Современное отечественное литературоведение
Учебно-методический комплекс дисциплины К. филол. н., доцент каф. русской литературы А. Ю. Колпаков 2011
КГПУ им. В. П. Астафьева
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» Кафедра русской литературы УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Современное отечественное литературоведение
Направление подготовки: 050100.68 – Педагогическое образование, магистратура
Профиль «Литературное образование»
Красноярск 2011 Учебная программа составлена А. Ю. Колпаковым, к.ф.н., доцентом каф. русской литературы. Учебная программа обсуждена на заседании кафедры русской литературы.
"__" _____________201__ г. Заведующий кафедрой Уминова Н. В. __________________________
(ф.и.о., подпись)
Одобрено учебно-методическим советом
"____" ___________201__ г. Председатель _____________________________
(ф.и.о., подпись)
Протокол согласования учебной программы с другими дисциплинами направления и профиля
на 201__/ _______ учебный год
Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину
| Кафедра
| Предложения об изменениях в дидактических единицах, временной последовательности изучения и т.д.
| Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу
| Практика анализа художественного произведения
| Русской литературы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Заведующий кафедрой Уминова Н. В. Председатель НМС __________________________________
"____" ___________201__ г.
Рабочая модульная программа дисциплины «Современное отечественное литературоведение».
Введение.
Курс «Современное отечественное литературоведение» рассчитан на студентов-магистрантов первого года обучения, имеющих базовые представление по истории и теории литературоведения. Данный курс направлен на углубленное изучение современной ситуации в отечественном литературоведении.
Литературоведение – мощная, динамично развивающаяся, имеющая безусловный авторитет в мировой науке сфера отечественной филологии. Свою историю современная наука о литературе ведет с академических школ и направлений XIX века. Практически все ключевые методологические подходы к изучению литературы, возникшие в европейской науке, получили в России достойное развитие. В конце XIX-начале XX веков история отечественного литературоведения была отмечена именами, школами, теориями, во многом определившими ход мировой филологической науки. Таковыми явились работы по сравнительно-историческому литературоведению В. А. Веселовского, русская формальная школа, теория сюжета В. Я. Проппа. Динамично развивалось социологическое направление, разрабатывалась проблема связи литературы и христианства. Однако усиливающееся влияние власти СССР на гуманитарные институты и тяжелые исторические события на несколько десятилетий остановило развитие отечественной литературоведческой науки. С 60-х годов русская филология вновь возвращается в мировую науку. В это время начинает скалываться московско-тартуская структурно-семиотическая школа. Публикуются ключевые работы по теории эстетики и литературе М. М. Бахтина. Эти направления сохраняют свою актуальность до сегодняшнего дня. Вместе с началом демократических реформ 90-х годов российское литературоведение получило новый импульс к развитию. Методологическая свобода, открытость мировой науке, смена культурных парадигм – все это способствовало формированию и развитию новых направлений в отечественном литературоведении. Таких, как интертекстуальность, мифопоэтика, новый историзм. При этом отечественная литературоведческая школа сохраняет свою специфику, продолжая основываться на традиционных гуманистических ценностях русской культуры. В частности это сказывается в изучении христианских традиций в русской литературе.
Таким образом, современное отечественное литературоведение представляет сложное явление, включающее разнообразные методологические подходы к изучению литературного произведения и истории литературы. Нынешняя ситуация отмечена здоровой полемикой между традиционными взглядами на историю и теорию литературы и стремлением раздвинуть пространство художественного текста, изменив его привычные трактовки.
К этим тенденциям и проблемам развития отечественного литературоведения обращен данный курс.
Цель курса: представить современное отечественное литературоведение как сложное и динамично развивающееся явление.
Задачи курса:
Рассмотреть основные направления отечественного литературоведения XIX – XX века.
Определить круг актуальных проблем современного отечественного литературоведения.
Углубить знания по теории и истории литературоведения.
В результате изучения дисциплины магистрант должен:
Владеть базовыми знаниями по истории отечественного литературоведения и теории литературы.
Решать межпредметные и практико-ориентированные задачи на основе знаний по истории отечественного литературоведения и теории литературы.
Решать исследовательские задачи в области филологии на основе методологических принципов современной филологической науки.
Профессионально-профильные компетенции (ППК)
магистра педагогического образования как требования к результату его подготовки по дисциплине
«Современное отечественное литературоведение»
1. ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ППК 1.1. Владеет базовыми знаниями по истории отечественного литературоведения и теории литературы.
ППК 1.2. Способен решать межпредметные и практико-ориентированные задачи на основе знаний по истории отечественного литературоведения и теории литературы.
ППК 1.3. Способен решать исследовательские задачи в области филологии на основе методологических принципов современной филологической науки.
| 2. Проекция на ОК
| 3. Проекция на ОПК
| 4. Проекция на ПК
| ППК 2.1. Способен корректно изложить и грамотно оформить специальный текст, подготовить его к публикации (ОК-6)
ППК 2.2. Способен подготовить устное сообщение в предметной области и выступить с ним перед студентами (ОК-16)
ППК 2.3. Способен применять современные методы обработки информации в решении задач предметной области (ОК-4, ОК-8)
ППК 2.4. Способен воспринимать учебную информацию, обобщать и анализировать ее (ОК-1)
ППК 2.5 Способен использовать навыки ведения дискуссии и полемики (ОК-16)
| ППК 3.1. Способен научить учащихся корректно изложить и грамотно оформить предметный текст, подготовить его к публикации (ОПК-3)
ППК 3.2. Способен использовать теоретические и практические знания предметной области в процессе обучения учащихся решению предметных, межпредметных и социально-направленных задач. (ОПК-2.)
ППК 3.3. Способен решать олимпиадные и конкурсные задачи по предмету для всех возрастных категорий учащихся общеобразовательной школы (базовый уровень) и способен научить этому учащихся
(ОПК-2.)
ППК 3.4. Осознает значимость учебной дисциплины в своей будущей профессиональной деятельности (ОПК-1.)
| ППК 4.1. Способен разработать содержание предметного кружка, факультатива и элективного курса для учащихся основной и старшей общеобразовательной школы (базовый уровень) (ПК-1)
ППК 4.2. Способен поставить исследовательскую задачу для учащихся и обучать их решению таких задач в предметной области (ПК-1)
ППК 4.3. Готов самостоятельно изучать научную и учебную литературу в предметной области, используя современные способы доступа к информации и обучать этому учащихся (ПК-4)
ППК 4.4. Готов использовать предметные знания для обоснованной оценки уровня научности школьного курса дисциплины (ПК-1)
| Содержание теоретического курса.
Тема № 1. История отечественного литературоведения.
Академические школы в отечественном литературоведении: мифологическая школа, культурно-историческая школа, сравнительно-историческое литературоведение, психологическая школа. Русский формализм. Теория сюжета В. Я. Проппа. Социологизм и марксизм. «Советское» литературоведение. Структурализм и семиотика в отечественном литературоведении. Основные понятия гуманитарных исследований М. М. Бахтина. Тартуско-московская структурно-семиотическая школа.
Тема № 2. Современная ситуация в отечественном литературоведении.
Социальные предпосылки современного этапа литературоведения. Освобождение от диктата марксисткой идеологии в литературоведении. Методологическая свобода. Открытость Западу. Возвращенные имена (филологов, философов, писателей). Новые филологические издания.
Тема № 3. Методологическая полемика в современном отечественном литературоведении.
Новый и «традиционный» историзм: полемика журналов НЛО и «Вопросов литературы». Вопрос о «религиозном» литературоведении. Оценка современного состояния науки отечественными филологами. Поиски предмета и задач литературоведческого анализа. Тема № 4. Многообразие методологических подходов в современном отечественном литературоведении. Мифопоэтика. Интертекстуальность. Семиотика. Имманентный анализ текста, «поэтика выразительности», нарратология, постбахтинское направление, необиографизм.
Тематический план
№ темы
| Тема
| Лекции
| Самост.работа
| Экзамен
| Итого
| 1
| История отечественного литературоведения
| 3
| 6
|
| 9
| 2
| Современная ситуация в отечественном литературоведении.
| 3
| 6
|
| 9
| 3
| Методологическая полемика в современном отечественном литературоведении
| 2
| 6
|
| 9
| 4
| Многообразие методологических подходов в современном отечественном литературоведении
| 2
| 8
|
| 10
|
| Экзамен
|
|
| 36
| 36
|
| ИТОГО
| 10
| 26
| 36
| 72
|
Технологическая карта обучения дисциплине
Современное отечественное литературоведение
магистрантов ООП
Педагогическое образование, магистратура, 050100.68 «Литературное образование»
(направление и уровень подготовки, шифр, профиль)
по заочной форме обучения
(общая трудоемкость 2 з.е.)
Модули. Наименование разделов и тем
| Всего часов
(з.е.)
| Аудиторных часов
| Индивид.
| Внеаудит
часов
| Результаты обучения и воспитания
| Формы и методы контроля
| Лекций
| Семинар
| Консультации
| Экзам.
|
|
| Знания, умения, навыки
| компетенции
|
| Базовый модуль
История отечественного литературоведения.
|
|
|
|
|
|
|
| Обладает углубленными знаниями по истории литературоведения и теории литературы.
| Способен применять теоретические знания в практике анализа художественного произведения
| Конспект статьи.
| Современная ситуация в отечественном литературоведении.
|
|
|
|
|
|
|
| Владеет терминологическим аппаратом.
| Способен ставить и решать научные задачи в области филологии.
| Подготовка и представление доклада.
| Методологическая полемика в современном отечественном литературоведении.
|
|
|
|
|
|
|
| Владеет методологическими навыками.
| Способен ставить и решать научные задачи в области филологии.
| Подготовка аналитической работы по материалам курса.
| Многообразие методологических подходов в современном отечественном литературоведении.
|
|
|
|
|
|
|
| Умеет применять на практике теоретические знания по теории литературы.
| Способен применять теоретические знания в практике анализа художественного произведения.
| Устный развернутый ответ.
| Итого
|
| 8
|
|
| 36
|
| 64
|
|
|
|
3.2.1.2. Технологическая карта внеаудиторной учебной работы по дисциплине
Современное отечественное литературоведение
для магистрантов ООП
Педагогическое образование, магистратура, 050100.68 «Литературное образование»
(направление и уровень подготовки, шифр, профиль)
по ________заочной_____________форме обучения
1 семестр
| Название модуля
|
Название раздела, темы
| Внеаудиторная учебная (самостоятельная) работа студентов
| Трудоемкость ВУР в часах
| Содержание работы, формы работы
| Сроки выполнения
(недели)
| Формы контроля
| Входной модуль
|
| Повторение разделов учебных пособий по теме история отечественного литературоведения
|
| Опрос
|
| Базовый модуль
| История отечественного литературоведения.
| Составление конспекта по теме история отечественного литературоведения.
|
| Проверка конспектов
|
| Современная ситуация в отечественном литературоведении.
| Подготовка сообщений по энциклопедическим изданиям по современному отечественному и зарубежному литературоведению.
|
| Устные сообщения
|
| Методологическая полемика в современном отечественном литературоведении.
| Обзор полемики в филологических журналах
|
| Устные сообщения
|
| Многообразие методологических подходов в современном отечественном литературоведении
| Подготовка сообщений по одному из направлений отечественного литературоведения.
|
| Устные сообщения
|
|
| Итоговый модуль
|
| Реферат по теме курса
|
| Проверка рефератов
|
|
| Дополнительный модуль
|
| Конспект монографии и статей по темам курса
|
| Проверка конспектов
|
| 3.2.2.1. КАРТА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Современное отечественное литературоведение
для магистрантов ООП
Педагогическое образование, магистратура, 050100.68 «Литературное образование»
(направление и уровень подготовки, шифр, профиль)
по очной форме обучения
Наименование
| Наличие
место/ (кол-во экз.)
| Потребность
| Примечания
| Обязательная литература
|
|
|
| 1. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
|
|
| Доступ: http://lib.ru/CULTURE/ILIN/poststrukt.txt.
| 3. Академические школы в русском литературоведении / П.А.Николаев, А.И.Баландин, А.Л.Гришунин и др.—М.: Наука, 1975 — 515 с.
| 3
| 3
|
| 4. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. — М.: Аграф, 1997.
|
|
| http://rudnevslovar.narod.ru/
| 5. Хализев В. Е. Теория литературы. — М., 2002.
| 3
|
|
| Дополнительная литература
|
|
|
| Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. (любое издание) 8 экз.
Бахтин, М. М. Собрание сочинений: сборник. Т. 4. Ч. 2: "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (1965). "Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура)" (1940, 1970). Комментарии и приложение/ М. М. Бахтин. - М.: Языки славянских культур, 2010. - 752 с. 1 экз.
Гаспаров М. Л. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. - М., 2001. 1 экз.
Есаулов, И. А. Категория соборности в русской литературе / И. А. Есаулов. – Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1995. – 288 с. Сайт «Есаулов»: http://www.jesaulov.narod.ru/Code/sobornost_text_0.html.
Жолковский A. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты - Тема - Приемы – Текст. М., 1996. Доступ: http://www-bcf.usc.edu/~alik/alik.htm
Жолковский А. К. Где кончается филология? // Звезда. 2007, №1. http://magazines.russ.ru/zvezda/2007/1/zh16.html
Жолковский А.К. "Блуждающие сны" и другие работы. М., 1994 г.. Доступ: http://www-bcf.usc.edu/~alik/alik.htm
Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб.: «Искусство – СПБ», 1998. – С. 14 – 285. Доступ: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_Index.php
Новое литературное обозрение. № 1(47), 2001. http://magazines.russ.ru/
Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма. М., 1996. Доступ: сайт «Электронная библиотека специальной филологической литературы: http://philology.ruslibrary.ru/default.asp?trID=390
Переверзев В. Ф. Творчество Достоевского. SOZREV.ORG.UA. http://sozrev.org.ua/archives/3335.
Семиотика: Антология: сборник/ Сост. Ю.С. Степанов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 702 с. 1 экз.
Структурализм: “за” и “против”. М., 1975. 2 экз.
Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995 — С. 259 - 367. Доступ: http://philologos.narod.ru/ling/topor_piter.htm
Шайтанов И. Бытовая история // Вопросы литературы. 2002. № 2. http://magazines.russ.ru/
|
|
|
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА ДИСЦИПЛИНЫ
Современное отечественное литературоведение
Наименование
дисциплины/курса
| Уровень/ступень образования
(бакалавриат, магистратура)
| Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С)
| Количество зачетных единиц/кредитов
| Стиховедение
| Магистратура
| В
| 2 кредита (ЗЕТ)
| Смежные дисциплины по учебному плану
| Предшествующие: введение в литературоведение, теория литературы, история русской литературы, история зарубежной литературы (курсы бакалавриата)
|
| Последующие: Современное зарубежное литературоведение, Анализ художественного текста в отечественном и зарубежном литературоведении, Практика анализа художественного произведения.
|
|
Входной МОДУЛЬ
(проверка «остаточных» знаний по ранее изученным смежным дисциплинам)
|
| Форма работы*
| Количество баллов 5 %
| min
| max
|
| Тестирование в форме опроса
| 0
| 5
| Итого
| 0
| 5
|
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1
|
| Форма работы*
| Количество баллов 40 %
| min
| max
| Текущая работа
| Доклад
| 8
| 10
| Итого
| 8
| 15
|
Итоговый модуль
| Содержание
| Форма работы*
| Количество баллов 25 %
| min
| max
|
| Итоговая работа по курсу
| 15
| 20
| Итого
| 15
| 20
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
| Базовый модуль/
Тема
| Форма работы*
| Количество баллов
| min
| max
| БМ №1
| Анализ литературоведческой статьи
| 3
| 5
| Итого
| 3
| 5
| Общее количество баллов по дисциплине
(по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного модуля)
| min
| max
| 23
| 35
| *Перечень форм работы текущей аттестации определяется кафедрой или ведущим преподавателем
ФИО преподавателя: к.ф.н., доцент Колпаков А. Ю.
Утверждено на заседании кафедры «___»_______200__г.
Протокол №______
Зав. кафедрой к.п.н, доцент Уминова Н. В.
Фонд оценочных средств (контрольно-измерительные материалы)
К темам лекций прилагаются задания:
Повторение разделов учебных пособий по теме история отечественного литературоведения
Составление конспекта по теме история отечественного литературоведения.
Подготовка сообщений по энциклопедическим изданиям по современному отечественному и зарубежному литературоведению.
Обзор полемики в филологических журналах
Подготовка сообщений по одному из направлений отечественного литературоведения.
Выполнению данных заданий способствует список литературы:
Тема № 1. История отечественного литературоведения.
Академические школы в русском литературоведении / П.А.Николаев, А.И.Баландин, А.Л.Гришунин и др.—М.: Наука, 1975 — 515 с.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1991 (или любое другое издание).
Гаспаров М. Л. ЛОТМАН И МАРКСИЗМ. Доклад на Третьих Лотмановских чтениях (РГГУ, декабрь 1995 г.) // НЛО, 1996. - №19. - стр. 7-13.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб.: «Искусство – СПБ», 1998. – С. 14 – 285. Доступ: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_Index.php
Переверзев В. Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. М., 1982.
Семиотика / Под ред. Ю. С. Степанова. — М., 1983.
Структурализм: “за” и “против”. М., 1975.
Эйхенбаум Б.М. Как сделана “Шинель” // Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969. С.306-326.
Тема № 2. Современная ситуация в отечественном литературоведении.
Западное литературоведение XX века: Энциклопедия / Гл. науч. ред. Е. А. Цурганова. – М., 2004.
Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. Доступ: http://lib.ru/CULTURE/ILIN/poststrukt.txt.
Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. — М.: Аграф, 1997. Доступ: http://rudnevslovar.narod.ru/
Прохорова И. К читателю // НЛО. № 1. 1992.
Тема № 3. Методологическая полемика в современном отечественном литературоведении.
Бочаров С.Г. От имени Достоевского // Бочаров С.Г. Филологические сюжеты. М: Языки славянских культур, 1999. С. 574 – 601.
Дунаев, М. М. Православие и русская литература: учебное пособие для студентов духовных академий и семинарий. В 6-ти частях. Ч. 1 / М. М. Дунаев. – М.: Христианская литература, 1996. – 320 с.
Есаулов, И. А. Категория соборности в русской литературе / И. А. Есаулов. – Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1995. – 288 с.
Жолковский А. К. Где кончается филология? // Звезда. 2007, №1. http://magazines.russ.ru/zvezda/2007/1/zh16.html
Журналы НЛО и «Вопросы литературы» см. на сайте «Журнальный зал»: http://magazines.russ.ru/
Новое литературное обозрение. № 1(47), 2001.
Шайтанов И. Бытовая история // Вопросы литературы. 2002. № 2.
Тема № 4. Многообразие методологических подходов в современном отечественном литературоведении .
Гаспаров М. Л. Фет безглагольный // Гаспаров М. Л. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. - М., 2001.
Жолковский A. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты - Тема - Приемы – Текст. М., 1996. Доступ: http://www-bcf.usc.edu/~alik/alik.htm
Жолковский А.К. "Блуждающие сны" и другие работы. М., 1994 г.. Доступ: http://www-bcf.usc.edu/~alik/alik.htm
Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма. М., 1996. Доступ: сайт «Электронная библиотека специальной филологической литературы: http://philology.ruslibrary.ru/default.asp?trID=390
Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995 — С. 259 - 367. Доступ: http://philologos.narod.ru/ling/topor_piter.htm
|