Скачать 437.21 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ГИМНАЗИЯ №10» г. ПЕРМИ УТВЕРЖДАЮ директор МАОУ «Гимназия №10» г.Перми _______________________И.В.Груздева ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 класс УМК «ГАРМОНИЯ» (НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) Составитель: Карабатова Л.В., учитель начальных классов Пермь 2012 Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» в 1 классе составлена на основе Примерной программы начального общего образования образовательной области и авторской программы общеобразовательных учреждений Поглазовой О.Т. по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов. (О.Т. Поглазова. – Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век, 2008). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей. Содержание программы курса «Окружающий мир» 1 класса рассчитано на 66 часов. Количество часов в неделю – 2. В курсе «Окружающий мир» интегрированы знания о природе, человеке и обществе, об истории России, что представляет младшим школьникам широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Основными целями образовательного процесса являются: • создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении; • последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; • создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов; • формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры; • выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром; • создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников. При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи: – развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире; – ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества; – усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира; – освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности; – формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах; – воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе. В процессе изучения данного предмета школьники получают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. При этом ученики приобретают разнообразные навыки и умения наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользоваться приборами, ориентироваться на местности, приобщаться к творческому труду. Приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём. В качестве комплекса средств, реализующих задачи курса, выступают: содержание обучения, методы и методические приемы, средства обучения и формы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Линиями интеграции содержания служат следующие концептуальные идеи: «многообразие и красота объектов окружающего мира» (1–2 классы). В содержании курса «Окружающий мир» интегрируются естественнонаучные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе. Каждая из этих областей объединяет знания нескольких наук, что предоставляет широкие возможности межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. В блок знаний о природе на доступном данному возрасту уровне интегрированы физические, химические, биологические, географические, астрономические и экологические знания об окружающем мире, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного цикла в основной школе. С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение-аналогия, моделирование и др.) и специфические методы познания (наблюдение, экспериментирование и др.). Осваивают и разные виды учебной деятельности: дидактическую игру, работу с учебным и научно-популярным текстом, с рисунками и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с лабораторным оборудованием, с различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений, по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований, по моделированию объектов и процессов. Большое внимание уделяется выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися. Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы). Таким образом, изучение окружающего мира осуществляется по трём стержневым направлениям: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется – наблюдай и познавай его; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе, но она ранима – знай об этом и береги её красоту и гармонию. Содержание программы Школа и ученик (7 ч) Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, школьными принадлежностями, со школой и пришкольным участком, Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома (порядок, освещение, свежий воздух и др.). Внешний вид и соблюдение личной гигиены. Режим дня младшего школьника. Разнообразие уроков и их расписание. Особенности урока «Окружающий мир». Условные знаки как источник информации (способ обозначения предметов и явлений окружающего мира, указания способа действия, способ предупреждения и др.). Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки, знаки «Места для пожилых» и др). Правила культурного поведения в общественных местах и дома, экологически грамотное поведение в природе. Дидактическая игра: «Я - примерный пешеход и пассажир», «Я - культурный человек», «Время знаю - всюду успеваю». Экскурсия по школе и на пришкольный участок. Окружающий мир и его изучение (6 ч) Как человек познаёт окружающий мир, источники информации о нём. Наблюдения - важнейший способ познания и источник знаний об окружающем мире. Органы чувств как помощники наблюдателя. Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивать предметы и объединять в группы (классифицировать). Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира (любознательность, воображение, фантазия, настойчивость, умение размышлять и делать выводы). Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; живая, неживая природа. Наблюдения объектов и явлений природы. Практическая работа по сбору информации о предметах с помощью органов чувств. Разнообразие и красота растений (20ч) Многообразие растений и сред их обитания. Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), их изображение на рисунке, схеме, модели. Растения - живые существа. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, воздух, свет). Дикорастущие деревья, кустарники, травянистые растения; их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья. Разнообразие кустарников и травянистых растений. Как человек использует древесину, как беречь эти изделия. Экономное расходование бумаги, повторное использование бумажных отходов. Ягодные кустарники и кустарнички; ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Лекарственные растения, их целебные свойства и использование. Растения родного края (пришкольного участка, парка, леса) и удивительные растения мира. Значение растений в природе и жизни человека, бережное отношение к ним. Необходимость сохранения видового многообразия дикорастущих растений. Красная книга России. Растения родного края и мира, занесенные в Международную Красную книгу. Культурные растения, чем они отличаются от дикорастущих. Где и как выращивают культурные растения, что из них изготавливают. Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу. Декоративные и комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними. Практические и творческие работы: дидактическая игра «Узнай растение»; уход за комнатными растениями; зарисовка растений, моделирование их строения. Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в сквер, в теплицу). Разнообразие грибов (3 ч) Многообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития. Строение шляпочного гриба (грибница, плодовое тело, шляпка, ножка), пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов (дрожжевые, плесневые и др.). Значение грибов для природы, их использование человеком. Практические и творческие работы: рассматривание муляжей грибов; лепка, рисование или моделирование грибов. Разнообразие и красота животных. (30 ч) Многообразие животных: внешний вид, среда обитания, способы питания и защиты. Условия жизни животных (вода, воздух, тепло, пища). Их взаимосвязь с растениями (пища, кров, защита). Признаки, по которым животных объединяют в группы (строение тела, кожный покров, размножение). Разнообразие млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, пресмыкающихся, земноводных. Существенные признаки этих групп животных. Краткая характеристика видового разнообразия (особенности строения тела, размеры, окраска, образ жизни, среда обитания). Наиболее распространенные животные разных групп, обитающие в родном крае, бережное отношение к ним. Правила безопасного поведения при встрече с разными животными. Значение животных в жизни человека. Домашние и дикие животные. Наиболее распространенные домашние животные, выращиваемые в родном крае. Причины исчезновения некоторых видов животных. Забота человека о сохранении многообразия животных. Заповедники, заказники, зоопарки. Красная книга животных. Животные родного края и мира, занесенные в Международную Красную книгу. Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за повадками и образом жизни диких и домашних животных; уход за животными живого уголка. Экскурсии: в зоологический музей (в зоопарк, в цирк зверей, в зоомагазин). Требования, предъявляемые к универсальным учебным действиям обучающихся в конце первого года обучения В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» в 1 классе ученик должен: Знать:
Понимать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для:
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ: Личностные УУД Развивать способность радоваться успехам одноклассников Развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Развивать готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. Формировать честное, самокритичное отношение к своему поведению. Развивать чувства знакомства прекрасного на основе знакомства с культурой Формировать бережное отношения к труду других людей. Развивать умение отвечать за свои поступки. Формировать ответственность человека за общее благополучие жизни на планете Вырабатывать чувство ответственности человека за общее благополучие жизни на планете. Познавательные УУД Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года Описывать сезонные изменения в природе Проводить групповые наблюдения во время экскурсий Характеризовать некоторые особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли Сравнивать различать день и ночь, времена года Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года Различать природные объекты и изделия, характеризовать их отличительные свойства Группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха Характеризовать условия, необходимые для жизни растений Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей(на примере своей местности) Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей Описывать климат, особенности растительного и животного мира Работать с готовыми моделями (глобус, физическая карта); показывать на глобусе и карте материки и океаны Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности) Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) Знать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных Готовить небольшие сообщения на заданную тему Оценивать влияние современного человека на природу Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе, общественных местах Обсуждать особенности стран мира Находить дополнительную информацию о странах с помощью библиотеки Находить на карте России родной Регион Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города Участвовать в учебной игре по правилам пользования транспортом Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой Раскрывать возможности средств массовой информации Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определённое время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние здоровья. Анализировать народные приметы, связанные с погодой, проверять их достоверность. Регулятивные УУД Развивать умение адекватно принимать оценку учителя. Развивать умение ориентиро ваться в учебнике, слушать и отве чать на вопросы. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону Оценивать конкретные примеры поведения в природе Работать с текстом и иллюстрациями учебника Развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Оценивать влияние современного человека на природу Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности Коммуникативные УУД Развивать умение работать в группах по изучению учебного материала. Развивать умение вступать в диалог. Развивать умение договариваться, находить общее решение Развивать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Виды и формы организации учебного процесса. Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах, парах сменного состава и самостоятельная деятельность учащихся. Виды занятий: экскурсия, итоговая работа, урок: Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий. Содержательная цель: формирование системы природоведческих понятий. Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений). Деятельностная цель: формирование у учащихся способно стей к выявлению причин затруднений и коррекции собствен ных действий. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – природоведческих понятий, алгоритмов и др. Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний Деятельностная цель: формирование у учащихся способно стей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов. Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании: 1) урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ; 2) урок закрепления новых знаний и выработки умений – УЗНЗВУ; 3) урок комплексного использования знаний – УКИЗ; 4) урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ; 5) урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ; 6) комбинированный урок – КУ; 7) урок практической работы – УПР; 8) экскурсия – Э |
Рабочая учебная программа по окружающему миру класс (параллель) 3,4... Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, обеспечивающей выполнение требований Федерального государственного... | Образовательная программа по окружающему миру 1 класс умк «гармония» Поглазовой О. Т. по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов. (О. Т. Поглазова. – Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век, 2008).... | ||
Рабочая программа по окружающему миру (умк «Развивающая система Л.... «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального... | Программа по окружающему миру (264ч) Умк «Развивающая система Л. В. Занкова», авторской программы по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова с учетом межпредметных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Осенняя экскурсия в парк по окружающему миру (технология гсо) 3 класс «гармония» | Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» Ос ноо, примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа по окружающему миру 1 4 класс Количество часов: 203 ч. Уровень: базовый Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л. Г. Кудровой «Программы... | И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования... | ||
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс умк "Перспективная начальная школа" Программа «Окружающий мир» Федотовой О. Н., Трафимовой Г. В., Трафимова С. А. (образовательная программа «Перспективная начальная... | Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе Программа разработана на основе фгос ноо Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе второго поколения и на основе умк «Гармония» программы... | ||
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе рекомендованной Министерством образования Российской Федерации... | Урок по окружающему миру Образовательная система: «Школа 2 100» Учебник: А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан, окружающий мир, «Обитатели Земли»,3-й класс (1-4), часть 1 | ||
Рабочая программа по окружающему миру Класс: 2 Рабочая программа по Окружающему миру для 2 класса создана в соответствии с Федеральным Базисным учебным планом для достижения требований... | Рабочая программа по окружающему миру по программе «Гармония» О. Т. Поглазова, издательство «Ассоциация XXI век», 2009г., на основе которой составлена данная программа | ||
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего... | Рабочая программа по окружающему миру Автор: А. А. Плешаков г. Магадан... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 им. Н. К. Крупской» |