Определение рода имён существительных во множественном числе





Скачать 50.93 Kb.
НазваниеОпределение рода имён существительных во множественном числе
Дата публикации25.07.2014
Размер50.93 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Русский язык

(Рамзаева Т. Г. Русский язык : учебник для 3 кл. четырёхлет. нач. шк. –

М. : Дрофа, 2005.)

3 класс 3 четверть
Тема: Определение рода имён существительных во множественном числе.
Цель: ознакомление с приёмом определения рода имён существительных во множественном числе.
Задачи: - познакомить с приёмом определения рода имён существительных во множественном числе;

- закрепить знание приёма определения рода имён существительных в единственном числе;

- повторить изученные орфограммы: раделительный ъ и ь;

- развивать мышление и речь.
Оборудование: наборы карточек со словами для работы в группах и на доске, магнитная доска, картинки: берёзы, жуки, яблоки, снежинки, кровати, ножницы.

Ход урока:
I Организационный момент.

II Постановка учебной задачи:


  1. – Какой большой раздел мы начали изучать?

– Какие части речи вы знаете?

– О какой части речи более подробно говорили мы на предыдущих уроках?

– Дайте определение имени существительного (говорят правило)


  1. Работа в группах.


– На ваших партах лежат карточки с записанными на них именами существительными. Разбейте их на группы.


соловьи

обезьяна

объявление

Софья


Возможные способы разбиения:


  1. По орфограммам – разделительные ъ и ь:

соловьи объявление

обезьяна объединение

Софья отъезд

Вьюга


  1. Одушевлённые – неодушевлённые:

кто? что?

соловьи объявление

обезьяна отъезд

Софья вьюга

объединение


  1. По родам:

женский род мужской род средний род

обезьяна отъезд объявление

Софья объединение

Вьюга
– Как вы определили род?

( Пользуясь правилом.)
III Постановка проблемы. Целеполагание.
(При определении рода у слова соловьи возникают затруднения – различные ответы, нет ответов – проблема!)

– Чем отличается это слово от других имён существительных, которые есть на ваших карточках?

- Какова же цель нашего урока?

(Цель нашего урока сегодня – узнать, как определить род имён существительных, которые стоят во множественном числе).
IV «Открытие» детьми нового знания.
1) – Определите род имени существительного соловьи. Что вы для этого сделали?

( Поставили в единственном числе, а потом воспользовались изученным правилом)

(отвечают придумавшие, догадавшиеся первыми ученики, объясняют другим)
2) – Попробуйте определить род ещё одного имени существительного. (Каждая пара вытягивает листочек со словом.)


– Обоснуйте ваш ответ. Как вы определили род имён существительных?


  1. – Проверим себя. Сведения на с. 154 в учебнике:

Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе:

Имена – имя (ср. р.), фамилии – фамилия (ж. р.)
V Первичное закрепление (с комментированием)
Упр. 409 с. 154:

Определи род имен существительных. Напиши их в единственном числе в три столбика - по родам.

Письма, орехи, огурцы, осины, крылья, помидоры, комнаты, ракеты, болота, перья, минуты, овощи, обезьяны, мячи, голуби, ручьи, гнёзда, деревья.
(Выписывают слова в 3 столбика, определяя род имён существительных во множественном числе, в конце добавляют ещё по одному слову в каждый столбик.)

Работают на местах, «цепочкой», с проговариванием вслух.
VI Физкультминутка.
VII Самостоятельная работа.

(по вариантам на карточках)

– Спишите слова из карточек в тетрадь, продолжая столбики из предыдущего упражнения.


Первый уровень.

Определи род имён существительных. Для этого запиши их в единственном числе.

I вариант
Календари, зимы, блюдца, одеяла, сосны, дела.

II вариант
Морозы, полотенца, дедушки, тени, дяди, лошади.


Второй уровень.

Найди имена существительные, выпиши их в единственном числе и определи род.

I вариант
Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И кустики роз?


II вариант
Стоят в поле сестрички

Жёлтый глазок,

белые реснички.

Белые мухи

На поля сели.



Взаимопроверка.
– Поменяйтесь тетрадями, окажите помощь другу в случае необходимости.
VIII Повторение.
– С одним из слов составьте предложение (устно). Самое красивое предложение записываем (один ученик у доски).

– Разбери по членам предложения и по частям речи.
(Дополнительный вопрос отвечающему – на лепестке «Ромашки». Оценка.)
IX Итог.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Сможете теперь определить род имени существительного во множественном числе? Как?

– Хотите себя проверить?

Картинный диктант:

1. Запишите слова (показываю картинки):

берёзы, жуки, яблоки, снежинки, кровати.


– Проверьте (слова открываются на доске). У кого всё верно, поставьте +. Исправьте допущенные ошибки.
2. Определите род у этих слов.

– Проверьте (ответы на доске). У кого всё верно, поставьте +.
– Научились? Тогда определите род ещё у одного имени существительного (показываю картинку, где нарисованы ножницы)


+ … ?!

– Оказывается, в русском языке есть слова, которые употребляются только во множественном числе. У таких имён существительных род не определишь.

X Домашнее задание:
– В русском языке много загадок, спорных моментов. В каждом классе вы будете узнавать, что-то новое.

Например, как правильно сказать: щавель или щавель? Хвоя или хвоя? В вашем учебнике на с. 254 (открывают) есть маленький словарик, где можно узнать, как правильно произносить эти и другие слова. Дома же выпишите из этого словарика 10 имён существительных, поставьте знак ударения и определите род. (Это упр. 412 с.155)

Дополнительное задание для желающих: найти дома пословицу, в которой есть имена существительные во множественном числе, и записать в тетрадь. Определить род имён существительных.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Определение рода имён существительных во множественном числе iconМетодическая разработка урока русского языка по теме: «Множественное...
Цель: учить определять окончания имён существительных первого склонения во множественном числе, определять падеж имён существительных...
Определение рода имён существительных во множественном числе iconУрок русского языка 3 класс Тема: «Род и число имён существительных»
Цель: формирование универсальных учебных действий при определении рода имён существительных, закрепление умения определять число...
Определение рода имён существительных во множественном числе iconУрок русского языка в 5 классе по теме «Падежи»
Цель: отработка навыков определения падежей имён существительных в единственном и множественном числе
Определение рода имён существительных во множественном числе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных во множественном числе)
Определение рода имён существительных во множественном числе iconТретье склонение имен существительных. Правописание мягкого знака...
Нчаний существительных не зависит от типа основы и от того, одушевленное оно или неодушевленное. Привлечь внимание учащихся к совпадению...
Определение рода имён существительных во множественном числе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использовать информацию по теме «Склонение имен существительных». Выработать способ определения рода имен существительных
Определение рода имён существительных во множественном числе iconУрок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён...
Цель: закрепить знания по теме Имя существительное. Упражнение в изменении имен существительных по числам и определении рода
Определение рода имён существительных во множественном числе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать условия для закрепления умений написания родовых окончаний имён прилагательных; определения рода имён прилагательных по роду...
Определение рода имён существительных во множественном числе iconКонспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: три склонения имен существительных
...
Определение рода имён существительных во множественном числе icon1. Множественное число имен существительных. Притяжательный падеж
В английском языке существительные имеют два числа: единственное и множественное. В единственном и множественном числе употребляются...
Определение рода имён существительных во множественном числе iconУрок русского языка в 3-м (1- 4) классе по теме «Определение рода имен существительных»
Провела: Беляйкина Анна Ивановна, учитель начальных классов мбоу «Русско – Велязьменская начальная школа – детский сад», Атюрьевского...
Определение рода имён существительных во множественном числе iconСинтез полиядерных азолсодержащих систем 02. 00. 03-Органическая химия
Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, склонения, падежа имен существительных. Познакомить учащихся...
Определение рода имён существительных во множественном числе iconПресс-релиз об итогах работы Комитета комиссии «Кодекс Алиментариус» по загрязняющим веществам
Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, склонения, падежа имен существительных. Познакомить учащихся...
Определение рода имён существительных во множественном числе iconУрок по русскому языку Тема: «Род имён существительных»
Планируемые результаты: предметные – познакомить с грамматическим признаком имен существительных – числом и родом,научиться определять...
Определение рода имён существительных во множественном числе iconУчебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть);...
Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, склонения, падежа имен существительных. Познакомить учащихся...
Определение рода имён существительных во множественном числе iconТема : Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск