1.1.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В 2011 -2012 учебном году работа педагогического коллектива колледжа была направлена на реализацию второго этапа программы развития учреждения на 2011 -2015 годы.
В ходе реализации данного этапа программы решались следующие задачи:
1. Работа по совершенствованию системы содействия трудоустройству выпускников, расширение каналов взаимодействия с социальными партнерами, подготовка выпускников к самостоятельной жизни, успешному построению карьеры.
2. Совершенствование системы качества образования, внедрение новых образовательных стандартов:
- Разработка программ профессиональных модулей по специальностям «Гостиничный сервис» (углубленная подготовка», «Экономика и бухгалтерский учет» (углубленная подготовка), «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
- Разработка методического обеспечения учебных элементов профессиональных модулей по данным программам.
- Совершенствование системы управления качеством образования через внедрение рейтинговой, зачетной системы контроля качества обучения по предметам профессионально-технического цикла. Активизация применения Интернет-технологий, разработка и утверждение единых методических указаний, рекомендаций по различным видам самостоятельной работы учащихся и студентов.
3. Подготовка и успешное прохождение процедуры государственной аккредитации колледжа.
Одним из наиболее важных показателей эффективности деятельности профессионального образовательного учреждения является трудоустройство его выпускников. В прошедшем учебном году усилия педагогического коллектива колледжа были направлены на создание практико-ориентированной образовательной среды для совершенствования качества подготовки специалистов. Важная роль здесь отводится работе по содействию трудоустройству выпускников, которая проводилась службой образовательного маркетинга в рамках «Программы содействия трудоустройству выпускников колледжа». В течение года проводились встречи с работниками Центра занятости населения Валдайского района, в ходе которых выпускники знакомились с молодежными программами содействия трудоустройству, вакансиями на местном рынке труда и т.д. Студенты и учащиеся неоднократно встречались с работодателями: ООО «Валдайское АТП», ООО «Страна Див», баз отдыха «Северное сияние», «Жемчужина Валдая», «Море удовольствия», Валдайского торгово-производственного предприятия, птицефабрики «Белгранкорм-Великий Новгород», Лычковское хлебоприемное предприятие, МУ ЖКП «Кневицко», СПК «Луженской» и др. Кроме того, в колледже работает информационный стенд «Трудоустройство: правила игры», где выпускники могут познакомиться с вакансиями на рынке труда в Валдайском районе и Новгородской области, правилами оформления резюме, возможностями его размещения на сайте колледжа и сайте координационно-аналитического центра содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования РФ, в течение учебного года проводились тренинги с выпускниками «Навыки трудоустройства», в мае 2012 года проводилась научно-практическая конференция «День карьеры», где выпускники и студенты выступали со своими проектами, разработанными вместе с работодателями. Показателем эффективности работы службы образовательного маркетинга колледжа стало 1-ое место в областном конкурсе комиссий по содействию трудоустройству выпускников и 10-е место в общероссийском рейтинге средних профессиональных учреждений. Кроме того, впервые за последние годы процент трудоустройства составил 100%.
В целом, процент трудоустройства выпускников достаточно стабилен:
- 2007г. - 98%
- 2008г. - 97%
- 2009г. - 97%
- 2010г. - 99,4%
- 2011г. - 100%
Кроме того, за последние % лет нет выпускников, обращающихся в Центр занятости населения по вопросам трудоустройства .
Большое значение имеет также желание выпускников продолжить обучение по профилю и получить более высокий уровень образования. Так, в соответствии с договором со Старорусским филиалом СФ СПбГУСЭ и НОУВПО «Санкт-Петербургская академия управления и экономики» 9 выпускников колледжа продолжили обучение в этих ВУЗах по сокращенным программам. Этому способствовали совместные мероприятия со студентами и преподавателями этих учебных заведений: деловые игры, научно-практические конференции и др. Необходимо продолжить совместную работу с данными ВУЗами для создания системы многоуровневой подготовки для удовлетворения образовательных потребностей выпускников колледжа и с предприятиями города по проведению мастер – классов на них не только в период подготовки к сертификации и конкурсам , а в течение года для более эффективного содействия профессиональному самоопределению выпускников.
Подготовка выпускников, адекватных потребностям рынка труда, т.е. подготовка специалистов и высококвалифицированных рабочих кадров новой формации, способных грамотно решать поставленные задачи, обладающих опытом освоения новых отраслевых технологий, использования современного оборудования и системной организации производственных процессов, нацеленных на самореализацию и самообразование немыслима без специально созданной практико – ориентированной образовательной среды в колледже.
Современному рынку труда нужны практико-ориентированные специалисты, имеющие не только глубокие знания, но, главным образом, опыт их применения на практике, что обусловливает необходимость перехода от знаниевой системы в образовании к практико – ориентированной, основанной на квинтете «знания – умения – навыки – опыт деятельности – компетентность». Поэтому необходима системная, целенаправленная работа по совершенствованию содержания образования на основанная на результатах мониторинга мониторинга качества знаний в рамках промежуточного и итогового контроля.
Анализ итоговой аттестации по специальности СПО «Экономика и бухгалтерский учет» в группе 44 показал, что результаты итогового междисциплинарного экзамена лучше, чем в предыдущем учебном году. Так выпускники уверенно работают в программе «1С-бухгалтерия», но недостаточно владеют способностями анализировать производственные ситуации и показатели хозяйственной деятельности предприятия, слабо владеют умением грамотного построения ответа. Преподавателям Шамрай А.А., Авдышо Н.В. необходимо в следующем учебном году обратить особое внимание на логику построения устного ответа и методы анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия при подготовке к итоговой аттестации, особое внимание обратить на самостоятельную работу студентов.
В целом на «хорошо» и «отлично» прошли итоговую аттестацию:
в 2009г. - 69%, в 2010г. – 41%, в 2011г. – 65,6%, в 2012г. -68% выпускников по данной специальности.
В группе 43 по специальности «Менеджмент» также результаты несколько лучше по сравнению с 2011 годом, но качество знаний ниже 50% и составляет 40,7 %. Наиболее слабые знания показали выпускники по предметам «Организация производства на предприятиях общественного питания» (предмет изучался на 2-ом и 3-ем курсах, преподаватель Дружкова М.Б.), «Управление персоналом» (преподаватель Смолина Ю.Н.). Затруднения вызвали вопросы оценки финансовых результатов деятельности организации, кадровое планирование в организации, учет готовой продукции, оформление документов. Причинами послужили отсутствие систематического промежуточного контроля со стороны преподавателей Авдышо Н.В., Смолиной Ю.Н, Горячевой Л.А., немотивированное завышение оценок в течение года, слабая базовая подготовка студентов.
Сравнительный анализ результатов итоговой аттестации по данной специальности:
Качество знаний в 2009г.-72%, в 2010г.- 64%, в 2011г.- 27,3% , в 2012г.- 40,7%.
В связи с тем, что данная специальность изъята из Перечня специальностей среднего профессионального образования, подготовка по данной специальности больше проводиться не будет.
Всего в 2012 году по специальностям СПО выпущены 21 человек, из них дипломы «с отличием» не получил никто. В 2011 году из 40 выпускников дипломы «с отличием» получили 4 выпускника. Снижение данного показателя является следствием отсутствия индивидуальной работы со студентами, претендующими на диплом «с отличием», на протяжении всего периода обучения в колледже, необходима планомерная, целенаправленная работа с данной категорией студентов.
Исходя из анализа государственной итоговой аттестации по специальностям СПО, необходиморешитьследующие задачи:
- совершенствование системы промежуточного контроля знаний за счет полноценного внедрения рейтинговой системы оценки знаний студентов,
- качественное методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и действенный, систематический контроль за ее выполнением,
- практико-ориентированное содержание теоретического обучения.
Итоговая аттестация по профессиям начального профессионального образования проводилась в группах 23,33, 34 и 36.
В группе 23 (мастер п\о Иванова Т.В.) проводилась итоговая аттестация по профессии «Повар». Качество знаний по практической части составило 100%, по теоретической – 87%, что значительно лучше, чем в прошлом учебном году. Ошибки были допущены в оформлении блюд, отмечались нарушения температуры подачи блюд. При подготовке письменных экзаменационных работ встречались ошибки в расчетной части и в ее оформлении. Необходимо обратить внимание на вопросы калькуляции, работу по оформлению технологической и расчетной документации.
По результатам независимой сертификации пять учащихся данной группы получили повышенный 4-ый разряд по профессии «Повар». В данной группе сроки проведения сертификации совпадают с графиком итоговой аттестации по общеобразовательным предметам за курс среднего (полного) общего образования, что затрудняет подготовку к сертификации. В связи с этим необходимо учитывать это при составлении графиков проведения итоговой аттестации по предметам общеобразовательного цикла.
В группе 33 (мастер Соколова Е.В.) проводилась итоговая аттестация по профессии «Кондитер». Выпускники показали хорошие знания иумения в приготовлении кондитерских изделий, владение технологией приготовления, соблюдение технологической последовательности, хорошее владение специальной терминологией, умение определять качество изделия. Вместе с тем, отмечалось недостаточное умение логически выстраивать свой ответ. Качество знаний на итоговой аттестации в этой группе составило: по практической части – 94%, по теоретической части – 88%. Это несколько ниже, чем в прошлом году (практика – 100%, теория – 92,9%). В связи стем, что Соколова Е.В. работала первый год ей необходимо пройти курсы повышения квалификации, хотя результаты у нее неплохие.
Пять выпускников данной группы прошли независимую сертификацию по профессии «Кондитер» и получили повышенный 4-ый разряд.
В группе 34 (мастер п\о Зайцева А.Е.) проводилась итоговая аттестация по профессии «Оператор ЭВМ». Результаты защиты письменных экзаменационных работ оказались значительно ниже по сравнению с прошлым годом: качество знаний составило 64% против 90% в 2011 году. Не были учтены рекомендации по подготовке защиты итоговой экзаменационной работы, многие выпускники не смогли грамотно подготовить и представить презентации своих работ, ограничившись чтением названия, цели и задач работы. Не все выпускники могли доказать практическую значимость своей работы, продемонстрировать ее аттестационной комиссии. Мастеру п\о необходимо обратить внимание на подготовку именно защиты экзаменационной работы, соблюдению требований к ней, умению грамотно представить свою работу. Вместе с тем, были учтены замечания по тематике и разнообразию работ, отмечено качество оформления и объем представленных материалов.
В группе 36 по профессии «Автомеханик» (мастер п\о Гурьев А.В.) все выпускники выполнили практическую часть с оценкой «хорошо» и «отлично», качество знаний составило 100%, что было положительно отмечено председателем аттестационной комиссии. Выпускники владеют практическими навыками в рамках своей профессии. Этому способствовали уроки практического обучения в ООО «Валдайское АТП» и производственная практика на предприятиях. По теоретической части - защите итоговых экзаменационных работ- качество знаний составило 78%, что несколько ниже чем в прошлом учебном году - 81%. Кроме того, 4 выпускника этой группы прошли сертификацию и получили 4-ый разряд по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей». В целом аттестационная комиссия отметила хорошую подготовку выпускников по данной профессии, однако необходимо обратить внимание на оформление итоговых экзаменационных работ, разработку и презентацию расчетной части. Мастеру п\о Гурьеву А.В. порекомендовать более активно и настойчиво работать по совершенствованию материально – технической базы по данной профессии.
Сравнительный анализ качества знаний по результатам итоговой аттестации по профессиям НПО:
2010г.-64%, 2011г.-79%, 2012г.-86%
По сравнению с 2011 годом увеличилось число учащихся получивших дипломы « отличием» с одного до трех в 2012 году. Их получили выпускники группы 34 Малышева А., Осипова И. и Буткевич Е.
Таким образом, качество знаний оказалось самым высоким за последние 5 лет. Это стало возможным благодаря работе педагогического коллектива над совершенствованием содержания образования, методического обеспечения профессий и специальностей, повышению профессионального уровня преподавателей и мастеров производственного обучения. Однако заметное снижение интеллектуального уровня учащихся, отсутствие мотивации учиться, слабое владение общеучебными навыками, слабые базовые знания говорят о том, что необходима постоянная, целенаправленная индивидуальная работа с каждым учащимся на протяжении всего процесса обучения его в колледже.
Одним из важных показателей качества знаний выпускников является независимая сертификация профессиональных квалификаций и конкурсы профессионального мастерства.
В 2011 – 2012 учебном году в сертификации участвовали 14 учащихся колледжа, в 2010 – 2011 году -11 учащихся. Прошли сертификацию и получили повышенный разряд все 100%, также как и в прошлом году. Следует отметить, что необходимо большее количество учащихся привлекать к прохождению сертификации, тем более, что предпосылки и опыт для этого есть.
Сравнительный анализ сертификации: 2008г.-100%, 2009г.-90%, 2010 г.-90%, 2011г.-100%, 2012г.-100%
В прошедшем учебном году учащиеся колледжа участвовали в 7-ми конкурсах профессионального мастерства и выступили плохо, заняв только одно призовое 3-е место в конкурсе по профессии «Оператор ЭВМ». Общая оценка по конкурсам - 0.80 баллов против 0,84 баллов в 2011 году. Данный результат говорит об отсутствии целенаправленной работы по данному показателю начиная с 1-ого курса и индивидуально с наиболее способными учащимися. Председателям ПЦК, администрации колледжа постоянно контролировать данную работу, выносить итоги контроля на собрания педколлектива.
Промежуточная аттестация по профессии проводилась в группах 13, 26 и 10. Неуспевающих по результатам аттестации нет, не явился на аттестацию учащийся гр.13 Павлов С. по причине болезни, аттестация перенесена на сентябрь.
Качество знаний по результатам промежуточной аттестациисоставило:
гр.10 – 60%, гр.13 – 94%, гр.26 – 85%
По всем профессиям учащиеся показали более слабые знания по теоретическому обучению. Учащиеся легко справляются с практическими работами и плохо воспринимают теоретический материал, не умеют формулировать свои мысли, слабо владеют специальной терминологией. Мастерам производственного обучения необходимо постоянно работать над развитием общеучебных навыков, способности логического построения ответа, учить работать с тестами разного уровня сложности.
Научить будущих специалистов профессионально мыслить и рассуждать, возможно, только в том случае, если процесс преподавания не сводится к простой зубрежке определений, а раскрывает сущность практических проблем обучения, побуждает к самостоятельному поиску их решения.
С этих позиций производственная практика приобретает совершенно новый смысл и становится важным этапом подготовки специалиста и необходимым элементом практико-ориентированной образовательной среды. Практика является источником, предметом и средством познания, способствуя развитию внутренней мотивации обучения и создавая условия для реализации познавательного поиска, самовыражения и самореализации в конкретном виде профессиональной деятельности. Практика является связующим звеном между теоретической подготовкой и последующей практической деятельностью студентов – предпосылкой успешного формирования профессиональных умений, навыков, компетенций, т.к. проводится в условиях, адекватных условиям самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому производственная практика является наиболее важным этапом содержания профессионального образования и эффективность данного периода обучения зависит от качественной организации практики. Работа по определению мест прохождения практики и заключение договоров с предприятиями и организациями планируется ежегодно на октябрь-ноябрь. Однако практика подготовительной работы свидетельствует о том, что договоры заключаются в спешке, в последние дни перед началом практики, без согласования с обучающимися, что влияет в конечном итоге на отношение их к практике. Так были проблемы в группах 36, 33,34 когда учащиеся уже в процессе прохождения практики изъявляли желание поменять предприятие, а иногда делали это без ведома мастера и администрации. К недостаткам в организации практики в группах 43 и 44 следует также отнести и то, что не во всех организациях предоставляют доступ к компьютерам на долгое время, в связи с введением закона о защите персональных данных работодатели могут дать не все документы для ознакомления. Кроме того, предприятия имеют различную производственную специфику, соответственно и различную систему учета, т.е. не для каждого предприятия задания по программе производственной практики соответствуют учетной политике на данном предприятии. Поэтому необходимо заранее мастерам и руководителям практики ознакомиться с предприятиями, индивидуально для отдельных групп обучающихся готовить задания, согласовывать программы практик с работодателями и своевременно вносить коррективы. В свою очередь администрация, руководители ПЦК самоустранились от этой работы, что является очень серьезной недоработкой.
Проблемы по организации практики возникли в течение учебного года в группе 33 в связи с закрытием кондитерского цеха. В связи с этим в конце года пришлось основную часть производственных работ выполнять в лаборатории колледжа. В следующем учебном году необходимо заранее решить проблему организации практики кондитеров, определиться с подбором рабочих мест.
По результатам года неуспевающих по производственной практике нет. Качество знаний составляет: гр.10 – 60%, гр.13 – 94%, гр.21 – 95%, гр.23 – 86%, гр.26 – 85%, гр.33 - 60%, гр.34 – 64%, гр.36 – 100%, гр.43 – 63%, гр.44 – 68%.
Индивидуальное вождение в группе 36 выдано в полном объеме. Допущены к экзаменам на категорию «С» 12 человек. С первого раза сдали экзамен 7 человек, что составляет 60%, затем сдали еще 3 человека. В группе 26 обучаются вождению только на категорию «С». Выдача вождения на грузовом автомобиле осуществлена на 35 %,т.к. в первом полугодии автомобиль находился на ремонте, а во втором полугодии по вине Островерхова В.В., Гурьева А.В., инструкторов по вождению, Дубковой Е.Ю., мастера п\о, контроль за прохождением занятий по индивидуальному вождению осуществлялся слабо. Кроме того, с мая месяца учащиеся находились на производственной практике и редко приезжали на занятия по вождению. В следующем учебном году администрации необходимо взять под жесткий контроль прохождение занятий по индивидуальному вождению.
В связи с вышеизложенным, в вопросах организации производственной практики необходимо:
- администрации колледжа осуществлять жесткий контроль на всех этапах подготовки и организации практики;
- внести коррективы в графики прохождения практики и программы практик в связи с индивидуальными особенностями предприятий и организаций;
- согласовать программы практик с работодателями;
- взять под особый контроль выдачу индивидуального вождения в группах 26 и 36.
Важным направлением работы в прошедшем учебном году являлась подготовка и прохождение процедуры государственной аккредитации колледжа. На аккредитацию были предложены 5 образовательных программ. Все программы были аккредитованы и колледж подтвердил свой статус. В предстоящем учебном году на аккредитацию выносятся 2 образовательные программы: специальность СПО «Гостиничный сервис» и профессия НПО «Автомеханик» в филиале колледжа.
Исходя из анализа работы в следующем учебном году необходимо решить следующие задачи:
1.Работа по совершенствованию качества образования за счет внедрения новых образовательных стандартов, качественного методического обеспечения образовательных программ, повышение профессионализма педагогических работников, использования современных педагогических и информационных технологий, привлечение работодателей к участию в образовательном процессе.
2.Совершенствование работы по содействию трудоустройству выпускников, поиск новых форм работы по оказанию помощи в профессиональном самоопределении и построении карьеры выпускников колледжа.
3. Продолжить работу посовершенствованию системы управления качеством образования за счет внедрения новых, эффективных форм и методов контроля с использованием новых интерактивных технологий.
4. Подготовка и проведение государственной аккредитации образовательных программ «Гостиничный сервис» и «Автомеханик» (филиал колледжа) |