Скачать 446.1 Kb.
|
Организация работы с одаренными детьми (МПНОУ) Реальное продвижение ребенка в обучении невозможно без развития у школьника механизма самообразования, самореализации и создания устойчивой мотивации к учению. Существует масса методических приемов и дидактических методов, позволяющих творческому педагогу вовлекать учащихся в учение. И один из них - педагогическая эвристика. К сожалению, ее идеи, развитые в работах Д. Пойа в середине нашего века, не реализовались в педагогической практике, а ведь идея была очень интересной. Необходимы были учебники (по мнению Пойа), изложение материала в которых было бы построено на идеях педагогической эвристики, кратко охарактеризованные А. Франса: «Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая их слишком многому. Возбудите только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте их мозг. Достаточно заронить в него искру, огонь сам разгорится там, где для него есть пища». Анализ современного состояния приобщения учащихся к поисково-исследовательской деятельности, как составной части педагогической эвристики, свидетельствует о том, что это явление приобретает в школах массовый характер: возрастает интерес к личности ученого, отмечается, что именно личность, владеющая основами и навыками исследовательского характера способна к самореализации, к созданию новых технологий, к преобразованию социальной действительности. Ученые-педагоги акцентируют внимание на необходимости разработки проблемы подготовки школьников к учебно-исследовательской деятельности. В нашей гимназии всегда развивалось детское творчество, творческий подход педагогов к обучению школьников. Но современное образование невозможно без овладения методами учебно-исследовательской деятельности, которую ученые относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников. Анализ содержания ранее представленных исследовательских и проектных работ, выполненных учениками гимназии, позволил сделать следующие выводы: - в большинстве случаев исследовательская деятельность учащихся больше находится на реферативном уровне, учащиеся не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад, т.е. исследовательские навыки обучающихся находятся на невысоком уровне. - на низком уровне находится проектно-исследовательская культура руководителей исследований. Для повышения уровня проектно-исследовательской деятельности в 2009-2010 г.г. было создано образовательное пространство в рамках проекта программы сопровождения исследовательской инициативы школьника «Шаг в будущее». Данный проект был создан в соответствии со статьей 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона Российской Федерации «Об образовании», на основании плана работы МОУ, гимназии № 29 г.Томска на 2009 – 2010 учебный год, положения «Об опытно – экспериментальной, инновационной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении, гимназии № 29 г.Томска», положения «О деятельности проблемных творческих групп педагогов МОУ, гимназии № 29 г.Томска». Цель проекта – создание условий для активизации познавательной, научно-исследовательской, проектной деятельности педагогов и обучающихся в учебное и во внеучебное время, для освоения и внедрения новых принципов, методов и средств обучения и воспитания школьников в рамках программы развития гимназии. Создание подобных условий позволяет превратить гимназию в территорию грамотной, комплексной и неустанной заботы о развитии творческой инициативы обучающихся. В МОУ, гимназия № 29 г. Томска в течение нескольких лет эффективно используется ресурсный подход в управлении, поэтому представленное образовательное пространство мы наполняем новым содержанием, имея ввиду ресурсную наполненность. Таким образом, источниками сил и средств реализации проекта являются: цель проекта, миссия, кадровый потенциал, родители и обучающиеся, социокультурное взаимодействие, материально-техническое обеспечение. Миссия проекта «Шаг в будущее» - эффективно содействовать развитию и проявлению у ребенка индивидуальных личных качеств и способностей, реализации возможностей каждого ребенка. Что касается кадрового потенциала участников проекта, то они являются не только тем, чем должны быть по обязанности и предписанным им функциям; но в качестве ресурса они являются избыточно активными, творческими по отношению к самим себе, всегда превосходят стандартные нормы, ожидания и представления о себе как педагогических работниках и администраторах со стороны учеников, родителей, микросоциума в целом. Именно в этом смысле инициативный, творческий работник, инноватор по образу жизни оказывается «человеческим капиталом», т.е. может выступать ресурсом по отношению к существующей образовательной реальности, формировать ожидания, представления, требования, цели, нормы и т.д. как внутри гимназии, так и вне ее. Говоря о кадровом потенциале, следует сказать о психологическом сопровождении проекта «Шаг в будущее», которое осуществляют высококвалифицированные психологи гимназии, организуя исследования по изучению профессионально-личностных качеств педагогов – руководителей работ и особенностей личности ребенка, уровня развития его потенциала в процессе проектной деятельности, и осуществляя развивающие занятия с участниками проекта. Социокультурное взаимодействие заключается в следующем:
Для системной, эффективной работы по созданию и наполнению данного пространства была создана проблемная группа, призванная выполнять следующие функции: -координационно-консультативная, которая заключаются в обеспечении взаимодействия членов педагогического коллектива по реализации творческой инициативы обучающихся, проведении консультаций для участников проекта, их руководителей и родителей, организация работы по созданию Банка данных участников проекта и их работ, изучение новых проектных технологий, привлечение независимых экспертов. - научно-исследовательская функция, которая реализуется через проведение исследований по проблемам развития творческой инициативы в рамках образовательного учреждения, апробации проектно-исследовательских технологий. - учебно-методическая функция, заключающаяся в психолого - педагогическом сопровождении проекта, оказании методической помощи. - экспертно-диагностическая функция, которая предполагает организацию экспертизы проектных работ, разработка диагностического инструментария для изучения уровня развития коммуникативных, лидерских, творческих, вербальных способностей, уровня развития социального интеллекта, разработка и коррекция документов по организации мониторинга в гимназии по развитию творческой инициативы. Для реализация проекта «Шаг в будущее» были выполнены следующие этапы:
В настоящее время участниками проекта «Шаг в будущее» являются 85 (4-11 классы) обучающихся гимназии, в числе которых 25 представителей имидж - студии «Принцесса на горошине», которая уже в течение 4-хлет занимается проектной деятельностью и активно представляет свои коллекции на конкурсах и фестивалях различного уровня. Руководителями проектов являются 32 педагога гимназии. Необходимо отметить, что не все творческое работы участников школьной конференции принимали участие в проекте «Шаг в будущее». Этому есть несколько объяснений, во-первых, некоторые работы готовились в спешке, в последний момент; во-вторых, некоторые руководители творческих работ не были готовы к сопровождению в проекте «Шаг в будущее», было некоторое неприятие ими помощи со стороны; в-третьих, были некоторые сложности при организации посещения семинаров и консультаций, где было непосредственное обсуждение и оказывалась методическая помощь в продвижении проектов, исследований, авторских работ. Далее в таблице представлена экспертная оценка представленных на научно – практической конференции «Исследовательский дебют - 2010», которая состоялась 16-18 марта 2010 года. Наиболее распространенными, являлись исследования, по предметной тематике иностранных языков (английский, немецкий, французский), естественно – научного (математика, география, физика, биология) и гуманитарного (литература, русский язык) циклов, а также предметов начальной ступени обучения. Проектная и авторская деятельность проводилась в предметной области «Искусство», «Информационные технологии».
|
Доклад «Организация работы с одаренными детьми во внеурочное время» Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать... | Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми ... | ||
Программа работы с одарёнными детьми по математике (3 4 класс) Составитель:... Закон РФ от 24. 07. 1998 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» | Внеклассное мероприятие по литературе, 6 б 27 Учителя рус языка, истории, музыки Верещагина Е. И Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми.... | ||
План работы с одаренными детьми гбоу сош №2091 Методическое объединение... Разработка плана работы с одаренными детьми на 2013/2014 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный... | Авторская рабочая программа по немецкому языку для работы с одарёнными детьми Разработано Европе (на немецком языке говорят народы пяти стран: Германии, Австрии, части Швейцарии, Люксембурга) и, наконец, большим вкладом... | ||
План работы с одаренными детьми на 2013-2014 учебный год Организация научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в общеобразовательной школе | Организация работы учителя истории и обществознания с одаренными... Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,... | ||
Социальная работа с одаренными детьми Социальная работа с одаренными детьми: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И. В. Плющ. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011.... | Анализ работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию... Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности | ||
Программа межрайонного семинара учителей географии, биологии, химии «Работа школьного методического объединения учителей географии, биологии, химии в условиях деятельности муниципальной экспериментальной... | Доклад заместителя директора по увр н. В. Белей на тему: «Методические... «Методические приемы современных педагогических технологий в работе с одаренными детьми» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Механизм методического и педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми | О подготовке и проведении районной В целях развития творческой личности, обладающей навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности и совершенствования... | ||
Городской семинар в школе №1252 «Система работы с одаренными детьми в мо иностранных языков школы №1252 им. Сервантеса» | План работы с одаренными и слабоуспевающими детьми Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., протокол №180... |