Организация работы с одаренными детьми (мпноу)





Скачать 446.1 Kb.
НазваниеОрганизация работы с одаренными детьми (мпноу)
страница1/4
Дата публикации21.02.2015
Размер446.1 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Литература > Анализ
  1   2   3   4
Организация работы с одаренными детьми (МПНОУ)

Реальное продвижение ребенка в обучении невозможно без развития у школьника механизма самообразования, самореализации и создания устойчивой мотивации к учению. Существует масса методических приемов и дидактических методов, позволяющих творческому педагогу вовлекать учащихся в учение. И один из них - педагогическая эвристика.

К сожалению, ее идеи, развитые в работах Д. Пойа в середине нашего века, не реализовались в педагогической практике, а ведь идея была очень интересной. Необходимы были учебники (по мнению Пойа), изложение материала в которых было бы построено на идеях педагогической эвристики, кратко охарактеризованные А. Франса: «Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая их слишком многому. Возбудите только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте их мозг. Достаточно заронить в него искру, огонь сам разгорится там, где для него есть пища».

Анализ современного состояния приобщения учащихся к поисково-исследовательской деятельности, как составной части педагогической эвристики, свидетельствует о том, что это явление приобретает в школах массовый характер: возрастает интерес к личности ученого, отмечается, что именно личность, владеющая основами и навыками исследовательского характера способна к самореализации, к созданию новых технологий, к преобразованию социальной действительности. Ученые-педагоги акцентируют внимание на необходимости разработки проблемы подготовки школьников к учебно-исследовательской деятельности.

В нашей гимназии всегда развивалось детское творчество, творческий подход педагогов к обучению школьников. Но современное образование невозможно без овладения методами учебно-исследовательской деятельности, которую ученые относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников.

Анализ содержания ранее представленных исследовательских и проектных работ, выполненных учениками гимназии, позволил сделать следующие выводы:

- в большинстве случаев исследовательская деятельность учащихся больше находится на реферативном уровне, учащиеся не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад, т.е. исследовательские навыки обучающихся находятся на невысоком уровне.

- на низком уровне находится проектно-исследовательская культура руководителей исследований.

Для повышения уровня проектно-исследовательской деятельности в 2009-2010 г.г. было создано образовательное пространство в рамках проекта программы сопровождения исследовательской инициативы школьника «Шаг в будущее».

Данный проект был создан в соответствии со статьей 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона Российской Федерации «Об образовании», на основании плана работы МОУ, гимназии № 29 г.Томска на 2009 – 2010 учебный год, положения «Об опытно – экспериментальной, инновационной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении, гимназии № 29 г.Томска», положения «О деятельности проблемных творческих групп педагогов МОУ, гимназии № 29 г.Томска».

Цель проекта – создание условий для активизации познавательной, научно-исследовательской, проектной деятельности педагогов и обучающихся в учебное и во внеучебное время, для освоения и внедрения новых принципов, методов и средств обучения и воспитания школьников в рамках программы развития гимназии.

Создание подобных условий позволяет превратить гимназию в территорию грамотной, комплексной и неустанной заботы о развитии творческой инициативы обучающихся.

В МОУ, гимназия № 29 г. Томска в течение нескольких лет эффективно используется ресурсный подход в управлении, поэтому представленное образовательное пространство мы наполняем новым содержанием, имея ввиду ресурсную наполненность. Таким образом, источниками сил и средств реализации проекта являются: цель проекта, миссия, кадровый потенциал, родители и обучающиеся, социокультурное взаимодействие, материально-техническое обеспечение.

Миссия проекта «Шаг в будущее» - эффективно содействовать развитию и проявлению у ребенка индивидуальных личных качеств и способностей, реализации возможностей каждого ребенка.

Что касается кадрового потенциала участников проекта, то они являются не только тем, чем должны быть по обязанности и предписанным им функциям; но в качестве ресурса они являются избыточно активными, творческими по отношению к самим себе, всегда превосходят стандартные нормы, ожидания и представления о себе как педагогических работниках и администраторах со стороны учеников, родителей, микросоциума в целом.

Именно в этом смысле инициативный, творческий работник, инноватор по образу жизни оказывается «человеческим капиталом», т.е. может выступать ресурсом по отношению к существующей образовательной реальности, формировать ожидания, представления, требования, цели, нормы и т.д. как внутри гимназии, так и вне ее.

Говоря о кадровом потенциале, следует сказать о психологическом сопровождении проекта «Шаг в будущее», которое осуществляют высококвалифицированные психологи гимназии, организуя исследования по изучению профессионально-личностных качеств педагогов – руководителей работ и особенностей личности ребенка, уровня развития его потенциала в процессе проектной деятельности, и осуществляя развивающие занятия с участниками проекта.

Социокультурное взаимодействие заключается в следующем:

  • проведение локальных социальных исследований, социальных ожиданий жителей микрорайона и использование полученных данных в исследованиях,

  • участие родителей в качестве консультантов, соруководителей и экспертов работ,

  • удовлетворенность родителей проектной деятельностью учащихся,

  • договоренность с различными организациями о возможном участии их представителей в качестве экспертов работ учащихся,

  • участие школьников в различных проектно-ориентированных социальных и научно-исследовательских проектах (создание детско-взрослых научных коллективов);

Для системной, эффективной работы по созданию и наполнению данного пространства была создана проблемная группа, призванная выполнять следующие функции:

-координационно-консультативная, которая заключаются в обеспечении взаимодействия членов педагогического коллектива по реализации творческой инициативы обучающихся, проведении консультаций для участников проекта, их руководителей и родителей, организация работы по созданию Банка данных участников проекта и их работ, изучение новых проектных технологий, привлечение независимых экспертов.

- научно-исследовательская функция, которая реализуется через проведение исследований по проблемам развития творческой инициативы в рамках образовательного учреждения, апробации проектно-исследовательских технологий.

- учебно-методическая функция, заключающаяся в психолого - педагогическом сопровождении проекта, оказании методической помощи.

- экспертно-диагностическая функция, которая предполагает организацию экспертизы проектных работ, разработка диагностического инструментария для изучения уровня развития коммуникативных, лидерских, творческих, вербальных способностей, уровня развития социального интеллекта, разработка и коррекция документов по организации мониторинга в гимназии по развитию творческой инициативы.

Для реализация проекта «Шаг в будущее» были выполнены следующие этапы:

    1. Анализ деятельности педагогов и учащихся в рамках исследовательской и проектной деятельности за предыдущие года;

    2. Составление банка данных исследовательских и проектных работ

    3. Выделение группы мотивированных на научную деятельность школьников и учителей

    4. Анализ запросов выделенной группы учащихся, педагогов

    5. Планирование обучающих семинаров, тренингов, направленных на повышение уровня теоретической и практической подготовки творческих работ и личностного развития

    6. Составление циклограммы образовательных событий, семинаров и тренингов,

    7. Проведение индивидуальных и групповых консультаций в рамках проекта «Шаг в будущее»

    8. Проведение серии предзащит творческих работ

    9. Защита проектных и исследовательских работ на школьной научно – практической конференции «Исследовательский дебют – 2010», экспертирование.

    10. Выделение группы работ для дальнейшего представления на конференциях других уровней.

    11. Анализ деятельности проекта «Шаг в будущее», планирование деятельности в проекте в будущем году.

В настоящее время участниками проекта «Шаг в будущее» являются 85 (4-11 классы) обучающихся гимназии, в числе которых 25 представителей имидж - студии «Принцесса на горошине», которая уже в течение 4-хлет занимается проектной деятельностью и активно представляет свои коллекции на конкурсах и фестивалях различного уровня. Руководителями проектов являются 32 педагога гимназии.

Необходимо отметить, что не все творческое работы участников школьной конференции принимали участие в проекте «Шаг в будущее». Этому есть несколько объяснений, во-первых, некоторые работы готовились в спешке, в последний момент; во-вторых, некоторые руководители творческих работ не были готовы к сопровождению в проекте «Шаг в будущее», было некоторое неприятие ими помощи со стороны; в-третьих, были некоторые сложности при организации посещения семинаров и консультаций, где было непосредственное обсуждение и оказывалась методическая помощь в продвижении проектов, исследований, авторских работ.

Далее в таблице представлена экспертная оценка представленных на научно – практической конференции «Исследовательский дебют - 2010», которая состоялась 16-18 марта 2010 года. Наиболее распространенными, являлись исследования, по предметной тематике иностранных языков (английский, немецкий, французский), естественно – научного (математика, география, физика, биология) и гуманитарного (литература, русский язык) циклов, а также предметов начальной ступени обучения. Проектная и авторская деятельность проводилась в предметной области «Искусство», «Информационные технологии».








Учитель, предмет



Ф.И.О. ученика,

класс

Название доклада


Тип работы



Общие результаты







Актуальность, оригинальность,

новизна


Умение сформулировать цели, задачи, этапы и ресурсы проекта

Социальная, образовательная значимость

Оригинальность, новизна

Коммуникативная культура







1.

Серегина А. В.,

педагог ИЗО

Казанцев Дмитрий, 9

Авторская кукла

Авторская

5

5

5

5

4







2.

Евдокимова Н.М.,

учитель биологии

Егорова Мария, 7

Потомки динозавров

(реферат)

2

2

2

2

1







3.

Серегина А. В.,

педагог ИЗО

Онтикова Анна, 9

Удивительный мир лошадей

5

4

5

4

4







4.

Серегина А. В.,

педагог ИЗО

Зайцева Евгения, Грязнова Мария, Архипенко Мария,

Безрученко Ольга,9

Живопись. Масло

Авторский проект

5

5

5

5

5







5.

Ошурко Т.Н., учитель ИЗО

Чернышёва Юлия, 6

Пластилиновая живопись

5

5

5

5

5







6.

Ошурко Т.Н., учитель ИЗО

Архипенко Маша,9

По сказкам Г.-Х. Андерсена

5

5

5

4

5







7.

Ошурко Т.Н., учитель ИЗО

Безрученко Ольга,9

По улицам

Санкт - Петербурга

5

5

5

4

5







8.

Истомина С.В., учитель

технологии

Цуканова Алиса, 5

Пасхальные фантазии

4

4

4

5

3







9.

Бормотова Н.В., учитель информатики

Лушникова Людмила, 7

Кино про класс

Проект


5

5

5

5

5







10.

Романова И.А., учитель информатики

Фахретдинова Маргарита, 9

История счёта

и системы счисления

5

4

5

5

4







11.

Бунас С.И., учитель

иностранного языка

Бормотова Н.В., учитель информатики

Бунас Иван, 5

Сайт 5 класса В

5

4

5

4

4







12.

Шпанская А.Ю., ПДО, Кручинина К.Ю., учитель технологии

Коллектив Имидж – студии «Принцессы на горошине», 6-10

Коллекция «Музыкальный инцидент»

4

4

5

4

4







13.

Шпанская А.Ю., ПДО, Кручинина К.Ю., учитель технологии

Коллектив Имидж – студии «Принцессы на горошине», 4-5

Коллекция «Музыкальный инцидент»

5

3

4

5

4










Социальная, образовательная значимость,

оригинальность, новизна

Умение сформулировать цели, задачи

Умение «работать» с гипотезой

Владение методами исследования

Коммуникативная культура







14.

Бабошина Н.Д.,

учитель физики

Рюмин Александр, 8


Иллюзия зрения

Исследование

4

5

5

4

5







15.

Деревцова Е.В.,

учитель математики

Зуев Михаил, 6

Удивительный мир пирамиды

5

5

5

5

5







16.

Деревцова Е.В.,

учитель математики

Пеленицына Наталья, 9

Конические сечения

4

4

5

5

4







17.

Пенькова М.А.,

учитель математики

Зайцева Евгения, 9

Геометрия узоров

5

5

5

5

5







18.

Вологжанина Е.И.

учитель математики

Трубин Фёдор, 7

Чем интересна уравновешенная система счисления

4

5

5

5

5







19.

Вологжанина Е.И., учитель математики

Климова А.А.,

учитель математики

Фёдоров Константин, 6

Эратосфен Киренский и простые числа

4

4

3

3

3



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация работы с одаренными детьми (мпноу) iconДоклад «Организация работы с одаренными детьми во внеурочное время»
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать...
Организация работы с одаренными детьми (мпноу) iconПсихолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми
...
Организация работы с одаренными детьми (мпноу) iconПрограмма работы с одарёнными детьми по математике (3 4 класс) Составитель:...
Закон РФ от 24. 07. 1998 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Организация работы с одаренными детьми (мпноу) iconВнеклассное мероприятие по литературе, 6 б 27 Учителя рус языка, истории, музыки Верещагина Е. И
Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми....
Организация работы с одаренными детьми (мпноу) iconПлан работы с одаренными детьми гбоу сош №2091 Методическое объединение...
Разработка плана работы с одаренными детьми на 2013/2014 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный...
Организация работы с одаренными детьми (мпноу) iconАвторская рабочая программа по немецкому языку для работы с одарёнными детьми Разработано
Европе (на немецком языке говорят народы пяти стран: Германии, Австрии, части Швейцарии, Люксембурга) и, наконец, большим вкладом...
Организация работы с одаренными детьми (мпноу) iconПлан работы с одаренными детьми на 2013-2014 учебный год
Организация научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в общеобразовательной школе
Организация работы с одаренными детьми (мпноу) iconОрганизация работы учителя истории и обществознания с одаренными...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,...
Организация работы с одаренными детьми (мпноу) iconСоциальная работа с одаренными детьми
Социальная работа с одаренными детьми: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И. В. Плющ. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011....
Организация работы с одаренными детьми (мпноу) iconАнализ работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию...
Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности
Организация работы с одаренными детьми (мпноу) iconПрограмма межрайонного семинара учителей географии, биологии, химии
«Работа школьного методического объединения учителей географии, биологии, химии в условиях деятельности муниципальной экспериментальной...
Организация работы с одаренными детьми (мпноу) iconДоклад заместителя директора по увр н. В. Белей на тему: «Методические...
«Методические приемы современных педагогических технологий в работе с одаренными детьми»
Организация работы с одаренными детьми (мпноу) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Механизм методического и педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми
Организация работы с одаренными детьми (мпноу) iconО подготовке и проведении районной
В целях развития творческой личности, обладающей навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности и совершенствования...
Организация работы с одаренными детьми (мпноу) iconГородской семинар в школе №1252
«Система работы с одаренными детьми в мо иностранных языков школы №1252 им. Сервантеса»
Организация работы с одаренными детьми (мпноу) iconПлан работы с одаренными и слабоуспевающими детьми
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., протокол №180...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск