Скачать 32.64 Kb.
|
Механизм методического и педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми. Выступление учителя русского языка и литературы Батыровой З.А. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. А массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей, потому что современная жизнь требует от школы выпускника, подготовленного к жизни, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Как учителю в современных условиях построить и организовать свою работу с одарёнными детьми? Прежде всего, методы и формы работы с одаренными учащимися должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися класса. Поэтому в своей работе реализую разные формы работы, обеспечивающие возможность самовыражения и самореализации в различных видах творчества, интеллектуальных, познавательных способностей всех учащихся. 1.Индивидуальный подход на уроках. В 5-ом классе проводится мониторинг для выявления индивидуальных способностей ученика, способностей мыслить глубоко, свободно, даётся возможность проявить свою индивидуальность, творчество, уровень обучаемости, работоспособности. Мониторинг помогает учителю в дальнейшем использовать элементы дифференцированного обучения. 2.Создание работ творческого характера. Задания творческого характера развивают творческое мышление, наблюдательность, пробуждает в ребёнке скрытые способности. Развивая творческий потенциал ребёнка, практикую разные приёмы и формы: а) написание мини-сочинений и мини-изложений по данному началу; сочинения по пословицам, цитатам; составление писем и поздравлений друзьям и т. д.; б) составление кроссвордов, шарад, ребусов; и т. д. в) нестандартные уроки: « Урок-путешествие в страну Грамматику» (5кл.), « Урок заочное путешествие по теме «Имя числительное» (6 кл.); составление сценариев по литературным произведениям (А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (7кл.). Выполнение творческих тематических заданий развивает у ребёнка исследовательские умения: работать с дополнительной литературой, справочниками. 3. Проектная деятельность. Метод проектов позволяет учащимся ставить и решать собственные задачи, завершающиеся созданием продукта их труда. Я стараюсь использовать в своей работе современные информационные технологии в сфере проектной деятельности. Так, в 11 классе учащимися были подготовлены презентации по темам «Разве бывает несчастная любовь». Светлый Бунин в «Темных аллеях» и «Чтоб всей вселенной шла любовь». Любовная лирика В. Маяковского», при обобщении и повторении темы «Деепричастие» в 7 классе учащиеся подготовили для итогового повторения проект на тему: «Деепричастия как часть речи», используя графические и текстовые составляющие презентации, презентации «Романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри», «Односоставные предложения» (8 кл.), Международное значение русского языка» (9кл.) 4. Предметная неделя. Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение предметных недель. Участие в ней творчески мыслящих детей помогает им проявить творчество, самостоятельность, инициативность, помогает детям обрести уверенность в себе, выработать коммуникативные качества, участвуя в творческих конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных играх. 5.Олимпиады. В последние годы набирает обороты олимпиадное и конкурсное движение, в котором принимают участие способные к интеллектуальной деятельности учащиеся. Ученики принимали участие в международной олимпиаде «Русский медвежонок» (1-ые места в районе), во Всероссийском филологическом чемпионате( 2-ое место), в «Международной олимпиаде по основам наук» в 2011-2012 уч. году принимали участие 11 человек. Из 100 возможных баллов учащимися было набрано от 68 до 85,в олимпиаде «Стипендиат FUNE» приняли участие учащиеся 9-10 классов (результаты пока не известны). Участие в районных предметных олимпиадах традиционно приносит призовые места. В 2011-2012 уч.году - русский язык 7 кл. – 2-ое место; 10 кл. – 3-е место; литература – 10 кл. – 2-ое место. 6. Организация образовательных туристических поездок. Экскурсии в картинную галерею, музей Чернышевского, музей культуры, музей Боевой Славы расширяют кругозор учащихся, формируют у них яркие образы, дополняют те знания, которые ученики получают на уроках, способствуют усилению наглядности, убедительности, более прочному усвоению школьного материала. 7.Организация помощи ученикам в подборе литературы по теме, знакомство с новинками для подготовки рефератов, докладов, к олимпиадам, литература для расширения кругозора. Работая со способными детьми и детьми, чья одарённость на настоящий момент, может быть, ещё не проявилась, мы, учителя, надеемся, что наши скромные труды дадут возможность детям в дальнейшем стать самостоятельными, подготовленными к жизни, успешными, креативными, способными реализовать свой творческий потенциал во взрослой жизни. |