Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 59.45 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.02.2014
Размер59.45 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МОУ Поназыревская средняя общеобразовательная школа.

Урок русского языка в 3-м классе по УМК «Перспектива».

Учитель начальных классов: Корнилова О.А.
Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"

Тип урока: обучающий (урок изучения нового материала)

Цели и задачи:

  • cовершенствовать умение определять род имен существительных;

  • познакомить с правописанием мягкого знака на конце существительных;

  • упражнять в письме существительных с шипящими на конце;

  • расширять и обогащать словарь детей;

  • воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

I. Организация учащихся
Побудительная мотивация.

Встряхнулись, потянулись, улыбнулись друг другу и настроились на серьёзную работу.

Итог урока во многом зависит от вашей работы.

II. Минутка чистописания. (Работа общая для всех, подготовка к изучению нового материала)

ч ш щ ж (карточки )

(Беседа по вопросам)

  1. Что объединяет эти буквы и их звуки? (похожее звучание)

  2. Как их называют? (шипящие)

  3. На какие группы их можно разделить? (твердые и мягкие согласные)

  4. Какие орфограммы, связанные с этими буквами мы знаем? (чу-щу пиши с буквой у; ча-ща пиши с буквой а; жи-ши пиши с буквой и)

чу щу ча ща жи ши (карточки)
- Значит, какие буквы будем писать на минутке чистописания?

(Будем писать буквы Ч, Ш, Щ, Ж).

- Посмотрите на доску. Я предлагаю вам  вот такую цепочку (показ).

- Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.
- Прочитайте пословицу.

Что п_сеешь, то и п_жнешь.

- Запишите пословицу красиво, вставите пропущенные буквы.

- Объясните орфограммы. Разъясните смысл пословицы.

- Можно ли отнести эту пословицу к учебе?

(Дети объясняют смысл пословицы, объясняют орфограммы и записывают в тетради).

Аккуратно написали

И нисколько не устали.

Наш урок мы продолжаем,

Тему дальше развиваем.

III. Обобщение знаний о мягком знаке.
- Прочитайте две другие пословицы.
Хорошую речь хорошо и слушать.

Ученье - путь к уменью.
-Что общего в этих пословицах? (Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком).
А что это за буква “Ь знак”? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет). Зачем же она тогда нужна в русском языке? Может быть она безработная?
IV.Сообщение цели.
-Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке? (Сегодня мы повторим для чего нужен Ь знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нем что-то новое..

-Будем развивать внимание, память, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы, развивать речь.

V.Постановка и решение учебной задачи.

1. -А сейчас мы узнаем, какую ещё работу может выполнять Ь.

-Прочитайте слова:

Ночь, меч ,мяч, вещь, лещ, уж, плащ, помощь, дочь, речь, нож, ложь.

-Чем похожи эти слова? (это имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук)
Проблема: - Почему у одних существительных с шипящими на конце пишется мягкий знак, а у других – нет?

- Можете дать ответ? (дети сомневаются).

- Вот эту проблему нам сегодня на уроке нужно решить.

- На какие группы вы разбили бы данные слова, используя какие-то закономерности, свойственные этим группам? (одушевлённые и неодушевлённые, мужского рода и женского рода, с мягким знаком на конце и без мягкого знака)

- Молодцы, ребята, вы предложили несколько вариантов.

- Я предлагаю вам выписать в один столбик имена существительные мужского рода, а в другой – женского рода.

-Сравните написание существительных каждого столбика.

-Когда имена существительные с шипящим на конце пишутся с мягким знаком?(если они женского рода)

-Значит, какова же новая роль мягкого знака? (он указывает, что это существительные женского рода)

-Что нужно уметь, чтобы правильно написать имена существительные с шипящими на конце? (уметь определять род имён существительных)

2.- Прочитайте правило в учебнике на странице 13. Верны ли наши предположения? (Дети после прочтения, приходят к выводу, что предполагали правильно).
- Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? (Мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода).

- Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце.

(Обсуждение вместе с детьми)
1.Читаю или произношу слово.
2. Определяю часть речи.
3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.
4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.
5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.
Если существительное женского рода, то Ь пишу.
6. Если слышу мягкий звонкий или глухой звук, то вспоминаю работу Ь.

VI. Физминутка

Мы задание выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем, друзья.

Я буду называть слова, а вы, если услышите слово женского рода, то хлопайте в ладоши, а мужского – топайте ногами.

Этаж, вещь, стриж, молодёжь, лещ, тишь, камыш, мелочь, шалаш, калач, кирпич, полночь, ёрш, матч, душ, печь.

Как напишите имена существительные женского рода с шипящими на конце?
VII. Осознание и осмысление

Хотите узнать почему мягкий знак пишется только на конце имён существительных женского рода? Тогда слушайте сказку:

«Мягкий знак ищет слова.»

Как-то в волшебной стране АзБукоВедение произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда всё утихло, снова стали они в слова собираться. Один только Мягкий Знак не знает, куда ему встать. Пошёл он к словам мужского рода. А они не берут его к себе, говорят, что не мужское это дело – смягчаться. Они воины. Им нужны нож, плащ, шалаш для отдыха. Опечалился Мягкий Знак. Побрёл он к словам женского рода.

Идёт и думает: «Женщины добрые, они меня не прогонят». Посочувствовали женщины, поняли, что ему нужна помощь и взяли его к себе.

Захотелось как-то Мягкому знаку найти себе друга. Пошёл он по тропинке и встретил ежа.

-Давай дружить! - предложил Мягкий Знак. Но ёж ничего не ответил и свернулся в колючий клубок. Обиделся Мягкий Знак и ушёл от ежа. Идёт он и плачет. Вдруг видит: у дороги, где колосится рожь, сидит серая мышь. Пожалела она Мягкий Знак и оставила у себя жить.

Мягкий Знак так был ей благодарен, что с тех пор всегда стал писаться в существительных женского рода, которые оканчиваются на шипящие.

-Почему существительные нож, плащ, шалаш не пустили Мягкий Знак?

-А почему существительные рожь и мышь оставили его у себя?

-А почему Ёж не захотел дружить с Мягким Знаком?
VIII. Выявление уровня усвоения новых знаний.

1.Работа с учебником .
а).стр.13 упр.18.

Вставить Ь знак, где это необходимо. Подобрать к именам существительным имена прилагательные и запишите словосочетания.

б). стр.13 упр.19.

Найдите «третье лишнее» в каждой строчке.

2.Игра “Помоги слову найти дом”

Перед вами два дома, в одном из них живут слова с Ь, а в другом без Ь. Нужно расселить слова по этим домам. Если у существительных после шипящих пишется Ь, ваше слово живёт в доме с Ь, если не пишется – в другом доме. Выбор объясните.

Слова на карточках: печь, помощь, вещь, мышь, ночь, кирпич, мяч, плащ, луч, врач.

Работа группы детей у доски.
Остальные дети записывают слова в тетрадь по столбикам, левый – с Ь, правый – без Ь.

Проверка выполненного задания

3. Самостоятельная работа
Для контроля усвоения темы урока я предлагаю вам выполнить задания разной степени трудности. Три уровня 1,2,3.

1уровень

Напиши имена существительные в единственном числе, укажи род.

Чертежи, вещи, дочери, трубачи, гаражи, моржи, мелочи, богачи, коржи.

2 уровень

Спиши, вставляя нужные слова с шипящей на конце.

Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий …

3 уровень

Напиши мини- сочинение на тему «На реке», используя слова:

Петрович, пейзаж, луч, тишь, камыш, лещ, помощь.
Выберите задание. Прочитайте его внимательно, определите задачу и приступайте к её решению. О результатах работы вы узнаете на следующем уроке русского языка.
IX. Итог урока. Рефлексия.

-Давайте вернёмся к проблеме урока: почему у одних имён существительных, оканчивающихся на шипящий, пишется мягкий знак, а у других нет?

-О какой новой функции мягкого знака вы узнали сегодня на уроке?

(Мягкий знак на конце существительных после шипящих указывает, что они женского рода)

-Что нужно уметь, чтобы правильно писать существительные с шипящими на конце?

(уметь определять род имён существительных)

-Кому было легко?

-Кто испытывал затруднения? В чём? Где пригодятся знания, которые вы сегодня получили на уроке?

-Ваше настроение изменилось?

Листок настроения. На доске вывешивается листок настроения. У каждого ученика в конверте 3 кружка разного цвета, прикрепите нужный. Если у Вас настроение:

-радостное, светлое – жёлтый; -спокойное, уравновешенное- зелёный;
- грустное, печальное – синий.

-Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали

Х. Оценивание учащихся.

XI. Домашнее задание.

Дома вы будете выполнять упражнение 20 на странице14.

Желающие могут составить 3 предложения со словами отгадками.

Урок окончен, спасибо всем!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск