Скачать 85.18 Kb.
|
Путешествие в прошлое России. Учебный модуль (окружающий мир, 4 класс, УМК «Гармония») Понятовская Ю.Н., МБОУ гимназия №1, г. Данкова Цель: создание условий для формирования исторического мышления младших школьников в ходе обобщения знаний по курсу истории России (с момента образования Древней Руси до Российской империи). Планируемые результаты: Личностные результаты - осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям; - зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, уважения к прошлому своих предков. Метапредметные результаты - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; - понимать информацию, представленную в вербальной форме; - применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; - аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. Предметные результаты - использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач; - анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать изученные события из истории России; - рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства; - различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России; - рассуждать о пошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени». Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация. Управление ресурсом Переход с одного слайда на другой по управляющей кнопке «Стрелка». Слайд 1 – титульный. Слайд 2 – лента времени, переход в раздел настроен на название исторической эпохи (Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя). Методический комментарий Слайды 3 – 9. Древнерусское государство Слайд 3. Кроссворд. Появление вопросов и ответов по кнопке «Пуск». 1. Часть города, где жили ремесленники, торговые люди, рыбаки. (Посад) 2. Племя славян, главным городом которых был Новгород. (Словене) 3. Князь, который вошёл в историю как креститель Руси. (Владимир) 4. Этого князя прозвали Вещим. (Олег) 5. Рубаха, защищающая грудь воина. (Кольчуга) 6. Народное собрание в Древней Руси. (Вече) 7. Этот князь в XIII в. победил шведов. (Невский) Слайд 4. Детям предлагается расположить портреты князей в порядке их правления, проверка по кнопке «Пуск».
Слайд 5. Предполагается несколько вариантов работы.
Первое упоминание в летописях о Москве Первое письменное упоминание о Москве относится к 1147 г. В Ипатьевской летописи за этот год рассказано о встрече 4 апреля в Москве двух князей: Юрия Долгорукого и Святослава Ольговича. Крещение Руси Чтобы крепче сплотить Русь, в 988 году князь Владимир принял на Руси христианскую веру. Первыми были крещены киевляне. В память о том времени главная улица Киева называется Крещатиком. Призвание варягов на Русь Первыми объединились в 862 году новгородские словене, кривичи и финские племена. Они пригласили в Великий Новгород достойного варяга Рюрика с его дружиной. «Ледовое побоище» Весной 1242 года Александр Невский принудил немецких рыцарей-крестоносцев к решающему сражению на льду Чудского озера. Русские воины разгромили конных рыцарей.
Слайды 10 – 17. Московское государство (персоналии) Слайды 10,12,14,16 содержат вопросы об исторических личностях. Предполагается несколько видов работы с этими слайдами:
Слайд 10 Назовите имя внука Ивана Калиты, под командованием которого объединённое войско выступило 8 сентября 1380 года навстречу Мамаю. Он был ранен в бою, но остался жив. (Дмитрий Донской) Слайд 11 Войско Мамая было почти в два раза больше войска князя Дмитрия. Но русские приняли бой. По обычаям того времени перед началом боя сошлись в схватке татарский богатырь Челубей и русский монах-воин Пересвет. Пронзив друг друга копьями, они оба пали замертво, и началась битва. Слайд 12 В 1547 году его торжественно венчали в Успенском соборе Кремля и стали звать царём всея Руси. Всю жизнь этот царь вёл войны за присоединение к Московскому государству новых земель. (Иван IV) Слайд 13 Тяжёлым для русского народа было время правления царя Ивана IV. Велись беспощадные войны, хозяйство приходило в упадок. Большой бедой для народа была жестокость царя. Многих людей погубил он по подозрению и доносам. За всё это прозвали царя Ивана Грозным. Слайд 14 В 1612 году этот человек собрал в Ярославле отряды народного ополчения из разных городов. А возглавил поход на Москву для борьбы с польскими захватчиками нижегородский князь. Назовите их имена. (К. Минин и Д. Пожарский) Слайд 15 У собора Василия Блаженного в Москве стоит памятник народным героям – Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Недавно на Красной площади восстановлена и церковь, построенная в память об этих событиях князем Пожарским. Слайд 16 Этот юноша был избран царём в 1613 году, когда ему было 16 лет. С той поры на Руси началось правление царей этой династии. (Михаил Романов) Слайд 17 В царствование Михаила Фёдоровича были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир 1617, по которому России были возвращены Новгородские земли) и Польшей (1634), возобновлены отношения с иностранными державами. Слайды 18 - 24. Российская империя Слайд 18. Нужно расположить события в хронологическом порядке. Появление ленты времени по кнопке «Пуск», при повторном щелчке, иллюстрации меняют своё положение.
Слайд 19. Следует установить причину и следствие, пояснить свой выбор (в случае затруднения или уточнения сведений можно перейти по ссылке настроенной на каждую из причин и прочитать краткую справку). По кнопке «Пуск» выстраивается соответствие.
Слайд 20 Первая мировая война 1914 г. разрушала хозяйство России. Люди понимали необходимость прекращения войны и перемен в устройстве государства. Это привело к Февральской революции. Император Николай II был вынужден отречься от престола в феврале 1917 г. Слайд 21 Крепостное право сильно сдерживало развитие хозяйства России. По требованию просвещённых людей России император Александр II, 19 февраля 1861 года отменил крепостное право. Слайд 22 В короткое время с помощью приглашённых Петром I из Голландии и Англии мастеров удалось построить и оснастить российский флот. Через 5 лет после Полтавской битвы молодой флот России разгромил шведскую эскадру. С этой победы началась слава российского флота. Слайд 23 В конце XVIII в. империей правила Екатерина II. Она была умной и образованной правительницей. В её правление ещё больше возросло могущество России. В её правление было покорено Крымское ханство. После тяжёлых войн с Турцией Россия получила выход к Чёрному морю. Слайд 24. Кроссворд, появление вопросов и ответов по кнопке «Пуск». 1. Кто возглавил крестьянскую войну в правление Екатерины II? (Пугачёв) 2. Какое море стало доступно России при Петре I? (Балтийское) 3. Какой город был столицей до Санкт–Петербурга? (Москва) 4. Какая страна вела войну с Россией за господство в Чёрном море? (Турция) 5. Какая земля в Северной Америке была обследована русскими путешественниками? (Аляска) 6. Что было любимым детищем Петра I? (Флот) 7. Какая страна уступила России военное превосходство на Балтийском море? (Швеция) По вертикали выстраивается слово «Университет». Учитель задаёт вопрос: «Кем был основан первый университет?» (М.В. Ломоносовым) Литература 1. Учебник: Поглазова О.Т., В.Д. Шилин «Окружающий мир». Учебник для 4 кл. В 2 ч. Ч. 2 – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 159 с. 2. Рабочая тетрадь: Поглазова О.Т. «Окружающий мир». Рабочая тетрадь к учебнику для 4 кл. в 2 ч. Ч. 2 – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет: окружающий мир Класс: 2 умк: «Окружающий мир». Плешаков А. А. Школа России | Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс «Окружающий мир» А. А. Плешакова, входящей в умк «Школа России» Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч.... | ||
Конспект урока Окружающий мир 2 класс «Животные леса» Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр в учебнике): «Школа России». Окружающий мир, 3 класс. Плешаков А. А., стр.... | Календарно-тематическое планирование на 2013 2014 уч г. Предмет:... Учебный комплекс для учащихся: учебник «Окружающий мир» 3 кл., авт. А. А. Плешаков | ||
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» 2 класс Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,... | Урок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк... «Жизнь древних славян», учебники, тетради с контурными картами, цветные карандаши; карточки для работы по группам | ||
Рабочая программа курса «Окружающий мир» России, планируемых результатов начального общего образования,Примерных программ начального общего образования и авторской программы... | Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе Программа разработана на основе фгос ноо Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе второго поколения и на основе умк «Гармония» программы... | ||
Образовательная программа по окружающему миру 1 класс умк «гармония» Поглазовой О. Т. по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов. (О. Т. Поглазова. – Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век, 2008).... | Образовательная программа по окружающему миру 1 класс умк «гармония» Поглазовой О. Т. по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов. (О. Т. Поглазова. – Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век, 2008).... | ||
Класс: 2 класс Название материала Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования... | Плешаков А. А окружающий мир. Проверим себя: тетрадь для учащихся 1класса России, примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы А. А. Плешаков «Окружающий мир. Рабочие программы.... | ||
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» Ос ноо, примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе программы «Окружающий мир» умк «Гармония» | ||
Г. Красноярск 10 класс, базовый уровень Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр в учебнике): «Школа России». Окружающий мир, 3 класс. Плешаков А. А., стр.... | Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,... |