Скачать 194 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет филологии Программа научно-исследовательского семинара «Современный литературный процесс: действующие силы и механизмы» для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра Автор программы: Кучерская Майя Александровна, к.филол.н., mayakuch@gmail.com Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия] Рекомендована секцией УМС по «___»____________ 20 г Председатель Утверждена УС факультета филологии «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа научно-исследовательского семинара устанавливает базовые требования к знаниям и умениям студента и определяет содержания и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателя, ведущего научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.62 «Филология», обучающихся по программе подготовки бакалавров, изучающих НИС «Современный литературный процесс: действующие силы и механизмы». Программа разработана в соответствии с:
2 Цели освоения НИСЦелями освоения НИС «Современный литературный процесс: действующие силы и механизмы» являются:
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате участия в НИСВ результате освоения НИС студент должен:
В результате освоения НИС студент овладевает следующими компетенциями:
4 Тематический план НИС
5 Формы контроля знаний студентов
6 Содержание НИСОсновная задача научно-исследовательского семинара состоит в том, чтобы научить студентов видеть закономерности литературного процесса в тесной связи с социо-культурной ситуацией. В рамках НИС обсуждаются основные вехи развития литературы ХХ – начала ХХI века, «рэперные» точки, которые и позволяют составить адекватное и непротиворечивое представление о динамике литературного процесса в ХХ – начале ХХI века. Тексты изучаются в хронологическом порядке, с тем, чтобы дать студенту и общие историко-литературные представления об изучаемой эпохе. Раздел 1. Классика и современность. Canon Theory Тема 1 (2 ауд.часа, 1 час сам. раб.) Введение. Классическая и современная литература: проблема фильтрации. Томас Элиот и его концепция классики. Canon Theory. Франк Кермоде и его ответ Элиоту: институциональная концепция классики. Джон Гиллори. Эстетическая концепция классики: Харольд Блум. Тема 2 (2 ауд.часа, 1 час сам. раб.) Классика сегодня – ее функционирование и социальная роль в современном обществе. Влияние классики на новейшую литературу. Литература к разделу Основная: 1. T.S.Eliot. What is Classics? – cм. Eliot Thomas. On poetry and poets. London, Bostov, 1986 (русский перевод: Элиот Т. Что такое классик? http://noblit.ru/content/view/346/33/ 2. Frank Kermode. The classics: literary images of permanence and change. London, New York, 1975. 3. John Guillory. Cultural Capital: The Problem of Literary Canon Fomation. Chicago: The University of Chicago Press, 1993. 4. Harold Bloom. The Western Canon. N.Y.: Riverhead Books, 1995. 5. М. Гронас. Диссенсус. Война за канон в американской академии 80-х-90-х годов. – Новое литературное обозрение. № 51 (№ 5), 2001. http://magazines.russ.ru/nlo/2001/51/gronas.html 6. Борис Дубин. Классика, вокруг и после. http://politconcept.sfedu.ru/2010.4/05.pdf Дополнительная: 1. Harold Bloom. The Anxiety of Influence: A Theory of Poetry. New York: Oxford University Press, 1973. 2. Frank Kermode. History and value: The Clarendon lectures and the Northclitte lectures. Oxford. Clarendon Press, 1988. Формы и методы проведения занятий по разделу: семинарские занятия, подготовленные диспуты по докладам студентов. Раздел 2. Основные направления литературы 1920-х - 40-х годов. Военная литература Тема 3 (4 ауд.часа, 3 часа сам. раб.) Основные литературные группы 1920-х годов. ЛЕФ. «Перевал». Серапионовы братья. «Кузница». Пролеткульт. РАПП. ОБЕРИУ. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», ликвидировавшее литературные группы и принявшее решение о создании единого Союза советских писателей. Тема 4 (4 ауд.часа, 3 часа сам. раб.) Первый съезд Союза писателей СССР и его функции в формировании литературного процесса. Выступления А.М.Горького, А.Жданова, Ю.Олеши, Б.Пастернака. Роль рабочих и крестьян на съезде. Значение создания Союза писателей для советской литературы. Тема 5 (4 ауд.часа, 3 часа сам. раб.) Формирование соцреалистического канона. «Заказчики» и «исполнители». Состав соцреалистического канона: монументализм, классицизм, народность, героизм, коцепт «большой семьи». Реализм и фантастика в рамках соцреалистического канона. Воспитательное значение литературы. Жанр романа-воспитания. Н.А.Островский. «Как закалялась сталь». Тема 6 (2 ауд.часа, 3 час сам. раб.) Проза о войне как попытка освобождения от соцреалистического канона: Э.Казакевич «Звезда» и В.Некрасов. «В окопах Сталинграда». Лейтенантская проза. «Окопная» правда. Литература к разделу Основная: 1. Первый Всесоюзный съезд советских писателей, 1934. Стенографический отчет. М., 1990. 2. Евгений Добренко. Формовка советского писателя. Социальные и эстетические истоки советской литературной культуры. СПб.: Академический проект, 1999. 3. Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000 (статьи:
4. Берг М. Литературократия: Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. - М., 2000. Дополнительная: 1. Кларк К. Советский роман: история как ритуал. Екатеринбург, 2002 2. Андрей Синявский. Что такое социалистический реализм? http://antology.igrunov.ru/authors/synyavsky/1059651903.html 3. Лев Анненский. Обрученный с идеей. ("Как закалялась сталь" Николая Островского)" (1971). Редакция 1990-х годов. http://knigosite.ru/library/read/2049 Источники: Островский Н.А. Как закалялась сталь. М.: АСТ, Астрель, 2011 (или любое другое изд.). Некрасов В. В окопах Сталинграда. М.: АСТ, Астрель, 2010. Казакевич Э. Звезда. Терра, 2005. Формы и методы проведения занятий по разделу: семинарские занятия, презентации докладов, подготовленные диспуты по докладам студентов, просмотр отрывков документальных фильмов, обсуждение рефератов. Раздел 3. Отечественная литература в 1960-1980-е гг. Эпоха оттепели и ее влияние на поэтику литературы. Эпоха 70-80-х в прозе Тема 7 (4 ауд.часа, 3 часа сам. раб.) Эпоха оттепели в историческом контексте. «Оттепель» Ильи Эренбурга и соцреалистический канон. Поэтический бум и его причины. Исповедальная молодежная проза: Василий Аксенов «Звездный билет». «Звездный билет» и традиции соцреализма и романтизма. Образ эпохи в романе Аксенова. Тема 8 (4 ауд.часа, 3 часа сам. раб.) «Толстый» журнал и его влияние на литературный процесс. «Деревенская» проза и русская классическая традиция. Русская деревня в повести Василия Белова «Привычное дело» Тема 9 (4 ауд.часа, 3 часа сам. раб.) Неподцензурная русская литература. Повесть Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки»: тема смерти и возрождения, ключевые мотивы, интертексты, функция цитат. Карнавальность, трансформация идей Михаила Бахтина. Тема 10 (2 ауд.часа, 3 часа сам. раб.) Семидесятники. Эпоха «застоя» в прозе Владимира Маканина. Обычные люди в обычных квартирах: «Отдушина»; «Человек свиты»; «Ключарев и Алимушкин». Литература к разделу Основная: 1. «Оттепель»: Страницы русской советской литературы.: В 3 т. Сост., автор вступ ст. и Хроники важнейших событий С.И.Чупринин - М.: Московский рабочий, 1989), То же. 1957—1959 (М.: Московский рабочий, 1889-1990. 2. Левин Ю. Комментарий к поэме «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева. Грац: Изд. Хайнриха Пфайдля, 1996 3. Гайсер-Шнитман, Светлана Венедикт Ерофеев "Москва - Петушки" или The rest is silence" : Berne, Peter Lang, 1989 4. Кто убил Веничку Ерофеева? – Липовецкий М. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000-х годов. - М.: НЛО, 2008, с. 285-325. http://ec-dejavu.ru/e-2/Venedikt_Erofeyev-M.L.html 5.Левин Ю. Комментарий к поэме «Москва - Петушки» Венедикта Ерофеева. - Грац: Изд. Хайнриха Пфайдля,1996. 6. Семидесятые как предмет истории русской культуры – Под ред. К.Ю.Рогова. М., 1998. 7. Михаил Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура эпохи Средневековья и эпохи Ренессанса http://www.philosophy.ru/library/bahtin/rable.html Дополнительная: 1. Паперно И.А., Гаспаров Б.М. Встань и иди // Slavica Hierosolymitana. 1981. № 5/6. С. 389-400. 2. Власов Э. Бессмертная поэма Вен. Ерофеева «Москва- Петушки»: Спутник писателя. // Ерофеев Вен. Москва- Петушки. - М.: Вагриус, 2001 3. Бочаров А.Г., Белая Г.А., Воздвиженский В.Г. Современная русская литература: В 2 т. М., 1987. Источники: 1. Илья Эренбург. Оттепель -- «Оттепель»: Страницы русской советской литературы.: В 3 т. Сост., автор вступ ст. и Хроники важнейших событий С.И.Чупринин - М.: Московский рабочий, 1989), То же. 1957—1959 (М.: Московский рабочий, 1889-1990. 2. В.Ерофеев. Москва-Петушки. М.: Вагриус, 2001 (или любое другое издание). 3. Владимир Маканин. Отдушина. М.: Вагриус, 2003 (сборник) 4. Василий Белов. Привычное дело. М.: АСТ, 2007 (сборник). Формы и методы проведения занятий по разделу: семинарские занятия, презентации докладов, подготовленные диспуты по докладам студентов, просмотр отрывков документальных фильмов, обсуждение рефератов. Раздел 4. Динамика современного литературного процесса (конец ХХ – начало ХХI вв.). Словесность и коммерция. Феномен массовой литературы Тема 11 (4 ауд.часа, 2 часа сам. раб.) Перелом начала 1990-х. Словесность и коммерция. Виктор Пелевин. Массовая литература конца 1990-х-начала 2000-х. Проект «Борис Акунин» и причины его успеха. Институт литературной премии и его трансформации. Тема 12 (2 ауд.часа, 2 часа сам. раб.) Михаил Шишкин. Взятие Измаила. Тип дискурса. Русские классические тексты в романе. Михаил Шишкин и Саша Соколов. Тема 13 (2 ауд.часа, 2 часа сам. раб.) Захар Прилепин «Ботинки, полные горячей водкой»: отказ от литературности. Автобиографичность как литературный прием. Технологии создания «звезды» в литературе. Литература к разделу Основная: 1. Гриц Т., Тренин В., Никитин М. Словесность и коммерция (Книжная лавка А. Ф. Смирдина). Под редакцией В. Б. Шкловского и Б. М. Эйхенбаума. М.: «Аграф», 2001. 2. Феномен массовой литературы XX века. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 3. Мережинская А. Ю. Художественная парадигма переходной культурной эпохи : Русская проза 80-90-х годов ХХ века. - Киев : Киевский университет, 2001. 4. Нефагина Г. Л. Русская проза второй половины 80-х - начала 90-х годов ХХ века : Учебное пособие для студентов филологических факультетов вузов. 5. English J.F. The Economy of Presige: Prizes, Awards, and the Circulation of Cultural Value. Cambridge, Mass. Harvard UP, 2005. Дополнительная: 1. Костина А. В. Массовая культура: аспекты понимания // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 1. - С. 28-35. 2. Уэбстер Ричард. Как написать бестселлер? М., АСТ, 2005. Источники: Борис Акунин. Азазель. М.: Захаров, 2010. Виктор Пелевин. Generation «П». М.: Эксмо, 2010. Захар Прилепин. Ботинки, полные горячей водкой. М.: АСТ, 2008. Михаил Шишкин. Взятие Измаила. М.: АСТ, 2010. Формы и методы проведения занятий по разделу: семинарские занятия, презентации докладов, подготовленные диспуты по докладам студентов, просмотр отрывков документальных фильмов, обсуждение рефератов и рецензий, подготовленных студентами. 7 Образовательные технологииНаучно-исследовательский семинар проводится в форме дискуссий, подготовленных диспутов с распределением ролей, презентаций. В рамках НИС предполагаются встречи с практиками современного литературного процесса – писателями, поэтами, руководителями литературных журналов, социологами литературы, книгопродавцами. 8 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента8.1. Тематика заданий текущего контроляПримерные домашние задания: 1. Прочитайте поэму Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки». Самостоятельно найдите прямые и косвенные цитаты из русской классики. Прокомментируйте их. 2. Напишите инструкцию для начинающего автора: «Как написать бестселлер?». 3. Прочитайте роман Н.А.Островского «Как закалялась сталь» - и проанализуруйте его с точки зрения соцреалистического канона. Подготовьте ваши наблюдения и соображения для дискуссии в аудитории. Примерная тематика для подготовки реферата: - Классика и современность: что становится классикой и почему? - Литература и власть в 1930-е годы - Н.А.Островский «Как закалялась сталь» как роман воспитания - Основные черты соцреалистического канона - Поэтический бум во времена хрущевской оттепели - Новая искренность: проза Василия Аксенова - Оттепель в литературе: основные этапы развития - «Пражская весна» в русской культуре - Самиздат как культурный феномен - «Москва-Петушки» В.Ерофеева в контексте русской литературной традиции - Деревенская проза и русская классика - Эмигрантская литература: основные этапы развития - «Школа для дураков» Саши Соколова: поэтика воспоминания - Институт литературной премии в 1990-е годы - Государственная литературная премия: история, основные этапы развития - Институт «толстого журнала» в советское и новейшее время - Поколение «рассерженных» в 2000-е годы: Роман Сенчин, Захар Прилепин, Сергей Шаргунов 8.2. Вопросы для оценки результатов участия в НИСПримерный перечень вопросов к зачету (итоговый контроль, 4 модуль) 1. Основные концепции «канонического» текста. 2. Социальные и литературные функции классики в современной литературе. 3. Основные литературные группы 1920-х-начала 1930-х годов: литературные задачи, поэтика. 4. Первый съезд Союза писателей СССР и его основные задачи. 5. Черты соцреалистического канона в романе Н.А. Островского «Как закалялась сталь». 6. «Звездный билет» Василия Аксенова и романтический канон. 7. Оттепель как социо-культурный феномен. 8. Круг идей в повести Ильи Эренбурга «Оттепель». 9. Карнавал в поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки». 10. «Москва-Петушки» как интертекстуальная поэма. 11. Русская традиционная жизнь в повести «Привычное дело» В.Белова. 12. Обыкновенный человек в прозе Владимира Маканина. 13. Generation П Виктора Пелевина как памфлет. 14. Борис Акунин и русская классика. 15. Образ русской литературы ХIХ века в романе Шишкина «Взятие Измаила» 16. Лирический герой в прозе Захара Прилепина. 8.3. Критерии оценки знаний, навыковПодготовка реферата, по сути самостоятельной исследовательской работы, необходима для того, чтобы студент сумел продемонстрировать овладение первичными навыками академической работы, анализа текста. Зачет призван продемонстрировать свободную ориентацию в темах, обсуждавшихся в рамках НИС. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти бальной шкале. 9 Порядок формирования оценок по НИСОценка по дисциплине формируется в соответствии с «Положением об организации контроля знаний», утвержденным УС НИУ ВШЭ 24.06.2011 г. (протокол №26). На занятиях в аудитории оценивается качественно подготовленное выступление (доклад) студента по научной проблематике, активность в дискуссиях и подготовленных ролевых диспутах, умение аргументировано излагать и отстаивать свою позицию. Оценки за работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает также самостоятельную работу студентов: качество выполнения домашних работ, полноту освещения темы в докладе/презентации. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа Результирующая оценка за текущий контроль, формы которого (реферат и домашнее задание) включены в РУП, учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = n1 Ореф. + n2 Од/з При этом удельный вес форм текущего контроля распределяется следующим образом: n1= 0,6 n2= 0,4 Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: ОНИС-1 = k1·Озачет + k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная При этом удельный вес форм контроля распределяется следующим образом: k1 = 0,4 k2 = 0,2 k3 = 0,2 k4 = 0,2 Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический. 10 Учебно-методическое и информационное обеспечение НИС10.1 Основная литератураБазовый учебникН. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. Русская литература ХХ века (1950-1990-е годы). В 2 т. Т.2. 1968-1990: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2010.Берг М. Литературократия: Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. - М., 2000. Дубин Б.В. Классика, после и рядом. М.: НЛО, 2010. Гриц Т., Тренин В., Никитин М. Словесность и коммерция (Книжная лавка А. Ф. Смирдина). Под редакцией В. Б. Шкловского и Б. М. Эйхенбаума. М.: «Аграф», 2001. Гаспаров М. Л. Историзм, массовая культура и наш завтрашний день. М., 2005. Добренко Е. Формовка советского писателя. М.: Новое литературное обозрение, 2000. Липовецкий М.Н. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920–2000 годов. М., 2008. Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» -Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке. - М.: Классика-XXI, 2003. Тынянов Ю.Н. Журнал, критик, читатель и писатель / Ю.Н. Тынянов //Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. Феномен массовой литературы XX века. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе. М., 2005. 10.2 Дополнительная литератураБочаров А.Г., Белая Г.А., Воздвиженский В.Г. Современная русская литература: В 2 т. М., 1987. Андрей Синявский. Что такое социалистический реализм? http://antology.igrunov.ru/authors/synyavsky/1059651903.html Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии ХIХ–ХХ веков. М., 1998. 10.3 Справочники, словари, энциклопедииЧупринин С. Русская литература сегодня. Большой путеводитель. Ч.1-2. М, Время, 2007. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. - М.: Аграф, 1999. - С. 155-159. Казак В. Лексикон русской литературы ХХ века / Пер. с нем. - М. : РИК "Культура", 1996. Dictionary of Literary Biography. Vol.285. Russian Writers Since 1980 / Ed. by M. Balina and M. Lipovetsky. - N.Y.; London; a.o., 2004. 11 Материально-техническое обеспечение НИСДля демонстрации документальных фильмов, связанных с содержанием семинара, и подготовленных студентами презентаций используются проекционная доска и проектор. |
Пояснительная записка Курс «Современный литературный процесс» Кислова Л. С. Современный литературный процесс. Умк для студентов 1 курса направления 080100. 62 «Экономика». Тюмень, 2009 | Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров... Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента... | ||
Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров... Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента... | Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров... Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента... | ||
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные... Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы | Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные... Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы | ||
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные... Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы | Аннотация научно-исследовательского семинара «Семиотика сложных мультимедийных... Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно | ||
Утвержден Современный литературный процесс: временные рамки, общие тенденции и закономерности | Рабочая программа Наименование дисциплины Современный литературный... | ||
Конкурсе концепций научно-исследовательского семинара (бакалавриат) При этом студент вправе посещать другие научно-исследовательские семинары на добровольной основе без обязательств по сдаче зачетов.... | Программа научно-исследовательского семинара Целью семинара является (а) ознакомление студентов с ключевыми аспектами современной западной лингвистики, а именно, с основными... | ||
Стилевой опыт Юрия Кузнецова и современный литературный процесс Согласовано с выпускающей кафедрой Прикладной механики машиноведения и технологии | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литературный язык как высшая форма национального языка. Содержание и соотношение понятий «язык», «литературный язык», «современный... | ||
Программа научно-исследовательского семинара Обеспечение равного... ... | Рабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология» Умкд научно-исследовательского семинара Направление: магистратура 032700. 68 Филология (романо-германская) |