Урок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода»





Скачать 113.46 Kb.
НазваниеУрок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода»
Дата публикации02.07.2014
Размер113.46 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Открытый урок

по русскому языку

в 3 Г классе

«Упражнение в изменении имён существительных по числам

и определении рода»


Учителя начальных классов

МОАУ СОШ № 2

Куреньковой Ю. П.

Упражнение в изменении имен существительных по числам и определении рода

Цель: закрепить знания по теме «Имя существительное. Упражнение в изменении имен существительных по числам и определении рода

Задачи: обучающие: вспомнить приёмы распознавания рода имён существительных; тренировать умение изменять имена существительные по числам, познакомить с новыми именами существительными, употребляющимися только в единственном числе и только во множественном числе.

развивающие: развивать и обогащать речь учащихся, орфографическую зоркость, логическое мышление, познавательные и творческие способности;

воспитательные: воспитывать потребность и способность внимательно вслушиваться и понимать родной язык.

Тип урока: урок закрепления

Оборудование: карточки для индивидуальной работы и работы в парах, презентация, карточки для рефлексии «Лесенка успеха»

Ход урока.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

-Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.

2. Актуализация знаний.

  • Запись числа.

-Откройте тетради и запишите число. Сегодня 19 февраля. Классная работа.
Слайд 2. 19 февраля. Классная работа.

  • Настрой на урок.

-А урок начнём с загадки.

Тройка – тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром. ( зима)

Слайд 3. Картинка зима.

Слайд 4. Подумайте, какую букву нужно поставить вместо вопросительного знака. Обоснуйте свой ответ.

  • Актуализация знаний

З…ма – ? Сн…гирь- п с…сна- д за…ц – з

-Прочитайте слова.

Подумайте, какую букву нужно поставить вместо знака вопроса? Обоснуйте свой ответ.

Слайд 5. (Снегирь – это птица, поэтому стоит буква п, сосна – это дерево , поэтому стоит буква д, заяц- это зверь, поэтому стоит буква з, а зима – это время года- поэтому вместо знака вопроса должна стоять буква в)

-Ребята, а какие задания вы бы придумали для работы с этими словами? (вставить пропущенные буквы, разделить на слоги, посчитать количество букв и звуков, разделить на группы и т. д.)

-Напишите слова, вставьте пропущенные буквы и устно объясните свой выбор.

  • Проверка

-Итак, какие буквы вы вставили на месте пропусков?

Слайд 6. Проверь! Зима- зимы, зимний; снегирь – снег, заяц; сосна- сосны.

-Какая орфограмма встречается во всех этих словах? ( безударная гласная в корне слова)

-Какое слово лишнее? Почему? ( заяц- словарное, безударная гласная, не проверяемая ударением)

-Чем похожи все слова? ( это имена существительные)

3.Физкультминутка. Игра «Да – нет»

-Теперь посмотрим, насколько глубоки ваши познания по теме «Имя существительное»

-Предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете голову и смотрите на меня широко раскрыв глазки. Если не согласны, то опускаете голову на руки.

-Итак, положите руки на парту, опустите голову на руки.

Имя существительное – это часть речи? (да)

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? ( да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? ( да)

-Придумайте свой вопрос к игре.

  1. Сообщение темы урока.

-Сформулируйте тему урока.

Слайд 5. Имя существительное. Род и число имён существительных.

Да сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род и число имён существительных и узнаем, какие тайны скрывает число имени существительного.

  1. Работа по теме урока.

  • Игра «Ассоциации»

-Ребята, вы сказали, что зима это время года. Правда, это замечательное время года уже подходит к концу. Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»?

(дети называют)

-Вы наверняка все любите зимние забавы: катание с горки, игру в снежки …

-Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.

Внимание! Работаем в паре, помогаем друг другу лепить снеговика.

1 ряд лепит к нашему снеговику основание, самый большой ком, т.е. придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в строчку через запятую.( снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год,

Слайд 8. Игра «Ассоциации» 1 ряд- мужской род.

2 ряд лепит к нашему снеговику 2 ком, чуть поменьше, т.е. придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их в строчку через запятую.(метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,

Слайд 8. Игра «Ассоциации» 2 ряд- женский род.

3 ряд лепит к нашему снеговику 3 ком, самый маленький, т.е. придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую. (солнце, небо, облако,

Слайд 8. Игра «Ассоциации» 3 ряд- средний род.

  • Проверка.

-Какие слова мужского рода придумали ребята 1 ряда? (снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год, )

Слайд 9. Снеговик. Большой ком.

-Какие слова женского рода придумали ребята 2 ряда? (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,)

Слайд 9. Снеговик. Средний ком.

-Какие слова среднего рода придумали ребята 3 ряда? солнце, небо, облако, веселье. волшебство)

Слайд 9. Снеговик. Маленький ком.

Слайд 9. Снеговик полностью с хлопками.

-Вот какой замечательный снеговик у нас получился!

6. Зрительная физминутка.

Слайд 10. Зрительная физминутка «Снеговик»

-Сейчас пусть ваши глазки отдохнут. Внимательно следите за передвижением объектов на экране.

  • Обобщение.

-Какого же рода бывают имена существительные? ( имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода)

-Как определить род имён существительных? ( если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то это имя существительное мужского рода.

если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то это имя существительное женского рода.

если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то это имя существительное среднего рода.

-А как определить род имён существительных во множественном числе? ( нужно поставить его в единственное число)

  • Распределительный диктант.

-Посмотрите, на экране имена существительные, стоящие в форме множественного числа. Вы запишите их в единственном числе, распределяя слова в 3 столбика по родам. Разделите тетрадь на 3 столбика по 4 строчки в каждом.

Слайд 11. Поставьте слова в форму единственного числа. Распределите слова в 3 столбика по родам.

Сосны, ели, медведи, ежи, облака, болота

- Как слова сосны и ели связаны с темой «Зима»?

-А медведи и ежи?

  • Проверка.

-Какие слова записали в 1 столбик?

-Во 2 столбик?

-В 3 столбик?

Слайд 12. Проверь! Слова в столбиках по родам.

  • Проблемный вопрос

-Ребята, а теперь поставьте слово «салазки» в единственное число.

Слайд 13. Слово «Салазки»

  • Сообщение сведений о языке.

-Вам не удалось поставить это имя существительное в единственное число. Оказывается, в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме множественного числа и не имеют формы единственного числа.

-Давайте запишем такие слова в строчку через запятую:

-Запишем уже знакомое нам словарное слово «салазки»

  • Синоним к слову «салазки» - сани, санки

  • Мера времени, равная 24 часам- сутки

Слайд 14. Слово «Сутки»

  • Инструмент для резания, состоящий из двух лезвий, с кольцеобразными ручками, соединёнными посередине винтиком – ножницы

Слайд 15. Слово «Ножницы»

  • Мужская одежда, покрывающая ноги – брюки

Слайд 16. Слово «Брюки»

  • Прибор из двух стёкол на дужках, применяемый при плохом зрении или для защиты глаз- очки

Слайд 17. Слово «Очки»

-Итак, чем особенны эти слова? (употребляются только во множественном числе)

Слайд 18. Слова, которые употребляются только в форме множественного числа.

-Когда имя существительное стоит в форме множественного числа? ( если обозначает несколько предметов)

-Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.

  • Проблемная ситуация.

-Зимой, как правило, нам не хватает витаминов. Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами.

Слайд 19. Поставьте слова в форму множественного числа

На экране слова: яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон

-Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму множественного числа.

  • Проверка

-Какие слова удалось легко поставить в форму множественного числа? ( яблоки, апельсины, груши, соки, лимоны)

-Какое затруднение возникло? ( молоко и мёд)

-В русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе, и их нельзя поставить в форму множественного числа.

Слайд 20. Употребляются только в форме единственного числа

-Давайте запишем их: мёд, молоко, творог, соль, щавель

-Когда имя существительное стоит в форме единственного числа? (когда обозначает один предмет)

-Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.

  1. Физминутка «Как живёшь?»

  2. Игра «Снежки»

Слайд 21. Игра «Брось снежок»

-Вы любите играть в снежки? Давайте поиграем!

- «Бросьте» снежок в слово с ошибкой.

-Возьмите индивидуальные карточки со стола. Они лежат в центре вашего стола.

-Спишите слова в строчку через запятую, исправив ошибки. Место, куда попадёт снежок, выделите зелёным цветом.

На индивидуальных карточках слова: польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.

  • Проверка

-Прочтём слова, в которые попал снежок по порядку ( учитель у доски прикрепляет карточку с правильной буквой)

Пальто, кровать, ученик, капуста, берёза, лопата

-В какие слова снежок не попал? ( малина, морковь, аллея, обед)

-Что это за слова? Чем они похожи? ( словарные слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова; имена существительные)

-Устно определите род у них ( по цепочке)

-Внимательно посмотрите на слова. Здесь есть слово, которое употребляется только в форме единственного числа. Какое это слово? ( пальто)

  1. Игра на внимание.

Слайд 22. Слово пальто.

–Что вы можете о нём сказать? (имя существительное, среднего рода, единственного числа, неодушевлённое, нарицательное, трёхсложное, словарное)

Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.

  • Игра на внимание «Пальто».

-Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате….?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без …

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

С тревогой к вешалке иду,

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто?

Ах, это же моё…!

6. Составление и запись предложений.

-А теперь придумайте предложения со словом «пальто». ( дети придумывают и говорят вслух)

-Замечательные предложения!

- А мы запишем предложение, в котором тоже встречается слово «пальто» из книги английской писательницы Памелы Трэверс «Мэри Поппинс» . Я думаю, что каждому из вас знакомо имя Мэри Поппинс – главной героини этой книги.

Эдуард выходил на улицу всегда в пальто.
Посторонний человек, конечно, решил бы, что Эдуард – это мальчик. Но Эдуард – это был не мальчик. Это был пёсик – маленький, шелковистый, пушистый пёсик,

- А перевёл эту сказочную повесть на русский язык замечательный детский поэт Борис Заходер. Б.Заходер настолько точно, близко к оригиналу перевёл это произведение, что его считали автором этого произведения. Я вам предлагаю прочитать эту книгу и окунуться в мир приключений вместе в Мэри Поппинс.

  • Работа с предложением.

-Подчеркните грамматическую основу предложения. Обозначьте части речи. Выпишите словосочетания с вопросами.

  • Проверка.

-Назовите грамматическую основу этого предложения.

-Сколько словосочетаний вы выписали?

-Назовите их.

-Определите род у имён существительных.
6. Работа с текстом. Дополнение текста именами существительными.

-На этой неделе вся страна будет отмечать праздник 23 февраля. Мы с вами тоже не останемся в стороне и сделаем сюрприз папе. Какой вы узнаете прочитав текст.

-А что такое текст? (это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой. Текст можно озаглавить)

-Сейчас нам предстоит работа в парах. Возьмите карточку со стола.

-Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок.

Сюрприз.

Мы захотели поздравить папу с праздником 23 февраля и сделать ему ________________. В качестве сюрприза решили испечь ему ____________. Для этого взяли 2 стакана ___________, налили полстакана _______________, разбили в тесто три ___________ , добавили для сладости _____________ и чуть – чуть ___________. Сверху всё украсили _____________________. Наш сюрприз очень понравился папе!

Слова для справок: сюрприз, муки, молока, пирог, яйца, соли, сахар, фруктами

  • Проверка

-Прочитайте, какой текст у вас получился.

Слайд 23. Текст «Сюрприз»

-Ребята, в этом тексте есть слова, которые употребляются только в форме единственного числа . Назовите их. ( соль, молоко, мука, сахар)

Слайд 23. Текст «Сюрприз» со словами подчёркнутыми.

Здесь есть ещё два слова, имеющие только форму единственного числа – мука и сахар.

-А что можно сказать о других именах существительных, которыми вы дополнили текст? ( имеют форму и единственного и множественного числа)

  1. Итог урока.

Вот и закончился урок!

Подведем скорей итог!

-Какие же тайны скрывает число имён существительных? (есть имена существительные которые употребляются только в форме единственного числа и есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа)

-Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном? ( имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов)

-Ребята, а где вам пригодятся полученные знания? (при выполнении проверочных работ, на уроках, в жизни при написании писем, открыток)

Слайд 24. Домашнее задание.

8. Домашнее задание.

Домашнее задание будет по выбору:

1) № 430 на странице 30 учебника

2) Выписать из словаря по 5 имён существительных мужского, женского и среднего рода.

9. Рефлексия.

-У каждого из вас на краешке стола лежит лесенка успеха. Возьмите эту лесенку.

Оцените собственные результаты по изученной теме. Если всё получилось и вы не испытываете уже трудностей при определении рода и числа имён существительных, обведите верхний рисунок. Если удалось, но не всё и всё ещё испытываете трудности- средний рисунок. А если нужно ещё много работать по теме, то нижний рисунок.

-Покажите мне свои линеечки. Все практически оценили себя по самой верхней шкале. У всех улыбающееся солнышко.

-Урок окончен, спасибо!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода» iconУрок русского языка 3 класс Тема: «Род и число имён существительных»
Цель: формирование универсальных учебных действий при определении рода имён существительных, закрепление умения определять число...
Урок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода» iconТема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных,...

Урок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода» iconТретье склонение имен существительных. Правописание мягкого знака...
Нчаний существительных не зависит от типа основы и от того, одушевленное оно или неодушевленное. Привлечь внимание учащихся к совпадению...
Урок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода» iconУрок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Цель: углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен...
Урок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода» iconУрок по русскому языку в 3 классе (от 27. 04. 2012.) Тема: «Правописание...
Цель: закрепить умения склонять имена существительные 2 склонения, определять склонение и падеж имен существительных, повторить правописание...
Урок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода» iconУрок по русскому языку Тема: «Род имён существительных»
Планируемые результаты: предметные – познакомить с грамматическим признаком имен существительных – числом и родом,научиться определять...
Урок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода» iconКонспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: три склонения имен существительных
...
Урок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода» iconЕдинственное и множественное число имен существительных. Имена существительные,...
Цели: формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа, определять число имен существительных, дать...
Урок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода» iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: «Правописание мягкого...
Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода через наблюдение и исследовательскую работу учащихся
Урок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода» iconИзменение имён существительных по числам
Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных
Урок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода» iconТема: Изменение имён существительных по числам
Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных
Урок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода» iconУрок по русскому языку в 4 классе. Тема
Цели урока. Развивать навык правописания имён существительных в родительном падеже
Урок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода» iconУрок-презентация по русскому языку в 4 классе. Тема: «Окончания имен...
Цель урока. Научить учащихся правильно писать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже
Урок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода» iconУрок в 5 классе. Тема: «Правописание окончаний имен существительных 1-го склонения»
Цели: закрепить и обобщить знания и умения учащихся в определении падежей 1-го
Урок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода» iconОпределение рода имён существительных во множественном числе
Цель: ознакомление с приёмом определения рода имён существительных во множественном числе
Урок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использовать информацию по теме «Склонение имен существительных». Выработать способ определения рода имен существительных


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск