Скачать 36.04 Kb.
|
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Мягкий знак – показатель мягкости согласных». Задачи: - наблюдение над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями; - развитие умения различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; - упражнение в переносе слов с мягким знаком в середине. Ход урока. 1. Оргмомент. Ужасно интересно, все то, что неизвестно. А то, что неизвестно, нам хочется узнать. Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание, Тогда с тобою многое удастся нам понять. 2. Актуализация знаний. 1) Чистописание: на доске записаны гласные: а у ы э о я ю и е ё. - Что это за буквы? Запишите их в тетрадь. - По какому признаку гласные разделили на 2 группы? - Какие гласные обозначают мягкость согласных? 2) Прочитайте слова на доске и запишите их в 2 столбика: в 1-ый столбик слова, в которых есть мягкие согласные, во 2-ой столбик – слова, в которых мягких согласных нет. Слова на доске: мыло, милый, денёк, лук, люстра, радуга, отряд. Дети записывают слова в 2 столбика: милый мыло денёк лук люстра радуга отряд 3. Постановка темы и задач урока. - Почему в 1-ом столбике некоторые согласные произносятся мягко? Подчеркните гласные, показывающие на мягкость согласных. - А в какой столбик запишите слово моль? - В нем есть мягкий согласный звук? Какой? - Но ведь после согласной л нет гласных я, ю, е, ё, и. Почему же она произносится мягко? - Можете предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Послушайте загадку. Отгадка на неё и будет темой нашего сегодняшнего урока. Живет в стране Грамматика очень веселый волшебник. Без него не написать 30, 20, 10, 5. Он не произносится, но в слово часто просится. Почему у дома угол превратился сразу в уголь, Без пожара, просто так? Это сделал … Дети произносят отгадку: мягкий знак. Далее формулируется тема урока: «Мягкий знак – показатель мягкости согласных». - Сегодня нам предстоит доказать, действительно ли мягкий знак показывает на мягкость стоящего перед ним согласного звука. А для этого нам необходимо: 1) Понаблюдать над ролью мягкого знака в русском языке. 2) Вспомнить, в чем особенность мягкого знака. 3) Повторить, как переносятся слова с мягким знаком в середине. 4. «Открытие» нового знания. 1) Наблюдение над словами с мягким знаком. Работа в парах на листочках. -Догадайтесь, о чем я говорю, и запишите слова в первый столбик. Место наказания провинившихся детей. Полезное ископаемое, которым ученики пишут на доске. Емкость для хранения варенья. Длинная палка, которую используют для прыжков в высоту. Дети записывают слова-отгадки в столбик. - Во второй столбик запишите похожие слова с мягким знаком. В результате в тетради учащихся получается следующая запись. Угол уголь Мел мель Банка банька Шест шесть -Чем отличается написание слов второго столбика? -Что делает мягкий знак со стоящей впереди него согласной? Физкультминутка. А теперь давайте понаблюдаем, в чем особенность ь. Рядом со словами 2-го столбика запишите, сколько в каждом слове букв и сколько звуков. Уголь – 5 букв, 4 звука. Мель – 4 буквы, 3 звука. Банька – 6 букв, 5 звуков. Шесть – 5 букв, 4 звука. - Почему звуков меньше, чем букв? Дети делают вывод о том, что мягкий знак не обозначает звука. Он служит лишь для смягчения согласных. - Ребята, сегодня к нам пришло письмо от Вовы Колесникова. Послушайте отрывок из его письма и постарайтесь запомнить слова с мягким знаком, которые в нем встретятся. Учитель читает письмо. Здравствуйте, ребята. Весь июнь я провел у бабушки в деревне. Стояли солнечные деньки. Однажды мы с ребятами ходили в ельник. По дороге моя сестра Ольга собирала васильки. А я нашел на пеньке семейку опят. Вдруг из-за кустов выглянул лось. Мы побежали домой. - Какие слова с мягким знаком встретились в этом письме? Проводится выборочный диктант. Дети записывают только слова с мягким знаком: июнь, деньки, ельник, Ольга, васильки, на пеньке, лось. -У Вовы не уместилось на строке слово васильки. Он перенес его так: васи-льки. Согласны ли вы с ним? - Как нужно переносить слова с мягким знаком в середине? Повторение правила переноса слов. - Разделите записанные слова для переноса. 4. Закрепление знаний и умений. Работа по учебнику Р.Н.Бунеева «Русский язык»: с.114 упр.189. 5. Итог урока. Домашнее задание: с. 114 упр.190. На доске пословица: Не гордис званием, а гордис знанием. - Все ли правильно написано? В чем ошибка? Дети доказывают необходимость написания мягкого знака в слове «гордись» - Как понимаете смысл пословицы? - Какими знаниями, полученными сегодня, вы можете гордиться? Что вы знаете про мягкий знак? - А все ли о мягком знаке мы сегодня изучили? - Всегда ли мягкий знак является показателем мягкости согласных? Об этом мы узнаем на следующем уроке. |
Урока русского языка во 2 классе на тему: «Мягкий знак показатель... Дать знания о том, что мягкий знак –это показатель мягкости согласных, что показывает разделительный ь знак, и перед какими буквами... | Урок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука» Создание условий для формирования умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце слова | ||
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» Цель: углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен... | Тема : Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих ... | ||
Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель... Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова | Программа комплексного собеседования специальность: "Юриспруденция" Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Слог, ударение. Правила переноса... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости | Урок русского языка во 2 классе. Тема: Разделительный мягкий знак Цели: 1 создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий... | ||
Разработка урока русского языка 1 класс тема: Мягкий знак- показатель... Сегодня мы будем изучать новую тему, а какую, вы ответите сами, разгадав кроссворд. ( перед детьми ставится проблема ) | Конспект урока (обучение грамоте) по теме: ь знак показатель мягкости согласного звука Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,... | ||
Урок русского языка во 2 классе Тема: «Твёрдые и мягкие согласные... Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать речевой слух учащихся, умения наблюдать за произношением... | Урок русского языка в 3 классе. Тема: мягкий знак на конце существительных после шипящих Цель: углубить знания учащихся о функциях мягкого знака, познакомить с новой ролью показатель женского рода существительных, воспитывать... | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85 | Урок русского языка в 1 «В» классе. Тема: обозначение мягкости согласных... Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков в этих предложениях? (е, и, ю, я, ь.) | ||
Урок русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме" Образовательная – систематизация и закрепление знаний по теме, подготовка к диктанту | Тема : «Мягкий знак как показатель мягкости согласных в середине слова» Цели: учить распознавать мягкие согласные в словах и обозначать их на письме; познакомить учащихся с правилом переноса слов с мягким... |