Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»





Скачать 85.13 Kb.
НазваниеУрок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Дата публикации03.08.2014
Размер85.13 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Открытый урок по русскому языку в 3В классе.

Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Цель: углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен существительных после шипящих.
Задачи:
Образовательные:

- познакомить еще с одной ролью мягкого знака в русском языке—как показатель женского рода имен существительных после шипящих;

- работать над правильностью, четкостью, доказательностью речи учащихся.
Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному слову, к устному народному творчеству;

- воспитывать уважение к мнению одноклассника (работа в группах).
Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое мышление;

- развивать коммуникативные навыки общения.

ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент 1 минута.

2. Работа с фразеологизмами 3 минуты.

3. Игра «Распредели на две группы» 5 минут.

4. Ознакомление с употреблением мягкого

знака после шипящих 7 минут.

5. Танцевально-ритмическая физкультминутка 1 минута.

6. Работа над усвоением правила о роли мягкого

знака после шипящих 12 минут.

7. Задания для умников и умниц 4 минуты.

8. Дидактическая игра «Нужен ли мягкий знак» 2 минуты.

9. Проверка заданий для умников и умниц 2 минуты.

10. Подведение итогов урока 3 минуты.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим путешествие по бескрайнему океану под названием Русский язык. А вот в какую страну нам придется попасть, узнаете, когда выполните ряд заданий. Готовы?


  1. Работа с фразеологизмами.

Учитель: На доске записаны фразеологизмы. Что такое фразеологизмы?

Дети: устойчивые выражения.

Учитель: Прочитайте фразеологические обороты, объясните, когда так говорят:

Заливаться соловьем.

Медвежья услуга.

Стоять на распутье.

И бровью не ведет.
Ребята читают фразеологические обороты, объясняют их значение.
Учитель: Какая орфограмма объединяет все фразеологизмы?

Дети: Разделительный мягкий знак.

Учитель: С какой ролью мягкого знака вы еще знакомы?

Дети: Показатель мягкости согласного.
На доске появляется схема:
Ь
показатель разделительный

мягкости знак

согласного


  1. Игра: «Распредели на две группы».

У ребят карточки №1 со словами: братья, карась, стулья, больной, сыновья, прутья, мышь, листья, деньки, мальчик, корабль.

Дети записывают слова с мягким знаком в две группы: первый столбик—слова с мягким знаком как показателем мягкости согласного, второй – слова с разделительным мягким знаком.
Учитель: Давайте проверим, как вы справились с работой.

Какое слово у вас осталось? Почему?

Ребята отвечают, что это слово мышь. Мягкий знак в этом слове не обозначает ни мягкость согласного, ни является разделительным знаком.
Учитель: Как вы уже догадались, мы отправились в страну, где поселился мягкий знак. Сегодня мы узнаем еще об одной роли мягкого знака в русском языке.


  1. Ознакомление с употреблением мягкого знака после шипящих.

Работа по учебнику. Выполнение упражнения 450.

Учитель: Прочитайте слова. Обратите внимание, на какие звуки оканчиваются эти слова:

Луч, речь, сторож, ключ, плащ, мышь, помощь, товарищ, малыш, рожь, ночь, вещь.
Запишите существительные в два столбика – по родам.

Какой вывод можно сделать?
Ребята выполняют задание и наблюдают, что на конце существительных женского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак.
Работа по учебнику с правилом на с. 41.

На доске вывешивается третья табличка: показатель женского рода имен существительных после шипящих.


  1. Танцевально-ритмическая физкультминутка под музыку.




  1. Работа над усвоением правила о роли мягкого знака после шипящих. Работа с текстами из устного народного творчества.


1) Загадки.
Учитель: Отгадайте загадки, запишите отгадки, объясните их написание.

Гляжу я в окошко –

Ходит черная кошка.

Всех усыпляет.

Тишину приглашает.

(ночь)


Маленький шарик

Под лавкой шарит.

(мышь)
Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою

Я любой замок.

(ключ)
По пустому животу

Бьют меня невмоготу;

Метко сыплют игроки

Мне ногами тумаки.

(мяч)
Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры теплота.

(печь)
Ребята записывают слова-отгадки с объяснением орфограммы:

Ночь (Ж.р.), мышь (Ж. р.), грач (М. р.)….
2) Пословицы и поговорки.

Учитель: Возьмите из конверта карточки №2. Прочитайте пословицы, объясните их смысл:

Идет дождь – несет рожь.

Для трусливого человека и уж – змея.

Здоровому врач не нужен.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Береженая вещь два века служит.
Учитель: Найдите существительные с шипящей на конце слова, объясните написание. Запишите пословицы в тетрадь, письменно объясняя орфограмму.
Образец: Идет дождь – несет рожь (Ж. р.).



  1. Задания для умников и умниц.

Учитель: Сейчас вы разделитесь на 3 группы. Каждой группе дано будет задание. Работайте дружно. Один представитель от каждой группы защищает ответ группы у доски.
Ребята работают вместе в группах.
Задание для 1 группы.

Дана звуковая запись, т.е. транскрипция слов. Запишите эти слова в соответствии с правилами орфографии русского языка: [йош], [лош], [пл’аш], [кл’уч].

Задание для 2 группы.

Запишите проверочные слова к словам с безударной гласной:

Ночная жизнь, плащевая ткань, пища горчит, полет стрижа, дрожащие пальцы.
Задание для 3 группы.

Выберите словосочетания, в которых надо писать мягкий знак:

Много туч(?), серая мыш(?), тихий плач(?), густой камыш(?), старшая доч(?).
Учитель: Пока представители команд готовятся у доски, мы с вами поиграем в игру «Нужен ли мягкий знак». Встаньте возле парт. Я произношу слова с шипящей на конце. Если названо слово, в котором после шипящей надо писать мягкий знак, вы делаете хлопок руками. Тот, кто ошибся – садится за парту.

Слова для игры: сторож, мышь, луч, уж, камыш, дрожь, плющ, плащ, нож, мышь, печь, грач, стриж, ложь, страж, клич, плач, сушь, овощ, обруч, вещь.
Учитель: Молодцы! А теперь давайте проверим, как вы выполнили задания для умников и умниц.
Ребята защищают ответы.


  1. Подведение итогов урока.

Учитель: К нам на урок пришел Незнайка. Он просит помощи.
Незнайка: Плач, кузнец, певец и жнец,

Печь и речь, калач и клещ,

Рожь, силач, камыш, малыш,

Тут попробуй, разберись.
Где писать мне мягкий знак?

Не пойму, друзья, никак!

Кто из вас, друзья, покажет,

Правило мне все расскажут?

Разберет кто все слова?

Чтоб не получил я «2».
1-ый ученик:

Печь и речь, и мышь, и рожь,

Быстро все сейчас поймешь.

Может разобраться всяк:

Где женский род –

Там мягкий знак.
2-ой ученик:

Печь и речь – она, моя,

Мягкий знак пишу, друзья.
3-ий ученик:

Ну а ключ и мяч – он, мой,

Значит это род мужской,

Мягкий знак тут не пишу,

Без ошибок напишу.
Учитель: За хорошую работу на уроке все получают пятерки (вырезанные из цветного картона). Дома закрепите материал: выполните упражнение 455.


Карточка №1.
Распределите слова на две группы: в первую запишите слова с мягким знаком как показателем мягкости согласных, во вторую – с разделительным мягким знаком.

Братья, карась, стулья, больной, сыновья, прутья, мышь, листья, деньки, мальчик, корабль.
Карточка №2.
Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
Идет дождь – несет рожь.

Для трусливого человека и уж – змея.

Здоровому врач не нужен.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Береженая вещь два века служит.
Найдите существительные с шипящей на конце слова, объясните написание. Запишите пословицы, обозначая данную орфограмму.

Образец: Идет дождь – несет рожь (Ж. р.).


Задание для 1 группы.
Дана звуковая запись, т.е. транскрипция слов. Запишите эти слова в соответствии с правилами орфографии русского языка: [йош], [лош], [пл’аш], [кл’уч’].

Задание для 2 группы.
Запишите проверочные слова к словам с безударной гласной:
Ночная жизнь, плащевая ткань, пища горчит, полет стрижа, дрожащие пальцы.

Задание для 3 группы.
Выберите словосочетания, в которых надо писать мягкий знак:
Много туч(?), серая мыш(?), тихий плач(?), густой камыш(?), старшая доч(?).

Ь

показатель мягкости согласного

разделительный знак

показатель женского рода имен существитель-ных после шипящих

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» iconМягкий знак на конце существительных после шипящих
Цель: познакомить с новой ролью ь – показатель женского рода на конце существительных после шипящих
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» iconУрок русского языка в 3 классе. Тема: мягкий знак на конце существительных после шипящих
Цель: углубить знания учащихся о функциях мягкого знака, познакомить с новой ролью показатель женского рода существительных, воспитывать...
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» iconТема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих
Углубить знания о функциях мягкого знака: показателя мягкости согласных, разделительного знака, показателя женского рода имен существительных...
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» iconТема : Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих
...
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» iconКонспект урока по русскому языку. Тема Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных
Цель урока: сформировать практическое умение писать строчную букву ж, писать слова и предложения с этой буквой
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» iconУрок по русскому языку Тема: ««Мягкий знак после шипящих в глаголах»
Моу «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» городского округа Саранск
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» iconМягкий знак (ь) не конце имён существительных после шипящих
Цели урока: Создать условия для нахождения учащимися приставки среди других частей слова
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План-конспект урока "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих", по Т. Г. Рамзаевой, 3 класс
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» iconУрок по русскому языку на тему: 3 класс
Обучающая: познакомить учащихся с правилом правописания мягкого знака (Ь) на конце существительных после шипящих
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» iconУрок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель...
Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» iconТехнологическая карта урока
Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных; учащимися 3 класса в предметной...
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» iconПрограмма комплексного собеседования специальность: "Юриспруденция"
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Слог, ударение. Правила переноса...
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» iconТема "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Место в программе: один из уроков по теме «Наречие» по программе М. М. Разумовской
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» iconУрок по русскому языку в 3 классе (от 27. 04. 2012.) Тема: «Правописание...
Цель: закрепить умения склонять имена существительные 2 склонения, определять склонение и падеж имен существительных, повторить правописание...
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» iconКонспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: «Правописание мягкого...
Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода через наблюдение и исследовательскую работу учащихся


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск