Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:
Директор средней школы Зам.дир. по УВР на заседании МО___
______________________ ____________________ ___________________
«____»______________г. «____» ______________г. протокол №______от
_____________________
Рабочая программа по русскому языку
Класс 8а
Учитель Сыртланова Елизавета Канзильевна
Количество часов на год102 _час.; в неделю___3___час.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для общеобразовательных учреждений (5 – 11 классы) С.И. Львовой, которая соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК вместе с учебником Львовой С.И. «Русский язык. 8 класс».
Основная особенность курса русского языка по данной учебной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребёнка. Это проявляется, прежде всего, в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено региональному компоненту.
Основной целью данного курса является освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета.
Цели изучения курса:
1)воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
2)развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
3)освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
4)формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск; извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
5)применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
1) Образовательные: закрепить и углубить знания учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию.
2) Развивающие: закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текста; обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
3) Воспитательные: воспитание у учащихся высоких нравственных чувств гражданина и патриота, имеющего представление о русском языке как духовной и культурной ценности народа и понимающего национальное своеобразие русского языка.
формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
способствовать формированию умения применять полученные знания и умения в собственной речевой практике;
обогащать словарный запас и расширять круг используемых грамматических средств;
воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, сознательное отношение к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Содержание курса.
Русский язык – национальный язык русского народа. Язык как основное средство общения в национальном коллективе. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Роль русского языка в международном общении. Повторение изученного в 5 – 7 классах. Слово как основная единица языка. Лексика активного и пассивного употребления. Лингвистические словари и их разновидности. Трудные случаи различения слов разных частей речи и определения морфемного состава слова. Трудные случаи орфографии. Основные функции знаков препинания.
Функциональные разновидности русского языка. Разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы. Основные сферы общения. Задачи речи. Основные способы воздействия на слушателя (читателя). Языковые средства. Основные жанры.
Синтаксис и пунктуация.
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса (обобщение). Виды синтаксической связи: сочинительная и подчинительная. Пунктуация как раздел лингвистики.
Словосочетание как единица синтаксиса. Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. Типы подчинительной связи в словосочетании. Правильное употребление словосочетаний.
Предложение как единица синтаксиса. Предложение как речевое высказывание, как средство выражения мысли. Порядок слов в предложении. Основные виды предложений: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по характеру выражения отношения к действительности, по наличию второстепенных членов, по наличию необходимых членов предложения. Предложение как элемент текста. Слово-предложение.
Структура предложения. Грамматическая основа предложения. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого. Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения. Инфинитив в роли разных членов предложения. Члены предложения, выраженные фразеологическими оборотами. Правильное построение простого предложения.
Односоставные предложения. Грамматические признаки односоставных предложений. Виды односоставных предложений. Грамматические отличия односоставных полных и двусоставных неполных предложений. Типичные модели односоставных глагольных предложений.
Простое осложнённое предложение. Признаки простого осложнённого предложения (обобщение). Однородные члены предложения, их признаки, способы связи. Однородные и неоднородные определения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Предложения с обособленными членами предложения. Обособление, как смысловое, интонационное и пунктуационное выделение группы членов предложения. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие и присоединительные члены предложения. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.
Предложения с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с междометиями. Основные синтаксические нормы построения предложений с вводными конструкциями и обращениями.
Повторение изученного. Обобщение сведений по разным разделам лингвистики. Основные виды орфограмм и пунктограмм. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по русскому языку за курс VIII класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VIII классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VIII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
— производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью; составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
— соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Календарно-тематическое планирование.
№
| Тема раздела, урока
| Кол-во часов
| Планируемый результат
|
|
| Русский язык – национальный язык русского народа
2
| 1
| Русский язык – национальный язык
русского народа (вводный урок)
| 1
| Знать о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения, о величии и общепризнанности русского языка.
|
| 2
| Русский язык как государственный язык РФ. Международная роль русского языка (Урок повторения)
| 1
| Знать и понимать роль русского языка в мире и России (мировой, государственный, национальный язык). Уметь определять микротемы, составлять план текста, устно аргументировать свою точку зрения, формулировать основную мысль
|
|
| Основные разделы лингвистики. Повторение изученного в 5-7 кл. (7+1ч.)
| 3
| Слово как основная единица языка. Анализ слова с точки зрения его звучания, морфемного строения, лексического значения, грам.признаков и употребления ( урок закрепления знаний, умений,
навыков)
| 1
| Знать сведения об основных разделах лингвистики и основных явлениях, языковых единицах, изучаемых в каждом из них; сведения о слове как объекте изучения разных разделов лингвистики; сведения о разных видах омонимии. Уметь пользоваться разными типами лингвистических словарей с целью получения нужной информации о слове и фразеологизме;
уметь составлять словарные статьи.
| ГИА
| 4
| Лексика активного и пассивного употребления.
Фразеологизмы в речи (реклама) (Урок повторения)
| 1
| Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические); назначение знаков препинания. Уметь составлять вопросный план текста, расставлять пропущенные знаки препинания и графически обозначать синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания
|
| 5
| Морфемные модели слов и словообразование.
Трудные случаи различения слов разных частей речи (повторение пройденного)
| 1
| Знать сведения о разделах морфемики и словообразования, об орфографических принципах, объединяющих написания в каждом разделе; знать сведения о функциях знаков препинания в русском языке, о видах осложнения простых предложений.
Уметь определять морфемный состав слов и опираться на него в процессе орфографического разбора; уметь проводить смысловой, синтаксический и пунктуационный анализ предложения.
| ГИА
| 6
| Трудные случаи орфографии. (Урок повторения
| 1
| Знать правописание н ~нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, условия выбора орфограммы. Уметь формулировать правило по схеме, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания
| ГИА
| 7
| Пунктуация. Функции знаков препинания. (Урок повторения)
| 1
| Знать и уметь объяснять условия постановки ЗП в простых и сложных предложениях; графически обосновывать свой выбор, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания
|
| 8
| Трудные случаи пунктуации.
| 1
| Знать назначение и условия применения знаков пунктуации. Уметь ставить знаки препинания в простом предложении и в ССП
| ГИА
| 9
| Контрольная работа №1.
Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5 классе» (урок контроля)
| 1
| Знать основные нормы русского литературного языка (орфография, пунктуация).
Уметь писать контрольный диктант, выполнять грамматическое задание, применяя изученные орфограммы и пунктограммы на письме.
|
| 10
| Анализ контрольного диктанта. (Урок работы над ошибками)
| 1
| Знать основные нормы русского литературного языка (орфография, пунктуация).
Уметь выполнять работу над ошибками, выполнять грамматическое задание, применяя изученные орфограммы и пунктограммы на письме.
|
|
| Т е к с т о в е д е н и е ( 9+2+1ч.)
| 11
| Функциональные разновидности языка. Основные сферы общения. (повторительно-обобщающий урок)
| 1
| Функциональные разновидности языка. Анализ текста и определение его типовой принадлежности
|
| 12
| Разговорный стиль речи (комбинированный урок)
| 1
| Разговорная речь, сфера ее использования, назначение
|
| 13
| Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения (повторительно-обобщающий урок)
| 1
| Общие признаки разговорной речи. Интонационные особенности разговорной речи, роль мимики и жестов в устном общении
|
| 14
| Совершенствование культуры разговорной речи (повторительно-обобщающий урок)
| 1
| Типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор)
|
| 15
| Развитие речи.
Обучающее сжатое изложение(упр.107)
( Урок развития речи)
| 1
| Сжатое изложение
| ГИА
| 16
| Официально-деловой стиль речи
( Комбинированный урок)
| 1
| Сфера использования официально-делового стиля, назначение, основные признаки
|
| 17
| Основные жанры официально-делового стиля (повторительно-обобщающий урок)
| 1
| Форма и структура делового документа (доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление)
|
| 18
| Научный стиль речи. Основные признаки научного стиля
( Комбинированный урок)
| 1
| Сфера использования и назначение научного стиля. Логичность изложения, точность, строгая аргументированность, объективность
|
| 19
| Публицистический стиль речи.
( Комбинированный урок)
| 1
| Признаки, сфера использования, назначение публицистического стиля
| ГИА
| 20
| Рр. Сочинение-репортаж . (Урок развития речи.)
| 1
| Сочинение-репортаж
|
| 21
| Язык художественной литературы.
( Комбинированный урок)
| 1
| Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного языка
| ГИА
| 22
| Контрольная работа №2.
Зачет по итогам изучения раздела «Функциональные разновидности русского языка».
( Контрольный урок)
| 1
| Стилистический анализ текста
|
|
| СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. (1 ч)
| 23
| Синтаксис и пунктуация. ( Урок закрепления и комплексного применения знаний)
1
| Синтаксическая роль частей речи в предложении. Основные разделы пунктуации
|
| СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (3+1)
| 24
| Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по способу связи слов. ( Урок усвоения новых знаний.)
| 1
| Средства связи слов в словосочетании. Способ связи слов в СЧ
| ГИА
| 25
| Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. Синонимия словосочетаний ( Урок усвоения новых знаний.)
| 1
| Согласование, управление, примыкание
| ГИА
| 26
| Культура речи. Употребление словосочетаний.
( Урок усвоения новых знаний)
| 1
| Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложнопадежной формы управляемого сущ-го.
| ГИА
| 27
| Сжатое изложение (у.210) «Испытание дружбы» ( Урок развития речи)
| 1
| Изложение. Уметь озаглавливать текст так, чтобы в названии была отражена его основная мысль, составлять план текста, сжато его излагать, передавая только самую важную информацию; дополнять текст изложения кратким рассуждением.
|
| Основные признаки предложения (5)
| 28
| Понятие о предложении. (урок усвоения новых знаний)
| 1
| Знать сведения о предложении как синтаксической единице, основные признаки предложения (структурные, семантические, коммуникативные, интонационные) и главную его особенность – наличие предикативности.
Уметь проводить подробный анализ синтаксических признаков предложения; определять инверсию.
|
| 29
| Основные виды предложений.
( Комбинированный урок)
| 1
| Знать основные виды предложений: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов, по характеру выражаемого отношения к действительности.
Уметь проводить подробный анализ синтаксических признаков предложения; определять риторические фигуры речи.
|
| 30
| Виды предложений по наличию второстепенных членов (Комбинированный урок)
| 1
| Знать отличие полных от неполных предложений,
сферу их применения.
Уметь характеризовать предложение
|
| 31
| Порядок слов в предложении (урок закрепления изученного)
| 1
| Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово
|
| 32
| Предложение простое и сложное (повторительно-обобщающий урок)
| 1
| Уметь производить синтаксический разбор. Знать правила постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях
| ГИА
| Структура простого предложения (11+1)=12
| 33
| Грамматическая основа предложения (урок усвоения новых знаний)
| 1
| Знать сведения о главных членах предложения, термин «предикат».
Уметь проводить синтаксический разбор предложения.
|
| 34
| Подлежащее и способы его выражения. (урок усвоения новых знаний)
| 1
| Знать сведения о подлежащем как главном члене предложения, о способах выражения подлежащего.
Уметь определять в предложении подлежащее и способ его выражения.
|
| 35
| Виды сказуемого и способы выражения разных видов сказуемого. (урок усвоения новых знаний)
| 1
| Знать сведения о сказуемом (предикате) и о его видах, отличия между простым и составным сказуемым, функции вспомогательного глагола в составном глагольном сказуемом и глагола-связки в сказуемом составном именном.
Уметь определять в предложении сказуемое (предикат).
|
| |