Это позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объемность предметов, пространственную глубину и световоздушную среду.

Содержание предмета ориентированно на органичное единство учения и творчества, учебные задачи не отделяются от творческих задач. Создание ребенком художественного образа является целью, а знания, умения, навыки средством для достижения цели.

Данная программа по рисунку опирается не только на опыт предыдущих десятилетий, но и на достижения всей русской реалистической школы в области методики обучения рисунку, учитывает приемы и методы работы педагогического коллектива художественной школы в современной социально-экономической и культурно-исторической ситуации.



Цель и задачи.

Цель - сформировать профессиональные навыки ведения работы над рисунком для поступления в профильные специальные и высшие учебные заведения.

Реализация данной цели возможна через решение следующих задач:

Образовательные задачи:

  • закрепить теоретические знания по цветоведению;

  • закрепить знания о живописных материалах и способах их применения;

  • закрепить навыки самостоятельной работы над натюрмортом;

  • закрепить навыки передавать материальность предметов;

  • закрепить навыки передачи свето-воздушной среды;

  • научить применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Развивающие задачи:

  • развить пространственные представления, художественное и ассоциативное мышление;

  • развить восприятие цвета;

  • развить потребность в общении с искусством;

  • развить художественный вкус;

  • выявить и развить индивидуальный почерк.

Воспитательные задачи:

  • воспитать на основе приобщения к искусству неотчужденное, бескорыстное отношение к миру, чувство красоты;

  • воспитать потребность в постоянном развитии себя как творческой личности;

  • способствовать формированию творческой индивидуальности;

  • способствовать приобщению к наследию отечественного и мирового искусства;

  • снимать нервно-психические перегрузки учащихся.


Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна. Данная программа разработана для обучающтхся, закончивших основное отделение ДХШ и желающих поступить в ВУЗ на специальности – архитектура, дизайн, преподавание изобразительного искусства или в средние специальный учебные заведения.
Актуальность.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетом новых тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной аудитории. В нее включены задания, необходимые для поступления в специальные учебные заведения. Одновременно содержание программы строится с учетом формирования индивидуальных предпочтений материалов обучающихся, что предполагает вариативность выполнения некоторых заданий.

Программные задания располагаются в методической последовательности от простого к сложному. Учебные задания постепенно усложняются, повышаются требования, предъявляемые к качеству работы. Таким образом, осуществляется систематическое накопление обучающимися профессиональных знаний и навыков.
Педагогическая целесообразность.

При определении педагогической целесообразности в основу программы были положены следующие компоненты:

  • креативный, формирующий опыт творческой поисковой деятельности обучающихся (обученность, готовность учеников к творческому освоению мира, развитие мотивации к выбору профессиональной деятельности)

  • когнитивный, формирующий знания обучающихся о природе, обществе (гармоничное развитие личности, формирование воспитанности, овладение богатствами мировой и российской культур).

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы.

Данная программа предназначена для выпускников школы в возрасте от 15 до 17 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

На предмет «Живопись» отведено 102 учебных часов в год. Нагрузка в неделю – 3 учебных часа, 34 учебные недели в год, согласно учебным планам.


Формы и режим занятий.

Занятия проводятся в группах по 10 - 15 человек. Урок является основной формой в учебной деятельности, продолжительность каждого урока 40 минут с перерывом 10 минут. Сопутствующими формами являются беседа, рассказ, выход на натурные зарисовки, посещение выставок, мастерских художников, мастер-классы. Обучающимся для занятий предлагается мольберт, рассчитанный на рост ребенка, табурет для художественных принадлежностей и стул. Для проведения занятий по рисунку имеется натурный фонд (натурная утварь, чучела птиц и мелких животных, драпировки, гипсовые геометрические тела и розетки), натюрмортные столики, лампы для направленного освещения постановки.
Ожидаемые результаты:

  1. Осознанное применение законов композиции в разных форматах листа.

  2. Грамотная постановка предмета на плоскости.

  3. Использование приемов воздушной перспективы.

  4. Моделирование формы сложных предметов цветом.

  5. Последовательное ведение длительной постановки.

  6. Передача пространства средствами светотени.

  7. Передача фактуры и материала предметов.

  8. Владение линией, штрихом, пятном, навыками в выполнении линейного и живописного рисунка.

  9. Выявление в набросках самого характерного, соблюдение пропорций.

  10. Рисование по памяти предметов в разных несложных положениях.

  11. выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния.

Способами проверки являются:

  1. текущий контроль на уроках;

  2. полугодовые просмотры работ обучающихся 5 классов.


Критерии результативности обучения.

Прямые критерии оценки. Количественный анализ:

  1. Умение компоновать предметы в любом формате листа.

  2. Умение передавать точные пропорции предметов в любом сложном положении и их характерные особенности.

  3. Умение моделировать форму головы и фигуры человека в сложном движении с передачей индивидуальных особенностей и характера натуры.

  4. Построение предметов с учетом законов перспективы и постановка их на плоскости стола.

  5. Построение плоскости горизонтальной поверхности с учетом конкретного места посадки ученика.

  6. Передача объема предметов и детальная моделировка формы цветом.

  7. Передача цветовых и тональных отношений предметов.

  8. Передача свето-воздушной среды и рефлексных связей.

  9. Передача планов (первого, второго, дальнего) в постановке с помощью живописных средств.

  10. Выделение главного в постановке, подчинение главному второстепенного.

  11. Основное умение передачи материальности предметов.

  12. Цельность и законченность работы.

  13. Владение разной техникой живописи, проявление индивидуальных творческих возможностей учащихся.

  14. Умение самостоятельно вести работу и выполнять поставленные задачи в отведенное на постановку время.

Оценка «5» ставится при наличии 1-11 и 14 пунктов критериев. Оценка «4» ставится при наличии 1-11 пунктов критериев. Оценка «3» ставится при наличии любых 9-ти пунктов критериев. Оценка «2» ставится при невыполнении 9-10-и пунктов критериев или невыполнении работы без уважительной причины.
Формы подведения итогов по предмету «Живопись» включают в себя:

  • участие лучших работ обучающихся в выставках и конкурсах общешкольного, областного, всероссийского уровней;

  • творческий конкурс среди обучающихся 5 классов в номинации «Натюрморт с натуры. Живопись».


Возможности для продолжения образования.

Обучающиеся, получившие образование по данной программе, могут продолжить образование в средних специальных и высших учебных заведениях по профилю.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема урока

Всего часов

теория

Практика

1

Натюрморт из бытовых предметов

66

4

62

2

Декоративный натюрморт

18

1

17

3

Натюрморт в интерьере

18

1

17




Итого

102

6

96


3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Натюрморт с фруктами на стекле.

Задача: передача освещенности, тональности, материальности предметов.

Материал: гуашь, акварель, масло, акрил.

Формат: А 2

Время: 16 часов


  1. Деревенский натюрморт.

Задача: передача освещенности, тональности, материальности предметов, свето-воздушной среды.

Материал: гуашь, акварель, масло, акрил.

Формат: А 2

Время: 16 часов


  1. Натюрморт из предметов различной материальности.

Задача: передача освещенности, тональности, материальности предметов, свето-воздушной среды.

Материал: гуашь, акварель, масло, акрил.

Формат: А 2

Время: 16 часов


  1. Декоративный натюрморт.

Задача: стилизация композиции, колористическое решение.

Материал: гуашь, акварель, масло, акрил.

Формат: А 2

Время: 18 часов


  1. Натюрморт с гипсовым предметом (розеткой, вазой, капителью)

Задача: передача освещенности, тональности, материальности предметов, свето-воздушной среды.

Материал: гуашь, акварель, масло, акрил.

Формат: А 2

Время: 18 часов


  1. Натюрморт в интерьере.

Задача: передача освещенности, тональности, материальности предметов, свето-воздушной среды.

Материал: гуашь, акварель, масло, акрил.

Формат: А 2

Время: 18 часов

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Формы занятий

Программа предполагает индивидуальные, фронтальные формы обучения в группе.

Урок является основной формой организации учебной деятельности. В течение урока происходит самоанализ деятельности с целью представления промежуточных и конечных результатов своей работы, для самокоррекции и коррекции деятельности. В конце урока проводиться коллективный анализ и самоанализ созданной работы (просмотр работ).

Занятия по живописи состоят из теоретической части и практических заданий. Теоретическая часть состоит из вводной беседы, проводимой в начале каждого года обучения и бесед, предваряющих выполнение каждого задания, в ходе которых преподаватель разъясняет обучающимся содержание задания и указывает методы его выполнения. Беседы сопровождаться показом иллюстративного материала. Практическая часть состоит из самостоятельной работы обучающихся.

Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы являются внеклассные экскурсии и мастер-классы. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунком. Мастер-класс – это демонстрация преподавателем (художником), имеющим высокие достижения в определенной области, уникальных, самобытных, присущих только ему способом и форм взаимодействия с обучающимися.
Приемы и методы организации учебного процесса (по характеру познавательной деятельности).
Методическое обеспечение осуществляется по основным, традиционным для системы образования методикам, а также опирается на новые образовательные технологии (метод проблемного обучения).

Объяснительно-иллюстрированный метод.

Проведение практических занятий по рисунку требует наглядного показа методов выполнения работы. Изобразительное искусство связано со зрительными ощущениями и восприятием, поэтому занятия рисунком требуют наглядности обучения. В распоряжении педагога имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, таблицы, рисунки, плакаты и педагогические рисунки. Средства обучения применяются по усмотрению преподавателя в зависимости от темы и задач урока. Наглядность на уроке играет первостепенную роль, является одним из главных средств информации о предмете. Опираясь на зрительное впечатление, обучающиеся получают более полное представление об изучаемом материале. Объяснительно-иллюстрированный метод включает в себя следующие приемы: рассматривание, наблюдение, педагогический рисунок, беседа, рассказ.

Педагогический рисунок производится попутно с устным объяснением, что позволяет ускорить восприятие обучающимися нового материала и усилит педагогический эффект.

Функции педагогических рисунков:

  1. иллюстрация устного объяснения;

  2. демонстрация методической последовательности работы над натюрмортом;

  3. показ практических стадий выполнения живописного этюда;

  4. показ принципов композиционного решения;

  5. демонстрация технических приемов и возможностей различных живописных материалов;

  6. наглядный анализ правильных и неправильных решений изобразительных задач.

Репродуктивный метод - обучающийся выполняет действия по образцу учителя. Здесь используется индивидуальный подход. Преподаватель на детском рисунке показывает технические приемы работы живописными материалами. Правка ученических работ проводится с целью понимания обучающимися принципов и методов выполнения заданий, а не для внешнего улучшения качества рисунков.

Проблемное изложение наиболее уместно, когда обучающиеся не обладают достаточным объемом знаний, впервые сталкиваются с тем или иным явлением. Преподаватель демонстрирует обучающимся путь исследования, открытия и поиска новых знаний, готовя тем самым к аналогичной самостоятельной работе в дальнейшем.

Информационным средством обучения является использование на уроках компьютерных технологий, с показом на уроках мастер-классов ведущих российских преподавателей, художников, творческих и учебных работ обучающихся УДОД, экскурсий по музеям мира и др.
Техническое оснащение занятий.

Обучающимся предлагается для занятий мольберт, рассчитанный на рост ребенка, табурет для живописных материалов и стул. Для проведения занятий по живописи имеется натурный фонд (натурная утварь, чучела птиц и мелких животных, драпировки, гипсовые геометрические тела и розетки), натюрмортные столики, лампы для направленного освещения постановки. ТСО: телевизор, музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, слайдпроектор.
Формы подведения итогов по предмету «Живопись» включают в себя:

  • участие лучших работ обучающихся в выставках и конкурсах общешкольного, областного, всероссийского уровней.



5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.


  1. Алексеев С. О цвете и красках - М.; 1964

  2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты - М.; 1989

  3. Волков Н.Н. Цвет в живописи - М.; 1965

  4. Волков Ю.А. Работа над живописным этюдом - М.;1984

  5. Живопись. Учебное пособие для вузов - М.; 2004

  6. Кальнинг А.К. Акварельная живопись - М.; 1986

  7. Кузин В.С. Изобразительное искусство.- М.; 2000

  8. У.Ньютон Акварельная живопись. - М.; Кристина, 2002

  9. П.Кумбз. Пастельная живопись - М.; Кристина, 2002

  10. М.Мерцалова. Дети в мировой живописи - М.; Искусство, 1968

  11. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита - М.; 1980

  12. Унковский А.А. Цвет в живописи - М.; 1983


6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.


  1. Арнхейм Р.Л. Искусство и визуальное восприятие.- М.; 1974

  2. Атанов В.С. Акварельная живопись на пленэре. – М.; 2006

  3. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс. - М.; 1989

  4. Большаков М. В. Декор и орнамент в книге.- М.; 1990

  5. Бычков В.В. Эстетика. - М.; 2003

  6. Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. – С-Пб.; Питер, 2006

  7. Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – С-Пб.; Питер, 2006

  8. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.; 1984

  9. Выготский А.С. Психология искусства. - М.; 1997

  10. Жабинский В.И. Рисунок. - М.; 2008

  11. Зайцев Е.А. Наука о цвете и живописи. - М.; 1986

  12. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М.; 2004

  13. Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.; 1990

  14. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.; 1998

  15. Клее Пауль Педагогические Эскизы. - М.; 2005

  16. Курочкина Н. Знакомство с пейзажной живописью – С-Пб.; 2000

  17. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.; 1981

  18. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.; 2008

  19. Логинова Г.П. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. - М.; 1988

  20. Меерович М.И. Технология творческого мышления. - М.; 1989

  21. Немцов Г.М. Искусство – школа формирования личности.- М.; 2004

  22. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. - М.; 2000

  23. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/под. ред. Полат.Е.С. - М.; 2001

  24. Огородников Ю.А. Особенности воздействия искусства на человека. -М.; 1992

  25. Педагогика. Учебное пособие/Под ред. Пидкасистого П.И. - М.; 1998.

  26. Сарабьянов Д. История русского искусства конца 19- начала 20 века.- М.; 2001

  27. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.; 1997

  28. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ.- М.; 2003

  29. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.; 1964







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по учебному предмету «живопись» дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 «А», «Б», «В», «Г» классы
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 6 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный...
Программа по учебному предмету «живопись» дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Программа по учебному предмету «живопись» дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Программа по учебному предмету «живопись» дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по предмету «Искусство (изо)»
В основе программы обучения изобразительное искусство в 8 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Программа по учебному предмету «живопись» дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по предмету «Искусство (изо)»
В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Программа по учебному предмету «живопись» дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по учебному предмету «изобразительное искусство»...
Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2011г. Она соответствует требованиям федерального государственного...
Программа по учебному предмету «живопись» дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана для 5 класса общеобразовательной школы №32 ст. Новоминской...
Программа по учебному предмету «живопись» дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по предмету «изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Программа по учебному предмету «живопись» дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»

Программа по учебному предмету «живопись» дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»...
«Изобразительное искусство» Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова, Л. А. Неменской и др. 1-4 классы: пособие для учителей...
Программа по учебному предмету «живопись» дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по предмету «Искусству (изо)» 6 класс
В основе программы обучения изобразительное искусство в 6 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Программа по учебному предмету «живопись» дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по предмету «Искусству (изо)» 7 класс
В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Программа по учебному предмету «живопись» дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по предмету Изобразительное искусство
Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное...
Программа по учебному предмету «живопись» дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство» iconРабочая программа педагога уховой Елены Валентиновны и Титовой Алевтины...
Министерством образования и науки РФ /М.: Просвещение, 2008г., авторской программы по изобразительному искусству В. С. Кузина, «Изобразительное...
Программа по учебному предмету «живопись» дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по предмету «искусство» (музыка и изо) изобразительное искусство
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской...
Программа по учебному предмету «живопись» дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск