Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова





Скачать 82.15 Kb.
НазваниеУрок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова
Дата публикации09.08.2013
Размер82.15 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Банк > Урок
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

Урок по русскому языку

2 класс

«Школа России»

Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова.
Тип урока – с элементами исследования.

Вид урока – закрепление изученного материала.
Автор – Карасева Н. Г., учитель начальных классов

Место проведения – МОУ СОШ № 6

Чита, 2009

Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова.

Цели урока:

Формировать умения правильно обозначать на письме мягкие согласные звуки с помощью мягкого знака в середине и в конце слова.

Развивать фонетический слух учащихся путем тренировки и исследованиия в звуко -буквенном анализе слов с мягким знаком.

Способность видеть варианты действий, умение их планировать, обдумывать, выбирать.

Развивать способность учащегося к общению, умению работать в парах.

Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь, мыслительные операции, творческие способности, логическое мышление.

Воспитывать интерес к изучению предмета, ответственность и стремление доводить дело до конца.
Ход урока

  1. Мотивирование к деятельности.

  1. Организационный момент.

  2. Психологический настрой. Применение мультимедиа. Слайд 1


Учитель: Ребята, какая из этих картинок вам нравиться больше?

Так пусть у Вас будет прекрасное настроение на протяжении всего урока.

  1. Повторение правила посадки:

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Работа в тетрадях.

  1. Актуализация знаний.

Минутка чистописания.
И Е Ю Я Ь Е



Б 3 4 5 20 9

Би ве гю дя ть зе

Учитель : - Что общего у этих букв?

-Какая буква лишняя? Почему?

Какие сочетания букв будем писать вы определите сами

Какое общее свойство у этих согласных?

А что лишнее?

Лишнее сочетание «ть» запишите левой рукой


  1. Постановка проблемы

Словарная работа

Учитель: - У нас сегодня необычная словарная работа. Работа по рядам.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

«Зеленые» слова

«Красные» слова

«Летящие» слова


А все вместе вспомним и запишем «теплое» слово (пальто)
Знакомство с новым словарным словом

Загадка

На ветвях украшенных

Снежной бахромой

Яблоко румяное

Выросло зимой,

Яблоко на ветке

Весело снует

Гусениц мороженных

Яблоко клюет. (Снегирь). Мультимедиа. Слайд 2
Учитель: – Какую безударную гласную нужно писать в этом слове? А на конце слова? Какая ассоциация у Вас возникла?
Учитель: – Ребята! Давайте проведем фонетический разбор данного слова.

Что такое фонетика? (Таблица)




Фонетика – наука, которая изучает звуки и буквы.
Снегирь – 2 слога. 7 букв. 6 звуков, 2 гласных, 4 согласных.
Записать слово «снегирь» знаками транскрипции:

[с’н’иг’ир’]
Учитель: – Ребята, что вы заметили?
Почему в этом слове все согласные мягкие?

Что сближает слова «пальто» и «снегирь»?

Ребята, кто сможет назвать тему сегодняшнего урока исходя из написания слов «снегирь» и «пальто»?!

Мультимедиа. Слайд 3

МЯГКИЙ ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНОГО ЗВУКА В КОНЦЕ И СЕРЕДИНЕ СЛОВА.

Мультимедиа. Слайд 4

Учитель: – Ребята, снегирь пригласил на урок Белоснежку. Что вы можете сказать об этих словах? Давайте понаблюдаем

являются ли слова «Белоснежка» и «снегирь» однокоренными?




Слова, образованные от одного и того же корня называются однокоренными.
Дети подбирают родственные слова к слову «Белоснежка».

Трем ученикам дается индивидуальная работа – написать сочинение-миниатюру «Снегирь – зимняя птичка».




Белоснежка




Снег




Снежок




Снежный




Снеговик




Снегурочка




Снегирь


Учитель: Ребята, кто сможет ответить – являются ли данные слова однокоренными? Ребята, мы с вами доказали, что слова снегирь и Белоснежка не являются однокоренными. Оказывается слово «снегирь» пришло в русский язык с болгарского языка и звучит оно по-болгарски «синегир». Название образовалось от звуков подражания пения данной птицы.

Проверка творческой работы. Дети читают свои сочинения.
Физкультминутка.

Психологический настрой

Лес. Звуки леса. Мультимедиа. Слайд. 5

Ребята повторяйте за мной про себя.
Принимаю удобную позу.

Расслабился.

Руки лежат на коленях.

Делаю три глубоких вдоха и выдоха. Вдох и выдох. Вдох и выдох. Вдох и выдох.

А теперь закрываю глаза и представляю себя в лесу. «Лес. Ярко светит солнышко. Вокруг высокие-высокие деревья с изумрудно-зеленой листвой. Везде порхают бабочки, поют птички».

Аутогенная тренировка укрепила мою нервную систему, укрепила мою веру в успех обучения. Мне легко учиться. Я справлюсь, у меня радостное настроение, уверенность в своих силах, возможностях. Я полностью готов к занятиям. Свежесть и бодрость наполнили меня. У меня хорошее настроение. Делаю глубокий вдох и резкий выдох. Открываю глаза. Подтягиваюсь, хорошо подтягиваюсь. Принимаюсь за работу.


  1. Закрепление изученного материала.

Учитель: – Белоснежка пришла к нам не просто так, а с заданиями.

  1. Что может произойти, если в словах забыли написать «ь»? Где может находиться «ь» в словах? Давайте понаблюдаем, что получилось? (изменилось звучание слова и лексическое значение)

уголь

угол

шесть

шест

пеньки

пенки

банька

банка

мель

мел

брать

брат

ель

ел

хорь

хор




  1. Работа по учебнику. (упр. 152)

А теперь поиграем в игру. Я начинаю слово, а вы с хлопком его заканчиваете.

Паль/то крыль/цо, апель/син, ступень/ка ,коль/цо.

Запишите слова в тетради, кто был внимательным - быстро справиться с этим заданием.

Проверка задания.


  1. Включение в систему знаний и повторений.

Работа в парах.

Учитель: – Ребята, а сейчас пообщавшись с соседом по парте, исследуя данные слова, объясните в каких случаях в середине слова между согласными нужно писать мягкий знак, а в каких нет? Помощником вашим будет памятка, которая лежит у всех на столе.

Зор*ка, ел*ник, вез*де, кол*цо, зон*тик, жил*цы, гвоз*ди, пен*ки, веч*ный, кус*тик, пес*ня

Ребята! Что нужно помнить, чтобы не ошибиться при написании слов с «ь» в середине слова?



Памятка

  1. Мягкость согласных звуков на письме обозначается буквами е, ё, я, ю, и, ь.

  2. Если на конце слова мягкий согласный звук слышится мягко, то после буквы этого согласного надо писать мягкий знак.

  3. В середине слова на стыке двух согласных мягкость согласного звука [л] всегда обозначается мягким знаком.

  4. Некоторые твердые согласные, стоящие перед мягким согласным могут смягчаться. Чаще всего смягчаются согласные звуки [з],[с],[н].

  5. В середине слова мягкий знак для обозначения мягкости согласного звука пишется после мягких согласных перед буквами к, б, м. г.


Ребята! Сейчас мы встретимся с любимыми героями сказки Эдуарда успенского «Дядя Федор, пес и кот». Матроскин написал письмо дяде Федору. Верно ли написано это послание?

Будьте внимательны, ведь каждый их вас получит за выполнение данного задания оценку

Чтение учителем. «Живем мы здес хорошо. Шарик очен доволен, что у него ест будка. Радостный такой. Глаза светятся как уголки. На прошлой неделе срубили банку. Как раз вовремя. Печкин захворал. Попарился раз шест и стал здоровым.»

Дополнительное задание для детей, которые первыми выполнили задание - Найдите слова, в которых только мягкие согласные звуки. (Здесь, очень, есть, неделя)

  1. Итог урока

Какую роль выполняет мягкий знак в словах?

Стихотворение. Читает ученик.

Мягкий знак – хитрый знак,

Не назвать его никак.

Он не произносится

Но в слово часто просится.

Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак.

Без него не написать

Тридцать, девять, десять, пять,

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть получим ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками – угольки,

Банка в баньку превратиться.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

  1. Рефлексия

Из предложенных вариантов выбери тот, который соответствует вашему отношению к работе на уроке (записать цифру на полях)

  1. Было легко и интересно.

  2. Было интересно, но трудно.

  3. Было неинтересно.

  4. Я не определился.




  1. Домашняя работа.

Подобрать по три слова с мягким знаком на конце и в середине слова. Записать их .



Карасева Нина Геннадьевна, 222-413-204


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова iconУрок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука»
Создание условий для формирования умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце слова
Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова iconУрок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Цель: углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен...
Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова iconНашего урока: мягкий знак на конце слова. На уроке будем учиться...
Цель: развивать умение обозначать мягкость согласного звука в конце слова мягким знаком
Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова iconТема : Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих
...
Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова iconУрок обучения грамоте в 1 а классе по умк «Школа 2100» Тема: Буква...
Цель урока: Познакомить с буквой Ь, рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласного в позиции на конце и в середине...
Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова iconУрока русского языка во 2 классе на тему: «Мягкий знак показатель...
Дать знания о том, что мягкий знак –это показатель мягкости согласных, что показывает разделительный ь знак, и перед какими буквами...
Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова iconРазработка урока русского языка 1 класс тема: Мягкий знак- показатель...
Сегодня мы будем изучать новую тему, а какую, вы ответите сами, разгадав кроссворд. ( перед детьми ставится проблема )
Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова iconТема : «Мягкий знак как показатель мягкости согласных в середине слова»
Цели: учить распознавать мягкие согласные в словах и обозначать их на письме; познакомить учащихся с правилом переноса слов с мягким...
Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Буква мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного»
Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова iconКонспект урока (обучение грамоте) по теме: ь знак показатель мягкости согласного звука
Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,...
Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости
Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова iconУрок русского языка во 2 классе по теме: «Мягкий знак показатель мягкости согласных»
Прочитайте слова на доске и запишите их в 2 столбика: в 1-ый столбик слова, в которых есть мягкие согласные, во 2-ой столбик – слова,...
Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова iconУрок №21. Тема урока: Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
Выпишите слова, в которых ь знак выполняет функцию – обозначение мягкости предыдущего согласного
Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок литературного чтения в 1 в классе "Буква е – показатель мягкости согласного звука"
Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова iconКонспект урока по русскому языку. Тема Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных
Цель урока: сформировать практическое умение писать строчную букву ж, писать слова и предложения с этой буквой
Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Мягкий знак на конце и в середине числительных Ход урока
Ос н стр миться, м л деж пят с м я, б ре-жеш пят сот, ст режеш


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск