Скачать 46.25 Kb.
|
МБОУ Увельская СОШ №1 учитель начальных классов Кубанова Галина Ивановна Тема: Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих. Цели: Углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имён существительных; развитие словарного запаса, кругозора, читательской зоркости, внимания , мышления; воспитание внимательности, быстроты мышления, любви и понимания русского языка. Оборудование 1. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.. Русский язык. Учебник для III класса - М: "Просвещение",2011 г. 2. Компьютер, экран, проектор, презентация учителя. Ход урока: I.Орг . момент Запишем число, классная работа. Слайд №2 Ноги под партой, Руки у края, Тетрадь под наклоном, Спинка прямая. II. Рефлексия. Покажите на листочках , какое у вас настроение. ( слайд№3) III.Актуализация знаний учащихся. Слайд №4 Тетрад(ь), п…л..то, учител(ь), к..н..ки, в…рнут(ь), к…рабл(ь), в…р…б…и, к…ртоф…л(ь). - Прочитайте данные слова. Что в них общего?( Слова с непроверяемыми гласными в корне слова). -Назовите имеющиеся различия в словах?( Слова разных частей речи). - Что такое имя существительное? - Назовите грамматические признаки имени существительного?( Имеет род изменяется по числам). -Какие ещё можно назвать различия в данных словах? ( В нахождении и роли мягкого знака: на конце слова, после согласных; в середине , после согласных; и обозначает их мягкость; разделительный мягкий знак в слове « воробьи». ( Слайд №5)
(Слайд №6) Допиши до конца строки. Запишите слова, группируя их в зависимости от места ь знака. Тетрадь, учитель, вернуть, корабль, картофель. Коньки, пальто. Воробьи. IV. Словарно- орфографическая работа. Внимательно посмотрите на слова ( Слайд №7) Определите слово, с написанием которого мы познакомимся на уроке. В нём имеется парный звонкий всегда твёрдый шипящий согласный звук. ( Ужин) - Что такое ужин? ( Ответы детей)
Мы привыкли к тому, что ужин у нас – вечерняя еда (и правильно привыкли). А вот появилось это слово как обозначение еды «полуденной». Древнерусское «уть» означало «юг». Солнце стоит на юге в полдень, и трапеза, приуроченная к середине дня, получила название «южная» – ужин. С течением веков, однако, на нее перешло слово «обед», раньше означавшее время между трапезами, а слово «ужин» стало означать «вечерний стол». Язык неохотно выбрасывает слова, даже уступившие место другим: нередко он просто находит им новое употребление. ( Слайд 8)- Перед вами пословицы , в которых пропущено слово ужин, или слова ужин и обед одновременно: Ехал к ……, а и …. не застал. ….. не нужен, был бы …. От доброго…. и к ….останется. Без….. подушка в головах вертится. -Поставьте пропущенные слова на свои места. Объясните смысл каждой пословицы. - Напишите по памяти пословицу, которая означает , что человек сильно опоздал. V. Работа над новой темой. ( Слайд № 9-10) Нож, рожь, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ. - Прочитайте, слова какой части речи написаны. Каким образом можно разбить слова на две группы. ( Муж. и жен .рода) Нож рожь камыш глушь врач ночь плащ вещь ( Слайд№11)Посмотрите на схему и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Мягкий знак на конце существительных после шипящих. ( Слайд 12) Задачи: (Слайд №13) - Скажите , какие буквы, обозначающие звуки, написаны в конце существительных ж. р. и м. р. ? ( Шипящие) - В конце существительных какого рода после шипящих пишется ь знак? - На конце существительных какого рода после шипящих ь знак не пишется ? Вывод сделайте. ( Слайд№14) Давайте разработаем алгоритм употребления мягкого знака на конце существительных после шипящих. (Слайд №15) VI.Физминутка. ( слайд №16-17) Наши алые цветки раскрывают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки. Тихо засыпают- головой качают. VII. Закрепление по теме . Слайд №18-19 А) Исправь ошибки. Б) Индивидуальная работа. Разноуровневые задания. Карточки . Выберите ту карточку, которую вы сможете выполнить .( Приложение) VIII.Работа по учебнику. Упражнение 59, стр.74 IX.Тест (самостоятельная работа) Слайд №20 1. Мягкий знак может выполнять:
2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...
3. На конце существительных ж. р. после шипящих:
4. На конце существительных м. р. после шипящих:
5. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:
6. В каком имени существительном на конце не пишется ь знак?
X.Итог. Мягкий знак- хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится , Но в слово часто просится. XI. Рефлексия ( Слайд №21) Дети, у вас на столе лежат кружки: красные, зелёные и жёлтые. Сейчас поднимите кружок одного из цветов. Напоминаю, если на уроке у вас всё получилось и вы довольны собой, то поднимите зелёный кружок. Если были затруднения и вам нужна помощь - жёлтый, если урок для вас совсем не удался, то красный. XII.Д/ задание. Придумать и записать 10 слов существительных м.р. и ж. р. на конце с шипящим звуком. |
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» Цель: углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен... | Мягкий знак на конце существительных после шипящих Цель: познакомить с новой ролью ь – показатель женского рода на конце существительных после шипящих | ||
Тема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих Углубить знания о функциях мягкого знака: показателя мягкости согласных, разделительного знака, показателя женского рода имен существительных... | Урок русского языка в 3 классе. Тема: мягкий знак на конце существительных после шипящих Цель: углубить знания учащихся о функциях мягкого знака, познакомить с новой ролью показатель женского рода существительных, воспитывать... | ||
Мягкий знак (ь) не конце имён существительных после шипящих Цели урока: Создать условия для нахождения учащимися приставки среди других частей слова | Конспект урока по русскому языку. Тема Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных Цель урока: сформировать практическое умение писать строчную букву ж, писать слова и предложения с этой буквой | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План-конспект урока "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих", по Т. Г. Рамзаевой, 3 класс | Технологическая карта урока Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных; учащимися 3 класса в предметной... | ||
Программа комплексного собеседования специальность: "Юриспруденция" Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Слог, ударение. Правила переноса... | Тема "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" Место в программе: один из уроков по теме «Наречие» по программе М. М. Разумовской | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85 | Урок по русскому языку Тема: ««Мягкий знак после шипящих в глаголах» Моу «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» городского округа Саранск | ||
Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель... Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова | Урок в 5 классе Тема: ГласныеОиЕ после шипящихиЦв окончаниях существительных Тема сегодняшнего урока «О и е после шипящих и ц в окончаниях существительных». (Слайд 1) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" | I. Исходный уровень состояния знаний, умений, навыков, необходимый... Тема урока: «Правописание о е после шипящих и ц в окончаниях существительных» |