План-конспект урока "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих", по Т.Г.Рамзаевой, 3 классТема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящихЦель:1. Воспитывать любовь к родному языку.2.Формировать умение писать существительные женского и мужского рода с шипящими на конце.3.Развивать умение делить слова на группы и выбирать основание для классификации, речь, внимание, креативность мышления, формировать навыки самоконтроля.4. Углубить знания о функциях мягкого знака: показателя мягкости согласных, разделительного знака, показателя женского рода имён существительных после шипящих.Оборудование: учебник, карточки с заданиями, школьный компьютер, проектор. Ход урока Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
-Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. На доске написаны слова:ружьё морковь помощь рожь-Что общего в написании этих слов? - Какая это буква? (Мягкий знак.) Напишите до конца строки, соблюдая последовательность:
ь ьъъъъ ...
На следующей строке напишите данные слова.
Слова какой части речи вы написали? (Мы написали имена существительные.)
В каком числе стоят имена существительные? (Имена существительные стоят в единственном числе.)
Я предполагаю, что во всех данных словах мягкий знак играет одинаковую роль. Согласны ли вы со мной? (Нет т.к. )
(В слове ружьё - разделительный мягкий знак. В слове морковь - мягкий знак (ь) - показатель мягкости предыдущего согласного звука.) Почему в словах помощь, рожь написан мягкий знак?
Может он обозначает мягкость предыдущего согласного звука? (Нет, так как звук щ - всегда мягкий, звук ж - всегда твердый.)- Сегодня на уроке вы узнаете, почему в словах помощь, рожь пишется мягкий знак.
3. Словарная работаНовое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если разгадаете ребус: товар 'пища' Какое слово получилось? (Это слово товарищ.)
Что обозначает слово товарищ?
Дети высказывают свои предположения. (Товарищ - это человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, а также человек, дружески расположенный к кому-либо.)
Подберите к слову товарищ синонимы. (Друг, приятель.)
Найдите слово товарищ в словарике, напишите это слово два раза, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения.
К какой части речи относится слово товарищ? (Слово товарищ относится к имени существительному.)
В каком числе стоит слово товарищ, какого рода? (Слово товарищ стоит в единственном числе, мужского рода.)
В каком числе стоит слово помощь ,какого рода? (Слово помощь стоит в единственном числе, женского рода.)
Чем сходны по произношению слова товарищ и помощь? (На конце слышится мягкий шипящий звук щ.)
А в написании этих слов?
Но в слове помощь — после шипящего пишется мягкий знак, а в слове товарищ - после шипящего мягкого знака нет. Назовите тему сегодняшнего урока.
Тема сегодняшнего урока: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих».
Мягкий знак – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. 4. Работа по теме урокаНа доске написаны слова: Луч, дочь, карандаш, вещь, врач, чиж, молодёжь, тишь. Слова какой части речи написаны на доске? (На доске написаны имена существительные.)
В каком числе стоят имена существительные? ( Имена существительные стоят в единственном числе.)
На какие две группы можно разделить эти имена существительные? (Эти существительные можно разделить на существительные мужского и женского рода.)
Напишите существительные в два столбика, в первый - женского рода, во второй - мужского рода.
3. Словарная работа 2
Мягкий знак – хитрый знак. 3
Не сказать его никак. 3
Он не произносится, 3
Но в слово часто просится. 3
4. Работа по теме урока 3
Скажите, какие буквы, обозначающие звуки, написаны на конце существительных женского и мужского рода? (На конце существительных написаны буквы, обозначающие шипящие звуки.)
Сделайте вывод. (На конце существительных женского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак.На конце имен существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие звуки, мягкий знак не пишется.) Где можно найти и прочесть более точный вывод? (в учебнике) 5. Работа по учебникуЧтение вывода на стр.171 6. Закрепление изученногоУпражнение /..Отгадать загадки. Ответы написать в тетрадь . Какая птица быстрее всех летает?{Стриж.)
Как напишите это слово? (Стриж -существительное, мужского рода, пишу без мягкого знака.)
Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветов - красная ягода. Она ядовита! (Ландыш.)
Как напишите это слово? (Ландыш-существительное, мужского рода, пишу без мягкого знака.)
Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки. (Мышь.)
Как напишите это слово? (Мышь-существительное, женского рода, пишу с мягким знаком.)
Упражнение 2. (Самопроверка) К именам прилагательным, записанным на доске, подобрать подходящие по смыслу имена существительные с шипящими на конце.
звездная(ночь)
золотая (рожь)
острый (нож)
чёрный (грач)
русская (речь)
тяжелый (багаж)
7. Физкульминутка Мы работали отлично. Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка нам привычно На урок приходит в класс.
Я буду называть имена существительные с мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову существительное женского рода, то вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если услышите существительное мужского рода- приседаете. ( Кирпич, ёж, ночь, борщ, печь, шалаш, силач, мяч, молодёжь, дочь, клещ.) -Какое слово прозвучало последним? (Клещ)
-Кто знает что оно обозначает? (Это насекомое)
-А информацию об этом насекомом вы можете найти в энциклопедии.
8.Самостоятельная работа (Задание на карточках) Расположите части так, чтобы получился рассказ. Напишите текст, вставьте, где нужно, мягкий знак.
Охотник накинул плащ(?) и вышел во двор. Перед его глазами промелькнула летучая мыш(?).
Охотник ночевал в домике лесника. В полноч(?) он услышал жалобный
плач(?).
И снова повторился плач(?). Охотник понял, что это кричит сыч(?).
Проверка
Какую часть написали первой, какую второй, какую третьей?
В каких словах написали мягкий знак? Почему?
9.Итог урока. -Какие функции выполняет мягкий знак?
10.Рефлексия Вот наш урок близится к концу. У кого четыре плюсика поставьте оценку 5.(3 – 4, 2 - 3).
-Кто доволен своей работой на уроке?( похлопайте в ладоши).
Молодцы!
11.Домашнее задание. |