Скачать 87.91 Kb.
|
МБОУ СОШ №63 Открытый урок по русскому языку на тему: 3 класс Мухтарова Фатима Абуевна Учитель начальных классов. г.Грозный-2012год Тема: Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих. Цели урока: 1. Обучающая: познакомить учащихся с правилом правописания мягкого знака (Ь) на конце существительных после шипящих; 2. Развивающая: развивать познавательный интерес, культуру устной и письменно речи учащихся 3. Воспитывающая: воспитывать ответственное отношение к учёбе, труду, бережное отношение к здоровью Задачи: 1.Научить учащихся применять правило правописания мягкого знака на конце существительных после шипящих; 2.Составить алгоритм правописания существительных с мягким знаком на конце после шипящих; 3.Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; 4.Развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь; 5.Воспитывать уважение к русскому языку, культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно. Оборудование: компьютер, учебник русского языка (автор: Т.Г.Рамзаева) ; Портрет А.Толстого, рисунок Буратино предметные картинки с изображением Буратино, таблица с алгоритмом правописания мягкого знака после шипящих, индивидуальные карточки, индивидуальные тесты, компьютерная презентация. Литература:
Формы работы: индивидуальная; фронтально-индивидуальная, групповая, самостоятельная Методы: словесный, наглядный, исследовательский, частично-поисковый Форма обучения: урок - путешествие Ход урока 1.Организационный момент. (Психологический настрой учащихся) Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться доброе утро! Доброе утро!- солнцу и птицам Доброе утро!- улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, улыбчивым Доброе утро длится до вечера. Здравствуй, небо голубое Здравствуй, солнце золотое Здравствуй вольный ветерок Здравствуй маленький дубок Мы живём в одном краю. Всех я вас приветствую!
Учитель: За горами, за долами, За дремучими лесами Есть страна удивительная. Правит этой страной Существительное. Существительное! Что это такое? Я хочу о нём узнать. Кто из вас сейчас, ребята, О нём может рассказать? Д. (рассказывают правило о существительном). У.- Говорят, оно умеет, Если надо изменяться, А ещё оно умеет, как – то весело склоняться! Может, вы расскажете? На своих примерах нам это покажете? Д.- Существительные изменяются а) по числам: Ед. ч., Мн. ч. , стена – стены, б) по родам: М. р., Ж.р., Ср. р. в) по падежам (склоняются). У.- Сколько этих падежей? Назови их поскорей Не забудь к ним и вопрос Д. - И.п. кто? что? Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чём? У.- Падежи нам надо знать, Чтоб уметь определять Где, какой из них стоит. Каждый пусть определит. (проверка д/з)Слайды№3-9 - А теперь давайте с вами Поиграем со словами. Говорят, у них есть Род. Каждый нам их назовёт. В руки карточки возьмите. Нужный род нам покажите. (проверка д/з с помощью сигнальных карточек: М.р., Ж.р., Ср.р.) 2. Минутка чистописания. Слайды№10-12 Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу. На “отлично” напишу. - Кто внимательно слушал, тот ответит, какие согласные звуки встречаются в этом стихотворении чаще других. (Шипящие согласные звуки). Какие согласные называются шипящими и почему? (При их произношении воздух выходит с шипением). Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж]. (Открываю на доске таблицу шипящих согласных). - Значит, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (Будем писать буквы Ч, Ш, Щ, Ж). - Посмотрите на доску. Я предлагаю вам вот такую цепочку. (показ). - Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент. Аккуратно написали И нисколько не устали. Наш урок мы продолжаем, Тему дальше развиваем. Словарная работа. Слайд №13 2.Знакомство с новой темой. Слайд14-15 Учитель. Я хочу рассказать вам сказку. Жила-была в Алфавитном саду очень странная буква. Буква, которая Когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву Мягкий Знак. С глаголами с шипящим звуком на конце Мягкий Знак очень дружил, и поэтому он решил, что может занять место после шипящих и в других частях речи. Подошел Мягкий Знак к существительным женского рода и вежливо так сказал: Слайд 16 Задание учащимся: Выпишите слова с мягким знаком на конце слова и подчеркните его. Слайд 17 Учитель. Растрогались добрые существительные ЖЕНСКОГО рода с окончанием в корне на Ч, Щ , Ш, Ж и согласились дружить с Мягким Знаком. 1.Группа сильных учащихся работает самостоятельно по карточкам (материалы карточки прилагаются) 2.Группа, слабоуспевающих учащихся, в это время работает под руководством учителя на доске. Учащиеся записывают (цепочкой) под диктовку учителя слова с объяснением: ночь, молодёжь, глушь, дочь, вещь. Учитель. Обрадовался Мягкий Знак, побежал к существительным мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие и закричал: Слайд 18 Задание учащимся: выпишите слова, оканчивающиеся на шипящие.Какого рода эти существительные? Пишется ли на конце таких слов Ь знак? Слайд 19 Учитель. Но сильные существительные мужского рода не захотели терять свою твердость. Они строго сказали Мягкому Знаку: «Пожалуйста, никогда не приставай к нам». Вот так, с тех самых давних времен в существительных мужского рода Мягкий Знак никогда не ставится. А в существительных женского рода Мягкий Знак пишется всегда. Слайд20 Так запомним — род мужской Гонит Мягкий Знак метлой. Женский род — наоборот, Мягкий Знак в друзья берёт. Вывод: У существительных, оканчивающихся на шипящую, в Ж.р. пишется ь, а в М.р.- не пишется Самостоятельная работа на карточках Слайд 21 Красные карточки, синие, жёлтые Класс делится на 3 группы: учащиеся выполняют разноуровневые задания. ( Проверка слайды 22-24) Физкультминутка (Песня про Буратино) Слайд25 Слайд 26 Задание учащимся. Отгадай загадку, напиши отгадку. Объясни их правописание. 1.Под соснами, под ёлками Лежит мешок с иголками. (Ёж). .2.Драчун и забияка, Не знает страха, Живет в воде, Носит иглы на спине. (Ёрш) 3.Умный Ивашка, Красная рубашка, Где пройдет – коснется, Там след остается. (Карандаш) Слайд 26 5. Работа с учебником: Чтение правила на стр.170, 171. а)самостоятельное выполнение упр.453. б) проверка. Слайд 27 Физминутка (для глаз, для рук Вывод: У существительных, оканчивающихся на шипящую, в Ж.р. пишется ь, а в М.р.- не пишется Слайд 29-30 6.Закрепление. Тест слайды 31-45 8. Домашнее задание. Кроссворд с заданием – домашняя игра, В ней вам поможет ряд загадок, Родственные к ключевому подберите слова – В тетрадях будет у вас порядок. - Дома я предлагаю вам разгадать кроссворд с заданием. Загадки.
Задание: подбери к ключевому слову однокоренные слова, составь с ним предложение. - При выполнении домашнего задания вам большую помощь окажет правило – алгоритм. (Приложение №2) - Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки “5”. 9. Рефлексия. - В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:
(Дети показывают звёзды.) - Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд. - Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным. . Выставление отметок. - Спасибо всем за работу! Желаю удачи! - |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок | Урок по русскому языку в 8 классе на тему: «Назывные предложения» Оборудование. Современные песни на тему “Зима”. Иллюстрации и слайды “Зимний пейзаж”. Учебник “Русский язык. 8 класс под редакцией... | ||
Урок по русскому языку на тему: «Сложные слова» Оборудование к уроку: компьютер, проектор, smart-доска, учебник «Русский язык, 3 класс» | Рабочая программа по русскому языку 9 класс Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому... | ||
Рабочая программа по русскому языку 7 «Б» класс Для реализации этой цели необходимо поднять обучение русскому языку на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям... | Рабочая программа по русскому языку 7 класс Для реализации этой цели необходимо поднять обучение русскому языку на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям... | ||
Рабочая программа педагога Троицкой О. Н. учителя русского языка... Рабочая программа по русскому языку (7 класс) составлена на основе авторской программы С. И. Львовой «Программа по русскому языку... | Урок по русскому языку с использованием технологий развития критического... Урок по русскому языку с использованием технологий развития критического мышления. (2 класс) | ||
Рабочая программа по русскому языку для 5 б класса разработана на... Морф по русскому языку, авторской концепции Т. А. Ладыженской с учетом требований регионального образовательного стандарта Забайкальского... | Программа и методические рекомендации по русскому языку программа по русскому языку (9 класс) Настоящая программа разработана для выпускников IX классов и направлена на подготовку к егэ по русскому языку. Программа создана... | ||
Рабочая программа по русскому языку 9 а класс Учитель: Язовских Татьяна... Государственного стандарта, примерной программы по русскому языку,М., Дрофа,,2008,программы по русскому языку к учебникам для 5-9... | Рабочая программа по русскому языку,3 класс,Михайлова М. С. Рассмотрена Развернутое тематическое планирование по русскому языку (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного... | ||
Рабочая программа по русскому языку Класс 8а С. И. Львовой, которая соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав умк вместе с учебником... | Рабочая программа по русскому языку 11 класс, базовый уровень Программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)... | ||
Пояснительная записка 5 класс рабочая программа по русскому языку... РФ. Обучение ведётся по учебнику: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова «Русский язык. 5 класс» М., 2013 г./ Научный... | Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова" (по системе Занкова). 3-й класс |