Урок по русскому языку на тему: 3 класс





Скачать 87.91 Kb.
НазваниеУрок по русскому языку на тему: 3 класс
Дата публикации04.08.2014
Размер87.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МБОУ СОШ №63
Открытый урок по русскому языку на тему:

3 класс

Мухтарова Фатима Абуевна Учитель начальных классов.

г.Грозный-2012год
Тема: Правописание мягкого знака на конце существительных после  

            шипящих.

Цели урока:

1. Обучающая:  познакомить учащихся с правилом правописания мягкого знака (Ь) на конце существительных после шипящих;

2. Развивающая:  развивать познавательный интерес, культуру устной и письменно  речи учащихся

3. Воспитывающая: воспитывать ответственное отношение к учёбе, труду, бережное  отношение к  здоровью

Задачи:

1.Научить учащихся применять правило правописания мягкого знака на конце существительных после шипящих; 2.Составить алгоритм правописания существительных с мягким знаком на конце после шипящих; 3.Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; 4.Развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь;

5.Воспитывать уважение к русскому языку, культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

Оборудование: компьютер, учебник русского языка (автор: Т.Г.Рамзаева) ;  Портрет А.Толстого, рисунок Буратино  предметные картинки с изображением Буратино,  таблица с алгоритмом правописания мягкого знака после шипящих,    индивидуальные карточки, индивидуальные тесты, компьютерная презентация.

Литература:

  1. Учебник «Русский язык» Т.Г.Рамзаева.

  2. «Русский язык», поурочные планы по учебнику Т.Г.Рамзаева.

  3. Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин «Конкурс грамотеев», Москва «Просвещение» АО «Учебная литература», 1996г.

Формы работы:     индивидуальная; фронтально-индивидуальная, групповая, самостоятельная

Методы:  словесный, наглядный, исследовательский, частично-поисковый

Форма обучения:    урок - путешествие

Ход урока
1.Организационный момент.
(Психологический настрой учащихся)
Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться доброе утро!

Доброе утро!- солнцу и птицам

Доброе утро!- улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, улыбчивым

Доброе утро длится до вечера.

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй вольный ветерок

Здравствуй маленький дубок

Мы живём в одном краю. Всех я вас приветствую!



  1. Актуализация знаний

Учитель:

За горами, за долами,

За дремучими лесами

Есть страна удивительная.

Правит этой страной

Существительное.

Существительное!

Что это такое?

Я хочу о нём узнать.

Кто из вас сейчас, ребята,

О нём может рассказать?

Д. (рассказывают правило о существительном).
У.- Говорят, оно умеет,

Если надо изменяться,

А ещё оно умеет, как – то весело склоняться!

Может, вы расскажете?

На своих примерах нам это покажете?
Д.- Существительные изменяются

а) по числам: Ед. ч., Мн. ч. , стена – стены,

б) по родам: М. р., Ж.р., Ср. р.

в) по падежам (склоняются).
У.- Сколько этих падежей?

Назови их поскорей

Не забудь к ним и вопрос

Д. - И.п. кто? что?

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? о чём?

У.- Падежи нам надо знать,

Чтоб уметь определять

Где, какой из них стоит.

Каждый пусть определит.

(проверка д/з)Слайды№3-9

- А теперь давайте с вами

Поиграем со словами.

Говорят, у них есть Род.

Каждый нам их назовёт.

В руки карточки возьмите. Нужный род нам покажите. (проверка д/з с помощью сигнальных карточек: М.р., Ж.р., Ср.р.)

2. Минутка чистописания. Слайды№10-12

Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу.
На “отлично” напишу.

- Кто внимательно слушал, тот ответит, какие согласные звуки встречаются в этом стихотворении чаще других. (Шипящие согласные звуки).

Какие согласные называются шипящими и почему? (При их произношении воздух выходит с шипением).

Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж]. (Открываю на доске таблицу шипящих согласных).

- Значит, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (Будем писать буквы Ч, Ш, Щ, Ж).

- Посмотрите на доску. Я предлагаю вам вот такую цепочку. (показ).

- Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.

Аккуратно написали
И нисколько не устали.
Наш урок мы продолжаем,
Тему дальше развиваем.
Словарная работа. Слайд №13

2.Знакомство с новой темой. Слайд14-15
Учитель. Я хочу рассказать вам сказку. Жила-была в Алфавитном саду очень странная буква. Буква, которая Когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву Мягкий Знак. С глаголами с шипящим звуком на конце Мягкий Знак очень дружил, и поэтому он решил, что может занять место после шипящих и в других частях речи. Подошел Мягкий Знак к существительным женского рода и вежливо так сказал:

Слайд 16

Задание учащимся: Выпишите слова с мягким знаком на конце слова и подчеркните его.

Слайд 17

Учитель. Растрогались добрые существительные ЖЕНСКОГО рода с окончанием в корне на Ч, Щ , Ш, Ж и согласились дружить с Мягким Знаком.
1.Группа сильных учащихся работает самостоятельно по карточкам (материалы карточки прилагаются)

2.Группа, слабоуспевающих учащихся, в это время работает под руководством учителя на доске. Учащиеся записывают (цепочкой) под диктовку учителя слова с объяснением:

ночь, молодёжь, глушь, дочь, вещь.

Учитель. Обрадовался Мягкий Знак, побежал к существительным мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие и закричал:

Слайд 18

Задание учащимся: выпишите слова, оканчивающиеся на шипящие.Какого рода эти существительные? Пишется ли на конце таких слов Ь знак?

Слайд 19

Учитель. Но сильные существительные мужского рода не захотели терять свою твердость. Они строго сказали Мягкому Знаку: «Пожалуйста, никогда не приставай к нам».

Вот так, с тех самых давних времен в существительных мужского рода Мягкий Знак никогда не ставится. А в существительных женского рода Мягкий Знак пишется всегда. Слайд20
Так запомнимрод мужской

Гонит Мягкий Знак метлой.

Женский род — наоборот,

Мягкий Знак в друзья берёт.

Вывод: У существительных, оканчивающихся на шипящую, в Ж.р. пишется ь, а в М.р.- не пишется

Самостоятельная работа на карточках Слайд 21

Красные карточки, синие, жёлтые

Класс делится на 3 группы: учащиеся выполняют разноуровневые задания. ( Проверка слайды 22-24)

Физкультминутка (Песня про Буратино) Слайд25

Слайд 26

Задание учащимся. Отгадай загадку, напиши отгадку. Объясни их правописание.

1.Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ёж).

.2.Драчун и забияка,

Не знает страха,

Живет в воде,

Носит иглы на спине. (Ёрш)
3.Умный Ивашка,

Красная рубашка,

Где пройдет – коснется,

Там след остается. (Карандаш)

Слайд 26
5. Работа с учебником:

Чтение правила на стр.170, 171.

а)самостоятельное выполнение упр.453.

б) проверка. Слайд 27

Физминутка

(для глаз, для рук

Вывод: У существительных, оканчивающихся на шипящую, в Ж.р. пишется ь, а в М.р.- не пишется

Слайд 29-30

6.Закрепление. Тест слайды 31-45

8. Домашнее задание.

Кроссворд с заданием – домашняя игра,
В ней вам поможет ряд загадок,
Родственные к ключевому подберите слова –
В тетрадях будет у вас порядок.

- Дома я предлагаю вам разгадать кроссворд с заданием.

Загадки.

  1. Если хорошо заточен,
    Все легко он режет очень. (Нож).

  2. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).

  3. Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).

  4. Под полом таится, кошки боится. (Мышь).

Задание: подбери к ключевому слову однокоренные слова, составь с ним предложение.

- При выполнении домашнего задания вам большую помощь окажет правило – алгоритм. (Приложение №2)

- Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки “5”.

9. Рефлексия.

- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

  1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

  2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

  3. Если не разобрались в теме – голубую.

(Дети показывают звёзды.)

- Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд.

- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным. . Выставление отметок.

- Спасибо всем за работу! Желаю удачи!

-

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по русскому языку на тему: 3 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок
Урок по русскому языку на тему: 3 класс iconУрок по русскому языку в 8 классе на тему: «Назывные предложения»
Оборудование. Современные песни на тему “Зима”. Иллюстрации и слайды “Зимний пейзаж”. Учебник “Русский язык. 8 класс под редакцией...
Урок по русскому языку на тему: 3 класс iconУрок по русскому языку на тему: «Сложные слова»
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, smart-доска, учебник «Русский язык, 3 класс»
Урок по русскому языку на тему: 3 класс iconРабочая программа по русскому языку 9 класс
Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому...
Урок по русскому языку на тему: 3 класс iconРабочая программа по русскому языку 7 «Б» класс
Для реализации этой цели необходимо поднять обучение русскому языку на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям...
Урок по русскому языку на тему: 3 класс iconРабочая программа по русскому языку 7 класс
Для реализации этой цели необходимо поднять обучение русскому языку на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям...
Урок по русскому языку на тему: 3 класс iconРабочая программа педагога Троицкой О. Н. учителя русского языка...
Рабочая программа по русскому языку (7 класс) составлена на основе авторской программы С. И. Львовой «Программа по русскому языку...
Урок по русскому языку на тему: 3 класс iconУрок по русскому языку с использованием технологий развития критического...
Урок по русскому языку с использованием технологий развития критического мышления. (2 класс)
Урок по русскому языку на тему: 3 класс iconРабочая программа по русскому языку для 5 б класса разработана на...
Морф по русскому языку, авторской концепции Т. А. Ладыженской с учетом требований регионального образовательного стандарта Забайкальского...
Урок по русскому языку на тему: 3 класс iconПрограмма и методические рекомендации по русскому языку программа по русскому языку (9 класс)
Настоящая программа разработана для выпускников IX классов и направлена на подготовку к егэ по русскому языку. Программа создана...
Урок по русскому языку на тему: 3 класс iconРабочая программа по русскому языку 9 а класс Учитель: Язовских Татьяна...
Государственного стандарта, примерной программы по русскому языку,М., Дрофа,,2008,программы по русскому языку к учебникам для 5-9...
Урок по русскому языку на тему: 3 класс iconРабочая программа по русскому языку,3 класс,Михайлова М. С. Рассмотрена
Развернутое тематическое планирование по русскому языку (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного...
Урок по русскому языку на тему: 3 класс iconРабочая программа по русскому языку Класс 8а
С. И. Львовой, которая соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав умк вместе с учебником...
Урок по русскому языку на тему: 3 класс iconРабочая программа по русскому языку 11 класс, базовый уровень
Программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...
Урок по русскому языку на тему: 3 класс iconПояснительная записка 5 класс рабочая программа по русскому языку...
РФ. Обучение ведётся по учебнику: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова «Русский язык. 5 класс» М., 2013 г./ Научный...
Урок по русскому языку на тему: 3 класс iconКонспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова" (по системе Занкова). 3-й класс



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск