Скачать 78.11 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дрезненская гимназия» Урок русского языка «Разделительный мягкий знак» УМК «Школа России» 2 класс Составила учитель начальных классов Полякова Оксана Николаевна 2013 г Тема: «Разделительный мягкий знак» Цель:
Формирование УУД: Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Личностные:
Тип урока. Открытие нового знания. Планируемые результаты: Базовый уровень: Правильное написание слов с разделительным мягким знаком. Повышенный уровень: Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости. Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах, предложениях. Уметь образовывать слова с разделительным мягким знаком. Уметь работать с текстом (составление текста по опорным словам и иллюстрации). Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, здоровье сберегающие технологии. Оборудование: сигнальные карточки зеленого и красного цветов, презентация, опорные схемы, веер с гласными буквами. Ход урока
Цель: создание атмосферы дружелюбия и симпатии. Метод: Ладошки удачи. –Давайте возьмемся за руки вокруг своих столов и передадим друг другу частичку своего тепла, желание работать вместе - сотрудничать. «Мы группа, значит, мы способны действовать». - Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодня урок принесет нам всем радость общения. (садитесь) Мы будем на уроке работать в группах. -Какие правила работы в группе вы должны помнить?
-Полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд; -Девиз нашего урока: «Помогая другим, учимся сами». -Вместе учиться не только легче, но и интереснее. 2.Физминутка: «Ладошки» (Массаж пальцев ,подготовка к письму) 3.Чистописание . -Откройте тетради. Запишите число, классная работа. -Послушайте стихотворение : Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. (Ф. И. Тютчев) -Выделите последний звук в слове лес. [С] -Расскажите о нем. (согласный, глухой, твердый, обозначим буквой «эс»). Запись: Сс, Ссс, Сссс…. 4. Словарная работа.1.-Исключите лишний слог и запишите слова, которые получились. Мовероз, петонал, лосипата, оредежда, липасица. -Какие слова получились? Что их объединяет? Откуда эти слова? (Из словаря) -Какое слово «лишнее»? Почему? (Одушевленное) Подчеркните его. (Лисица) Подберите однокоренные слова (Лисенок, лисята, лис, лисий (хвост), лисонька, лисичка, лисица). - Синонимы? (Рыжая плутовка). В каких сказках встречается? -Составьте предложение со словом «Лисица». Выделите в нем основу. Чье предложение вам понравилось больше? 2. Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их. К…ньки, т...традь, мальч…к, м…рковь, п...льто, м…дведь. Проверка: сигнал-о,е,и,о,а,е(сигнальные карточки) -Что объединяет все слова? (ь знак) - На какие 2 группы можно разделить? (1.Одушевленные, неодушевленные, 2. ь знак в конце, в середине). -Какую работу выполняет ь знак в этих словах? -Где может стоять ь знак, который смягчает согласный? -Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие? -Хотите узнать? -Тогда за работу 5. Введение в тему .Постановка проблемы. - Перед Вами два столбика слов. Они помогут вам открыть новое правило. На доске записаны слова: коньки шитьё пеньки ульи деньки деревья крыльцо счастье редька вьюга - Что вы можете сказать об этих словах? Что их объединяет? (Во всех словах в середине пишется ь). - По какому принципу я разделила слова в столбики? - В каком столбике слова с ь – показателем мягкости? Как узнали? - А с разделительным ь? Прочитаем слова 2 столбика. - Послушайте, как звучат эти слова. - Что заметили? (Слова как - будто разделились на две части) -Какие звуки мы слышим после мягкого согласного? (йа, йо…) - А какую букву нужно писать, когда мы произносим слова таким образом, как – будто они разделились на две части и при этом согласный звучит мягко и слышим звук Й? (мягкий знак- разделительный) - Давайте найдем ответ на нашу проблему: Когда же пишется разделительный ь? - Запишите слова второго столбика в тетрадь, в строчку, через запятую и подчеркните ь знак одной чертой, а гласную двумя чертами 6.Открытия нового знания. - Итак, что получилось? . - Что дала проверка? Шитьё, ульи, деревья, счастье, вьюга. - Посовещайтесь в группах и попробуйте сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах. (составление опоры: Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными___________) 7. Физминутка. А на улице мороз, Ну-ка, все взялись за нос! Ни к чему нам бить баклуши, Ну-ка, все взялись за уши! Покрутили, повертели Вот и ушки отогрели. Мы попрыгаем немножко И похлопаем в ладошки. Головой кивнём друг другу И пожмём соседу руку. Сядем – встанем, и прыжок. И продолжим наш урок. 8.Включение нового знания в систему знаний иповторения -Узнав, новое о мягком знаке, мы сможем выполнить различные упражнения. 1. У вас на столах лежат сигнальные карточки зеленого и красного цветов. Я сейчас буду называть слова, если в слове нужно писать ь – показатель мягкости, вы поднимаете зеленую карточку. А если в слове нужно писать ь – разделительный – вы поднимаете красную карточку. Будьте внимательны. Вязанье, Наталья, коньки, Илья, мельница, деньки, варенье, яблонька, скамья, веселье. - Молодцы, вы были внимательны и уважали мнение друг друга.. 2 . Разгадывание кроссворда: -Подобрать слова с разделительным ь. 1) Саша, Таня и Илья – все они мои … (друзья) 2) Приглядитесь: в лесу у пня Суета и беготня.Не умеют здесь лениться, Строит город вся семья. (муравьи) 3) Корчит рожицы и дразнит Думает, что без изъяна Быстро скачет по деревьям Маленькая … (обезьяна). 4)Как только листья опадут На дереве вы заметны тут. (Сучья) 3. Работа с учебником. Дифференцированная работа. - Прочитайте. Обратите внимание на произношение выделенных слов. - Прочитайте выделенные слова. В каких из них нужно написать разделительный мягкий знак? Почему? Задание для групп. ( Ученики выполняют по выбору) 1 группа: Запишите выделенные слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком. 2 группа: Выписать предложения с разделительным мягким знаком. 3 группа: Списать текст и выполнить задания. (Упражнение 185. Очень интересно наблюдать за по…ётом стрижей. Сейчас девочка по…ёт цветы. У нас дружная се…я. Се…я одуванчика очень лёгкое. Оле…и не боятся мороза. Оле…и шкуры хорошо сохраняют тепло.) Вывод : В каких случаях нужно писать разделительный мягкий знак? - Меняет ли лексическое значение слова, если мы не напишем разделительный мягкий знак? 4.Самостоятельная работа - Составьте предложения из групп слов. на, увидели, п..лянке, заяч..и, р..бята, л..сной, сл..ды висят, снега, д..рев..ев, на, хлоп..я, з..мой, суч..ях - Подумайте, как знания приобретенные сегодня на уроке, помогут вам в жизни. (Грамотное письмо). 9 Рефлексия. - Так какая была тема нашего урока? - Что сегодня было легко? -В чем испытывали затруднения на уроке? - Почему? Какие задачи поставим на последующие уроки? - Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути. Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. В группах сохранилось единство и хорошие отношения. - Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз. Мягкий знак в вашу честь и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В коробке лежат залпы нашего салюта (шарики). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтый, красный, оранжевый шарик. Если было трудно – синий или зелёный шарик. Сначала подходят девочки, выбирают шарики, затем – мальчики. Шарики приклеивают в тетрадь. 10 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1.Подарок- стихотворение о разделительном мягком знаке. Перед е, ё, и, ю, я, Я в корнях стою, друзья. Воробьи, семья, жильё — Перед я, ю, и, е, ё. Каменья, жильё, ручьи, Листья, крылья, стулья, чьи, Колья, перья и семья, Вьюга, осенью, друзья. Дома найти в этом стихотворении слова на изученную орфограмму и подчеркнуть ее. 2.Пополнение «Портфолио». Написать сочинение о мягком знаке-его тайнах, работе, о ваших чувствах ,испытанных на уроке. Урок окончен. Спасибо за работу. |