Скачать 370.51 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учре ждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе профессор____________ В.Б. Мандриков «____»______________________2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Русский язык и культура речи» Для специальности: 030401 – Клиническая психология Квалификация (степень) выпускника – «Специалист» Факультет – социальная работа и клиническая психология Кафедра русского языка и социально-культурной адаптации Курс – I Семестр – 1 Форма обучения – очная Лекции – 12 часов Практические занятия – 24 часа Самостоятельная внеаудиторная работа – 36 часов Зачет 1 семестр Всего – 72 часа Волгоград 2011 Разработчики программы: доцент кафедры русского языка и социально-культурной адаптации Т.Б. Мульганова, зав. кафедрой Т.К. Фомина, доцент О.Н. Алтухова. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры русского языка и социально-культурной адаптации протокол № _____ от «______»____________________________ 2011 года Заведующий кафедрой русского языка и социально-культурной адаптации _______________________________________________________ Т.К.Фомина Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией _____________________________________________________________ Протокол № ______ от «______» ___________________________ 2011 года Председатель УМК, доцент __________________________________________________ Т.И. Губа Внешняя рецензия дана зав. секцией русского языка для студентов основных факультетов ВолгГТУ, доцент, к. филол. наук Л.Ф. Беляковой (Рецензия прилагается) Рабочая программа согласована с научной фундаментальной библиотекой Заведующий библиотекой В.В. Долгова Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета Протокол № _____ от «______» ____________________________ 2011 года Председатель ЦМС, профессор В.Б. Мандриков I. Пояснительная записка Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки специальности 030401 – «Клиническая психология», с учётом рекомендаций примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки специальности 030401 – «Клиническая психология» и примерной учебной программы дисциплины (2000г.), а также Государственного образовательного стандарта по русскому языку и культуре речи (2002 г.). 1. Цель и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины является формирование и развитие коммуникативной компетенции специалиста – участника профессионального общения на русском языке в сфере науки. Задачами освоения дисциплины являются повышение общей культуры речи, уровня орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности, формирование и развитие необходимых знаний о языке и профессиональном научном общении в российской и мировой практике, а также навыков и умений в области деловой и научной речи. Всё это позволяет одновременно решать и воспитательную задачу – формирование бережного отношения к родному языку как носителю многовековой национальной культуры. Задача освоения курса является комплексной и включает коммуникативные, образовательные и воспитательные задачи. Коммуникативные:
Образовательные:
Воспитательные:
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к С.1- Гуманитарному, социальному и экономическому циклам. Знание норм современного русского литературного языка, специфики научной терминологии, правил составления документов, обслуживающих определённую сферу специальной коммуникации, основ делового этикета, основных видов аналитической обработки научного текста является необходимым фундаментом для успешного овладения базовыми знаниями по основным дисциплинам специальности. За исходный уровень принимается языковой уровень, соответствующий результатам Единого Государственного Экзамена по русскому языку для выпускников средних школ РФ. Освоение дисциплины является необходимым для изучения таких дисциплин, как «Введение в профессию», «Общая психология». 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоёмкость дисциплины составляет __2___ зачётные единицы, 72 академических часа.
4. Результаты обучения Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ОК – 7, ОК –12
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: – основные этапы развития русского литературного языка, понимать его место и роль в современной России, его мировой статус; – основы деловой риторики. Уметь: – анализировать логико-смысловую структуру научного текста и создавать вторичный научный текст (реферат, аннотацию, рецензию) на основе аналитической обработки первичного текста; – определять стилистическую принадлежность текста и производить его стилистическую правку. Владеть: – основными нормами современного русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, морфологическими, стилистическими, синтаксическими); – навыками устного общения в профессиональной сфере c использованием языковых формул делового этикета. 5. Образовательные технологии Для реализации учебной работы на практических занятиях используются:
Самостоятельная работа во внеаудиторное время включает в себя:
6. Формы промежуточной аттестации Промежуточная аттестация представлена комплексным зачётом, включающим в себя проверку знаний теоретического (лекционного) материала и практических навыков владения нормами современного русского литературного языка, составления документа и делового письма. Зачет проводится в 1 семестре. II. Учебная программа дисциплины
Основывается на рекомендациях ФГОС, примерной (типовой) учебной программы дисциплины «Русский язык и культура речи (2000), а также Государственного образовательного стандарта по русскому языку и культуре речи (2002 г.). 1 семестр Лекции – 12 часов
Функциональные стили литературного языка. (2 часа).
Практические занятия – 24 часа
12. Зачётное занятие (2 часа). 2. Перечень речевых навыков За период изучения дисциплины студент должен овладеть следующими знаниями и навыками:
III. Рабочая программа дисциплины КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ Количество часов - 12
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Количество часов - 24
IV. Оценочные средства для текущего контроля уровня сформированности компетенций 1. Оценочные средства для текущего и рубежного контроля успеваемости. Текущий контроль проводится на каждом занятии в виде устного опроса материала лекций, учебных пособий; в виде выполнения практикумов; контроля выполнения творческих заданий (рефераты, сообщения). Образцы материалов для текущего контроля Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов Тема: Язык – знаковая система. Задание 1. Прочитайте текст. Найдите случаи употребления диалектизмов. Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник. - А приваду маманя варила? - сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы. - Варила. Иди к баркасу, я зараз. Старик ссыпал в кубышку пахучее жито, по-хозяйски смёл в ладонь упавшие зёрна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе. - Куда править? - К Черному яру. Спробуем возле энтой карши, где надысь сидели. (М. Шолохов. "Тихий Дон") Задание 2. Прочитайте текст. Найдите случаи употребления жаргонизмов и просторечия. Напротив секретарского стола на скрипучем деревянном диване примостились два посетителя - юрист Стихонин и шофёр Чоканов. Все посетители пришли на приём к начальнику жилищного отдела. Но его на месте не оказалось. - Я вот второй день припухаю здесь, а мой самосвал загорает на морозе! - жалуется Чоканов, махая рукой с татуировкой "Коля + Таня". А ведь я сдельно вкалываю. Позавчера я подшиб сотнягу. Вчера - сорок хрустов. А сегодня что буду иметь? Хрен на постном масле? И всё из-за этого Махоткина! Бюрократ он чистопробный! - А кое-кто, между прочим, констатирует обратное ... будто товарищ Махоткин антипод всему бюрократическому, - заметил юрист. - А что такое? - Антипод - то? Как бы вам попроще объяснить? ... Это значит, что Махоткин не бюрократ, а прямая противоположность бюрократа. Данному индивидууму нельзя инкриминировать инертность. - Брехня! - категорически заявил шофёр ... Уж кто-кто, а я - то Махоткина знаю... Бюрократ! Правда, с фасада он ничего... Придёшь к нему первый раз, он и лапу потрясёт и всего наобещает. А дальше ни с места ... - Ничего, уважаемый, не поделаешь. Таковы требования юриспруденции. Не может же соответствующая инстанция разбираться в существе вопроса, основываясь только на абстрактных данных. Чтобы правильно ориентироваться в существе дела, нужно подкрепить его объективным фактическим материалом. - Всё это волынка! - возражает Чоканов - В газету надо накатать на этого Махоткина. Там ему ввернут мозги! - Ну стоит ли так саркастически реагировать на такие незначительные симптомы бюрократизма? - пожал плечами юрист. Допустим, вы не удовлетворены действиями данной инстанции. Так апеллируйте в вышестоящую. Там резюмируют все суждения, суммируют мнения и вынесут надлежащее заключение. - Буду я по разным инстанциям околачиваться! ... Критериями оценки являются:
Тема: Функциональные стили литературного языка. Задание 1. Какие пометы могут иметь следующие лексические единицы: а) нейтральная (нейт.); б) просторечная лексика (прост.); в) разговорная (разг.); г) специальная (спец.); д) официально-деловая (офиц.). Смотреть - глядеть - глазеть; диета - диетотерапия; ребёнок - детка - дитё; дурной - придурковатый; бездельник - повеса - шалопай; сообщить - уведомить; быть на стороже - держать ухо востро; дерматолог - кожник. Задание 2. Прочитайте микротексты. Определите стилевую принадлежность, жанр каждого текста. Найдите стилистические ошибки. Текст А Докладная записка Предлагаю применить штрафные санкции к московскому филиалу АОЗТ "Спецоснастка", задерживающему в течение 2-х месяцев оплату поставленной продукции, а ведь мы много раз им письменно напоминали. Гл. бухгалтер А.С. Сидоров Текст Б Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определённую работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлёпанцы и усаживанию с газетой в кресло. Текст В Мотоцикл, управляемый гражданином Б., двигался в направлении улицы Удмуртской по Московскому проспекту в третьем ряду со скоростью, превышающей 100 км/час. На перекрёстке улицы Цветочной и Московского проспекта гр. Н. не справился с управлением и на полной скорости сделал наезд на газетный киоск, стоящий тут же, неподалеку от перехода. Текст Г По словам актёра, он обожает в свободное время гонять на своём любимом "Харлее" по ночным улочкам Лос-Анжелеса. Только скорость позволяет ему по-настоящему расслабиться и почувствовать вкус жизни, которая так быстротечна! Как не согласиться с таким утверждением! Да и вообще: глядя на классную физиономию известного актёра, с ним трудно не соглашаться! Критериями оценки являются:
Рубежный контроль представлен рейтинговыми контрольными работами, целью которых является проверка уровня сформированности практического навыка в использовании языкового материала определенной тематики. Рейтинговая контрольная работа № 1 по теме «Функциональные стили литературного языка» Задание 1. Определите стилистическую окраску слов и подберите к ним синонимы иной стилистической окраски. Болезнь, драться, брести, рукоплескать, ничегонеделание, воин, ввалиться, изгнать, бояться, лентяй, настойчивый, необразованный, здешний. Задание 2. Определите, какие из приведенных ниже слов в своем прямом значении являются стилистически нейтральными, а какие имеют стилистическую окрашенность. Весьма, кастрюля, ложка, доминировать, тапки, удобоисполнимый, меморандум, неявка, камень, овсянка, аскорбинка, феномен, матроска, видеоклип, альтруизм, альтернатива, ниспослать. Задание 3. Отредактируйте следующие предложения.
Задание 4. Прочитайте тексты. Дайте письменные ответы на следующие вопросы. 1. К какому стилю принадлежит каждый текст? 2. Каков жанр каждого текста? 3. Какие стилевые черты подтверждают принадлежность каждого текста к данному стилю? Проиллюстрируйте примерами из текста. Текст 1. Чтобы понять душу Японии, нужно увидеть ее весной, когда цветет вишня, ибо лепестки сакуры – это поэтическое, образное воплощение японского национального характера... Мало повторить эту излюбленную фразу туристских путеводителей. Надо объяснить, почему же так любят, так почитают японцы именно эти розовые соцветия. Весна не приносит с собой на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнины в безбрежные моря. Долгожданная пора пробуждения природы в стране начинается внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Можно, по словам японских поэтов, любоваться ирисом в вазе, розой, приколотой к волосам, но цветение сакуры восхищает, прежде всего, своим неистовым множеством, самозабвенной, не знающей меры щедростью. А еще – и, пожалуй, даже в наибольшей степени – волнуют эти цветы тем, что, в отличие от всех других, они не знают увядания. Лепестки сакуры, весело танцуя, летят к земле даже от легчайшего дуновения ветра. Они предпочитают опасть еще свежими, чем хоть сколько-нибудь поступиться своей красотой. Текст 2. 8 августа 1999 года Дорогая Леночка! С огромным приветом к тебе Наташа из места "моего заточения" – пионерского лагеря "Лесная сказка", где я прохожу мою педагогическую практику. Лен! Здесь в целом неплохо: еда - до отвала, вечером дискотека – до упаду, а детишки из моего отряда, слава Богу, не любители игры "Остаться в живых"! Никто не пытался убежать домой или заблудиться в лесу! Лен, одно огорчает: к твоему дню рождения никак не поспеваю! Пыталась отпроситься у руководителя практики, но он: "бац" по столу и ни в какую! Так что, дорогуша, отмечайте без меня. Я же, в свою очередь, буду мысленно с вами в этот день. А подарок – за мной! Крепко тебя обнимаю, Твоя Наташа. Критериями оценки являются:
Рейтинговая контрольная работа № 2 по теме «Орфоэпическая норма. Лексическая норма. Морфологические нормы» Задание 1. Расставьте ударение в словах. Если возможны варианты, укажите их (подчеркните). Кухонный, одновременный, втридорога, давнишний, мизерный, украинский, джинсовый, тошнота. Задание 2. Подчеркните слова, в которых надо произнести ё (о). Всплеск, вплетенный, всевидящий, зацветший, включенный, многоженство, заторможенный (о человеке). Задание 3. Определите род следующих существительных: Рефери, салями, ФСБ, такси, Дели, сирота, кредо. Задание 4. Образуйте форму мн.ч. следующих существительных: Табель, снайпер, ворох, фронт, округ, крем. Задание 5. Укажите различие в лексическом значении слов-паронимов: Совмещение - совместимость Освоить – усвоить Эксцентрический – эксцентричный Бесплодие – бесплодность Задание 6. Прочитайте текст документа. Укажите нарушения: а) в оформлении реквизитов; б) основных норм СРЛЯ. Заведующему неврологического отделения Соловьёву И.И. от кл. ординатора Ковшикова Фёдора объяснительная записка Вчера я опоздал на дежурство вот почему: в 8.00 я сел на маршрутку № …, на которой всегда ездю. Подъезжая к светофору, водителю показалось, что он не работает. Он газанул со всей силы, но столкнулся с легковушкой, идущей на поворот, «лоб в лоб». Прибывшие на место аварии сотрудники ГИБДД попросили нескольких пассажиров задержаться для подачи свидетельских показаний. Среди них был я. Приношу свои глубочайшие извинения, больше такое никогда не повторится. С уважением клинический ординатор Ковшиков Критериями оценки являются:
Контроль самостоятельной работы осуществляется в виде проверки знаний по лекционному и текстовому (материал учебных пособий) материалу; проверки самостоятельных письменных работ. Критериями оценки являются:
самостоятельного освоения новых научных источников. 2. Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Промежуточная аттестация представлена комплексным зачётом в 1 семестре. Зачёт проводится в письменной форме. Проверка знания теоретического материала проводится в виде развёрнутого ответа (объём не менее 30 предложений) на один из вопросов в письменной форме. В О П Р О С Ы к зачётному занятию по русскому языку и культуре речи 1. Русский язык среди языков мира. Роль русского языка в современном мире. 2. Вклад М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина в развитие русского языка. 3. Русский язык XX-начала XXI столетий. 4. Основные функции языка. 5. Формы существования языка. 6. Русский литературный язык. 7. Функциональные стили литературного языка. Понятие «стиль», «жанр», «стилистическая ошибка». 8. Научный стиль речи: определение, сфера функционирования, подстили и основные черты. 9. Официально-деловой стиль речи: определение, сфера функционирования, подстили и основные черты. 10. Понятие «документ», «реквизит документа». Виды документов. Основные требования к языку документа. 11. Виды аналитической обработки первичного научного текста (аннотация, тезисы, реферат, конспект, рецензия). 12. Понятие «языковая норма». Характерные признаки, виды норм. 13. Речевой этикет. 14. Основные коммуникативные качества культурной речи. 15. Роль и количество участников общения. Практические задания по нормам современного русского литературного языка и стилистической правке текста выполняются в письменном виде. |
38 часов Зачет 1 семестр Всего 72 часа «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития | 40 часов Зачет 2 семестр Всего 72 часа «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития | ||
54 часа Зачет 1 семестр Всего 108 часов «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации | Программа дисциплины «менеджмент» для студентов специальности ( направления)... Учебная дисциплина «Менеджмент» входит в раздел «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос по направлениям... | ||
Программа по дисциплине Общий уход за больными для специальности... Государственного образовательного стандарта по специальности: 060103 – педиатрия | 57 (час.) Экзамен 36 часов (I семестр) Всего 144 (часа) Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии | ||
Программа курса физики для студентов геологического факультета (вечернее... Курс рассчитан на 60 лекционных часов: 1 семестр 10 лекций по 4 часа, 2 семестр 10 лекций по 2 часа. Два экзамена | 080101. 65 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «Статистика» (4 семестр) Дисциплина «Статистка» изучается в 4,5 семестре. Общее количество часов в 4 семестре – 117 часов (3,5 зет), в том числе: лекции –... | ||
60 часов Экзамен 5 семестр 36 часов Всего 216 часов Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов | 60 часов Экзамен 5 семестр 36 часов Всего 216 часов Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов | ||
Памятка для студентов направления 260800 «Технология продукции и... Дисциплина «Кухни мира» общим объемом 72 часа: лекции – 13 часов, лабораторные работы – 26 часов, самостоятельная работа 33 часа,... | 10 (часов) Выполнено III семестр Всего 45 (часов) Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Всего 170 часов; в неделю 5 часов (3 часа в неделю алгебры, итого 102часов; 2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов) | Приложение в силлабус (памятка) учебной дисциплины «Управленческий учет» фгбоу впо Дисциплина «Управленческий учет» изучается в 6 семестре. Общее количество часов – 108 часов (3 зет), в том числе: лекции – 34 часа,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс 3, семестр Лекции 10 часов, семинары 4 часа, самостоятельная работа 70 часов | Тематический план изучения дисциплины «экология» Семестр Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа |