Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой





Скачать 60.52 Kb.
НазваниеПреподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой
Дата публикации26.02.2015
Размер60.52 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы


Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой полоцкого князя Всеслава Чародея и дочерью князя Георгия Всеславовича. Житие повествует, что Предслава с детских лет проявила большую любовь к книжному образованию и сердечной молитве. Когда родители начали думать о ее замужестве, двенадцатилетняя Предслава им ответила: “Что будет, если мой отец захочет отдать мене в супружество; если будет так, от печали этого мира нельзя будет избавиться! Что содеяли наши роды, бывшие прежде нас? Женились и выходили замуж, и княжили, но не вечно жили, жизнь их прошла и погибла их слава, словно прах, хуже паутины. Но древние жены, взяв мужескую крепость, пошли следом за Христом, Женихом своим, и предали тела свои ранам, мечам - главы свои, а иные хотя и не склонили шеи свои под железом, но духовным мечом отсекли от себя плотские сласти, отдали тела свои посту, и бдению, и коленному поклонению, и возлежанию на земле - и они памятны на земле, и имена их написаны на небесах, где они вместе с ангелами непрестанно Бога  славят. А сия слава есть прах и пепел, словно дым рассеивается, словно пар водяной погибает!” Девочка твердо решила посвятить свою жизнь Богу. Она оставила родительский дом, пошла в монастырь и приняла постриг по именем Ефросиния. С благословения Полоцкого епископа Илии Ефросиния стала жить при Софийском соборе, занимаясь переписыванием книг: “начала книги писать своими руками, и прибыль отдавала нуждающимся”. Вероятно, при соборе работали талантливые мастера-книжники, так как большая библиотека все увеличивалась, а для создания даже одной книги необходима была работа целой мастерской.

Примерно в 1128 году , однажды ночью, восхотев отдохнуть после длительного стояния на молитве, преподобная увидела, как “взял ее ангел и повел на то место, где была церковка Святого Спаса, метохия Святой Софии, называемое в народе Сельцом, и показал ей ангел Господень, и рек:Ефросиние! Здесь надлежит тебе быть!” Уразумев в этом видении волеизъявление Господне, блаженная монахиня, придя утром к епископу, рассказала ему обо всем. Епископ Илия, которому в ту же ночь также было подобное видение, благословил официально, при многочисленных свидетелях, преподобную Ефросинию на основание женского монастыря, определив место обители - Сельцо, где была церковь Спаса и место погребения Полоцких епископов. Молодая монахиня вместе с некоей черноризницей, помолившись в Софийской церкви, ночью, не взяв с собой ничего, кроме трех хлебов и нескольких книг, направилась к месту своего нового служения.

 Основанный Ефросинией Спасо-Преображенский монастырь получает широкую известность в полоцких землях. В обители на месте бывшей деревянной церкви Ефросинией начато строительство каменного собора. Этот собор, постоенный в 1161 году, сохранился до нашего времени. В монастыре святая учила молодых инокинь переписыванию книг, пению, вышиванию и другим ремеслам. Некоторое время спустя, двоюродая сестра Ефросинии, дочь князя Бориса Звенислава, вступила в эту обитель, отдав монастырю “все свои вещи золотые и многоценные ризы”, и приняла иноческий постриг под именем Евпраксии. “Так начали они жить в монастыре в единомыслии, в молитвах к Богу; и были, словно единая душа в двух телах”.

Неподалеку от Спасо-Преображенской обители игумения Ефросиния возвела еще одну церковь - Богородицкую, при которой открыла мужской Богородицкий монастырь. Для этой обители и церкви преподобная приобрела с дозволения Константинопольского патриарха Луки чудотворную Одигитрию Эфесскую (икону Божьей Матери), одну из трех написанных, согласно преданию, самим евангелистом Лукой (впрочем, различные предания и традиции приписывают кисти евангелиста различные иконы Богородицы). “Видел же царь {константинопольский] любовь ее и послал в Эфес семь сот оружников своих, и принесли они икону святой Богородицы во Царьград. Патриарх же Лука собрал епископов и весь собор во Святую Софию и, благословив, дал икону слуге преподобной Ефросинии; тот же с радостию взял и принес госпоже своей Ефросинии”. В изложении этого события есть некоторые двусмысленности и загадки: читая текст, его можно понять так, что патриарх  благославил не “слугу”, а икону; в таком случае это мог быть не оригинал Эфесской Одигитрии, а ее копия. Икона могла быть также не Эфесской, а Царьградской Божией Матери. Об этом говорит обычай носить ее по полоцким церквам каждый вторник, как рассказывается в житии, - то же самое происходило в Константинополе с оригиналом. К сожалению, до сих пор не вполне известна судьба этого образа. Некоторые ученые даже склоняются к тому, что теперь эта икона известна под названием Ченстоховской.

В монастырях, основанных преподобной Ефросинией, существовали иконописные мастерские. Там изготовлялись предметы церковного обихода, оклады для образов. Одним из ювелиров, мастером Лазарем Богшей, был сделан знаменитый Крест - со святыми частицами Господними и частицами мощей божьих угодников. Впрочем, здесь еще одна загадка: отсутствие в житии упоминания об изготовленном им кресте ценой 40 гривен (!) можно косвенно объяснить богатым убранством возведенных игуменией храмов: среди других многоцветных произведений этот воздвизальный крест не был чем-то невероятным. Труднее понять, почему автор жития не уделил внимания святыням, сохранившимся в кресте Лазаря!

Под руководством Ефросинии действовали мастерские по переписыванию книг. Мудрость преподобной проявлялась и в том, что она не пошла путем борьбы со старыми местными традициями, а добивалась освящения светом Евангелия всего, что могло служить христианину. Педагогическая деятельность великой подвижницы внесла значительный вклад в дело народного образования. Школы Ефросинии Полоцкой являлись передовыми для своего времени и по программам обучения, и по составу учащихся. Последние в большинстве своем были детьми простых людей. Интересен стиль обращения ее к ученикам: “Вот, собрала вас, как наседка птенцов своих под крылья свои, в паствину, словно овец, дабы паслись в заповедях Божиих, дабы и я сердцем учила вас, видя плоды труда вашего, и таков дождь учения к вам проливала; но нивы ваши в той же мере стоят, не возрастая, не поднимаясь вверх. А уж год подходит к концу, и лопата лежит на гумне! Боюсь, что будут в вас тернии, и отданы будете огню неугасимому! Постарайтесь же, чада мои, избежать его, соделайтесь чистой пшеницей, смелитесь в жерновах смирением, молитвой и постом, чтобы хлебом чистым принестись на трапезу Христову!”. Знакомая с сочинениями отцов Церкви, Ефросинья ссылалась на их авторитет: “старых учила терпению и воздержанию, юных учила душевной чистоте и бесстрастию телесному, говению благообразну, ступанию кротку, гласу смиренну, слову благочинну, ядению и питию безмолвну; при старших молчать, мудрейших послушать, к старейшим покорению, к равным и меншим любови нелицемерной, мало вещеть, больше же разуметь”.

Ефросиния Полоцкая при решении политических проблем выступала как миротворец, защитница народа. “Таков бо дар дан был блаженной Ефросинии: если кто спрашивал о чем-либо, она ему отвечала что делать, и кто ее слушал - добро получал. И не могла видеть она ссорящихся: князя ли с князем, или кого из простолюдинов со своим другом, но желала, чтобы все были единодушны”.

Незадолго до смерти преподобная Ефросиния отправилась в паломничество к Святым Местам. Паломничество было пешим, а не водным путем “из варяг в греки”. Обоз проходил 30-40 километров в сутки, останавливаясь у властителей соседних земель, воздававших преподобной “честь великую”. Поклонившись святыням Константинополя, она добралась до Иерусалима, где в русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь даровал ей вечный покой 23 мая 1173 года.

С личностью святой преподобной Ефросинии тесно связана проблема, возникающая при беседе о католической святой Параскеве-Праскедис. “Хроника Быховца” - памятник белорусского летописания первой четверти XVI века - повествует о князе Рогволде-Василии, который «после себя оставил сына Глеба и дочь Парасковию; и та дочь обещала девство свое сохранить в целости в жизни своей и постриглась в черницы у святого Спаса, в монастыре под Полотою, и жила там семь лет, Богу служа и книги списывая для церкви. А потом собралась в Рим и в Риме проживая, Богу служила прилежно, и жила несколько лет, и освятилась; ее зовут святая Праскедис, а по-русски Парасковия, ей же в Риме костел построили во имя ее святое и там же положили». Католические ученые выдвигают несколько версий по поводу этой легенды, православные же просто оспаривают достоверность свидетельства.

Приблизительно в 1187 году тело святой Ефросинии было перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910-ом мощи святой торжественно перевезли  в Полоцк, в основанный ею монастырь. Перевозились они по Днепру при огромных стечениях народа, во время остановок парохода “Головачев” совершалить торжественные богослужения. Из Орши в Витебск, а затем - в Полоцк верующие благоговейно несли святыню на руках.

13 мая 1922 года по постановлению “народного комиссариата юстиции РСФСР” рака с мощами была вскрыта, затем мощи были отправлены на атеистическую выставку в Москву, а оттуда - в Витебск, где демонстрировались на протяжении почти двух десятков лет в местном краеведческом музее.

Во время немецкой оккупации верующие перенесли раку преподобной из музея в Свято-Покровскую церковь, а 23 октября 1943 года нетленные мощи вновь возвратились в Полоцкий Спасо-Ефросиньевский монастырь, где почивают и поныне.

Ефросиния Полоцкая - одна из первых канонизированных женщин в восточно-славянских землях. Наш народ почитает эту святую как опекуна Беларуси, сердечно молящую за нас Господа.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой iconУрок литературного чтения, 4 класс 13. 10. 2014 Тема : М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество
М. Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г в Москве. Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного...
Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой iconТема урока: Продление рода. Органы размножения
Проблемный вопрос: в каком направлении происходила эволюция органов размножения у животных?
Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой icon"уроки", "погосты"
Цель урока: Осветить тенденции и динамику развития древнерусско­го государства. Остановится на особенностях правления княгини Ольги...
Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой iconРеферат «Жизнь и деятельность журналиста Гогелиани Эллы Рубеновны»
Сразу скажем: она – из древнего княжеского рода. Отсюда, видимо, её неторопливость, достоинство, рафинированность при подкупающей...
Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой iconОбразована рабочая группа при Президенте России по подготовке к празднованию...
Образована рабочая группа при Президенте России по подготовке к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного великого...
Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фамилия имя рода или ветви рода. Рода имеют родоначальников в 10 12 веке, имена кланов (фамилии) как правило, пошли с тех давних...
Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Показать особенности внешней и внутренней политики князя Владимира
Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Слово в неделю седьмую по Пятидесятнице и день памяти святого равноапостольного князя Владимира
Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Определить основные направления политики князя Владимира, показать значение его деятельности для укрепления госу­дарства...
Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: дать общее представление об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси; раскрыть значение принятия...
Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой iconТесты по истории и обществознанию Какой год считается годом образования...
Назовите имя князя, объявившего Киев «матерью городов русских», столицей своих земель
Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой iconУрок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён...
Цель: закрепить знания по теме Имя существительное. Упражнение в изменении имен существительных по числам и определении рода
Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Исторические вехи ее становления связаны с именем святого князя Владимира, со "Словом о законе и благодати" митрополита Киевского...
Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Исторические вехи ее становления связаны с именем святого князя Владимира, со "Словом о законе и благодати" митрополита Киевского...
Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой iconОчерки по истории русской церкви том I
Святослав (945-972 г.). Князь Владимир. Его обращение и крещение. Внерусские, греческие и арабские свидетельства. Осмысление "Повести."...
Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой iconДеятельность великого князя Владимира Александровича в сфере русской художественной культуры
Защита состоится 19 апреля 2011 года в 14 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций д 210. 019. 01...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск