Скачать 392.01 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе, профессор____________ В.Б. Мандриков «____»______________________2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Культура речи» Для специальности: 050100– Педагогическое образование (профиль: биология) Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр» Факультет – социальная работа и клиническая психология Кафедра русского языка и социально-культурной адаптации Курс – 2 Семестр – 3 Форма обучения – очная Лекции – 20 часов Практические занятия – 34 часа Самостоятельная внеаудиторная работа –54 часа Зачет 1 семестр Всего – 108 часов Волгоград 2012 Разработчики программы: доцент кафедры русского языка и социально-культурной адаптации Т.Б. Мульганова, зав. кафедрой Т.К.Фомина, ст. преподаватель Н.В. Гончаренко. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры русского языка и социально-культурной адаптации протокол № _____ от «______»_________________________ 2012 года Заведующий кафедрой русского языка и социально-культурной адаптации _____________________________________________________ Т.К.Фомина Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией факультета социальной работы и клинической психологии Протокол № ______ от «______» _________________________ 2012 года Председатель УМК, доцент _______________________________________________ Т.И. Губа Внешняя рецензия зав.кафедрой общего и славяно-русского языкознания ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», д.ф.н., проф. Е.В. Брысиной. (Рецензия прилагается). Рабочая программа согласована с научной фундаментальной библиотекой Заведующий библиотекой В.В. Долгова Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета Протокол № _____ от «______» _______________________ 2012 года Председатель ЦМС, профессор В.Б. Мандриков I. Пояснительная записка Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки специальности 050100 – «Педагогическое образование» (профиль: Биология) с учётом рекомендаций примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки специальности 050100 – «Педагогическое образование» (профиль: Биология) и примерной учебной программы дисциплины (2011г.), а также Государственного образовательного стандарта по русскому языку и культуре речи (2002 г.). 1. Цель и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины является формирование и развитие коммуникативной компетенции специалиста – участника профессионального общения на русском языке в сфере науки. Задачами освоения дисциплины являются повышение общей культуры речи, уровня орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности, формирование и развитие необходимых знаний о языке и профессиональном научном общении в российской и мировой практике, а также навыков и умений в области деловой и научной речи. Всё это позволяет одновременно решать и воспитательную задачу – формирование бережного отношения к родному языку как носителю многовековой национальной культуры. Задача освоения курса является комплексной и включает коммуникативные, образовательные и воспитательные задачи. Коммуникативные:
Образовательные:
Воспитательные:
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Дисциплина «Культура речи» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу. Знание норм современного русского литературного языка, специфики отраслевой (научной) терминологии, правил составления документов, обслуживающих определённую сферу специальной коммуникации, основ делового этикета, основных видов аналитической обработки научного текста является необходимым фундаментом для успешного овладения базовыми знаниями по основным дисциплинам специальности. За исходный уровень принимается языковой уровень, соответствующий результатам Единого государственного экзамена по русскому языку для выпускников средних школ РФ. Освоение дисциплины является необходимым для изучения таких дисциплин, как «Психология», «История и культурология». 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоёмкость дисциплины составляет __3___ зачётные единицы, 108 академических часов.
4. Результаты обучения Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ОК – 1, ОК – 3, ОК – 6, ОК - 16:
В результате освоения дисциплины студент должен:
– основные этапы развития русского литературного языка, понимать его место и роль в современной России, его мировой статус; – основы культуры речевого общения.
– анализировать логико-смысловую структуру научного текста и создавать вторичный научный текст (реферат, аннотацию, рецензию) на основе аналитической обработки первичного текста; – определять стилистическую принадлежность текста и производить его стилистическую правку.
– основными нормами современного русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, морфологическими, стилистическими, синтаксическими); – культурой речевого общения. 5. Образовательные технологии Для реализации учебной работы на практических занятиях используются:
Самостоятельная работа во внеаудиторное время включает в себя:
6. Формы промежуточной аттестации Итоговый контроль представлен комплексным зачётом, включающим проверку знаний теоретического (лекционного) материала и практических навыков владения нормами современного русского литературного языка и делового письма. Зачет проводится в 3 семестре. II. Учебная программа дисциплины 1. Содержание дисциплины Основывается на рекомендациях ФГОС, примерной (типовой) учебной программы дисциплины «Русский язык и культура речи (2000), а также Государственного образовательного стандарта по русскому языку и культуре речи (2002 г.). . Лекции – 20 часов
5. Виды аналитической обработки первичного научного текста (2 часа). 6. Орфоэпическая норма (2 часа). 7. Лексическая норма (2 часа). 8. Морфологические нормы (2 часа). 9. Синтаксическая норма (2 часа). 10. Речевое общение. Речевой этикет (2 часа). Практические занятия – 34 часа
6. Виды аналитической обработки первичного научного текста (2 часа). 7. Рейтинговая контрольная работа № 1 (2 часа). 8. Орфоэпическая норма (2 часа). 9. Лексическая норма (2 часа). 10. Морфологические нормы (4 часа). 11. Синтаксическая норма (4 часа) 12. Рейтинговая контрольная работа № 2 (2 часа). 13. Речевое общение (2 часа). 14. Речевой этикет (2 часа). 15. Зачётное занятие (4 часа). 2. Перечень речевых навыков За период изучения дисциплины студент должен овладеть следующими знаниями и навыками:
III. Рабочая программа дисциплины КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ количество часов – 20
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Количество часов – 34
IV. Оценочные средства для текущего контроля уровня сформированности компетенций 1. Оценочные средства для текущего и рубежного контроля успеваемости. Текущий контроль проводится на каждом занятии в виде устного опроса материала лекций, учебных пособий; в виде выполнения практикумов; контроля выполнения творческих заданий (рефераты, сообщения). Образцы материалов для текущего контроля Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов Тема: Язык – знаковая система. Задание 1. Прочитайте текст. Найдите случаи употребления диалектизмов. Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник. - А приваду, маманя, варила? - сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы. - Варила. Иди к баркасу, я зараз. Старик ссыпал в кубышку пахучее жито, по-хозяйски смёл в ладонь упавшие зёрна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе. - Куда править? - К Черному яру. Спробуем возле энтой карши, где надысь сидели. (М. Шолохов. "Тихий Дон") Задание 2. Прочитайте текст. Найдите случаи употребления жаргонизмов и просторечия. Напротив секретарского стола на скрипучем деревянном диване примостились два посетителя - юрист Стихонин и шофёр Чоканов. Все посетители пришли на приём к начальнику жилищного отдела. Но его на месте не оказалось. - Я вот второй день припухаю здесь, а мой самосвал загорает на морозе! - жалуется Чоканов, махая рукой с татуировкой "Коля + Таня". А ведь я сдельно вкалываю. Позавчера я подшиб сотнягу. Вчера - сорок хрустов. А сегодня что буду иметь? Хрен на постном масле? И всё из-за этого Махоткина! Бюрократ он чистопробный! - А кое-кто, между прочим, констатирует обратное ... будто то товарищ Махоткин антипод всему бюрократическому, - заметил юрист. - А что такое? - Антипод - то? Как бы вам попроще объяснить? ... Это значит, что Махоткин не бюрократ, а прямая противоположность бюрократа. Данному индивидууму нельзя инкриминировать инертность. - Брехня! - категорически заявил шофёр ... Уж кто-кто, а я - то Махоткина знаю... Бюрократ! Правда, с фасада он ничего... Придёшь к нему первый раз он и лапу потрясёт и всего наобещает. А дальше ни с места ... - Ничего, уважаемый, не поделаешь. Таковы требования юриспруденции. Не может же соответствующая инстанция разбираться в существе вопроса, основываясь только на абстрактных данных. Чтобы правильно ориентироваться в существе дела, нужно подкрепить его объективным фактическим материалом. - Всё это волынка! - возражает Чоканов - В газету надо накатать на этого Махоткина. Там ему ввернут мозги! - Ну стоит ли так саркастически реагировать на такие незначительные симптомы бюрократизма? - пожал плечами юрист. Допустим, вы не удовлетворены действиями данной инстанции. Так апеллируйте в вышестоящую. Там резюмируют все суждения, суммируют мнения и вынесут надлежащее заключение. - Буду я по разным инстанциям околачиваться! ... Критериями оценки являются:
Тема: Функциональные стили литературного языка. Задание 1. Какие пометы могут иметь следующие лексические единицы: а) нейтральная (нейт.); б) просторечная лексика (прост.); в) разговорная (разг.); г) специальная (спец.); д) официально-деловая (офиц.). Смотреть - глядеть - глазеть; диета - диетотерапия; ребёнок - детка - дитё; дурной - придурковатый; бездельник - повеса - шалопай; сообщить - уведомить; быть на стороже - держать ухо востро; дерматолог - кожник. Задание 2. Прочитайте микротексты. Определите стилевую принадлежность, жанр каждого текста. Найдите стилистические ошибки. Текст А Докладная записка Предлагаю применить штрафные санкции к московскому филиалу АОЗТ "Спецоснастка", задерживающему в течение 2-х месяцев оплату поставленной продукции, а ведь мы много раз им письменно напоминали. Гл. бухгалтер А.С. Сидоров Текст Б Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определённую работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлёпанцы и усаживанию с газетой в кресло. Текст В Мотоцикл, управляемый гражданином Б., двигался в направлении улицы Удмуртской по Московскому проспекту в третьем ряду со скоростью, превышающей 100 км/час. На перекрёстке улицы Цветочной и Московского проспекта гр. Н. не справился с управлением и на полной скорости сделал наезд на газетный киоск, стоящий тут же, неподалеку от перехода. Текст Г По словам актёра, он обожает в свободное время гонять на своём любимом "Харлее" по ночным улочкам Лос-Анжелеса. Только скорость позволяет ему по-настоящему расслабиться и почувствовать вкус жизни, которая так быстротечна! Как не согласиться с таким утверждением! Да и вообще: глядя на классную физиономию известного актёра, с ним трудно не соглашаться! Критериями оценки являются:
Тема: Научный стиль речи Задание 1. Прочтите текст, определите его подстили и жанр. Двулетнее травянистое растение с мясистым, разветвлённым, почти белым корнем. Надземные части липкие, с неприятным запахом. Стебель прямостоячий, простой или от середины ветвистый, густо покрытый волосками. Листья расположены очерёдно, удлинённо-яйцевидной формы, по краю выемчато-крупнозубчатые, сверху тёмно-зелёные. Прикорневые листья черешковые, стеблевые – сидячие. Цветки крупные, с грязно-жёлтым венчиком, с фиолетовой сетью жилок. В начале цветения они скручены на концах ветвей и верхушках стебля; затем соцветие сильно удлиняется. Плод – коробочка кувшинообразной формы, заключённая в разрастающуюся с пятью колючими зубцами. Начало цветения в июне. Семена созревают в августе-сентябре. Размножается белена семенами. Растёт в европейской части России (кроме Крайнего Севера), Встречается в Сибири и в Средней Азии. В медицинской практике употребляют листья белены чёрной. От растений первого года жизни листья собирают осенью, когда образуются нормально развитые розетки, а на втором году собирают стеблевые листья в период цветения. Срок хранения сухих листьев до 2 лет. Все части растения содержат сильно действующие алкалоиды: атропин, гиосциамини, скополамин. Белена очень ядовита. Препараты из белены чёрной обладают болеутоляющим и спазматическим действием. Из них изготавливают сухой экстракт, а для наружного применения при ревматизме е невралгии получают беленное масло. Задание 2. Определите специфику функционирования языковых средств на: а) лексическом; б) морфологическом; в) синтаксическом уровнях. Задание 3. Проведите стилистическую правку следующих предложений, устранив немотивированное использование некоторых языковых средств.
Критериями оценки являются:
Рубежный контроль представлен рейтинговыми контрольными работами, целью которых является проверка уровня сформированности практического навыка в использовании языкового материала определенной тематики. Рейтинговая контрольная работа № 1 по теме «Реферат-резюме научного текста» Задание 1. Прочитайте статью Н. Грибиной «Критика: не дай себя обидеть». Обратите внимание на языковые средства оформления реферата. Задание 2. Напишите реферат-резюме текста с соблюдением требований к: а) структуре реферата; б) его объёму; в) языковым средствам его оформления. Критериями оценки являются:
Рейтинговая контрольная работа № 2 по теме «Орфоэпическая норма. Лексическая норма. Морфологические нормы». Задание 1. Расставьте ударение в словах. Если возможны варианты, укажите их (подчеркните). Кухонный, одновременный, втридорога, давнишний, мизерный, украинский, джинсовый, тошнота. Задание 2. Подчеркните слова, в которых надо произнести ё (о). Всплеск, вплетенный, всевидящий, зацветший, включенный, многоженство, заторможенный (о человеке). Задание 3. Определите род следующих существительных: Рефери, салями, ФСБ, такси, Дели, сирота, кредо. Задание 4. Образуйте форму мн.ч. следующих существительных: Табель, снайпер, ворох, фронт, округ, крем. Задание 5. Укажите различие в лексическом значении слов-паронимов: Совмещение - совместимость Освоить – усвоить Эксцентрический – эксцентричный Бесплодие – бесплодность Задание 6. Прочитайте текст документа. Укажите нарушения: а) в оформлении реквизитов; б) основных норм СРЛЯ. Заведующему неврологического отделения Соловьёву И.И. от кл. ординатора Ковшикова Фёдора объяснительная записка Вчера я опоздал на дежурство вот почему: в 8.00 я сел на маршрутку № …, на которой всегда ездю. Подъезжая к светофору, водителю показалось, что он не работает. Он газанул со всей силы, но столкнулся с легковушкой, идущей на поворот, «лоб в лоб». Прибывшие на место аварии сотрудники ГИБДД попросили нескольких пассажиров задержаться для подачи свидетельских показаний. Среди них был я. Приношу свои глубочайшие извинения, больше такое никогда не повториться. С уважением клинический ординатор Ковшиков Критериями оценки являются:
Контроль самостоятельной работы осуществляется в виде проверки знаний лекционного и текстового (учебные пособия) материала; проверки самостоятельных письменных работ. Критериями оценки являются:
2. Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Промежуточная аттестация представлена комплексным зачётом в 3 семестре в письменной форме и состоит из двух частей: Проверка знания теоретического материала проводится в виде развёрнутого ответа (объём не менее 30 предложений) на один из вопросов в письменной форме. В О П Р О С Ы к зачётному занятию 1. Русский язык среди языков мира. Роль русского языка в современном мире. 2. Вклад М.В. Ломоносова в развитие русского языка. 3. Вклад А.С. Пушкина в развитие русского языка. 4. Русский язык конца XX – начала XXI вв. 5. Основные функции языка. 6. Формы существования языка (привести пример каждой). 7. Русский литературный язык (определение, характерные признаки). 8. Функциональные стили литературного языка. Понятие «стиль», «жанр», «стилистическая ошибка». 9. Официально-деловой стиль речи: определение, основные черты. 10. Понятия: «документ», «реквизит документа», «виды документов». Основные требования к языку документа. 11. Научный стиль речи: определение, основные черты. 12. Виды аналитической обработки первичного научного текста (охарактеризовать один на выбор). 13. Понятие «языковая норма». Характерные признаки, виды норм. 14. Особенности русского ударения. 15. Понятие «речевой этикет». Роль и значение речевого этикета в нашей жизни. 16. Основные коммуникативные качества культурной речи. 17. Понятие «речь». Три значения термина «речь». 18. Понятие «речевая деятельность». Соотношение понятий «язык» и «речь». Практические задания по нормам современного русского литературного языка и стилистической правке текста выполняются в письменном виде. |
Программа дисциплины «менеджмент» для студентов специальности ( направления)... Учебная дисциплина «Менеджмент» входит в раздел «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос по направлениям... | 38 часов Зачет 1 семестр Всего 72 часа «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития | ||
40 часов Зачет 2 семестр Всего 72 часа «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития | 36 часов Зачет 1 семестр Всего 72 часа «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития | ||
Приложение в силлабус (памятка) учебной дисциплины «Управленческий учет» фгбоу впо Дисциплина «Управленческий учет» изучается в 6 семестре. Общее количество часов – 108 часов (3 зет), в том числе: лекции – 34 часа,... | Самостоятельная работа 78 час. Всего часов 108 часов (3 з е.). Зачет... Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 100700. 68 «Торговое дело» | ||
Программа по дисциплине Общий уход за больными для специальности... Государственного образовательного стандарта по специальности: 060103 – педиатрия | 57 (час.) Экзамен 36 часов (I семестр) Всего 144 (часа) Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии | ||
Программа курса физики для студентов геологического факультета (вечернее... Курс рассчитан на 60 лекционных часов: 1 семестр 10 лекций по 4 часа, 2 семестр 10 лекций по 2 часа. Два экзамена | 080101. 65 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «Статистика» (4 семестр) Дисциплина «Статистка» изучается в 4,5 семестре. Общее количество часов в 4 семестре – 117 часов (3,5 зет), в том числе: лекции –... | ||
60 часов Экзамен 5 семестр 36 часов Всего 216 часов Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов | 60 часов Экзамен 5 семестр 36 часов Всего 216 часов Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 3 часа в неделю,... | Памятка для студентов направления 260800 «Технология продукции и... Дисциплина «Кухни мира» общим объемом 72 часа: лекции – 13 часов, лабораторные работы – 26 часов, самостоятельная работа 33 часа,... | ||
10 (часов) Выполнено III семестр Всего 45 (часов) Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Всего 170 часов; в неделю 5 часов (3 часа в неделю алгебры, итого 102часов; 2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов) |