Урок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука»





Скачать 88.18 Kb.
НазваниеУрок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука»
Дата публикации17.07.2014
Размер88.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Тюменская область Кондинский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Морткинская средняя общеобразовательная школа

Урок обучения грамоте в 1 классе

«Мягкий знак – показатель мягкости

согласного звука»

Володина

Татьяна Константиновна

учитель начальных классов

пгт Мортка 2010

Тема: Мягкий зна – показатель мягкости согласного звука.

Цели:

Познавательные:

  • Создание условий для развития фонематического слуха;

  • Создание условий для формирования умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце слова;

Развивающие:

  • Формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, классифицировать;

  • Развитие внимания, памяти, мышления, сообразительности;

Воспитательные:

  • Создание условий для формирования умения работать самостоятельно, в группах;

  • Создание условий для воспитания культуры общения;

Валеологическая:

  • Создание условий, способствующих укреплению здоровья.

Задача:

  • Учиться читать слова с мягким знаком – показателем мягкости.

Методы:

  • Частично – поисковый

  • Проблемный

  • Использование интерактивной доски

Оборудование:

    1. Интерактивная доска

    2. Для работы в группах: карточки с заданиями по уровням:

* В это утро очень рано

Соскочил щенок с дивана,

Стал по комнате ходить,

Прыгать, лаять, всех будить.

сол. дуб.

бан.ка роял. зуб.ки

. . . ь

. . . . ь

. . . . . ь


Ход урока

1. Организационный момент.

По звонку учитель приветствует детей и даёт психологическую установку на работу.

Я рада вас видеть

И с вами общаться.

Пришли вы , чтоб грамоте

Здесь обучаться.

На нашем уроке

Мы будем читать

И много полезного узнавать.

Без знаний сегодня

Никто не уйдёт.

Открытие новое

Каждого ждёт.
У: Ребята, вы любите мультфильмы?

Д: Да.

У: Какие?

Д: (выслушиваются ответы детей)

У: А давайте посмотрим начало одного.

(на слайде вступление к мультфильму «Смешарики»)

У: Догадались?

Д: «Смешарики».

У: Вы их знаете?

(дети называют)

У: Тогда посмотрите внимательно. Кого здесь нет?

(открывается следующий слайд без одного персонаж)

Д: Здесь нет Нюши.

У: Да, ребята, Нюша потерялась и её надо найти. Это возможно, если Смешарики выполнят задания. На пути будет много препятствий, испытаний. Вы им поможете?

Д: Да.
2. Актуализация знаний.

Открывается следующий слайд на интерактивной доске .

У: Мы очутились на чудесной полянке! Что вы видите на ней?

Д: Ёжика, рассыпавшиеся буквы: я и ё ю п е)

У: Какое задание можно выполнить Ёжику?

Д: Можно найти лишнюю букву.

Я думаю, что можно составить слова.

Или напечатать буквы

У: Ёжику надо найти лишнюю букву. Помогите.

(дети зачёркивают лишние буквы)

Д: Я думаю, лишняя буква п , т.к. буква согласного звука, а остальные буквы гласных звуков

Я согласен с Кириллом.

Я думаю, лишняя буква и , т.к. обозначает один звук, а остальные могут обозначать один или два звука.

У: Назовите оставшиеся буквы.

Д: я е ё ю

У: Чем они интересны?

Д: это буквы гласных звуков; они показывают мягкость согласного звука.

У: Чем интересна буква и ?

Д: она тоже показывает мягкость согласного звука.

У: Можем её вернуть?

Д: да ( дети стирают ластиком)

У: Для чего служат все эти буквы?

Д: показывают мягкость согласного звука

У: К этим буквам ещё вернёмся, а на уроке узнаем что-то новое.

У: Выполнив первое испытание, отправляемся дальше.
3. Тема, целеполагание

Открывается следующий слайд на интерактивной доске.

У: Кто это?

Д: Копатыч

У: Ему нужно пройти большое поле. Но кого он испугался? Догадайтесь (учитель читает загадку): «Лесники её котят

Взять домой не захотят,

Ей не скажешь:

«Кошка, брысь»,

Потому что это….»

Д: рысь.

( открывается картинка рыси)

У: Да. Копатыч испугался рыси. Чтобы пройти незаметно, надо выполнить задания. Произнесите слово РЫСЬ.

Д: РЫСЬ

У: Назовите звуки.

Д: Р Ы С

У: Составьте схему слова.

(1 ученик составляет у доски звуковую схему слова, остальные на партах)

У: У кого так?

У: Чем интересно слово?

Д: В нём 1 слог, твёрдое слияние - ры , мягкий звук вне слиянияс .

У: Прочитаем слово по схеме. А теперь напечатайте это слово. Копатыч тоже будет печатать.

(1 ученик печатает на доске, остальные в тетради, Копатыч печатает без ь знака)

У: Кто прав?

(дети объясняют)

У: Давайте вернёмся к буквенной схеме. Какой последний звук?

Д: Мягкий - с

У: Какой последний звук в буквенной схеме?

Д: твёрдый – с.

У: Как показать мягкость согласного на письме?

(дети высказывают свои предложения)

У: Люди давно договорились использовать вот такой знак –ь. Посмотрите как я буду печатать: «РЫ – гласная буква Ы, СЬ – произносится мягко – пишу Ь». Допечатайте эту букву, кто не написал.

У: Какая тема урока?

Д: Ь знак - …

У: Что он показывает в слове?

Д: Мягкость согласного звука.

У: Кто назовёт полностью тему урока?

Д: «Ь знак – показатель мягкости согласного звука».

У: Какая цель урока?

Д: узнать: какой звук обозначает буква;

значение Ь;

учиться: читать слова с Ь.

У: Сколько букв в слове РЫСЬ?

Д: 4 (называют).

У: Сколько звуков?

Д: 3 (называют).

У: Какой вывод можно сделать?

Д: Букв больше звуков, потому что буква Ь –звука не обозначает.

У: С какими буквами он может дружить?

Д: С гласными нижнего ряда (я, е, ё, ю), потому что они тоже показывают мягкость согласного звука.

У: Где может жить буква Ь?

Д: В белом окошке нижнего ряда.

У: МВ. – Что узнали о Ьзнаке?

Д: Звука не обозначает, показывает мягкость согласного звука.

У: Чему будем ещё учиться:

Д: Учиться читать слова с Ь.

У: Молодцы! Помогли Копатычу пройти поле.

4.Физминутка.

Следующий слайд на интерактивной доске.

У: А это кто?

Д: Это Совунья и Каркарыч.

У: Они устали в поисках Нюши и остановились отдохнуть. Давайте и мы с вами отдохнём.

(дети под музыку выполняют движения, 3 человека показывают движения)

5. Первичное закрепление.

Следующий слайд на интерактивной доске.

У: Кому нужна наша помощь?

Д: Крошу.

У: Ему надо перейти через мостик на другую сторону, но мостик недостроенный. Надо подобрать какой-то ключик. Из чего мостик?

Д: Из слов.

У: Прочитайте слова.

Д: КЛАД

КРОВ

УГОЛ

МУЛ

КОН

У: Какое слово не понятно?

(дети называют непонятные слова, им даётся пояснение)

У: Почему в одной группе?

Д: Потому что 1 слог, обозначают предметы, это существительные и др.

У: Какое испытание для Кроша?

Д: Можно поделить на слоги, выделить гласные, найти лишнее.

У: Свяжите задание с темой урока.

Д: Можно добавить к словам Ь.

У: Добавьте и прочитайте слова.

(дети по- одному подходят , подставляют букву Ь и читают слова)

КЛАДЬ КРОВЬ УГОЛЬ МУЛЬ КОНЬ

У: Что можете сказать?

Д: В слове МУЛЬ не должно быть Ь, т.к. нет такого слова в русском языке.

(идёт работа над значение каждого слова)

У: Что изменилось?

Д: Изменилось написание, звучание и значение слов.

У: Для чего служит Ь – показатель мягкости согласного звука?

Д: Он показывает мягкость согласного звука.

У: Построили мостик можно смело шагать вперёд.
6. Работа в группах.

Следующий слайд на интерактивной доске.

У: Где мы оказались?

Д: В лабиринте.

У: Что такое лабиринт:

Д: Лабиринт – это запутанные дорожки.

У: Вдали виднеются домики.. В одном из них Нюша. Наша задача пройти по лабиринту и не запутаться. А для этого поработаем по группам.

* Прочитать текст. Найти слова с Ь – показателем мягкости, подчеркнуть и прочитать.

«В это утро очень рано

Соскочил щенок с дивана,

Стал по комнате ходить,

Прыгать, лаять, всех будить»
Вписать Ь знак, ггде он необходим.

сол . дуб .

бан . ка роял . зуб . Ки
Составить слова с Ь.

. . . ь

. . . . ь

. . . . . ь
У: Проверяем снежинок.

(1 ученик на интерактивной доске подчёркивает и читает слова с ь знаком)

У: Проверяем звёздочек.

(1 ученик вписывает букву Ь в слова и читает)

У: Проверяем солнышек. У них задание было сложнее.

(дети выходят со своими карточками – словами и читают их)

7. Итог урока

У: Что нового узнали на уроке?

Д: Мягкий знак звука не обозначает, показывает мягкость согласного звука, при добавлении Ь к словам изменяется : написание, звучание, значение.

У: Про Ь знак есть стихотворение.

(читает хорошо читающий ребёнок)

«Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак.

Без него не написать

Тридцать. Двадцать, десять. Пять.
Вместо «шесть» получили «шест»,

Вместо «есть» получили «ест»,

Станут пенками «пеньки»,

Уголками – «угольки»,

«Банька» в банку превратится.
Вот что может получиться.

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.
У: Вы не запутались в лабиринте и нашли Нюшу.

(открывается следующий слайд на интерактивной доске)

И теперь все герои снова вместе.
8. Рефлексия.

У: Что вы сделали сегодня на уроке, чтобы помочь найти Нюшу? Продолжите мысль – «Сегодня я…»

(дети высказывают свои мысли: выполнил много заданий, помогал товарищам, очень старался и др.)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука» iconУрок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель...
Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова
Урок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука» iconУрока русского языка во 2 классе на тему: «Мягкий знак показатель...
Дать знания о том, что мягкий знак –это показатель мягкости согласных, что показывает разделительный ь знак, и перед какими буквами...
Урок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука» iconКонспект урока (обучение грамоте) по теме: ь знак показатель мягкости согласного звука
Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,...
Урок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука» iconУрок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Цель: углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен...
Урок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Буква мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного»
Урок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости
Урок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок литературного чтения в 1 в классе "Буква е – показатель мягкости согласного звука"
Урок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука» iconТема : Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих
...
Урок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука» iconРазработка урока русского языка 1 класс тема: Мягкий знак- показатель...
Сегодня мы будем изучать новую тему, а какую, вы ответите сами, разгадав кроссворд. ( перед детьми ставится проблема )
Урок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука» iconУрок обучения грамоте в 1 а классе по умк «Школа 2100» Тема: Буква...
Цель урока: Познакомить с буквой Ь, рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласного в позиции на конце и в середине...
Урок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука» iconУрок русского языка во 2 классе по теме: «Мягкий знак показатель мягкости согласных»
Прочитайте слова на доске и запишите их в 2 столбика: в 1-ый столбик слова, в которых есть мягкие согласные, во 2-ой столбик – слова,...
Урок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука» iconНашего урока: мягкий знак на конце слова. На уроке будем учиться...
Цель: развивать умение обозначать мягкость согласного звука в конце слова мягким знаком
Урок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука» iconПрограмма комплексного собеседования специальность: "Юриспруденция"
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Слог, ударение. Правила переноса...
Урок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука» iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: Разделительный мягкий знак
Цели: 1 создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий...
Урок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука» iconУрок №21. Тема урока: Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
Выпишите слова, в которых ь знак выполняет функцию – обозначение мягкости предыдущего согласного
Урок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука» iconУрок русского языка в 3 классе. Тема: мягкий знак на конце существительных после шипящих
Цель: углубить знания учащихся о функциях мягкого знака, познакомить с новой ролью показатель женского рода существительных, воспитывать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск