№
|
Название раздела
|
Наименование тем
| Кол-во часов
|
Знания, умения, навыки
|
Виды контроля
|
Дата
проведения
|
| План
| Факт
|
1
| Первый урок литературы
| -Литература как вид искусства и как учебный предмет
| 1
| Знать понятие «литература». Уметь пересказывать статью учебника
|
|
|
|
2
| Мифы
(9 часов)
| -Мифы Древнего Египта. «Путешествие солнечной Ладьи». Боги Древнего Египта -Мифы Древней Греции. Миф об Олимпе. Причины создания этого мифа. Имена богов Древней Греции. Зевс -«Ночь, луна, заря и солнце». Боги и их окружение -«Орфей и Эвридика», «Пигмалион». Мифы о любви -«Подвиги Геракла». Поступки Геракла. Крылатые слова и выражения -Гомер «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера -Образ Одиссея. Особенности быта древних греков -Славянские мифы. Рассказ о мифологических персонажах -В/чт. В.В. Смирнова «Герои Эллады»
| 1
1
1
1
1
1
1
1
1
| Знать тексты мифов; имена богов Древней Греции; жанровые особенности.
Уметь выявлять близость древнегреческих, славянских мифов и мифов Древнего Египта
|
|
|
|
3
| Устное народное творчество
(8 часов)
| -Повторение изученного. Как сказывали сказку. Сказка и миф -«Коршун и кошка», «Солнце, месяц и Ворон Воронович». Мифологические корни этих сказок -Виды сказок. Комментированное чтение статьи
-«Белая уточка». Столкновение добра и зла -Сказка о царевне-лягушке. Нравственный пафос, поэтичность и занимательность
-Герои и нравственная идея сказки о царевне-лягушке -Р/Р. Попробуй сам сочинить сказку
-В/чт. В гостях у сказки. Пересказы в лицах любимых сказок
| 1
1
1
1 1
1
1 1
| Знать тексты народных сказок. Уметь рассказывать их глубокий и поучительный смысл; рассказывать сказку, сохраняя особенности ее построения и языка.
|
Письменная работа №1
|
|
|
4
| Легенды и придания
(2 часа)
| -О легенде и предании. «О граде Китеже». Поэтичность легенды -Легенда «Атаман Кудеяр». Предание «Про Никитушку Ломова». Сопоставительный анализ
| 1
1
| Знать тексты легенд и преданий, жанровые особенности. Уметь выявлять близость легенды и предания и их отличия.
|
|
|
|
5
| «Золотые зерна» народной мудрости
(3 часа)
| -Загадки. Тематика и художественные особенности загадок -Пословицы и поговорки народов мира. Мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок народов мира, их общность; сходство и различия между пословицами и поговорками -Общественный смысл пословиц и поговорок
| 1
1 1
| Знать тематику и художественные особенности загадок.
Уметь комментировать статью учебника; раскрывать смысл пословиц и поговорок народов мира, их общность; находить сходство и различия между пословицами и поговорками
|
|
|
|
6
| Народный кукольный театр
(2 часа)
| -Пьеса «Петрушка Уксусов». Диалог с Петрушкой. Проделки Петрушки -Причины столкновения Петрушки с другими действующими лицами пьесы
| 1
1
| Знать текст произведения; жанровые особенности.
Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение.
|
|
|
|
7
| Сказочные события их герои в литературе
(19 часов)
| -Литературные сказки. А.С. Пушкин.
-Поэма «Руслан и Людмила». Вступление -Фольклорные традиции в поэме «Руслан и Людмила» -Особенности характеров персонажей в поэме -Р/р.Письменный ответ на вопрос: Почему Пушкин назвал поэму «Руслан и Людмила» «преданьями славы и добра»? -Т/Л. О стихотворной речи. Стих, ритм, стопа. Стихотворный размер. Рифма Х.К. Андерсен.
-Жизнь и творчество писателя. «Снежная королева» -Мир Кая и Герды и мир Снежной королевы -История Кая и Герды - Р/Р. Творческая работа. Тема: «О каком человеке мы сегодня скажем: у него не сердце, а кусок льда.» -«Истинная правда». Недостатки и пороки людей -В/чт. Х.К. Андерсен «Райский сад», «Сундук-самолет», «Волшебный холм». П.П. Бажов.
-Рассказ о писателе. «Каменный цветок» -События сказа. Творческие муки мастера -Сказы Бажова «Хрупкая веточка» и «Горный мастер». Судьба Данилы и Кати. Главный герой -Е.Л. Шварц. Сказочник-драматург
-Ш. Перро «Золушка». Сказочные герои сказки -Отличие сказки Перро от киносценария сказки Шварца -В/Чт. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Сопоставление поступков королевы, падчерицы и старухиной дочки
| 1
1 1
1
1
1
1
1 1 1
1
1
1 1 1
1
1
1
1
| Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении, сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно – художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно – выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения – рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.
|
Письменная работа №2
Письменная работа №3
|
|
|
8
| Писатели-баснописцы
(5 часов)
| -Жанр басни. Истоки басенного жанра. Эзоп, Лафонтен Иван Андреевич Крылов – баснописец.
-«Волк на псарне». Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года
-«Демьянова уха». «Квартет». Аллегория и мораль в баснях -Р/Р. Конкурс инсценированной басни. Письменный ответ на вопрос: «Объясни аллегорический смысл басни «Волк и ягненок»» -В/чт. И.А. Крылов «Лиса и виноград», Ж. Лафонтен «Лисица и виноград»
| 1
1
1
1
1
| Знать тексты басен.
Уметь выявлять их аллегорический смысл, понимать обобщение, заключенное в морали, применять свои теоретические знания в анализе, осмыслении конкретного текста.
|
Письменная работа №4
|
|
|
9
| Человек перед лицом жизненных испытаний
(26 часов)
| Михаил Юрьевич Лермонтов.
-Начало пути. Из книги Б.М. Эйхенбаума М.Ю. Лермонтов -М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Рассказ старого солдата. Патриотический смысл стихотворения -Тема и идея художественного произведения. т/л Эпитет и сравнение -Р/Р. Самостоятельная работа. (Композиция произведения. Основные художественные особенности.) Алексей Васильевич Кольцов
-«Косарь». Тема силы, талантливости народа и деспотизма, угнетения в стихотворении -Р/Р.Устное описание картины Г.Г. Мясоедова «Косцы» Иван Сергеевич Тургенев. «Муму»
-«… он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле». Герасим в деревне и в городе -«Небольшое происшествие». Герасим и Татьяна -«Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». Герасим и Муму -«… он казался каким-то великаном перед ними». Герасим и дворня -«Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину».Возвращение Герасима в деревню -Р/Р. Характеристика литературного героя Лев Николаевич Толстой.
-Разговор о писателе, о событиях, описанных в произведении «Кавказский пленник»
-«Кавказский пленник». Жилин и Костылин -Роль пейзажа в произведении. Дина и Жилин -Р/Р. Урок - практикум. Сравнительная характеристика. Особенности языка произведения В.М. Гаршин.
-Беседа о писателе -«Сигнал». Сюжетная линия, напряженность событий, поведение главных героев - Разбор рассказа. План событий рассказа. Покаяния Василия -В/чт. О покаянии, раскаянии. Произведение В.М. Гаршина «Сказание о гордом Аггее»
Леонид Николаевич Андреев.
-Рассказ «Кусака». Авторское отношение к событиям
-Чем отличается сказка от рассказа? Сюжет, конфликт в рассказе «Кусака» -В/чт. Л. Андреев «Петька на даче» Александр Иванович Куприн.
-Рассказ «Белый пудель». Сюжет рассказа. Основные события в их взаимосвязи -Конфликт рассказа. Значение описаний природы. Чувства и стремления героев -Р/Р. Почему рассказ А.И. Куприна называется «Белый пудель»? (Письменный ответ на вопрос)
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 1
1
1 1
1
1
1
1
1
1
1
1
| Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении, сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно – художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно – выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения – рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.
|
Письменная работа №5
Письменная работа №6
Письменная работа №7
Письменная работа №8
|
|
|
10
| Поэзия природы
(13 часов)
| -А.С. Пушкин. «Обвал». Анализ стихотворения -Федор Иванович Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…». Изображение морской стихии -Аполлон Николаевич Майков «Пейзаж»; «Ласточки»; Художественные средства. Краски и звуки осеннего леса -К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде припоминаю…». Притягательная сила родного края -Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке». Любовь к малой родине. Чувство патриотизма -Р/Р. Мое любимое стихотворение о природе и родине. -К.Г. Паустовский. «Мещерская сторона». Художественный мир очерков Паустовского -«Мшары» (Чувства путешественников). «Леса» (Описания природы). «Луга» (Автор каким он предстает) и др. -«Мой дом», «Бескорыстие». Сходство и различие очерков -В/чт. Очерки. «Небольшое отступление от темы», «Родина талантов». Смысл названия -Р/Р. Анализ одного из очерков -Е.И. Носов. О писателе. «Тридцать зерен». Образ автора в рассказе -«Как ворона на крыше заблудилась». Изображение птиц в рассказе
| 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 1
1
| Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно – художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно – выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения – рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.
|
Письменная работа №9
Письменная работа №10
|
|
|
11
| «Призвал нас к бою воинский закон…». Стихи о Великой Отечествен-ной войне
(6 часов)
| -К. Симонов. Стихи, рожденные войной. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». А. Сурков. «Бьется в тесной печурке…». Сила любви в стихотворении -О. Берггольц. «Разговор с соседкой». Актуальность и злободневность стихотворения -Муса Джалиль. «Мост», «Случается порой». Состояние духа поэта в стихотворениях. С. Орлов Тонкая российская береза…». Изобразительно-выразительные средства в стихотворении -Расул Гамзатов. «Журавли». Тема далекой войны -Р/Р. Образы природы в стихотворениях о войне -В.М. Шукшин. О писателе. «Жатва». Изображение войны в рассказе
| 1
1
1 1
1
1
| Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.
Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.
|
Письменная работа №11
|
|
|
12
| Рассказы о твоих сверстниках
(7 часов)
| -Юрий Павлович Казаков «Тихое утро». Герои рассказа -Смысл названия. Художественные средства -В.А. Солоухин. Слово художника -«Мститель». Правдивое изображение жизни. Детство – яркая пора человеческой жизни -Р.Д. Брэдбери. Многогранный талант писателя -«Мальчик – невидимка». Образ Чарли. Смысл названия рассказа -Общие черты в рассказах Ю.П. Казакова и В.А. Солоухина. Т/Л. О рассказе
| 1
1 1 1
1
1
1
| Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении, сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно – художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно – выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения – рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.
|
|
|
|
13
| Итоги года
| -Итоги года. Рекомендации книг для летнего чтения
| 1
|
|
|
|
|
|
| -Резервные уроки
| 3
|
|
|
|
|
14
| Итого
|
| 105
|
|
|
|
|