Скачать 207.81 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЖУРНАЛИСТИКИ «Утверждаю» Проректор по учебной работе _________________ Т.Ю. Стукен «____» ___________________ 2010г. Программа дисциплины «История отечественной литературы первой четверти 20 века (1917-1930-е годы)» цикл ГОС ВПО ОПД. Ф. 03.6 входит в число обязательных дисциплин к следующей образовательной профессиональной программе поподготовки специалистов
г. Омск – 2010 Программа дисциплины «История отечественной литературы первой половины 20 века» разработана Ветелиной Л.Г., к.ф.н., доцентом кафедры современной русской литературы журналистики.. Программа утверждена на Совете факультета (протокол № ___ от «__» ___________ 2010 г.) Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по следующим специальностям: 520300 Филология, степень: специалитет филологии по направлению 031001.65 Декан филологического факультета Мисюров Н.Н.
3 курс, 6 семестр
Общая трудоемкость дисциплины - 104 часов. Формы контроля: промежуточный – индивидуальные консультации, проверка рабочих тетрадей для лекций и самостоятельной работы; тестирование; письменная работа; подготовка рефератов итоговый – экзамен.
Данный курс охватывает постоктябрьский, советский период и является обязательной дисциплиной по специальности «Филология» «История отечественной литературы I четверти ХХ века». Цель курса – общее ознакомление студентов с уникальностью историко-политической и культурологической ситуацией данного периода, с отечественной литературой означенной эпохи, формирование представлений о преемственности и разрыве литературных традиций, о синтезе творческого метода (модернистские течения, литературный авангард, реализм) и стиля. В задачи курса входит изучение краткой истории литературного процесса советского периода, и творчество литераторов; выявление негативных и позитивных факторов политической жизни и их влияния на литературный процесс. Изучение динамики литературной мысли 20-30-х годов, ведущих художественных методов (неореализм, орнаментальная проза, социалистический реализм). Теоретические положения курса подкрепляются самостоятельной практической работой студентов, изучением первоисточников, умением связывать определенные творческие моменты с историко-литературным контекстом данной эпохи, выявлять частное и обще.
(с распределением общего бюджета времени в часах)
IV. Содержание дисциплины. ТЕМЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА Лекция № 1. Литературный процесс 20-х годов. Историко-политическая и культурно-просветительская действительность. Возникновение двух потоков русской литературы – советской и эмигрантской. Множественные группировки, объединения и школы (РАПП, Серапионовы братья, Футуристы, Леф, имажинизм и пр.). Проза 20-х годов. Влияние модернизма. Поиски нового метода и стиля. Споры о романтизме и реализме. Ориентация на массовость, понятие «социального заказа». Проблемы личности и массы, их взаимодействия в новых политических условиях, гуманизма и нового его толкования. Героико-революционная тема и тема гражданской войны – творчество А. Серафимовича, А.Фадеева, Д. Фурманова, М.Шолохова, А. Малышкина. Понятие «нового героя». Взаимоотношения личности и коллектива. Орнаментальная проза – Л.Сейфуллина, Б.Пильняк, Л.Леонов. Проблемы жанра, языка, стиля. Обращение к проблеме «интеллигенция и революция» в творчестве Б. Лавренева, Я.Зазубрина. А. Толстого, И. Бабеля и др. Социально-психологическая проблематика прозы 20-х гг. Проблема человека и власти – Б.Пильняк, Ю. Олеша. Сатира и антиутопия как острая реакция на негатив новой действительности. Своеобразие сатиры Творчество М.Зощенко, М. Булгакова, Е.Замятина, А.Платонова, И.Ильфа, Е. Петрова. Лекция №2. Литературный процесс 30-х годов. Особенности литературной жизни этого десятилетия. Постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Первый съезд Союза советских писателей. Формирование монистической системы, нормативизма в искусстве. Идеологизация и подконтрольность литературного процесса. Социалистический реализм и его эстетические принципы. Проза. Очерковая проза. Новые жанровые формы, роль исторического романа, «производственного» романа, «романа-воспитания». Поиски нового героя, понятие «социального заказа» в литературе - В.Катаев, М. Шагинян, А. Макаренко, Н. Островский. Творчество М. Шолохова, М.Горького, А.Толстого, обращение к монументально-эпической романной форме. Интерес к историческим жанрам в литературе этого Лекция 3. Лирика С. Есенина. Фольклорные и народно-христианские истоки ранней поэзии С. Есенина. Идея «мужицкого рая» в «маленьких поэмах» – «Отчарь», «Инония», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик». Имажинизм в творчестве Есенина. Поэтические циклы «Москва кабацкая», «Персидские мотивы»: отражение духовного кризиса и выхода из него. Цикл «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая»: противоречивость и раздвоенность чувств лирического героя; непримиримость города и деревни. Жанр поэмы в лирике С. Есенина («Анна Снегина», «Черный человек»). Духовная и творческая драма поэта. Лекция № 4. Творчество В. Маяковского. Деятельность Маяковского в пореволюционный период. Работа в «окнах РОСТА»: стихотворная публицистика и реклама; агитационная поэзия 1917-20 гг.. ЛЕФ и его воздействие на творчество поэта. Поэзия «факта» и лирическое «я». Своеобразие лирики советского периода: мотивные ряды, ритмико-поэтические особенности. Лирическое, публицистическое и сатирическое начала его поэзии. Лекция № 5. Проза М. Булгакова. Начало творческой деятельности. Сатирические рассказы и повести, фельетонное начало («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»). Предмет сатирического осмеяния М.Булгакова, типология персонажей, проблематика произведений 20-х годов. Понятие «политического эксперимента» и его последствий для страны. Проблема интеллигенции и революции в романе «Белая гвардия». Художественно-поэтические особенности романа. Значение снов. «Мастер и Маргарита» как вершинное произведение. Сатирическое и драматическое в романе. Философское осмысление нравственных категорий, сиюминутного и вечного. Судьба художника в тоталитарном государстве. Библейская тема и ее трактовка. Художественно-композиционные особенности. Лекция № 6. Творчество М. Шолохова. Начало литературной деятельности. «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как осмысление драматизма гражданской войны и собственного житейского опыта. Роман-эпопея «Тихий Дон» как трагический эпос судьбы казачества в начале двадцатого столетия. Творческая история и судьба романа. «Шолоховский вопрос» в критике 20-х годов. Соотношение личностного и народного в романе. Судьба Григория Мелехова и его оценка критикой. Своеобразие решения проблемы «народ и революция» в романе. Стилистико-языковые особенности «Тихого Дона». Споры по поводу романа в критике последующих десятилетий.
1. Мусатов В. В. История русской литература первой половины 20 века (советский период).- М.: 2001. 2. Русская литература 20 века. В 2 кн. / Под ред. Л. П. Кременцова. 3-е изд., исправленное и дополненное. - М.: 2005. Т. 1. 3. История русской литературы ХХ века. В 4 кн. / Под ред. Л. Ф.Алексеевой. Кн. I. 1910-1930 гг. М.,2005. 4. Современная русская советская литература. В 2 частях.- М.: 1987. 5. Голубков М. М. Русская литература 20 века. После раскола. - М.: 2002. 6.Коваленко А. Г. Русская литература 20 века. 20-30-е годы. - М.: 1994. 7.Русская советская литературная критика (1917-1934). Хрестоматия. - М.: 1981. 8. Русская советская литературная критика (1935-1955). Хрестоматия. - М.: 1983. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Краткая литературная энциклопедия в 9 т. М. 1962-1976. 1.Русская литература 20 века. Библиографический словарь. В 2 ч. М. 1998. 3. Русская литература 20 века. Литературоведческий словарь. Изд-е 2. В 2 т. М. 2000. 5.Эстетика. Теория литературы. Энциклопедический словарь терминов. М., 2003. ЛИТЕРАТУРА К ЛЕКЦИОННЫМ ТЕМАМ Темы 1 Основная
Тема 2. 1. М.М.Голубков. Социалистический реализм //М.М.Голубков. Русская литература ХХ века. После раскола. М., 2002. 2.Добренко Е. Метафора власти: Литература сталинской эпохи в историческом освещении. Мюнхен, 1993. 3Литературное движение советской эпохи: материалы и документы. Хрестоматия. М., 1986. 4Аннинский Л. «Как закалялась сталь» Н. Островского. М.. 1988. 5Островская Р.П. Николай Островский. М., 1988. 6Костелянец Б. А. «Педагогическая поэма» А. Макаренко. М., Л., 1963. 7Петров С. М. Русский советский исторический роман. М., 1980. 8.Гачева А., Казнина О., Семенова С. Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов. М., 20 Дополнительная.
Тема 3. Основная 1. Наумов Е. Сергей Есенин. Л. 1973. 2. Юшин Н. Ф. Сергей Есенин. 1969. 3. Марченко А. Поэтический мир Есенина. М. 1983. 4. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин. М. 1986. 5. В мире Есенина. Сб. статей. М. 1986. 6. Карпов А. С. Поэмы Сергея Есенина. М. 1989. 7. Шубникова-Гусева Н. И. Поэмы Есенина. От «Пророка» до «Черного человека». М. 2001. 8. Кирьянов С. Поэма «Черный человек» в контексте творчества С. А. Есенина и национальной культуры. Тверь 1999. 9. Гусляров Е.Н., Карпухина. Систематизированный свод воспоминаний о Есенине современников.- Калининград: 2000. 10. Ветелина Л.Г. Драматургия поэтического контекста «Персидских мотивов Сергея Есенина. – Лингвистика. Коммуникация. Культура. Материалы Первой регионально-практической конференции. – Омск, ОмГПУ, 2007. Дополнительная 1. Гусляров Е.Н., Карпухина. Систематизированный свод воспоминаний о Есенине современников.- Калининград: 2000.
3. Растерзанные тени. М. 1995. 4. Дункан А. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин. – М.: 1992. Тема 4. Основная 1. Перцов В. О. Маяковский. Жизнь и творчество. В 3 т. - М.: 1978. 2. Тренин В. В. В мастерской стиха Маяковского. - М.: 1991. 3.Гончаров Б.П. Поэтика Маяковского.- М.: 1983. 4. Карпов А. С. Маяковский – лирик. -М.: 1988. 5. Тарановский К. О поэзии и поэтике. - М.: 2000. 6. Вишневский К.Д. Поэма Маяковского «Хорошо!». - М.: 1987. 7.Маяковский в современном мире: Статьи, исследования, материалы и воспоминания. Л. 1984. 8Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М. 1990. 9. Катанян В. А. Маяковский. Хроника жизни и творчества. М. 1985. 10. Московский А. П. Маяковский смеется. Иркутск, 1984. Дополнительная.
Тема 5 Основная 1. Яновская Л. М. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983. 2. Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. М., 1997. 3. Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». М.,1991.
Дополнительная.
Тема 6 Основная.
Дополнительная.
VI. Художественные тексты:
VIII. Требования к уровню освоения программы и формы промежуточного и итогового контроля Итоговая форма контроля: экзамен. Текущие формы контроля:
4. Письменная работ – ответы на вопросы; контрольная работа. 3. Тестирование. IХ. Методические рекомендации преподавателю. Теоретическая база курса должна сформировать ясное представление о специфике данного периода в развитии литературного процесса. Выявить его связь с предшествующим периодом и отобразить действительность 20-30-х гг. ХХ столетия и ее влияния на литературный процесс. Данный курс необходимо соотносить с дисциплинами «Литература русской эмиграции» и «Литературная критика начала ХХ века» с целью выработать у студентов целостное представление о развитии отечественной литературной мысли начала века. Необходимо сформировать у студентов ясное представление об изучаемой эпохе и ее историческом, политическом и культурном своеобразии, акцентировав внимание на основных тенденциях в развитии литературного процесса изучаемого периода. Следует указать студентам наиболее подходящие учебные пособия, осуществлять необходимый контроль за тем, как они работают с литературой. Излагать теоретический базовый материал (лекционный курс) в доступной, логически четкой форме. Предложить темы для самостоятельного изучения, включая форму докладов и реферирования. Необходимо осуществлять текущие формы контроля – коллоквиумы, промежуточные зачеты, письменные задания, тестирования, доклады и рефераты, которые готовят студенты. Преподаватель должен проводить дополнительные консультации, чтобы прояснить отдельные моменты в индивидуальном порядке. Основные формы и методы обучения – лекции по теоретическому курсу, индивидуальные консультации. Методические рекомендации студентам. Студенты должны посещать занятия и активно воспринимать учебный материал. Лекционный материал следует конспектировать, проясняя непонятные места и задавая вопросы по ходу занятий или во время встреч с преподавателем на консультациях. Необходимо систематически готовиться к занятиям и активно участвовать в них. При подготовке к лекциям необходимо проработать предложенную преподавателем научную и художественную литературу, законспектировав в тетрадях основные положения. Необходимо вести рабочие тетради по лекционному курсу и для подготовки тем, предложенных на самостоятельное изучение, куда включается научная библиография и ответы на предлагаемые вопросы и задания, где прорабатываются темы, предложенные на самостоятельное изучение. Читательские дневники, где фиксируется необходимый материал по прочитанным художественным текстам и первоисточникам (литературные манифесты, литературно-критические статьи, прочитанное произведение, стихи для заучивания наизусть). В процессе изучаемой дисциплины необходимо изучить самостоятельно определенную часть материала по предложенным преподавателям темам, выступая с докладами, сообщениями, рефератами, получив предварительно необходимую консультацию у преподавателя. Студентам следует следить за своей письменной и устной речью, памятуя о таких понятиях, как «филологическая культура». |
Программа дисциплины «История отечественной литературы первой четверти... Ветелиной Л. Г., к ф н., доцентом кафедры современной русской литературы журналистики | Http :// journref. Narod. Ru газета «Известия» в период с 1917 по 1930-е годы Сталина, целина, космическая эпопея, когда русский человек первым проложил дорогу к звездам, перестройка, демократизация общества.... | ||
Программа дисциплины дпп. Ддс. 05. Литература страны изучаемого языка... Предвозрождения и Возрождения, литературы XVII века, Просвещения, Романтизма, литературы к. XIX – н. XX вв., направлений первой четверти... | Рабочая программа дисциплины (модуля) История удмуртской литературы Целью освоения дисциплины является формирование у студента представлений об особенностях развития удмуртской литературы в 1917/1920-1950-е... | ||
Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Поэтические системы первой трети ХХ века» «История» 1), «Философия» 2), «Иностранный язык» 3)), общепрофессиональных и профессиональных дисциплин: «Введение в литературоведение»... | Учебно-методический комплекс дисциплины история отечественной литературы Русская литература ХХ века. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Основные направления, поиски в области художественной... | ||
Анализ итогов первой четверти 2012 2013 учебного год Анализируя итоги успеваемости учащихся 1-х классов в первой четверти, необходимо отметить, что результаты являются удовлетворительными.... | Феномен советской украинизации 1920-1930 годы оглавление «Плацдарм мировой революции»: политика большевиков в отношении Украины в 1917-1922 гг | ||
«История мировой (зарубежной) литературы» «Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм)» Изучить литературу романтизма первой трети века в европейской и американской литературе, историю его возникновения, формирования... | Рабочая программа дисциплины 050400 дпп. 05 История россии (1856... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образоания | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) История отечественной литературы (Ч. 1-4) России; ввести студентов в мир непреходящих художественных ценностей и нравственно-философских идей отечественной литературы, раскрыть... | Ктивный курс п o литературе для 11 класса «Сер e бряный в e к: история, искусство, поэзия» В течение примернo четверти века – с начала 90 – Х годoв до oктября 1917 года – радикально oбновились все стoрoны жизни Рoссии –... | ||
Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень)... Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» является формирование системы представлений о развитии истории... | Н. Н. Горбачева история отечественной литературы Н. Н. Горбачева. История отечественной литературы ХХ в. (2/2). Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса специальности 030601.... | ||
Итоговый тест за курс 5 класса Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку;... | Родовые общины охотников и собирателей Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку;... |