А. С. Пушкин в творчестве Ю. Н. Тынянова





НазваниеА. С. Пушкин в творчестве Ю. Н. Тынянова
страница1/5
Дата публикации21.12.2014
Размер0.71 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5
Садкова Инна Павловна,

ПУ № 31 г. Петушки
А.С.Пушкин в творчестве Ю.Н. Тынянова.
План.



  1. Вступление____________________________________________стр.1




  1. А.С.Пушкин и его эпоха в творчестве Ю.Н.Тынянова



  1. Творчество Ю.Н.Тынянова в литературоведческих исследованиях _с.7




  1. Начало творческой деятельности Ю.Тынянова.

Ю.Н.Тынянов – исследователь и художник____________________с. 11
3. Роман «Кюхля» – первое

художественное произведение о декабристах___________________с. 18
4. «Век нынешний» и «век минувший»

в романе Ю.Н.Тынянова «Смерть Вазир – Мухтара»____________с. 28


  1. Роман «Пушкин» как итог

всей литературной деятельности писателя______________________с.35


  1. Заключение_____________________________________________с.59




  1. Литература ____________________________________________с. 62


Вступление.

Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни. Еще в 1832 году Н.В.Гоголь пророчески заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».1

Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждает свое понимание поэта, видя в нем современника, думая о «символическом Пушкине». Пушкина изучают, о нем спорят, его боготворят или отвергают. Он давно уже вышел за пределы литературы, сделавшись фактом русского общественного сознания. Эту особенность национального гения видели критики В.Г.Белинский и А.А.Григорьев, писатели Ф.М.Достоевский и И.С.Тургенев, философы В.С.Соловьев и д.С.Мережковский. По словам А. Григорьева, «Пушкин – наше все: Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенно после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности…»2.

Фраза проницательного Аполлона Григорьева стала уже хрестоматийной. Годы общения с произведениями поэта, погружение в его внутренний духовный мир расширяют наши возможности сопереживания, устанавливают трудно передаваемое словами сердечное влечение к Пушкину. Появляется ощущение, которое Марина Цветаева называла: «Мой Пушкин».

Никогда еще наша страна не переживала такого всенародного и горячего увлечения Пушкиным, такого взрыва читательской, да и писательской любви к нему. Любви не книжной, а теплой, живой, идущей из самой глубины души народной.

Имя Пушкина стоит в ряду исторических деятелей прошлого, к которым чаще всего обращалась советская историческая беллетристика. Художественная литература о Пушкине, появившаяся в советские годы, чрезвычайно обширна: 7 романов, 20 пьес, 5 повестей и огромное количество рассказов, которые, как правило, печатались во всех журналах к юбилейным и памятным датам. Это обилие объясняется не только широкой популярностью поэта и читательским интересом к его жизни и личности. Через образ поэта, историю его мятежной, трудной и наполненной конфликтами жизни писатели чувствовали связь настоящего с прошлым, зависимость настоящего от событий прошедших. Образ поэта отвечал также главному требованию нашего общества и русской литературы — созданию положительного героя.

Многократное обращение к пушкинской теме вело к тому, что принципы художественного воссоздания эпохи и исторической личности, способы раскрытия внутреннего мира писателя, система изобразительных средств вырабатывались и оттачивались на примере личности Пушкина. Образ Пушкина был своеобразным экзаменом для русской литературы, историко-биографической романистики и драматургии. Русская художественная литература о Пушкине дает большой материал для решения таких важных проблем, как соотношение вымысла и домысла в историческом повествовании, использование документа, показ творческой личности. Последняя из названных проблем является наиболее значительной для биографической книги о писателе. Автор такой книги должен ввести читателей в тайное тайных художественного творчества, раскрыть художественный опыт и развитие писателя, восстановить первоначальные импульсы душевных волнений, вызвавших впоследствии конкретные замыслы или образы.

Советские писатели получили от пушкиноведения не только сам материал, но и его осмысление, соответствующее исторической правде. Процесс рождения и становления русского пушкиноведения не всегда шел по восходящей прямой. Выработка новой методологии и современных концепций жизни и творчества поэта требовала постоянной борьбы с различными вульгаризаторскими крайностями и извращениями. В первые годы советской власти популярностью пользовались скандальные декларации пролеткультовцев о бесполезности для пролетариата наследия классиков, в том числе Пушкина, декларации пролеткульта совпадали с известным призывом Маяковского, провозглашенным в 1913 году, «бросить Пушкина с парохода современности»3. Этот крикливый лозунг был реакцией на приглаженный и прилизанный облик Пушкина, бытовавший в дореволюционных официозных и реакционных трудах. Однако вскоре позиция Маяковского изменилась. В 1924 году в стихотворении «Юбилейное» он выступил против «хрестоматийного глянца». Полный отказ от Пушкина сменился протестом против официозности школьных программ и нравоучительных повестей, против хрестоматийного классика, заслужившего вечную благодарность потомков, против «стремления подменить научное изучение Пушкина преданностью, благодарностью и юбилейным елеем»4. В стихотворении «Юбилейное» была впервые выдвинута, вскоре ставшая популярной, формула «живого Пушкина»:

Я люблю вас, но живого, а не мумию.5

Популярной эта формула стала благодаря работам В. В. Вересаева, который почти одновременно с Маяковским выступил против «почитателей кумиропоклонников»6. Иронизируя над биографами, которые исследуют личность великого человека, «стоя на коленях», Вересаев выступил против «канонического образа личности Пушкина», «фальшивого и совершенно несоответствующего действительности»7. Эта правильная мысль, обращенная против официозного облика поэта, оборачивается пасквилем, когда Вересаев пытается изобразить «живого Пушкина». В своей программной статье «В двух планах» и в предисловии к книге «Пушкин в жизни» он утверждает «поразительное несоответствие между живою личностью поэта и ее отражением в его творчестве»8. Ни об одном из русских поэтов не написано столько, сколько о Пушкине. Если собрать воедино все, что написано о Пушкине, получится библиотека не менее чем в тысячу томов. Жизнь и творчество поэта, казалось бы, изучили детально. Труды пушкинистов обогатили науку превосходными исследованиями – текстологическими и биографическими. Вызывают восхищение детальные разработки частных проблем пушкинианы. Имеются большие монографии по той или иной поре его жизни. Это работы П.И.Бартенева и П.В.Анненского, М.Вегнера и С.Б. Веселовского, Т.А. Гуковского и М. А. Цивловской, Д.Д.Благого и Б.П.Городецкого, Н.К. Степанова и Н. Скатова, П.Е.Щеголева и многих других.

.

И тем не менее остается очень много неясного, спорного, неизученного.

Дело здесь не только в том, что Пушкин поистине необъятен. Дело в его неисчерпаемой цельности – человеческой и творческой. Поэтому любая односторонность взгляда ведет к тому, что упускается самое существенное в Пушкине, и в облике его как художника, мыслителя и просто человека искажается. «Мы далеко еще не поняли, не охватили неисчерпаемо многообразную, но в то же время поразительно цельную природу пушкинского чтения», - пишет В. Кожинов в своей работе «О Пушкине»9.

Именно поэтому все вновь и вновь появляются новые исследовательские и монографические работы о Пушкине.

Одни посвящали ему свои произведения, например, М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта», А.Кольцов «Лес», А.Апухтин «Памяти Пушкина», А Блок «В альбом Пушкинского дома», С.Есенин «Пушкину». Другие создали их на материале жизни и творчества великого поэта: М.Цветаева «Стихи к Пушкину», Н.Новиков «Пушкин на юге», В.Вересаев «Пушкин в жизни», М.Булгаков «Последние дни», А.Синявский «Прогулки с Пушкиным».

Уникальный в русской и мировой культуре опыт плодотворного соединения художественности и научности воплотился в произведениях Юрия Николаевича Тынянова (1894 – 1943), посвященных А.С.Пушкину и его эпохе.

В своей работе я попытаюсь показать значение А.С. Пушкина и его эпохи в исследовательской и художественной деятельности одного из зачинателей исторического жанра в литературе 20 века Ю. Н. Тынянова, чтобы в дальнейшем применять на уроках литературы, посвященных творчеству А.С.Пушкина.

Цель: понять, как формировалось представление Ю.Н.Тынянова об эпохе и творчестве А.С.Пушкина, проследить, как появились первые исследовательские работы о деятельности А.С.Пушкина и происходила эволюция автора в реализации замысла..

.Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

исследовать мотивы творчества писателя;

проанализировать, как происходило формирование представления о творчестве А.С.Пушкина и его эпохе;

выявить своеобразие творческого метода писателя на разных этапах.

Данная работа представляет интерес для старшеклассников, так как в полном объеме дает возможность познакомиться с творчеством Ю.Н.Тынянова и отражением в его произведениях темы «А.С.Пушкин и его эпоха»; и может служить основой для написания сочинений, подготовки к урокам по литературе, контрольным работам, подготовки к экзаменам; быть основой для дальнейшего изучения творчества Ю.Н.Тынянова.

Творчество Ю.Н.Тынянова в литературоведческих исследованиях.

Под знаком Пушкина прошла вся жизнь Тынянова – писателя и литературоведа. Ю.Тынянов посвятил А.С.Пушкину и его эпохе ряд статей: «Мнимый Пушкин», «Архаисты и Пушкин»», «Пушкин и Тютчев», «Пушкин и Кюхельбекер»», «Пушкин», «Безымянная любовь» и другие статьи более частного порядка, непосредственно о художественной манере Пушкина. Образ Пушкина появляется и в романе «Кюхля» и в романе «Смерть – Вазир Мухтара». Роман «Пушкин» должен был завершить и обобщить многолетнюю и многогранную работу автора. Тынянову не хватило жизни, чтобы дописать этот роман, чтобы написать еще очень много. Но путь к Пушкину, трудный и радостный, твердо указан каждому, кто сумеет вдохновенно прочитать книги Ю.Н.Тынянова. Наследие этого писателя и литературоведа многогранно: историко-литературные исследования и статьи по теории стихотворной речи, рассказы – новеллы и исторические романы. Мало кому известно, что Тынянов писал сценарии, был автором нескольких статей про кино. Талантливый писатель, тонкий и острый литературный критик, оригинальный теоретик литературы, особенно стихосложения и поэтического языка, выдающийся литературовед — Ю. Н. Тынянов до сих пор еще не стал объектом всестороннего исторического исследования. Правда, о нем написано много статей. Деятельность, мысли и образ его воспроизводятся на страницах воспоминаний его современников (Юрий Тынянов. Воспоминания, размышления, встречи. М., 1966. Серия “Жизнь замечательных людей”). Ю. Н. Тынянову отводится значительное место в общих очерках, учебных курсах и руководствах по истории советской литературы. Интерес к художественному творчеству Ю. Н. Тынянова и к его литературоведческим трудам в настоящее время очень велик. Историко-литературные труды Ю. Н. Тынянова до сих пор полны глубокого и живого интереса — не только историографического, но и научно-исследовательского. Острый ум, талант ученого-филолога, усиленный тонким художественным и критическим чутьем, блестящий писательский дар, широкая культура европейски образованного интеллигента — вот что поражает в научных произведениях Ю. Н. Тынянова. Лучше и полнее всего освещена его деятельность как художника и новеллиста в статье Ю.Андреева «Русский советский исторический роман», опубликованной в «Историко-литературном сборнике АН СССР в 1957 году. Творчеству Ю.Тынянова посвящена статья Б.Костелянсу «Художник и время», опубликованная в 1957 году в книге этого автора «Творческая индивидуальность писателя». О романах Ю.Н.Тынянова рассказывается в статье С.М.Петрова «Романы Ю. Н. Тынянова, вышедшей в книге С.М.Петрова «Советский исторический роман»; в книге М.Серебрянской «Советский исторический роман»; в статье Т.Хмельницкой «Исследовательский роман. Историческая проза Тынянова», опубликованной в книге Хмельницкой Т. «Голоса времени». Филологам хорошо известны его историко-литературные и теоретические статьи. Им тоже посвящено немало работ. Например, статья Виноградова В.В. «О трудах Ю.Н.Тынянова по истории литературы первой половины 19 века», опубликованная в книге Ю.Тынянова «Пушкин и его современники», вышедшая в 1969 году. В 1966 году вышла в свет книга «Юрий Тынянов. Ученый и писатель», куда вошла статья Б.Эйхенбаума «Творчество Ю.Тынянова». А в 1966 году выходит сборник Б.М.Эйхенбаума «О прозе», где автор анализирует труды Ю.Тынянова. В своей работе он показывает, что научные труды Ю.Тынянова «скрывают в себе несомненные черты художественного зрения, необычные для традиционного литературоведения и обнаруживающие заинтересованность беллетриста, писателя»10. При этом Б.М.Эйхенбаум склонен видеть в художественном творчестве Тынянова своего рода «практические опыты», основанные на выводах и требованиях, к которым пришел писатель, осмысляя процессы развития литературы, как прошлых эпох, так поэзии и прозы двадцатых годов XX века. Но для того, чтобы эти произведения имели успех, необходим был особый дар.

У Тынянова – прозаика процесс осмысления истории непременно должен был обогатиться работой художественной фантазии и воображения. Тынянова – ученого интересовали взаимоотношения различных литературных направлений, школ, течений, жанров и стилей, и здесь он совершил ряд значительных открытий. Но открытия художественные могли возникнуть только благодаря изображению человеческих судеб и созданию – пусть в основном на глубоком изучении и знании истории – вымышленных ситуаций, образующих единый сюжет, одухотворенный поэтическим восприятием жизни. Сюжет, изнутри движимый и скрепленный не научной, а художественной идеей. Это читатели и наблюдают в произведениях Ю.Н.Тынянова. В журнале «Русская литература» в 1960 году в №3 была опубликована статья Архиповой А. «Из литературной полемики 20-х годов», посвященная статье Ю.Тынянова «Архаисты и Пушкин». Последнее десятилетие XX века, пересмотревшее многие страницы литературной истории, принесло Ю.Н.Тынянову полное и заслуженное признание.

В журнале «Новый мир» №10 была опубликована работа Вл. Новикова «Горе от ума» у нас уже имеется …»: письмо Юрию Тынянову.

В 1995 году в первом выпуске Лотмановского сборника была опубликована статья А.Немзера «Карамзин – Пушкин: Заметки о романе Ю.Н.Тынянова.

Из последних работ о творчестве Тынянова небходимо отметить две диссертации: Потаповой А.М. «Романистика Тынянова и ее жанровое своеобразие» и Поляк З.Н. «Художественная интерпретация факта в исторической прозе Ю.Н.Тынянова». Обе работы подчеркивают органическое единство исследователя и художника в творческом наследии Тынянова. Такое утверждение было бы слишком категоричным и преждевременным. Споры о творчестве Ю. Н. Тынянова, тематике и художественных особенностях отдельных произведений продолжается и в современном литературоведении. На девятых Тыняновских чтениях года прозвучал доклад А. Немзера «Из наблюдений над романом Тынянова «Пушкин». Явление героя». А в 2004 году была опубликовано исследование Назаренко М. Роман «Пушкин» в контексте литературоведческих работ Ю. Н. Тынянова, опубликованное в 4 выпуске сборника научных трудов «Русская литература. Исследования». Обе работы посвящены исследованиям над тематикой и особенностями последнего романа Ю.Тынянова.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. С. Пушкин в творчестве Ю. Н. Тынянова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Александр Сергеевич Пушкин. Историческая тема в творчестве писателя. «Капитанская дочка». История создания
А. С. Пушкин в творчестве Ю. Н. Тынянова iconКурсовая работа выполнена с целью анализа жанра «стихотворение в прозе»
Пушкин А. С. Жанр стихотворения в прозе в творчестве В. Т. Шаламова. — Челябинск: юурГУ, фж—409, 2012. — 64 с., библиогр список —...
А. С. Пушкин в творчестве Ю. Н. Тынянова iconА. С. Пушкин «Дубровский» обязательно! А. С. Пушкин «Повести Белкина»

А. С. Пушкин в творчестве Ю. Н. Тынянова iconН. В. Гоголь «самый загадочный русский писатель» (Н. А. Бердяев)
Почему, закончив трагедию «Борис Годунов», Пушкин был очень доволен своей работой («Ай да Пушкин, ай да сукин сын!)
А. С. Пушкин в творчестве Ю. Н. Тынянова iconПушкин doc, полное имя файла стало F:\Литература\Поэты\xix\Пушкин...
В некотором каталоге хранился файл Пушкин doc. После того как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог...
А. С. Пушкин в творчестве Ю. Н. Тынянова iconМифы Древнего Египта. Путешествие солнечной Ладьи (отрывок)
Легенды и предания. О граде Китеже. Атаман Кудеяр. Про Никитушку Ломова Литературная сказка. А. С. Пушкин (по выбору учащихся) а...
А. С. Пушкин в творчестве Ю. Н. Тынянова iconУрок на тему «Природа в творчестве И. А. Бунина»
Цель: проанализировать описание природы в творчестве И. А. Бунина на примере рассказа «В деревне»
А. С. Пушкин в творчестве Ю. Н. Тынянова iconУрок литературы по теме «А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
«А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летопись и баллада. Автор в произведении» (7 класс)
А. С. Пушкин в творчестве Ю. Н. Тынянова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассказать о жизни и творчестве Анны Ахматовой – одной из величайших русских поэтесс. Показать, как история страны преломляется и...
А. С. Пушкин в творчестве Ю. Н. Тынянова iconПлан урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной...
Образовательная цель урока: выявить, как развивалась тема любви в творчестве В. Маяковского, определив закономерность того, что любовная...
А. С. Пушкин в творчестве Ю. Н. Тынянова iconКонспект урока тема Родины в творчестве А. А. Блока фио (полностью) Лескова Татьяна Ефимовна
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта
А. С. Пушкин в творчестве Ю. Н. Тынянова iconУрок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока
...
А. С. Пушкин в творчестве Ю. Н. Тынянова iconПлан-конспект урока а. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» фио (полностью)
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». 5 урок в теме «Чудесный мир классики»
А. С. Пушкин в творчестве Ю. Н. Тынянова iconРегламент проведения XII всероссийского детского литературного фестиваля «мой пушкин»
«Мой Пушкин» проводится с 18 по 21 октября 2011 г в п. Пушкинские Горы Псковской области. Данное мероприятие посвящено 100-летию...
А. С. Пушкин в творчестве Ю. Н. Тынянова iconОнтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского
О значении слова “реабилитировать”: “Возрождение личности” в творчестве Ф. М. Достоевского – “восстановление в правах” и “восстановление...
А. С. Пушкин в творчестве Ю. Н. Тынянова iconП. П. Ершов «Конёк-горбунок» А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Сказка о попе и работнике...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск