Скачать 80.8 Kb.
|
Уч. Гарасимчук Л.А. 3класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих. Цель урока: Углубить знания о функциях мягкого знака: показателя мягкости согласных, разделительного знака, показателя женского рода имен существительных после шипящих (грамматическая роль). Задачи: 1.Формировать умение писать существительные женского и мужского рода с шипящими на конце; 2.Развивать умение делить слова на группы и выбирать основание для классификации, речь, внимание, креативность мышления, формировать навыки самоконтроля; 3.Воспитывать взаимовыручку, бережное и внимательное отношение к природе. Оборудование: карточки со словами на орг. момент, рисунки для сказки, Ход урока: . – Посмотрите на эпиграф к уроку. Просит знаний настоящих Мягкий знак после шипящих. – О чем пойдет речь на уроке? (правописание мягкого знака после шипящих) – Запишу тему урока на доске. Правописание мягкого знака после шипящих… – Я не дописываю, вы сделаете это сами. Минутка чистописания. – Цепочку для чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных множественного числа и мягкий знак, который должен находиться после каждой согласной. Какая цепочка получилась? Кьвь вькь кьвь Словарная работа. - За 1 минуту найдите и запишите в тетрадь словарные слова с мягким знаком, который обозначает мягкость согласных звуков. - Укажите род. - Обменяйтесь тетрадями, выставьте друг другу отметки за это задание. ( Взаимопроверка.)
– Подумайте, что вы знаете о правописании мягкого знака.
– Обменяйтесь информацией, обсудите.
По всей вашей информации мы с вами составим схему: Исследовательская работа (работа в группах). Карточка № 2.
У. Чем похожи слова в этих столбиках? Д. Это имена существительные, которые оканчиваются на шипящие. У. Сравните слова первого столбика. Что у них общего? Д. Это существительные женского рода, на конце их написан ь. У. Проанализируйте слова второго столбика. Что у них общего? Д. Это существительные мужского рода, на конце их ь не пишется. У. Вы знаете, что ь – буква-актер. Какую роль он играет в словах первого столбика? Д. Указывает на род имени существительного. У. Сформулируйте правило. Можно ли в первый столбик написать имена существительные мать, дверь, а во второй – мак, дуб? Почему? IV.Размышление. Проблемный вопрос. – Все ли случаи правописания ь мы записали? «Чтение с пометками». – У каждого из вас лежит карточка с текстом. В тексте будет для вас новая информация. Вы можете сделать пометки над словами с ь. Знаком «v» – уже знаком, «+» – это для меня новые
– Над какими словами вы поставили v? – Что для вас явилось новым? – Вы узнали, что есть еще группа слов, в которых на конце пишется мягкий знак. – А о чем вы хотите узнать? Запишем в таблицу эти слова в графу «Х». – А где мы можем об этом узнать? Послушайте стихотворение: Чтобы знать, как писать, Надо род определять. Если женский род, то надо Мягкий знак употреблять. И тогда мы пишем рожь, Мышь, печь, сушь и молодежь. Если род мужской у слова – Нету знака никакого! И тогда пиши: калач, Врач, малыш, гараж и грач! – Какой мы можем сделать вывод? Физминутка ( С мячом. Игра « Ассоциации». Слова: счастье и весна.) VI. Составление алгоритма. Карточка № 3. Расположите предложения в нужной последовательности:
На доске появляется совместно выработанный алгоритм. У. Проверим по этому алгоритму, есть ли ь у существительных мяч, мышь, много задач. VII. Закрепление изученного. 1. Работа в группах. Каждая группа получает задание на карточке и выполняет его. Группа отчитывается о выполнении задания. 1группа: измени имена существительные, чтобы они стояли в форме единственного числа. Определи род. Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи. 2 группа: подбери к данным словам близкие по значению имена существительные с шипящим на конце. Определи род. Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь. 3 группа: образуй от данных слов имена существительные в ед. числе. Укажи род. Врачевать, товарищеский, ночной, сторожить. 4. Интерактивные упражнения. - Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу имена существительные. Вы найдёте слова- подсказки, которые рассредоточены по классу. Слова — подсказки: рож?, мыш?, плач?, сыч?, тиш?, камыш? Дорога шла через …. Вот пробежала … . В роще послышался …. Это пел …. Вот и река. Кругом стояла ….. …. шептался с рекой. Дети объясняют правописание имен существительных. 1) Игра « Экзамен».(4 билета) Билет 1. - Вставить, если нужно, буквы в слова, подчеркнуть. Ландыш(?) любит лесную глуш(?). Билет 2. - Вставить, если нужно, буквы в слова, подчеркнуть. Лещ(?) и ерш (?) – рыбы, грач(?) и стриж (?) - птицы. - Что ты знаешь о грачах и стрижах? Билет 3. Счастливый билет. Поздравляем! Садись – «5». Билет 4. Вставь, если нужно, буквы в слова, подчеркни. Х (?)лодный ключ(?) всю ноч(?) шумит в овраге. - Как ты понимаешь значение слова ключ? ( Дети выполняют на местах.) 2) Творческий диктант (Под музыку норвежского композитора Эдварда Грига « Утро в лесу»). - Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и слова, спишите, озаглавьте, а музыка вам поможет. ( Не называю название музыки.) ………………….. Кончилась ноч(?). Пр. снулись певчие __________.Звонк. закуковала _____________. На развилке в. твей св. стит ____________. З.стучал по дер. ву ____________. ( Проверка с помощью « светофоров». Самопроверка и самостоятельное выставление отметок в тетрадях за выполнение задания.) 2. Игра “Рука друга“ Дети выходят парами: сильный ученик и ученик, допускавший ошибки. Им предлагаются слова на изучаемую орфограмму. Они объясняют написание. Борщ, дичь, брошь, вещь, ландыш, трубач, калач, циркач, силач, речь, нож и д.р. Звучат выводы. – Читаем правило на стр. 170-171, выполним устно упр. 450. – Дописываем тему урока. – Вернемся к нашей таблице. Куда поместим существительные женского рода с шипящими на конце?
Замените словосочетания одним словом. Запишите их в тетрадь (учитель читает).
Проверка: назовите существительные с ь. почему вы так написали?
Дополнительный материал. 1.- А сейчас внимательно послушайте сказку о мягком знаке и ответьте, у существительного какого рода на конце он пишется. СКАЗКА О МЯГКОМ ЗНАКЕ. В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Грамматика» жил-был царь «Имя существительное». Ему принадлежали все живые и неживые предметы. Кто?- человек, девочка, еж; что?- дворец, окно, камень. Царь любил своих подданных и ласково говорил: «Вот она, моя дочь, ласточка, вода. А вот он, мой сын, труд, малыш, город». Была в стране Грамматика буква - мягкий знак. Одни существительные жить без нее не могли: соль, кость, путь. А другие ссорились и шипели друг на друга: шалаш и рожь, печь и грач, луч и дочь. Они спорили между собой, где же должен жить мягкий знак. И вот в один солнечный денек захотелось мягкому знаку найти себе друзей. Вышел он за ворота города и пошел по дороге. Вскоре мягкий знак дошел до реки и увидел прекрасный цветок. Он потянулся к нему, но вдруг из воды вынырнула страшная рыба. Это был ерш. Ерш открыл свою огромную пасть и чуть не утащил мягкий знак на дно. Бедняга еле успел отскочить от воды. Испуганный, наш путешественник побрел дальше от реки. Вдруг на небо набежала черная туча, и дождь полил как из ведра. Мягкий знак увидел шалаш и стрижа, летавшего рядом. Но стриж даже не поздоровался с мягким знаком, улетев к своему берегу. Наш путник забежал в шалаш, но тот был такой ветхий, да к тому же в нем зияла огромная дыра. Кое-как мягкий знак переждал дождь, но совсем промок и продрог. Ему нужно было идти дальше. Вскоре он заметил под елью ежа и предложил ему дружбу. Мягкий знак залез под ель и прижался к ежу, чтобы согреться, но еж сильно уколол его своими иголками. Наш герой обиделся и ушел. Вскоре он забрел на ржаное поле. Рожь не прогнала его, угостила своими зернами. Мягкому знаку стало немного лучше. Он поблагодарил рожь. И тут, откуда ни возьмись, появилась полевая мышь. Она обрадовалась гостю, пригласила его к себе в нору, напоила, отогрела, приютила, уложила спать на теплую печь на ночь. Утром мягкий знак, отдохнувший и довольный, пошел домой. Он не нашел себе друзей среди ерша, стрижа, шалаша и ежа, зато навсегда подружился с рожью, мышью и печью. С тех пор мягкий знак пишется на конце после шипящих только у существительных женского рода. 2. – Так с кем не удалось подружиться мягкому знаку? С кем он подружился? Запишем. ( На доске и в тетрадях.) м.р. ж. р___. ерш рожь____ стриж мышь___ шалаш печь____ еж_______________________ - Допишите еще слова, чтобы было поровну. |
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» Цель: углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен... | Мягкий знак на конце существительных после шипящих Цель: познакомить с новой ролью ь – показатель женского рода на конце существительных после шипящих | ||
Тема : Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих ... | Урок русского языка в 3 классе. Тема: мягкий знак на конце существительных после шипящих Цель: углубить знания учащихся о функциях мягкого знака, познакомить с новой ролью показатель женского рода существительных, воспитывать... | ||
Мягкий знак (ь) не конце имён существительных после шипящих Цели урока: Создать условия для нахождения учащимися приставки среди других частей слова | Конспект урока по русскому языку. Тема Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных Цель урока: сформировать практическое умение писать строчную букву ж, писать слова и предложения с этой буквой | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План-конспект урока "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих", по Т. Г. Рамзаевой, 3 класс | Технологическая карта урока Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных; учащимися 3 класса в предметной... | ||
Программа комплексного собеседования специальность: "Юриспруденция" Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Слог, ударение. Правила переноса... | Тема "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" Место в программе: один из уроков по теме «Наречие» по программе М. М. Разумовской | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85 | Урок по русскому языку Тема: ««Мягкий знак после шипящих в глаголах» Моу «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» городского округа Саранск | ||
Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель... Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова | Урок в 5 классе Тема: ГласныеОиЕ после шипящихиЦв окончаниях существительных Тема сегодняшнего урока «О и е после шипящих и ц в окончаниях существительных». (Слайд 1) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" | I. Исходный уровень состояния знаний, умений, навыков, необходимый... Тема урока: «Правописание о е после шипящих и ц в окончаниях существительных» |