Селам – язык цветов в творчестве а. С. Пушкина





Скачать 317.3 Kb.
НазваниеСелам – язык цветов в творчестве а. С. Пушкина
страница1/3
Дата публикации23.07.2013
Размер317.3 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3
d:\documents and settings\user\мои документы\мои рисунки\florio.jpg
СЕЛАМ

ЯЗЫК ЦВЕТОВ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА


Исследовательский проект

учащихся 9 класса

МБОУ «Среднекибечская СОШ»

Викторовой Анастасии и

Андреевой Дианы

Руководитель: учитель

русского языка и литературы

МБОУ «Среднекибечская СОШ»

Васильева В.М.

д. Средние Кибечи

2013 г
Объект исследования: образы цветов, встречающиеся в русской поэзии, язык цветов.
Предмет исследования: стихотворения А.С.Пушкина, легенды и мифы о цветах.
Цель проекта: выявление специфических особенностей создания различных образов цветов в творчестве А.С.Пушкина; поиск связи с селамом.
Задачи
1. Ознакомиться с работами, посвященными образам цветов в русской поэзии, языку цветов.

2. Выявить частотность употребления образа цветка в произведениях А.С.Пушкина.

3. Выявить предпочтения А.С.Пушкина в отношении цветков-символов

4. Проследить наличие связи образов-цветков в творчестве А.С.Пушкина с селамом.
Методы исследования:

  • изучение научной литературы по теме,

  • сбор и систематизация материалов,

  • анализ и интерпретация полученных данных.


Источник практической части исследования:

  • тексты стихотворений А.С.Пушкина,

  • легенды и мифы о цветах.


Предлагаемая работа посвящена исследованию авторского мастерства А.С.Пушкина в написании лирических произведений, посвященных цветам, а также знакомство с селамом — языком цветов, легендами и мифами, трактующими названия цветов.

ВВЕДЕНИЕ

Гениальность и величие классиков русской литературы не нуждается в доказательствах, тем более моих. Но галерея цветов, представленная в русской поэзии, не может не поразить: практически каждый русский поэт открывает нам настроение природы, разнообразие ее состояний, каждый упоминающийся цветок имеет право на свою жизнь. По подсчетам исследователей, более тридцати цветов «живут» в произведениях авторов. И каждый герой — цветок имеет свое лицо, характер! Хочу отметить, что лица эти очень запоминающиеся.

Какие же цветы чаще всего встречаются в поэзии А.С.Пушкина, что они олицетворяют, что несут читателям? Это мы и решили выяснить в ходе исследования.


  1. ПРЕДЫСТОРИЯ

С древних времен цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слез Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко говорится об отвергнутой им морской царевне, из слез которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке, названном его именем. Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в ее развитии играют русские писатели и поэты, считающиеся непревзойденными общепризнанными мастерами описания природы.

Русский свободный дух и восхищение необъятными просторами, вот что выгодно отличает авторов русской школы от их коллег из душной индустриальной Европы. Даже ярким представителем символизма в литературе, в своем возмущении массовой урбанизацией, протесте против бездушного городского хаоса, не мог пройти мимо мирного созерцания природы.

Люди живут и умирают. А цветы, пока ими любуются и восхищаются — вечны. И как сказал Яков Хелемский о русском поэте Иване Мятлеве:

Остаться можно в памяти людской

Не циклами стихов и не томами прозы,

А лишь одной — единственной строкой:

«Как хороши, как свежи были розы!»

В течение многих веков на Востоке как символ, иносказание использовался селам — язык цветов, способ выражения мыслей и чувств при помощи растений и их сочетаний.

Признанием в любви служила ветка цветущей вишни, белая гвоздика — знаком доверия, красная гвоздика или роза выражала страсть, клевер — печаль, астра — ожидание. По числу цветков гиацинта назначался день свидания, а колокольчик помогал определить его час. Активно использовалась цветочная символика в средневековье. Предлагая даме руку и сердце, рыцарь посылал ей розу с миртом, а к дама в знак согласия отправляла маргаритки. В Японии силу, счастье, долголетие и выносливость символизирует сосна, надежду и вечное обновление — цветущая ветка сливы, а Цветущая ветка яблони — пожелание мира в семье. Почти у всех народов символ любви — роза, а у древних греков белая роза была знаком молчания. Интересны символические значения сочетаний некоторых растений. К примеру, ирис для японцев — символ мужества и доблести, а в сочетании с ситником — знак простоты. В свою очередь, композиция сосны с розой символизирует вечную молодость, а с сакурой — преданность и рыцарство.

Появление этих символов закономерно. Они являются результатом глубокого погружения в природу, длительного ее изучения, созерцания, наблюдения и вызывают большое уважение и интерес. Определенные значения, закрепленные за растениями, порой переменчивы и противоречивы, поэтому не являются чем-то неизменным. Цветочные символы одного народа нередко отличны от символов, принятых у другого. Это связано с тем, что на цветочную символику влияли не только популярные в народе мифы и легенды, но и важные исторические события, связанные с теми или иными цветами.

А в России все началось с «легкой руки» Дмитрия Ознобишина.

В 1830 году русский поэт Дмитрий Ознобишин перевел с персидского языка и издал в Санкт-Петербурге книгу "Селам, или язык цветов". В ней он поместил более четырехсот названий растений, каждому их которых соответствовало либо небольшое изречение, либо краткая реплика в возможном разговоре на вымышленном языке цветов. В конце поэт поместил следующий эпилог:
Вот неподдельный вам рассказ,

Что родило Селам восточный; -

Из древней хартии нарочно

Его я выписал для вас.

Как сладостны цветы Востока

Невыразимою красой!

Но для поклонницы Пророка

Приятней их язык немой!..

У нас гаремы неизвестны;

Наш Север холоден! Для дам

Селамы будут бесполезны:

Они так преданы мужьям.

Но вы, чьи очи голубые

Так робко вниз опущены,

Для вас, девицы молодые,

Блестят в полях цветы весны!

От строгой маменьки украдкой,

От прозорливых няни глаз,

Селам свивайте, в неге сладкой:

Любовь легко научит вас.
Селам привился в России. Им пользовались в салонах и в высшем свете. Отразилось и в поэзии.

Мы не ставим перед собой задачу рассказать обо всех растениях и их символике. Упомянем только некоторые из них. История возникновения многих растений на протяжении многих лет была связана с небольшими легендами и мифами, создаваемыми в разных странах. И неудивительно, что символизм, присущий тем или иным цветам, берет свое начало как раз из этого народного творчества.
Астра — символ ожидания, печаль; звезда, вечность красоты; чувство, задумчивость. В Древней Греции носили как амулет на счастье. По легенде, ее происхождение звездное, она выросла из пылинки, упавшей со звезды. Существует поверье, что если ночью встать среди астр и прислушаться, то можно услышать перешептывание — это цветы общаются со своими сестрами звездами.

Боярышник — символ любви и любовных обрядовых празднеств; символ целомудрия. В Древней Греции ветки боярышника сжигали на алтарях Гименея — бога счастливого брака, а цветами растения осыпали и украшали невесту. Гименей изображался стройным юношей с факелом в левой руке и с венком боярышника — в правой. По русским преданиям, деревенская девушка очень любила составлять букеты, плести венки, включая в них цветы, листья и ягоды боярышника. Ее красоту заметил внук Чингисхана, будущий Бату — хан, и пытался заговорить с ней, но она избегала его — у девушки был жених. Но Бату выследил ее и хотел добиться своей цели. Тогда русская девушка встала спиной к любимому кусту боярышника, выхватила спрятанный кинжал и, ударив себя в грудь, упала под растение. В ее честь на Руси всех девушек величали боярышнями, барышнями, а молодых женщин боярынями.

Василек — доверие, веселость, верность; простота, правда, красота жизни (Япония). Греки называли цветок «центауре», по имени Центавра (Кентавра) — мифологического существа, залечившего соком василька раны, нанесенные ему Гераклом. По древнеримской легенде, прекрасный юноша Цианус никогда не покидал полей, пока на них цвели васильки. Он плел из них венки и гирлянды и одевался в платье одного с ними синего цвета, а потом юношу нашли мертвым среди любимых цветов. Богиня Флора за его постоянство превратила тело Циануса в василек, с тех пор все васильки стали называться по-научному «цианус», что значит — синий.

Гвоздика — постоянство и верность; символ любви и чистоты; утонченность, признание в страстной влюбленности, страсть; символ борьбы и революции, честь, свобода; пылкие чувства; белая гвоздика — жизнь ради любви, желтая — неверие, презрение, полосатая — отказ (Япония). О ее происхождении повествует греческий миф. Рассерженная богиня охоты Артемида обвинила играющего на свирели пастуха в том, что он своей музыкой спугнул всю дичь и помешал ее охоте. Она в гневе вырвала у него глаза. Потом, раскаявшись и желая увековечить эти жалобно смотревшие на нее глаза, Артемида бросает их на тропинку. В ту же минуту из них вырастают две красные гвоздики. Воины Франции и Италии верили в чудодейственную силу гвоздики и носили ее как талисман. С красной гвоздикой были связаны храбрость и беззаветная отвага, поэтому Наполеон I, учреждая орден Почетного легиона в 1802 году, выбрал ленту для него красного цвета. После этого сторонники Бонапарта своим символом выбрали красную гвоздику, а сторонники Бурбонов выбрали белую.

Гиацинт — символ горя и печали: постоянного возрождения природы; грации и нежности; склонность к продолжительной привязанности. В переводе с греческого языка значит «цветок дождей», так как на родине в Малой Азии начинает распускаться с наступлением теплых весенних дождей. В древнегреческой мифологии любимцем Аполлона был Гиацинт, прелестный сын спартанского царя. Юноша не уступал богам ни в красоте, ни в силе, ни в ловкости. Гиацинт погиб во время состязаний по метанию диска. Маленький божок легкого ветерка Зефир завидовал юноше из–за внимания Аполлона и дунул на диск, повернув его в обратную сторону. Диск врезался в голову бедного Гиацинта. На месте гибели прекрасного юноши, из его крови, и появился удивительный цветок. Раньше по числу бутонов гиацинта узнавали день встречи.

Гладиолус — символ победы; символ благородства, памяти; безразличие; скрытность, сила характера, дружба, верность. В Древнем Риме считался цветком гладиаторов, его корень как амулет носили на груди. По легенде, в гладиолусы превратились мечи двух верных друзей — Севта и Тереса., не захотевших сражаться друг с другом по желанию императора и за это преданных смерти. Из-за узких длинных листьев, торчащих, как острые шпаги, гладиолус называют «шпажником».В средние века было поверье, что, если носить покрытую жесткой кожицей луковицу шпажника на груди, она делает человека неуязвимым. Рыцари надевали на грудь такой амулет и называли его «неодолимый панцирь».

Ирис — символ мужества, доблести, достоинства; символ страдания Богоматери. В переводе с греческого — «радуга». У древних греков был посвящен богине радуги Ириде, которая опускалась на землю, чтобы сообщить людям волю богов. У христиан острые листья цветка олицетворяли страдания сердца Богоматери.

Тюльпан — символ гордости, великолепия; удовлетворенность отношениями, благородство. Также считается цветком счастья. По легенде, в золотистым бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, никак нельзя было открыть бутон. По лугу шла женщина с ребенком, он вырвался и со смехом подбежал к цветку — и венчик тюльпана впервые раскрылся на звук радостного смеха ребенка. Первые сведения о цветке пришли из Персии, где он вырвался «дульбаш» — турецкая чалма, от этого слова произошло слово «тюрбан».

Ландыш — символ чистоты, нежности, верности, счастья и любви; тайная любовь, излияние сердца, ласка, Древние римляне считали, что цветок возник из капелек душистого пота богини охоты Дианы, когда она убегала от влюбленного в нее Фавна. Проходят дни, годы, меняются взгляды и привязанности людей, но любовь к цветам остается, интерес к истории происхождения не ослабевает, а лишь становится сильнее. Подводя итоги, отметим, что авторы — флористы-художники с необычайной способностью создания ярких портретов цветов. Они являются сверхнаблюдательными людьми и тонкими психологами, мастерами художественного сравнения, они подарили миру сотни выразительных, узнаваемых и незабываемых героев и героинь.

Значение цветов можно посмотреть в приложении.
II. СЕЛАМ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА

2.1. ЧТО СИМВОЛИЗИРУЕТ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА РОЗЫ?

А.С.Пушкин – великая, многогранная и сложная личность. И какой же цветок он чаще использует в своем творчестве? Да, такую же сложную – розу!

Метафорические розы часто встречаются у Пушкина, что неудивительно, поскольку роза – амбивалентный, многозначный символ, зависящий от цвета и состояния. Роза может символизировать небесное совершенство и земные, далёкие от идеала любовные страсти, скромную девственность и сладострастие, милосердие и мученичество, красоту, триумф, счастье и превратности любви и брака, олицетворяемые шипами. Бутон розы – метафора юной невинной девушки, ещё не познавшей любви.

Аллегорией ушедшей молодости, радости, счастья, а иногда и ранней смерти выступают увядшие розы – одна из излюбленных метафор Пушкина.

В раннем лицейском периоде творчества А.С.Пушкина читаем такое стихотворение:

Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза,

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость!

Не говори:

Вот жизни радость!

Цветку скажи:

Прости, жалею!

И на лилею

Нам укажи.

Здесь мы явно прослеживаем в розе значение КРАСОТА, СЛАДОСТРАСТИЕ, СТРАСТЬ. Лирический герой, пресыщенный всем перечисленным, советует обратить взор на лилию, символизирующую невинность, чистоту.

«Отрывок» (1830) тоже содержит значение выбора, прощания, новой встречи. Условным "розам" родины Афродиты - Пафоса и родины Анакреона - Феоса поэт противопоставляет свою, "счастливую".
Не розу пафосскую,

Росой оживленную,

Я ныне пою,

Не розу феосскую,

Вином окропленную,

Стихами хвалю;

Но розу счастливую,

На персях увядшую

Элизы моей.
Далее мы проанализируем значение розы у Пушкина в других стихотворениях


Опали вы, листы вчерашней розы!

Не доцвели до месячных лучей.

Умчались вы, дни радости моей!

Умчались вы – невольно льются слёзы,

И вяну я на тёмном утре дней.

«Элегия» (1816)

Аллегория ушедшей молодости, радости, счастья

Под ивою, где с милой

Прощался он, стоит святой чернец,

Поставлен крест над новою могилой,

И на кресте завялых роз венец.

«Там, у леска за ближнею долиной» (1819)

Символ смерти. Символизируют вечную жизнь и предстоящее воскресение.

Лишь розы увядают,

Амврозией дыша,

В Элизий улетает

Их лёгкая душа.

И там, где воды сонны

Забвение несут,

Их тени благовонны

Над Летою цветут.

1826

Здесь увядание роз и благоухание их теней в Элизиуме, куда, по древнегреческим мифам, попадали души праведников, может означать вознесение в рай прекрасных чистых душ, которые потому легки и благовонны, что не отягощены грехами.

Не стану я жалеть о розах,

Увядших лёгкою весной;

Мне мил и виноград на лозах,

В кистях созревших под горой,

Краса моей долины злачной,

Отрада осени златой,

Продолговатый и прозрачный,

Как персты девы молодой.

«Виноград», 1824

Увядшие розы как символ ушедшей юности, звучит тема жизненной зрелости, сменяющей уходящую молодость.

Ах, для тебя ли,

Юный певец,

Прелесть Елены

Розой цветёт?..

«Измены». 1815.


Красота


…Как часто грудь её вздыхает,

Как часто тихое лицо

Мгновенной розою пылает…

«Руслан и Людмила». Гл. V.


Невинная стыдливость

…Я не желал с таким мученьем

Лобзать уста младых Армид

Иль розы пламенных ланит…

«Евгений Онегин». Гл.1. Стр. XXXIII.


Страстность и чувственность

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух иль мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой,

Девичьи лица ярче роз…

«Вступление» к поэме «Медный всадник».


Счастье, радость

Вокруг высокого чела,

Как тучи, локоны чернеют.

Звездой блестят её глаза,

Её уста, как роза, рдеют.

«Полтава».


Красота, идеал

…Ваши алые уста,

Как гармоническая роза.

«Ел. Н. Ушаковой». 1829.


Красота и идеал

Вот, Зина, вам совет: играйте,

Из роз весёлых заплетайте

Себе торжественный венец…

«Мадригал»(1824)


Озорной нрав и добродетель

И с розой сходны вы, блеснувшею весной:

Вы так же, как она, пред нами

Цветёте пышной красотой

И так же колетесь, Бог с Вами.

«Т — прав, когда так верно вас…». 1824.


Язвительность

Судите ж вы, какие розы

Нам заготовит Гименей

И, может быть, на много дней.

в «Евгении Онегине» (гл. IV, стр. XIV)

Семейные узы, брак

Есть роза дивная: она

Пред изумлённою Киферой

Цветёт румяна и пышна,

Благословенная Венерой.

Вотще Киферу и Пафос

Мертвит дыхание мороза –

Блестит между минутных роз

Неувядаемая роза…

«Есть роза дивная: она…». 1827.


Образ девушки

О дева-роза, я в оковах;

Но не стыжусь твоих оков:

Так соловей в кустах лавровых,

Пернатый царь лесных певцов,

Близ розы гордой и прекрасной

В неволе сладостной живёт

И нежно песни ей поёт

Во мраке ночи сладострастной.

«О дева-роза, я в оковах…». 1824.


Образ прекрасной девушки

В безмолвии садов, весной, во мгле ночей

Поёт над розою восточный соловей,

Но роза милая не чувствует, не внемлет

И под влюблённый гимн колеблется и дремлет.

Не так ли ты поёшь для хладной красоты?

Опомнись, о поэт, к чему стремишься ты?

Она не слушает, не чувствует поэта;

Глядишь – она цветёт; взываешь – нет ответа.

«Соловей и роза». 1827.


Вдохновитель, муза

Розами рога обвиты,

Плющ на чёрных волосах,

Козий мех, вином налитый,

У Сатира на плечах.

«Блаженство» (1814)

У древних греков роза в сочетании с вином символизировала чувственность, соблазн, а плющ был эмблемой бога вина Диониса

Доселе в резвости беспечной

Брели по розам дни мои;

В невинной ясности сердечной

Не знал мучений я любви….

«Послание к Юдину». 1815.


Розы в лицейской лирике часто упоминаются в связи с радостью, успехом, весельем, беспечностью, поэтическими грёзами

Душе наскучили парнасские забавы;

Не долго снились мне мечтанья муз и славы;

И строгим опытом невольно пробуждён,

Уснув меж розами, на тернах я проснулся…

«Шишкову». 1816

Последняя строка – флористическая эмблема стихотворения, где розы – поэтические сочинения, терны – разочарование в них.

Как видим, роза несет ту же символическую вариативность как и было представлено в селаме.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Селам – язык цветов в творчестве а. С. Пушкина iconРеферат по литературе на тему: «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина»
Пушкина. Так и я, прочитав роман «Евгений Онегин», комментарии к нему и статьи В. Г. Белинского, задумался над фразой: «Татьяна –...
Селам – язык цветов в творчестве а. С. Пушкина iconУрок чтения во втором классе (обобщающий)
«Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки Александра Пушкина. Цели: 1 Обобщить знания детей о творчестве А. С пушкина-сказочника
Селам – язык цветов в творчестве а. С. Пушкина iconСписок литературы о жизни и творчестве А. С. Пушкина Аникин, А. В....
Ведущий. Мы собрались, чтобы посостязаться в смекалке, внимании, сообразительности, умении логически мыслить. Каждый класс выдвинул...
Селам – язык цветов в творчестве а. С. Пушкина iconМоу «Вознесеновская сош»
«Русский язык» А. В. Полякова, мультимедийное оборудование, стихотворение А. С. Пушкина «Осень» (отрывок), портрет А. С. Пушкина
Селам – язык цветов в творчестве а. С. Пушкина iconПётр Великий в творчестве А. С. Пушкина
«Арап Петра Великого» I «Полтава»
Селам – язык цветов в творчестве а. С. Пушкина iconОбраз великого Пушкина в творчестве поэтов Х1х-хх веков
Онегине", для кого-то – тема долга и чести, как в "Выстреле", ревности, как в "Цыганах", исторической правды, как в "Борисе Годунове",...
Селам – язык цветов в творчестве а. С. Пушкина iconКонкурсные испытания
Открытый урок по литературе «Богатство выразительных средств в творчестве А. С. Пушкина»
Селам – язык цветов в творчестве а. С. Пушкина iconПетра Великого, его образы, вызывают интерес в любой период времени,...
Петр и Петровская эпоха в творчестве А. С. Пушкина 20 –х годов 19 века
Селам – язык цветов в творчестве а. С. Пушкина icon0 общий отдел
Издания А. С. Пушкина, книги о его жизни и творчестве, зарегистрированные в ркп с 2000 г по июнь 2014 г
Селам – язык цветов в творчестве а. С. Пушкина iconКаменского муниципального района воронежской области
Отечественная война 1812 года в жизненной судьбе и творчестве И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина
Селам – язык цветов в творчестве а. С. Пушкина iconТема реферата
«Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского»
Селам – язык цветов в творчестве а. С. Пушкина iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Селам – язык цветов в творчестве а. С. Пушкина iconОтдел общего обслуживания читателей Гуманитарный центр чтения
Книги о жизни и творчестве А. С. Пушкина приобретенные Смоленской областной универсальной библиотекой им. А. Т. Твардовского в 2007-2008...
Селам – язык цветов в творчестве а. С. Пушкина iconВ творчестве многих русских поэтов. Осень занимает особое место в...
С одной стороны—величие, великолепие природы, буйство красок. С другой—печаль, грусть, пронизывающая сердце тоска. Именно с осенью...
Селам – язык цветов в творчестве а. С. Пушкина iconКонспект урока литературная сказка. О жизни и творчестве А. С. Пушкина....
Муниципальное образовательное учреждение – Пашинская средняя общеобразовательная школа №70
Селам – язык цветов в творчестве а. С. Пушкина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить детей с изображениями сказочных птиц в творчестве писателей и художников: М. Врубеля, В. Васнецова, А. Пушкина, П. Ершова,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск