Английский язык, 11-е классы (сентябрь-октябрь) Характеристика инструментария Для проведения стартовой диагностики знаний по английскому языку учащихся 11-х классов было разработано два комплекта тестов (8 вариантов). Каждый вариант диагностической работы состоял из 16 заданий: 13 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных и 3-х заданий с кратким ответом. Задания с кратким ответом – это текст на английском языке с пропусками в предложениях, которые необходимо было заполнить предложенными словами так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста.
В каждом варианте были представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности (до 30% заданий).
Проверочные материалы включали основные элементы содержания курсов английского языка по программе основной и старшей школы. Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1.
Таблица 1
№
п/п
| Содержательные блоки
| Число заданий
в варианте
| 1
| Чтение
| 6
| 2
| Грамматическая сторона речи
| 10
| Всего:
| 16
|
Тест включал в себя задания:
на понимание основного содержания сообщений, несложных публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы;
на знание имен существительных во множественном числе, образованных по правилу, и исключений; определенного, неопределенного и нулевого артиклей;
на знание имен прилагательных в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованных по правилу, а также исключений; наречий в сравнительной и превосходной степенях, а также наречий, выражающих количество (many/much, few/a few, little/a little);
на знание наиболее употребительных личных форм глаголов действительного залога: present simple, future simple и past simple, present и past continuous, present и past perfect. <...>;
на знание аффиксов как элементов словообразования: un-, in-, im-, re-, dis-, mis-, -er, - or, - tion (-sion), -ing, - ness, -ment, - ist, -ism, -y, -ic, -less, -able (ible), -ful, - ive, - al, -ous, -(i)ty, -ly.;
на умение понимать лексическую сочетаемость.
Распределение заданий по проверяемым умениям представлено в таблице 2:
Таблица 2
№
п/п
| Блоки проверяемых умений
| Число заданий
в варианте
| 1
| использовать ознакомительное чтение с целью понимания основного содержания сообщений, интервью, репортажей, публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы
| 6
| 2
| знать/понимать значение изученных грамматических явлений
| 4
| 3
| употреблять в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации в рамках тематики основной и старшей школы
| 3
| 4
| использовать аффиксы для образования: существительных: -er/or, -ness, -ist, -ship, -ing, -sion/tion, -ance/ence, -ment, -ity;
прилагательных: -y, -ic, -ful, -al, -ly, -ian/an, -ing, -ous, -ible/able, -less, -ive, inter-
| 3
|
Основные результаты выполнения диагностической работы
Диагностическую работу по английскому языку выполняли 4077 обучающихся 11-х классов (204 класса) из 175 общеобразовательных учреждений Москвы.
Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов представлено на диаграмме.
Рис.1
Доля учащихся, не достигших достаточного уровня овладения учебным материалом (выполнили менее 6 заданий), составила 11% (442 учащихся).
На «хорошо» и «отлично» выполнили тест по английскому языку 60% тестируемых, набрав от 10 до 16 баллов. В приведенной ниже таблице представлены средние (по двум комплектам) результаты выполнения заданий по контролируемым элементам содержания учащимися с разным уровнем подготовки (выполнившими работу на «5», «4», «3», «2»).
Таблица 3
Код темы
| Контролируемое содержание
| Средний % выполнения
|
|
| Все
| «5»
| «4»
| «3»
| «2»
| 02.01.01
| Понимание основного содержания сообщений, несложных публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы.
| 76
| 95
| 83
| 66
| 39
| 05.02.01
| Имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, и исключения. Определенный, неопределенный, нулевой артикли.
| 72
| 96
| 89
| 64
| 26
| 05.02.03
| Имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, а также исключения. Наречия в сравнительной и превосходной степенях, а также наречия, выражающие количество (many/much, few/a few, little/a.
| 85
| 99
| 96
| 75
| 41
| 05.02.06
| Наиболее употребительные личные формы глаголов действительного залога: present simple, future simple и past simple, present и past continuous, present и past perfect <...>.
| 60
| 91
| 69
| 41
| 22
| 05.03.01
| Аффиксы как элементы словообразования: un-, in-, im-, re-, dis-, mis-, -er, - or, - tion (-sion), -ing, - ness, -ment, - ist, -ism, -y, -ic, -less, -able (ible), -ful, - ive, - al, -ous, -(i)ty, -ly.
| 55
| 92
| 66
| 31
| 9
| 05.03.03
| Лексическая сочетаемость.
| 49
| 83
| 55
| 34
| 17
| Среднее:
| 64%
| 93%
| 75%
| 51%
| 26%
|
По критериям, принятым в практике педагогических измерений, элемент содержания (умение) считается усвоенным (сформированным) для данной группы обучающихся, если процент выполнения заданий, проверяющих их, составляет не менее 65% для заданий с выбором ответа и не менее 50% для заданий с кратким ответом.
В соответствии с этим критерием можно проанализировать результаты учащихся с различным уровнем подготовки по английскому языку.
Учащиеся, получившие оценку «5» за работу, выполнили все задания теста на уровне от 83% до 99%, а, следовательно, усвоили все проверяемые элементы содержания и овладели всеми умениями. Учащиеся, получившие оценку «4», справились с большинством заданий с успешностью выше 65%. Средний процент выполнения заданий теста составляет 75%. Это позволяет сделать вывод о том, что учащиеся этой группы достаточно прочно овладели всеми необходимыми умениями:
понимать основное содержание прочитанных текстов;
уметь правильно применять в учебных ситуациях изученные грамматические формы.
Учащиеся, получившие оценку «3» за работу, продемонстрировали понимание содержания прочитанных текстов и знание некоторых вопросов, касающихся грамматической стороны речи:
имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях,
имена существительные во множительном числе, образованные по правилу, и исключения.
У учащихся, получивших оценку «2», нет освоенных элементов содержания, проверяемых диагностическими работами. Средний процент выполнения заданий теста составил 26%.
Выводы и рекомендации
С заданиями диагностической работы по английскому языку справились 89% одиннадцатиклассников.
Одиннадцатиклассники продемонстрировали знания большинства проверяемых элементов содержания курса английского языка по программе основной и старшей школы.
Все учащиеся, получившие удовлетворительные оценки за выполнение тестов, справились с заданиями на понимание основного содержания прочитанного текста на уровне от 66% до 95%.
Низкий процент выполнения заданий, относящихся к содержательному блоку «Грамматическая сторона речи», был получен для ряда заданий, в которых контролируемыми элементами содержания являлись наиболее употребительные личные формы глаголов действительного залога, аффиксы как элементы словообразования и лексическая сочетаемость. Причем, если этот процент был низким у категории учащихся, имеющих отметку «3», то у категорий учащихся, имеющих отметки «5» и «4», наблюдалась тенденция снижения процента выполнения этих заданий. Необходимо особо отметить, что самый низкий процент выполнения заданий отмечался для заданий лексической сочетаемости. В этих заданиях тестируемые выбирали из предложенных вариантов ответов слово, основное значение которого не соответствовало смыслу предложения, а также не учитывали сочетаемости слов в предложениях.
Учителям необходимо обеспечить эффективную работу над лексическим материалом на всех основных этапах обучения лексике (ознакомление, закрепление в тренировочных занятиях (особенно на запоминание и употребление устойчивых словосочетаний, а также фразовых глаголов) и продуктивное использование в речи). Ученикам следует предлагать больше заданий на использование лексических единиц в различных контекстах, что способствует лучшему запоминанию их значений и формирует навыки их активного употребления в речи.
|