37. Личность императора Николая 1





Название37. Личность императора Николая 1
страница1/6
Дата публикации23.02.2015
Размер0.61 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6
1.Переворот 11 марта 1801 г.

Причиной переворота явилось недовольство дворянства Павлом. Многим офицерам не нравились его попытки подтянуть дисциплину. Другие имели к нему личные счеты. Третьи считали его тираном, который душит малейшие проблески свободы. Возник заговор, во главе которого стоял генерал Пален, один из ближайших к Павлу сановников. Он сумел убедить наследника престола Александра Павловича. Цесаревич дал согласие на дворцовый переворот, но заставил Палена поклясться, что император останется жив. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Заговорщики ворвались в спальню Павла и потребовали, чтобы он подписал акт об отречении. Павел отказался. Началась перепалка, и Павел был убит. Преображенский, Семеновский и Измайловский полки присягнули новому императору в ту же ночь. Это был последний дворцовый переворот.

21. Венский конгресс.

В сентябре 1814 г. По инициативе России, Англии, Австрии и Пруссии в Вене собрался международный конгресс, для того чтобы определить будущее посленаполеоновской Европы. На нем присутствовали 216 представителей всех европейских держав (кроме Турции). Венский конгресс заседал до июня 1815 г. На нем возникли территориальные споры между Австрией и Пруссией из-за Саксонии, между Россией, Австрией и Пруссией из-за территории герцогства Варшавского.

В январе 1815 г. Англия, Австрия и Франция подписали договор против России и Пруссии. Но в марте 1815 г. Наполеон внезапно высадился на юге Франции и захватил Париж. Перед лицом опасности коалиция вновь сплотилась, и разбила Наполеона в битве при Ватерлоо. 6 июня 1815 г. последовал разгром Наполеона в битве при Ватерлоо. Союзные войска снова вступили в Париж. Наполеон был низложен и сослан на о. Св. Елены в Атлантическом океане.

На заключительном этапе Венского конгресса (28 мая 1815 г.) часть Саксонии передавалась Пруссии, Россия получила большую часть герцогства варшавского, Австрия приобрела другую часть Польши.

Когда конгресс в Вене закончился, русский, прусский и австрийский монархи подписали договор о Священном союзе, для соблюдения сложившегося порядка в Европе.

37.Личность императора Николая 1. В 1796 г. Родился третий внук Екатерины 2 , которого назвали Николаем. Детство он провел в бесконечных военных играх с младшим братом. Николая I был достаточно образованный для своего времени, волевой, прагматически мыслящий самодержец. Он профессионально знал военно-инженерное дело с приемами тактики, любил архитектуру и сам участвовал в проектах многих общественных зданий, хорошо разбирался в литературе и искусстве, был неплохим дипломатом. Был искренне верующим человеком, но чуждым мистицизма и сентиментализма, ясный и холодный ум Николая действовал прямо и открыто. Поражал иностранцев роскошью двора и блестящими приемами, но был крайне непритязателен в личном быту, вплоть до того, что спал на походной солдатской койке, укрывшись шинелью. Удивлял огромной работоспособностью. С семи часов утра весь день он трудился в своем скромном кабинете Зимнего дворца, вникая во все мелочи жизни огромной империи, требуя подробных сведений обо всем случившемся. Любил внезапно инспектировать казенные учреждения в столице и в провинции, неожиданно являлся в присутственные места, в учебное заведение, суд, таможню, сиротский дом.Николай I стремился придать всей системе управления «стройность и целесообразность», добиться на всех уровнях максимальной исполнительности. В этом смысле идеалом для него являлась военная служба. Отсюда и стремление Николая к милитаризации управления. Почти все министры и почти все губернаторы при Николае I были назначены из военных. Годы царствования Николая I (1825 — 1855) оцениваются историками как «апогей самодержавия».

34.События междуцарствия в Петербурге. 19 нояб.1825 г. неожиданно император умирает Александр 1. Наследником считается его брат Константин, который в 1822 г. отказался от прав на престол, но обнародовано это не было. Поэтому первоначально страна присягнула Константину. Когда династическая ситуация прояснилась, была назначена переприсяга новому императору Николаю 1, младшему брату Александра. Этим и решили воспользоваться члены тайных обществ для совершения гос.переворота. 13 дек.1825 г. на квартире Рылеева в Петербурге состоялось последнее заседание членов Сев.общества. Они решили вывести войска на Сенатскую площадь в Петербурге и принудить Сенат , Синод и Госсовет не присягать Николаю 1, а принять «Манифест к русскому народу», в котором декларировалось: уничтожение бывшего правления, учреждение временного, до установления постоянного; уничтожение права собственности на людей, равенство всех сословий перед законом, уничтожение рекрутских и военных поселений. 14 дек. 1825 г. были введены Московский полк, 6 рот Лейб-гренадерского полка, морской Гвардейский экипаж, которые построились в боевом порядке-каре (всего около 3000 солдат и 30 офицеров). План восстания, разработанный накануне, оказался невыполненным. Причины: члены высших гос.органов ранее присягнули Николаю 1 и принять «Манифест» были уже не вправе.; войска оказались без руководства, т.к. не явился рук-ль Трубецкой. Ник.1 предпринял попытку с помощью духовенства (митрополит Серафим) и популярного в войсках военачальника (ген.Милорадович)мирным путем ликвидировать выступление, но неудачно. Генерал-губернатор был убит. В итоге Ник.1 отдал приказ войскам расстрелять восставших из пушек. Восстание декабристов было подавлено.

2.Личность императора Ал.1

Александр Павлович родился 12 декабря 1777 г. в императорской семье. Его отцом был наследник престола – великий князь Павел Петрович (1754-1801), а матерью – великая княгиня Мария Федоровна, принцесса Софья-Доротея Вюртембергская (1759-1828).

Александр – старший и любимый внук императрицы Екатерины Великой (1729-1796). Она фактически забрала его у родителей сразу же после появления на свет и сама занималась его воспитанием и образованием. Сашенька, как называла его бабушка, был очаровательным и очень способным мальчиком, и из него надеялись сделать идеального просвещенного государя.

Заботиться о здоровье и прививании наследнику хороших манер и привычек должен был граф Салтыков, за спиной которого стояла сама императрица, умело внушавшая маленькому внуку принципы благородства и рыцарского поведения. С семи лет Александр оказался в руках другого воспитателя – швейцарца Ф.-Ц. Лагарпа, составившего проект формирования личности будущего императора, одобренный Екатериной.

Религиозное воспитание Александра Павловича и его брата Константина поручили выпускнику Киево-Могилянской академии протоиерею А. А. Самборскому, слывшему человеком оригинальных взглядов, вольнодумцем и англофилом.

Русскому языку и русской истории Александра учил М. Н. Муравьев – один из крупнейших писателей своего времени. Математику, физику и географию наследнику преподавали профессора Петербургской академии наук. Великий князь увлекался науками, даже мечтал о карьере ученого и сожалел, что вынужден как наследник императорского престола от нее отказаться.

Надо сказать, что несмотря на большую любовь к внуку, Екатерина излишне не баловала его, считая, что мальчик должен расти крепким, закаленным, развитым не только умственно, но и физически.

При всем различии в происхождении, взглядах, образовании учителя и воспитатели Александра были людьми честными и порядочными, искренне уважали и ценили друг друга. По всему, цесаревич должен был стать просвещенным и благородным молодым человеком, сильным, смелым, мыслящим широко и свободно – совершенным властителем европейского государства новой эпохи. Но реализации этого «воспитательного проекта» помешали обстоятельства семейной жизни императорского дома.

Отношения Екатерины Великой с сыном Павлом Петровичем складывались непросто. Камнем преткновения являлась власть. Павел считал, что мать узурпировала трон, подозревал ее в убийстве отца – императора Петра III. Он сам хотел править, но понимал, что мать, пока жива, никогда не уступит ему престол. Кроме того, по мере взросления Александра Павловича при дворе все больше распространялся слух о том, что Екатерина именно его объявит своим официальным преемником, а сына лишит права на престолонаследие.

В такой атмосфере юноше трудно было сохранить наивность и чистоту души. Еще ребенком он привык разрываться между бабушкой и родителями. Со временем он выработал две стратегии поведения: одну – для бабушкиного царскосельского двора, другую – для родительского гатчинского. В характере Александра наряду с добротой, деликатностью, мягкостью стали заметными проявления хитрости, изворотливости, двоедушия, скрытности.

Вольно или невольно Александр был втянут в заговоры против отца, последний из которых закончился свержением и убийством Павла в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Этот дворцовый переворот, завершивший собой XVIII век русской истории, обеспечил наследнику трон, но не сделал его счастливым. Империя вздохнула свободно, но Александру не стало легче.

46.П.Я.Чаадаев.

После разгрома восстания декабристов общественная жизнь в России проходила в трудной обстановке политической реакции. Поражение декабристов вызвало у некоторой части общества пессимизм и отчаяние. Отражением этих настроений явились знаменитые «Философические письма» П. Я. Чаадаева (1794 — 1856), в которых он высказал самые мрачные взгляды на прошедшее, настоящее и будущее России. П. Я. Чаадаев был замечательной личностью. Друг А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова, он в 1819 г. вступил в декабристское общество Союз благоденствия, хотя участия в делах его и не принимал. Это был высокообразованный и одаренный человек. В феврале 1821 г. Он демонстративно вышел в отставку, хотя его ожидала блестящая военная карьера, и в 1823 — 1826 гг. находился в заграничном путешествии по Англии, Франции, Италии, Швейцарии и Германии. По возвращении в Россию во время обыска на границе у него обнаружили «разные непозволительные книги и подозрительные бумаги». Чаадаев был взят под арест и подвергся допросу: его подозревали в связях с декабристами, что он решительно отрицал. За недостатком «улик» был освобожден. Свои настроения Чаадаев выразил в цикле «Философических писем», написанных в 1829 — 1831 гг. на французском языке. Первое «Письмо», которое излагало основные положения, развитые потом в последующих письмах цикла, опубликовал в 1836 г. московский журнал «Телескоп». Чаадаев выступил с суровой критикой социальных и нравственных основ существующего в России общественно-политического строя. «Телескоп» был закрыт, его редактор Н. И. Надеждин сослан в Усть-Сысольск, пропустивший статью цензор (ректор Московского университета А. В. Болдырев) отстранен от должности. Чаадаева официально объявили «сумасшедшим» за ним установили «медико-политический надзор». Впоследствии в рукописи «Апология сумасшедшего» (1837) Чаадаев признал односторонность и несправедливость своих суждений об отсутствии будущего у России.

47. Славянофилы и западники.

Славянофилы: Хомяков, Киреевские, Аксаковы, Самарин, Кошелев и др. Современники называли их славянофилами, они предлагали называть себя русолюбами, самобытниками. Считали, что Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Но Петр 1 нарушил естественный ход развития России. Они предлагали: 1) возродить земский собор 2) ввести свободу слова, мнения 3) отмену крепостного права 4) изучать культуру русского народа (сказки, песни)

Западники: Герцен, Огарев, Белинский, Грановский, Бакунин, Соловьев, Анненков, Боткин, Тургенев. Считали, что Россия развивается по единому с З. Европой историческому пути. Многие процессы и явления в истории России и Европы сходны. Петр 1 сблизил Россию с Европой. Они являлись сторонниками европейского развития и выступали за: 1) за Конституц.монархию 2) за свободу слова 3) за отмену крепостного права 4) за самоценность человеч.личности

28. Причины формирования взглядов декабристов.1) Влияние З. Европы: источниками их «вольномыслия» явились идеи французских просветителей XVIII в. и русских «вольнодумцев» конца XVIII — начала XIX в., Французская революция, влияние воспитателей. 2) Большое влияние на формирование освободительных идей декабристов оказала Отечественная война 1812 г. Не случайно они называли себя «детьми 1812 года», рассматривая его как отправную точку своего политического воспитания. Свыше ста будущих декабристов были участниками этой войны. Заграничный поход русской армии в 1813 — 1814 гг., в котором участвовали многие декабристы, познакомил их с социально-политическими изменениями в Европе после Французской революции конца XVIII в., обогатил их новыми впечатлениями, идеями и жизненным опытом.(патриотизм, сочувствие народу, к солдату) 3)Российская действительность: на формирование декабристских идей и взглядов оказали влияние как преобразовательная деятельность и реформаторские планы начала царствования Александра I, так и позднее разочарование в «реформаторе на троне», последовавшее в результате фактического от них отказа, крепостное право, военные поселения. 4)общение с друзьями. Значительное влияние на организационно-тактические принципы декабристов оказали масонство, а также опыт тайных обществ в европейских странах.

9. внешняя политика в 1801-1812 гг.:европейское направление.

Участие Рос. в антифранцузских коалициях:

1805 г. - третья коалиция (в союзе с Англ., Австр., Швец., Неаполем). Основные действия проходили в Баварии и Австрии. 20 нояб.1805 г. - поражение русско-австр. войск под Аустерлицем в Моравии.

Выход Австрии из войны и конец 3-й коалиции.

1806-1807 гг. - четвертая коалиция (в союзе с Англ., Швец., Пруссией и Саксонией). Основные военные действия происходили на тер-и Пруссии.1807 г. поражение русской армии при Фридланде в Вост.Пруссии. 25 июня 1807 г. - Тильзитский мир (между Рос. и Франц.): условия:1)оформление русско-франц.союза и раздел сфер влияния (Фр.- З. и Ц. Европа, Рос. - С. и Ю. Европа), 2)Рос. соглашалась на создание герцогства Варшавского из отторгнутых бывших польских земель, 3)Рос. присоединялась к континент.блокаде Англ., 4)ограничение присутствия Рос. в Средизем.море и передача Фр. Ионич.островов и бухты Котор, занятых русским флотом.

сент.1809 г. - Эрфуртская союзная конференция (между Рос. и Фр. заключена во время свидания Алек.1 и Наполеона): подтвердила условия Тильзитского мира, Фр. признала права Рос. на Финлянд.,Молдавию и Валахию.

Русско-шведская война 1808-1809 гг.

Причины:1)отказ Швеции присоединиться к континент. блокаде и ее союзнич. отношения с Англ., 2)стремление Рос. захватить Финл. и тем самым устранить многовековую угрозу северным рубежам страны, 3)подталкивание Францией России к агрессии против Швец.

Ход:февр.1808 г.-вторжение русских в Финл. (ген.Буксгевден) и захват большей части финнской тер-и,март 1809 г.- захват Аландских о-в и вторжение на тер-ю Швеции (Багратион, де Толли, Кульнев), март-авг. 1809 г. - движение русских (Шувалов, Каменский) по сев. побережью Ботнического залива к Стокгольму. Капитуляция швед.армии.

Итоги: 5 сент.1809 г. -Фридрихсгамский мирный договор между Рос. и Швец. :Швеция обязывалась присоединиться к континент. блокаде и разорвать союз с Анг.; Финл. входила в состав Рос. на правах Великого княж-ва с широкой внутр.автономией.

39. Официальная идеология николаевского царствования.

Идейным выражением охранительного направления была так называемая теория «официальной народности». Принципы ее были кратко сформулированы в 1832 г. С. С. Уваровым (с 1833 г. — министр народного просвещения — «православие, самодержавие, народность». Однако основные положения ее были изложены еще раньше, в 1811 г., Н. М. Карамзиным в его «Записке о древней и новой России». Этими идеями проникнуты коронационный манифест Николая I от 22 августа 1826 г. и последующие официальные акты, обосновывавшие необходимость для России самодержавной формы правления и незыблемость крепостнических порядков. Уваров добавил лишь понятие «народность». «Народность» трактовалась как приверженность народных масс к «исконно русским началам» — самодержавию и православию. Вместе с тем «официальная народность» рассматривалась самим ее автором С. С. Уваровым как «последний якорь спасения», «умственная плотина» против проникновения с Запада и распространения в России «разрушительных» идей. Социальная задача «официальной народности» заключалась в том, чтобы доказать «исконность» и «законность» крепостничества и монархического правления. Крепостное право объявлялось «нормальным» и «естественным» социальным состоянием, одним из важнейших устоев России, «древом, осеняющим церковь и престол». Самодержавие и крепостничество назывались «священными и неприкосновенными». Патриархальная, «спокойная», без социальных потрясений Россия противопоставлялась «мятежному» Западу. В этом духе предписывалось писать литературные и исторические произведения, этими принципами должно было быть пронизано и все воспитание. Главным «вдохновителем» и «дирижером» теории «официальной народности», несомненно, был сам Николай I, а министр народного просвещения, реакционные профессора и журналисты выступали в роли усердных ее проводников. Основными «толкователями» теории «официальной народности» являлись профессора Московского университета — филолог С. П. Шевырев и историк М. П. Погодин, журналисты Н. И. Греч и Ф. В. Булгарин.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

37. Личность императора Николая 1 iconРеферат Нравственные ценности семьи Российского императора Николая
Емакова Наталия Владимировна, Российская Федерация, Костромская область, город Кострома
37. Личность императора Николая 1 iconПлан-конспект урока истории в 11классе на тему
Царствование последнего российского императора Николая II. Кризис власти. Россия в годы трех российских революций
37. Личность императора Николая 1 iconКонспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России»
Царствование последнего российского императора Николая II. Кризис власти. Россия в годы трех российских революций
37. Личность императора Николая 1 iconПолное собрание законовъ Россiйской Имперiи, повеленiем Государя...
«Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий
37. Личность императора Николая 1 iconСавинова О. В. Аннотации инновационного опыта региональных тьютеров...
Царствование последнего российского императора Николая II. Кризис власти. Россия в годы трех российских революций
37. Личность императора Николая 1 iconПутешествие в прошлое России. Учебный модуль (окружающий мир, 4 класс, умк «Гармония»)
Царствование последнего российского императора Николая II. Кризис власти. Россия в годы трех российских революций
37. Личность императора Николая 1 iconВеликие реформы 60-70-х годов. Александр II
Александр II – император всероссийский, старший сын императора Николая Павловича и императрицы Александры Федоровны, родился в Москве...
37. Личность императора Николая 1 iconА. А. Вырубова (Танеева). Страницы моей жизни
Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви единогласно принято решение о прославлении в лике Святых Православного...
37. Личность императора Николая 1 iconКонспект по теме «Россия в начале 20 века» Конспект по теме «Русско-японская война»
Царствование последнего российского императора Николая II. Кризис власти. Россия в годы трех российских революций
37. Личность императора Николая 1 iconОбразовательная программа государственного бюджетного общеобразовательного...
Здание построено архитектором Сильвио Данини в 1904 году по распоряжению императора Николая II как «школа нянь». Это был центр подготовки...
37. Личность императора Николая 1 iconКонспект урока истории в 10 классе разработал Сысоев Дмитрий Владимирович...
Цель: довести до учеников характеристики личности выдающегося политического деятеля, первого императора России – Петра I
37. Личность императора Николая 1 iconВыбрать 1 ответ из 4 – Х. Внутренняя политика Николая 1
Реформа системы государственного управления привела к росту чиновничества, которое увеличилось к концу царствования Николая I до
37. Личность императора Николая 1 iconНиколая Рубцова «Звезда полей»
Мир поэзии Николая Рубцова просторен и светел, холодноват и чуть прозрачен – таким обычно бывают дни бабьего лета
37. Личность императора Николая 1 icon«Опричнина» #
Основные направления внутренней и внешней политики России в период правления Ивана IV, Петра I, Екатерины II, Александра I, Александра...
37. Личность императора Николая 1 iconКонспект урока по истории в 8 классе мбоу «Кушелгинская оош» Тема:...
Термины: самодержавие, крепостное право, сословный строй, консерваторы, либералы
37. Личность императора Николая 1 iconРоссияне на первых олимпийских играх
В первых трёх Олимпиадах российские спортсмены участия не принимали. В 1908 году на игры IV олимпиады в Лондоне приехала команда...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск